Вспоминаем имена юбиляров последнего месяца лета 2025 года в области литературы.
3 августа – 115 лет со дня рождения (1910-1995)
Дональда Биссета, английского детского писателя и художника.
Английский сказочник начал писать сказки по заказу лондонского телевидения, сам читал их в детских передачах. А читал он превосходно, потому что был профессиональным актёром и сопровождал чтение своими забавными рисунками.
Когда Дональда спросили, почему он стал писателем, он ответил: «Потому что зеленеет трава и растут деревья. Потому что я слышу, как гремит гром и стучит дождь. Потому что я люблю детей и зверей. Я снимаю шляпу перед божьей коровкой. Я люблю гладить кошек и ездить верхом… А еще писать сказки, играть в театре, рисовать… Когда ты любишь и то и другое и третье, тогда ты богатый. Кто ничего не любит, не может быть счастливым».
Любимый друг Биссета – тигренок Рррр, вместе с которым он любит путешествовать по реке времени до конца Радуги. И так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр – Вреднюги с именами: Нельзя, Несмей и Стыдись. Придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая – из Находчивого Крокодила. А звали эту забавную зверушку Крококот.
Позже писатель выпустил первую книжку своих коротких сказок «Расскажу, когда захотите», затем «Расскажу в другой раз», «Расскажу когда-нибудь». Затем появились сборники, объединенные одними и теми же героями – «Як», «Беседы с тигром», «Приключения утки Миранды», «Лошадь по кличке Дымка», «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в Джунгли». Замечательно то, что все книги были проиллюстрированы рисунками самого Биссета.
Биссет был не только писателем, а ещё и изобретательным театральным режиссером. Свои сказки он поставил на сцене Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне и даже сыграл в них с десяток небольших ролей.
Книги: «Беседы с тигром», «Все кувырком», «Забытый день рождения», «Дракон Комодо», «Поездка в Джунгли», «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Про корову Красотку».
Экранизации произведений Дональда Биссета: «Сказки Дональда Биссета», «Всё кувырком» (мультфильм, Саратовтелефильм, 1973 г.), «Девочка и Дракон» (мультфильм, Экран, 1982 г.), «Малиновое варенье (мультфильм, Экран, 1983 г.), «Забытый день Рождения» (мультфильм, Экран, 1984 г.), «Крококот» (мультфильм, Экран, 1985 г.), «Снегопад из холодильника» (мультфильм, Экран, 1986 г.), «Урок музыки» (мультфильм, Экран, 1986 г.), «Вреднюга» (мультфильм, Экран, 1987 г.), «Приз» (мультфильм, Укранимафильм, 1992 г.), «Как тигрёнок полоски искал» (мультфильм, Анимафильм, 2004 г.)
5 августа – 175 лет со дня рождения (1850-1893)
Ги де Мопассана, французского писателя.
Все творчество Мопассана можно разделить на три периода. Первый – 60-70-е годы, период ученичества, когда будущий писатель проходит литературную школу у Флобера, выдающегося мастера художественной прозы, блестящего стилиста. Под влиянием Флобера и Тургенева формируются эстетические воззрения Мопассана, складывается его реалистический метод.
Второй – 1880-1886-е годы – период зрелого творчества Мопассана. В эти годы писатель создает свои лучшие произведения – романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886) и многочисленные новеллы.
Третий – 1887-1890-е годы – социальный роман уступает место психологическому роману («Пьер и Жан», 1887; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890).
Наиболее удачными романами Мопассана, где проявилось его незаурядное художественное мастерство, считаются два – «Жизнь» и «Милый друг». В романе «Жизнь» писатель задается вопросом, имеющим общечеловеческий, философский смысл, что же такое человеческая жизнь? Этот вопрос решается на примере горестной судьбы главной героини романа Жанны де Во. Л.Н. Толстой считал, что «Жизнь» – один из лучших французских романов.
Роман «Милый друг» принес Мопассану известность. В этом произведении автор блестяще воссоздал атмосферу того времени. В центре романа «Милый друг» – история молодого человека Жоржа Дюруа, который лишен всяких моральных колебаний, угрызений совести; им движет единственная страсть – ничем не прикрытое стремление к власти, деньгам, знатности.
Мопассан вошел в историю мировой литературы также и как замечательный новеллист. Им написаны около 300 новелл, объединенных в сборники «Заведение Телье» (посвящен И.С. Тургеневу), «Мадемуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет», «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Маленькая Рок».
Интересна эволюция новеллистики Мопассана. Его ранние новеллы (70-е-начало 80-х годов) всегда жизнерадостны, оптимистичны, светлы, они искрятся весельем и радушием, с некоторой дозой фривольности. Новеллы Мопассана разнообразны как по своей художественной интонации, так и по тематике. Одну из групп новелл автора составляют его батальные произведения, объединенные темой франко-прусской войны 1870-1871 гг., участником которой он был. Лучшей новеллой этого цикла является «Пышка», опубликованная в вышедшем под редакцией Золя сборнике «Меданские вечера» (1880) и положившая начало зрелому, реалистическому творчеству Мопассана. Эта новелла показывает духовное величие простой девушки. Героическая Франция предстает на страницах и таких новелл Мопассана, как «Пленные», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Дуэль», «Два приятеля», «Папаша Милон».
Превосходно изучивший, как и Бальзак, все оттенки человеческого характера, Мопассан создал множество замечательных новелл: («В семье», «Мой дядя Жюль», «Туан», «Наследство», «Ожерелье», «Папа Симона», «Буатель», «Отец Амабль», «Маленькая Рок»).
Мопассан оставил заметный след и в области истории, и теории литературы, где изложил свои эстетические взгляды (предисловие к роману «Пьер и Жан», статья «Эволюция романа в 19 столетии», статья о Флобере, очерки о Тургеневе – «Изобретатель слова «нигилист» и «Иван Тургенев»).
14 августа – 165 лет со дня рождения (1860-1946)
Эрнеста Сетона-Томпсона, канадского писателя-натуралиста.
Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883 году. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Эрнест весьма искусно рисовал сам, его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 годы Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.
Не будучи поклонником городской жизни, Эрнест подолгу жил в лесах и прериях. Значительное влияние на него оказали контакты с сотрудниками торгово-промысловой компании Гудзонова залива, штаб-квартира которой располагалась в Торонто. Совершив в 1907 году длительное путешествие по Северо-Западу Канады, он ещё ближе познакомился с торговцами, охотниками и трапперами компании, посвятив им книгу очерков «Прерии Арктики» (1911), ценную своими фотографиями и авторскими зарисовками.
Всего Сетон-Томпсон написал около 40 книг, главным образом посвящённых жизни диких животных. Несколько книг он посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари».
Эрнест также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Береста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и др. В 1900 году Сетон-Томпсон купил ферму и на этой ферме организовал с соседскими подростками игру в индейцев «пионеринг». Прочитав книгу Сетона-Томпсона о пионеринге, полковник Баден-Пауэлл пришёл к идее детской организации бой-скаутов. В 1906 году писатель познакомился с лордом Баден-Пауэллом, основателем движения бой-скаутов. Вместе они активно пропагандировали идеологию жизни в гармонии с природой.
Сетон-Томпсон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.
Произведения Э. Сетона-Томпсона читают и взрослые, и дети; они интересны и любимы для многих, потому что в них говорится о бережном отношении к тем, кто рядом с нами.
16 августа – 100 лет со дня рождения (1925-1993)
Радия Погодина, российского писателя, художника, сценариста.
В 1951 году Радий Петрович Погодин начал посещать литобъединение, возглавляемое Всеволодом Рождественским. В июле 1953-го начинающего литератора пригласили работать в Йошкар-Олу, в местную редакцию радиостанции. Через год Погодин вернулся в город на Неве и сосредоточился на литературной работе.
В 1954 году состоялся дебют писателя – в альманахе «Дружба» опубликовали рассказ «Морозко». В 1957 году вышла первая книга «Муравьиное масло», а в 1959-м Погодина по рекомендации Юрия Германа и Леонида Пантелеева приняли в Союз писателей. В 1960 году книга Радия Петровича впервые была экранизирована.
С 1972 года на экранизации произведений Погодина для детей специализировался режиссер Радомир Василевский. Музыку к фильмам создавали такие звездные композиторы, как Геннадий Гладков («Включите северное сияние»), Владимир Дашкевич («Рассказы о Кешке и его друзьях»), Евгений Дога («Что у Сеньки было») и Давид Тухманов («Рок-н-ролл для принцесс»).
В начале 70-х годов в библиографии Погодина появились произведения о войне. Таковы повести «Мост», «Боль» и незавершенный рассказ «Афина-Паллада». Отголоски войны слышатся и в новелле «Кони» – четверо женщин в освобожденной от немцев деревне пашут поле, заменяя отсутствующих лошадей.
Рассказы для детей и взрослых Радий Петрович писал простым языком, не заигрывая перед читателем. В «Тишине» художник Кирилл и археолог Анатолий – взрослые горожане, приехавшие в деревню на отдых, помогают сложить печь подростку Грише, и на селе появляется новый мастер-печник. Среди произведений Погодина есть также сказки, пьесы и стихи для детей.
19 августа – 245 лет со дня рождения (1780-1857)
Пьера-Жана де Беранже, французского поэта.
Пьер Жан де Беранже – поэт и сочинитель песен, известный прежде всего своими сатирическими произведениями. Беранже родился в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии, он не был аристократом). В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видел разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо.
В первых поэтических опытах Беранже (1796) видно влияние классицизма, но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Первые образцы песен (анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 году, первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 году. Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», 1816), Людовика XVIII («Навуходоносор», 1823), иезуитов («Святые отцы», 1819). В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», 1818).
Беранже был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне («Пятое мая», 1821). Беранже оказал значительное влияние на творчество испанского поэта Агилеры.
22 августа – 105 лет со дня рождения (1920-2012)
Рэя Брэдбери, американского писателя-фантаста.
В возрасте 17 лет Брэдбери стал членом сообщества молодых авторов – лос-анджелесской «Лиги научных фантастов». Его рассказы начали появляться в журналах и популярных сборниках фантастики.
Литературный стиль, присущий произведениям Брэдбери, начал вырисовываться после создания рассказа «Озеро». К 1942 году писатель полностью переключился на литературу. В это время он писал полсотни рассказов в год. В 1947-м свет увидел первый сборник рассказов «Темный карнавал». В него вошли работы периода 1943-1947 годов.
В «Марсианских хрониках» Брэдбери провел невидимую параллель между освоением героями романа Марса и прибытием колонизаторов на Дикий Запад. Сюжет завуалировано показывал ошибки и несовершенство человечества. Книга перевернула представление о научной фантастике. Писатель считал «Марсианские хроники» лучшим своим произведением.
Всемирного признания Рэй добился с выходом в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту». В его основу легли два рассказа – «Пожарный» (не издан) и «Пешеход». Публикация вышла частями в журнале Playboy, только начавшем набирать популярность.
Роман подвергся цензуре. Издательством Ballantine Books для средних школ было переделано и исключено 70 фрагментов из романа. В 1980-м писатель потребовал издавать роман без сокращений. В СССР книга, несмотря на негативные комментарии в идеологических изданиях, вышла в 1956 году.
В 1957-м увидела свет отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». В повести затронуты детские переживания автора. Сюжет рассказывает о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Оба мальчика списаны с самого Рэя разных лет.
Писатель хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделении повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.
Еще один роман, связывающий Рэя Брэдбери с детством, – «Из праха восставшие». Это история о причудливом семействе Эллиот, в доме которого обитают удивительные сказочные существа.
Сборник «Лекарство от меланхолии» вышел в 1960 году. В нем опубликованы рассказы периода 1948-1959 годов, в том числе «Погожий день» (1957), «Дракон» (1955), «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (1958), «Первая ночь Великого поста» (1956), «Время уходить» (1956), «Пришло время дождей» (1959). Сборник посвящен психологии, природе человеческой натуры.
Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери – «И грянул гром». В его основе лежит теория хаоса, чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле.
23 августа – 145 лет со дня рождения (1880-1932)
Александра Грина, выдающегося представителя русского неоромантизма, писателя, поэта, философа.
Александр увлекся книгами еще в раннем детстве и особенно любил произведения про мореплавателей. В 16 юноша уехал из дома, отправился в Одессу, где влюбился в море, которое впоследствии стало важным элементом многих его историй. Грин работал моряком и рыбаком, рубил лес и искал золото на Урале, добывал руду в шахтах и был театральным переписчиком. Устав от скитаний, Грин поступил на военную службу, где его революционные настроения значительно усилились. Переломным моментом стал 1906 год. Именно тогда Грина начали публиковать.
Сказки писателя являются одними из самых экзотических и фантастических во всей русской литературе. Они полны тайн и приключений, которые далеки от реальности. Среди произведений Грина романы «Блистающий мир» (1924), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Дорога никуда» (1930) и множество повестей, самая известная из которых – «Алые паруса» (1916). Творчество Грина было настолько необычным, что советские цензоры его игнорировали. Как новый талантливый литератор он познакомился с Алексеем Толстым и особенно сблизился с Александром Куприным.
Вскоре некоторые критики начали сомневаться в истинных намерениях Грина. Он не принял советскую жизнь, и все его мечты, возложенные на революцию, рухнули. Писатель говорил: «В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием». В 1930 году советская цензура заключила: «вы не сливаетесь с эпохой» и запретила переиздания Грина.
Все творчество Грина сходилось в одном: в попытках избежать бедной, одинокой, несчастной и больной жизни, он создавал свою собственную страну, в которой чистые сердцем души ищут любви и приключений и ведут постоянный диалог с морем.
После смерти Сталина запрет на произведения писателя был снят. Каждый год литератора вспоминают на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге.
28 августа – 100 лет со дня рождения (1925-1991)
Аркадия Стругацкого, русского советского писателя, сценариста, переводчика, создавшего в соавторстве с братом Борисом Стругацким несколько десятков произведений, считающихся классикой современной научной и социальной фантастики.
Будущий известный фантаст начал писать ещё в блокадном Ленинграде. Первая повесть Аркадия – «Находка майора Королёва» – была утеряна во время блокады, как и другие ранние рукописи автора. А первой опубликованной книгой стала повесть «Пепел Бикини», написанная во время службы в армии в соавторстве с Львом Петровым. Сам Аркадий всегда был к себе очень строг и говорил, что это произведение не представляет для читателей ни особого интереса, ни литературной ценности.
Однако следующий писательский «дуэт» автора вошёл в историю мировой литературы и просуществовал до последних дней жизни фантаста. История «братьев Стругацких» началась с книги «Страна багровых туч», опубликованной в конце 1950-х годов.
Появление творческого дуэта «А. и Б. Стругацкие» младший брат описывает так: «Писать фантастику мы начали потому, что любили... её читать, а читать было нечего... Мы любили без памяти Уэллса, Чапека, Конан-Дойла, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать.»
В первые годы совместной творческой деятельности Стругацкие отличались невероятной продуктивностью – за три года издали пять книг. Каждое новое произведение становилось всё интереснее и ярче. Очень быстро из литературных новичков братья превратились в настоящих властителей фантастических дум.
Долгие годы Аркадий считался мотором маленького сообщества «А. и Б. Стругацкие», он всегда стремился успеть как можно больше. Запала писателя хватало и на создание собственных книг. Под псевдонимом «С. Ярославцев» автор публиковал фантастические книги о параллельных мирах, попадая в которые, герои пытаются изменить окружающую их реальность: «Экспедиция в преисподнюю», «Подробности жизни Никиты Воронцова», «Дьявол среди людей». Также Аркадий всегда находил время на переводы с японского и английского языков.
По воспоминаниям родных и близких, Аркадий всегда был очень консервативен в технике. Даже когда у Бориса появился свой персональный компьютер, старший брат не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.
Практически все произведения братьев Стругацких стали классикой отечественной (и не только отечественной) фантастики. Наиболее известны такие произведения, как «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Волны гасят ветер», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Малыш», «Стажёры» и «Далёкая Радуга». Был членом редколлегий различных сборников и периодических изданий: «Мир приключений», «Библиотека современной фантастики», «Знание – сила», с 1985 года – «Уральский следопыт». Возглавлял методический совет по работе с КЛФ при Всесоюзном обществе книголюбов, был членом Всесоюзного Совета КЛФ, а в последствии и его председателем.
Занимал выборные должности в секции прозы Московского отделения СП РСФСР, Совете по научно-фантастической и приключенческой литературе СП РСФСР, Совете по фантастике и приключениям СП СССР.
Вместе с Борисом Стругацким был лауреатом многих российских и зарубежных литературных премий, включая премии «Аэлита» и «Великое Кольцо», премию Жюля Верна (Швеция), приз «За независимость мысли» (Великобритания). Именем братьев Стругацких названа малая планета в астероидном поясе Солнечной системы.
28 августа – 100 лет со дня рождения (1925-1981)
Юрия Трифонова, советского писателя.
Первые рассказы Трифонова – «Знакомые места» и «В степи» – были опубликованы в 1948 году. В 1950 году вышел роман «Студенты» о молодых людях послевоенного поколения – дипломная работа Трифонова. За эту книгу молодой писатель получил Государственную премию СССР.
Затем Юрий Трифонов решил написать книгу о строительстве Каракумского канала и в 1952 году уехал в Туркмению. Результатом многолетней работы стал роман «Утоление жажды», вышедший в 1963 году. За 11 лет в СССР произошло множество событий: смерть Сталина, XX съезд, разоблачение культа личности, реабилитация репрессированных, среди которых был и отец Трифонова… Все это нашло отражение в «Утолении жажды» – книге, которая изначально задумывалась как производственный роман.
В 1969 году Трифонов выпустил повесть «Обмен». Простая и страшная история о том, «как испортил людей квартирный вопрос», открыла цикл так называемых городских повестей Трифонова. К этому циклу относятся также повести «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». Эти произведения рассказывают о конформизме и неизбывном страхе перед системой, которым отличался «хомо советикус».
Главный герой «Дома на набережной» – зрелый мужчина, живущий спокойной и сытой жизнью, старательно пытается забыть о подлости, которую совершил, будучи студентом. Юность Вадима Глебова пришлась на годы сталинских репрессий; герой предал возлюбленную и подставил под удар её семью, чтобы спасти собственную шкуру.
В повести «Дом на набережной» есть автобиографические моменты. Но сильнее всего автобиографическая тема проявляется в последнем произведении Трифонова «Опрокинутый дом», изданном уже после его смерти. Также Юрий Трифонов написал документальную повесть о своём отце – «Отблеск костра» (1965).
В 1980 году писатель Генрих Белль предложил выдвинуть Юрия Трифонова на Нобелевскую премию. У советского писателя были все шансы получить награду, но в 1981 году он неожиданно скончался, а Нобелевскую премию полагается присуждать только живым.
Произведения Трифонова неоднократно экранизировались. В 1966 году вышел фильм «Утоление жажды». В 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь». В 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной». Также Юрий Трифонов стал сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чём не узнают трибуны» (1976).
Фильмография (сценарист): «О чём не узнают трибуны» (1975), «Утоление жажды» (1966), «Хоккеисты» (1964).
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно