Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2024 года в области литературы.
2 октября – 120 лет со дня рождения (1904-1991)
Грэма Грина, английского писателя, поэта и журналиста.
С детства Грин увлекается приключенческой литературой. В 1925 году будущий литератор окончил колледж, а в 1926-м переехал в Ноттингем, здесь работал помощником редактора в газете «Ноттинген джернал».
После выхода своего первого романа «Человек внутри» (1929) оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра – «Наёмный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) – он назвал «развлекательными».
Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» – книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса. В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава».
Динамичные, изобилующие острыми поворотами действия, романы Грина привлекали кинематографистов. Среди экранизаций его прозы выделяются ленты с участием О. Уэллса, Э. Тейлор, Р. Бартона и других звезд Голливуда. Фильм К. Рида «Третий человек», сценарий которого написал по своему роману сам Грин, стал событием в истории британского кинематографа.
Всю свою писательскую жизнь Грин оставался верен публицистике и документалистике, создав серию книг, в которых осмыслены многие злободневные коллизии современного мира: о всевластии мафии на Французской Ривьере «Я обвиняю», о борьбе за передачу Панамского канала правительству Панамы «Знакомство с генералом» и др.
Грину принадлежат несколько сборников рассказов, пьесы, составившие отдельный том, книги для детей и подростков. Особая часть его наследия – многочисленные эссе, нередко служившие предисловиями к подготовленным им литературным антологиям и изданиям классиков: от поэтов эпохи Реставрации до Г. Джеймса и Ф. М. Форда. Последние годы Грин провел в Швейцарии.
3 октября – 200 лет со дня рождения (1824-1861)
Ивана Никитина, русского поэта.
Иван Саввич Никитин вошел в историю русской литературы как поэт-патриот и лирик. В настоящее время архив Никитина разрознен и находится в пяти местах. Его по частям хранят Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства, Институт русской литературы имени A.C. Пушкина Российской Академии наук, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Воронежский областной литературный музей имени И.С. Никитина.
Иван Саввич Никитин начал писать стихи еще в семинарии. Его стихотворения были известны семинаристам и получали одобрение преподавателей. Но только в 1849 году он впервые посылает свои стихи «Лес» и «Дума» для публикации в редакцию газету «Воронежские губернские ведомости». Стихи не были напечатаны, так как автор не подписался под ними ни фамилией, ни псевдонимом, а лишь указал инициалы «И.Н.». И все же в редакционной заметке об этих стихотворениях было написано.
В 1853 году Иван Саввич передает в эту же редакцию свое стихотворение «Русь», написанное им под впечатлением от начавшейся Крымской войны. Эти стихи были напечатаны в 47-м номере «Воронежских губернских ведомостей». Вскоре «Русь» была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях». О Никитине узнали в столице, стихотворение имело большой резонанс в обществе и успех вплоть до того, что его переписывали от руки и читали на общественных мероприятиях и дома за семейным столом. В литературных кругах с восторгом приветствовали появление в России нового талантливого поэта. Затем стихи Ивана Саввича начинают печатать многие популярные журналы, в том числе «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник».
В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Никитина. В книгу вошли стихи 1849-1854 годов. Она была издана на деньги графа Д.Н. Толстого, будущего воронежского губернатора. Толстой лично передал несколько экземпляров в семью императора. Вскоре Иван Саввич от Императора Александра II получил благодарственное письмо и в подарок часы с массивной цепочкой и перстень. Стихотворение «Русь» вызвало восхищение императорской семьи и по воспоминаниям современников стало в обществе патриотическим гимном России.
В 1858 году вышла поэма Никитина «Кулак», и в следующем году – второй сборник стихотворений, в котором были помещены 40 новых стихов, написанных в 1855-1859 годах и 20 – из первого сборника.
Литературной деятельностью Никитин занимался всего лишь немногим более десяти лет. За это время им было написано около двухсот стихов, три поэмы: «Кулак», «Тарас», «Городской голова» (не закончена) и повесть «Дневник семинариста». Более 60 стихотворений Ивана Саввича стали романсами и песнями. Впоследствии авторство многих из них часто стало считаться народным, в том числе и знаменитой песни Никитина «Ехал из ярмарки ухарь-купец».
7 октября – 90 лет со дня рождения (1934-2016)
Новеллы Матвеевой, советской и российской поэтессы, прозаика, переводчицы, барда, драматурга и литературоведа.
C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детском доме Щёлковского района Московской области.
С детских лет писала стихи. Печаталась с 1958 года. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник – «Кораблик» (1963).
С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).
Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару. Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора.
В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).
В 1963 выходит ее сборник стихов «Душа вещей», пользовавшийся большим спросом. В 1970-е выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-е – «Закон песен», «Страна прибоя» и др.
В последние годы были опубликованы стихотворения «Волны и скалы», «Множимый сводами вздох», «Ночные фиалки», «Открытие», «Рисунки для чайного сервиза», проникнутые тонким лиризмом и изяществом. В 1996 вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе».
В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В последние годы жизни жила на подмосковной даче, мало с кем общалась. Работала над переводами сонетов Шекспира.
11 октября – 130 лет со дня рождения (1894-1938)
Бориса Пильняка, русского писателя.
Борис Пильняк – псевдоним Бориса Андреевича Вогау. В голодную зиму 1920-1921 года писатель работает над романом «Голый год». В нем автор выразил свое отношение к революции. По его мнению, она смыла с России европейский поверхностный слой и обнажила допетровские глубины. Затем Пильняк создает роман о нэпе – «Машины и волки».
В 1925 году выходит небольшое произведение писателя «Повесть непогашенной луны». Сам автор отрицал связь фабулы повести со смертью Фрунзе. Но проницательный читатель того времени мог видеть аналогию со многими событиями в жизни героя и догадаться о прототипе того, кто вершил судьбы людей. Сейчас считают, что в романе было сказано первое правдивое слово о роли Сталина в жизни страны. Окружающую действительность писатель ассоциирует с мертвым лунным светом и кровавой луной. Этого Пильняку власти не простят.
В 30-х годах выходят романы «Красное дерево» и «Волга впадает в Каспийское море». В романе «Красное дерево» писатель рассказывает о первых коммунистах, которым не суждено остаться в партии, из которой «всех ленинцев и троцкистов выгонят», и сохранить жизнь.
В романе «Волга впадает в Каспийское море» писатель рассказал о Днепрострое. Для лучшего понимания происходящего там Пильняк живет на стройке два месяца. Он показал «год великого перелома», последовавший после начала индустриализации страны. В романе это время отражает метафора – рассказ о затонувшей барке. Постепенно вокруг нее намывается песок, и течение реки ломается.
Произведения 30-х годов свидетельствуют о том, что Пильняк пытался соединить несоединимое – остаться самим собой и прийти к согласию с властью. Несмотря на внешнюю готовность к компромиссу, ему это не удалось.
13 октября – 125 лет со дня рождения (1899-1983)
Алексея Суркова, русского советского поэта и литературного критика, общественного деятеля.
Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей в 1928 году. Здесь он закончил факультет литературы Института красной профессуры в 1934 году. В 1934-1939 гг. работает в журнале «Литературная учеба».
Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 году в петроградской «Красной газете». В 1930-е гг. Сурков участвует в работе литературного объединения Красной Армии и Флота. Большую популярность приобрели его песни этих лет – «Конармейская песня», «Терская походная» и др. В 1939-1945 гг. Сурков – военный корреспондент.
В 1944-1946 гг. был ответственным редактором «Литературной газеты». Особенную популярность приобрели его песни тех лет: «Бьется в тесной печурке огонь...», «Песня смелых» и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР.
С 1945 по 1953 год – ответственный редактор журнала «Огонек». Сборник стихов «Миру-мир!» вышел в 1950 году и удостоен в 1951 году Государственной премией СССР. С 1949 года был секретарем Союза писателей СССР (с 1953 по 1959 – первый секретарь).
С 1962 года – главный редактор «Краткой Литературной Энциклопедии». В 1965 году вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова «Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934-1965». Переводил стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и других поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки.
15 октября – 215 лет со дня рождения (1809-1842)
Алексея Кольцова, русского поэта.
Первые поэтические опыты Алексея Васильевича Кольцова носили подражательный характер. Мотивы ранних стихотворений были навеяны произведениями И.И. Дмитриева, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского. В юности поэт смело экспериментировал со стилем – писал любовные элегии, эпикурейские послания, акростихи, романтические баллады. Однако уже тогда появились и оригинальные произведения: «Очи, очи голубые», «Размолвка», «Терем», «По-над Доном сад цветет». С любовью связаны и сильные душевные страдания, являющиеся камертоном стихотворений «Разлука», «Не шуми ты, рожь», «Кольцо», «Два прощания», «Грусть девушки», «Звезда».
Критики отмечали, что в стихотворениях «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Что ты спишь, мужичок?» в сочетании реалистических и романтических элементов литературных тенденций воссоздаётся правда о земледельческом труде и крестьянском быте. Романтические черты присущи всем типам кольцовских героев, а наиболее ярко они выражены в образе бесшабашного молодца в «Удалец», «Первая песня Лихача Кудрявича», «Косарь», «Дума сокола». Необычная напевность стихотворений Кольцова была замечена еще его современниками. Ко многим из них была написана музыка, и они стали песнями и романсами, любимыми и исполняемыми и по сей день.
Особой частью творчества Алексея Кольцова стали «думы». По мнению многих критиков, эти стихотворения в художественном отношении значительно уступают песням, но важны для понимания его поэзии и характеризуют душевные настроения в последние годы жизни. В них выражены воззрения на смысл и цель жизни, мысли о мироздании. К лучшим «думам» относят «Великую тайну» и «Лес».
Большую роль в творческой судьбе Кольцова сыграл Н.В. Станкевич. Он способствовал первой публикации стихотворения «Перстень» («Кольцо») в «Литературной газете» в 1831 году. В 1835 году на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова». Она стала единственным прижизненным сборником сочинений поэта.
М.Е. Салтыков-Щедрин в статье «Стихотворения Кольцова» писал об Алексее Кольцове: «Он обогатил наш поэтический язык, узаконив в нем простую русскую речь, и в этом смысле он является в истории нашей литературы как бы пополнителем Пушкина и Гоголя и, несмотря на свою малую производительность, должен быть поставлен рядом с ними, как человек, давший нашей поэзии новую и чрезвычайно плодотворную точку опоры».
15 октября – 210 лет со дня рождения (1814-1841)
Михаила Лермонтова, русского поэта, прозаика и драматурга.
За короткие 26 лет своей жизни М. Лермонтов создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.
По-настоящему серьезно Лермонтов увлекся поэзией, учась в Московском благородном пансионе. В этот период написаны поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Демон» и «Монолог». В произведениях Лермонтов рисует образ измученного духовно человека, вступающего в бой с обществом, настоящего романтического героя. В этих поэмах мы видим мрачное настроение, глубокие размышления о жизни и судьбе.
Пик творческой деятельности приходится на 30-е годы XIX века. Лермонтов заканчивает пансион. В этот период происходит подавление восстания декабристов. Одним из самых ярких стихотворений Лермонтова этого периода является «Предсказание», в котором поэт выражает свою надежду на перемены в обществе «Настанет год… Когда царей корона упадет».
В эти годы Лермонтов поступает в Московский университет и продуктивно пишет стихи и поэмы. Он пытается выразить в стихах движение своей души. Драма «Странный человек» имеет много автобиографических мотивов, связанных с переживаниями автора.
После окончания школы прапорщиков Лермонтов живет в Петербурге и наблюдает за жизнью светского общества. Его негативные наблюдения стали основой драмы «Маскарад», написанной в 1834 году. В драме он отразил критику нравов светских личностей.
В 1837 году Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» после известия о смерти Пушкина. Он тяжело переживал его смерть Стихотворение пропитано страданием и резкой критикой не только убийцы, но и властей. За это Лермонтова сослали на Кавказ.
Именно здесь были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения.
Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии.
Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.
В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.
Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.
В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит, что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.
Во время лечения он встретился со старым товарищем, Н. Мартыновым, поссорился и был убит на дуэли. Многие осознали в тот момент, что литература «осиротела» и лишилась множества великих произведений.
16 октября – 170 лет со дня рождения (1854-1900)
Оскара Уайльда, английского прозаика, поэта и драматурга.
В начале своего творческого пути Уайльд реализовывает себя как поэт-эстет. Он выпускает первый сборник «Стихотворения», который от начала и до конца пронизан духом «Братства прерафаэлитов». В своем творении писатель передает чувства, охватившие его в тот или иной момент. Огромное множество тем, от политических и до духовных, проходят под его пером, через его эстетический взор, и предстают пред читателями во всей красе.
Следующий год Оскар Уайльд проводит, путешествуя по США. Он читает лекции по искусству, завоёвывает расположение аудитории и возвращается в Лондон.
Но надолго писатель здесь не задерживается. Далее Париж, встреча с известнейшими французскими литераторами. Снова Лондон и полное погружение в творчество. Он сочиняет и издает свои известнейшие рассказы – «Кентервильское приведение», «Портрет господина У.Х.», «Сфинкс без загадки» и другие, читаемые и сегодня. Также он публикует сборники детских сказок. На создание известных произведений из этих сборников писателя вдохновляет собственные дети. В этот период Оскар зарабатывает на жизнь журналистикой. Статьи эстета печатаются в лучших изданиях, а сам он редактирует издание «Женский мир». Прекрасную работу Уайльда как журналиста подчеркивает Бернард Шоу.
Следующий год – важная точка в биографии писателя. Оскар пишет и издает свой известнейший шедевр – «Портрет Дориана Грея». Роман приносит ему головокружительный успех и разделяет читателей на два лагеря. Одни укоряют автора в безнравственности, разрушении моральных ценностей, другие – напротив, боготворят писателя. Затем Оскар дополняет свое творение главами. Главным изменением становится вступление, именуемое манифестом эстетизму, – оно содержит мысли писателя, его взгляды на его же философию.
После нашумевшего романа публикуется сборник «Замыслы». В нем Оскар излагает свое видение «Искусства» как чего-то божественного, величественного, далее – «Душа человека при социализме» и другие, не менее значимые произведения.
18 октября – 130 лет со дня рождения (1894-1943)
Юрия Тынянова, русского советского прозаика, поэта, драматурга, сценариста, переводчика, литературоведа и критика.
В 1918 г. Ю. Тынянов окончил историко-филологический факультет Петроградского университета. Во время учебы стал изучать жизнь и деятельность В. К. Кюхельбекера – лицейского друга А. С. Пушкина, поэта и критика, декабриста.
В 1918-1921 гг. Ю. Тынянов служил в Коминтерне переводчиком французского отдела; в 1921-1930 гг. он – профессор Российского института истории искусств, где читал лекции по истории русской литературы.
Первая его книга – «Гоголь и Достоевский. К теории пародии» – вышла в 1921 г. Историк литературы, Ю. Тынянов уже в первой своей книге показал себя талантливым ученым. Он отличался также большим художественным дарованием. И проявилось это в первом романе Тынянова «Кюхля» (1925), рассказывающем о Кюхельбекере.
Не менее известны роман Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927-1928), исторические повести и рассказы «Подпоручик Киже» (1928), «Восковая персона» (1931), «Малолетний Витушишников» (1933), роман «Пушкин» (1935-1943).
Ю. Тынянов – не только исторический романист, историк и теоретик литературы, но и автор сценариев фильмов «Шинель» (1926) и «СВД» («Союз великого дела», 1927). Он много занимался переводами – широко известны его переводы поэм и стихотворений Гейне.
С увлечением работал Ю. Тынянов над созданием серии «Библиотека поэта» – одного из замечательных начинаний М. Горького. Он возглавил всю научно-исследовательскую работу, связанную с изданием серии.
В течение многих лет Ю. Тынянов был тяжело болен. Во время войны, в условиях эвакуации, он написал третью часть романа «Пушкин» и рассказ о генерале И. С. Дорохове, герое Отечественной войны 1812 года, который сражался и одержал победу под Вязьмой (в те дни, когда писатель работал над рассказом, под Вязьмой шли ожесточенные бои).
Как и у всякого подлинного художника, у Ю. Тынянова был свой круг тем, своя идейная проблематика, свой жизненный «материал», свое эстетическое восприятие действительности, своя поэтика, своя стилистика. Художественная оригинальность Тынянова связана с тем, что он был активным участником литературного процесса, в котором ему удалось сказать свое слово.
18 октября – 90 лет со дня рождения (1934-2003)
Кира Булычева, советского писателя-фантаста, драматурга, сценариста, литературоведа, историка, востоковеда, фалериста.
Первые научно-фантастические публикации писателя – рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» и подборка рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в научной фантастике Булычев, положили начало долгой серии, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборники «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990).
Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений, объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. Еще один цикл произведений писателя – это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип – Великий Устюг. Булычев придумал около 70 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях, которые частично были объединены в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972).
К циклу об Алисе органично примыкает цикл романов о комическом докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Владислав Павлыш. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва «Снегурочка» (1973), повести «Великий Дух и беглецы» (1972), «Закон для дракона» (1975) и роман «Последняя война» (1970) – одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете.
Произведения короткой формы составили сборники «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990). Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева – повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980).
В 1990-е годы писатель попытался значительно расширить тематику своих произведений. Сборник Булычёва «Апология» (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы. Он писал детективы (мини-цикл «Лидия Берестова»), стихи, пьесы. Начиная с 1989 года Булычев работал над большим романом «Река Хронос», первые части которого были опубликованы в 1993-1994 годах. Роман перерос в цикл «Хронос», состоящий из нескольких романов.
Переводил на русский язык фантастические произведения английских и американских писателей. Экранизировано более 20 произведений Булычева, в частности по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» – один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.
20 октября – 170 лет со дня рождения (1854-1891)
Артюра Рембо, французского поэта.
В послужном списке Артюра Рембо не так много произведений, но все они оставили след в мире литературы. Правда, Артюр не всегда был доволен своими творениями. Например, стихотворение «Пьяный корабль», написанное в 1871 году, – одно из немногих, к которому Артюр отнесся положительно. Оно состоит из 25 катренов александрийского стиха, а критики отметили благозвучную ритмику.
Стих погружает читателя в историю, рассказанную от имени корабля, который плывет по морским волнам. Некоторые вспоминают похожее произведение русского автора Лермонтова «Белеет парус одинокий». Также из произведений, опубликованных при жизни автора, можно выделить работы под названием «Одно лето в аду» (1873) и «Озарения» (1874). Кстати, «Одно лето в аду» было написано тогда, когда Рембо решил перестать быть поэтом и начал заниматься прозой.
Если говорить о жанре, то Артюра Рембо считают основоположником символизма, который желает быть посредником между человеком и вселенной, а также его причисляли к экспрессионизму. Популярность Артюр Рембо получил только после смерти, а при жизни мужчина входил в порочное число проклятых поэтов, в круге которых оказались также Тристан Корбьер и Стефан Малларме. Но даже они осуждали Артюра за нарочитость и хулиганское поведение.
20 октября – 105 лет со дня рождения (1919-2005)
Мустая Карима, башкирского поэта, писателя и драматурга.
За годы жизни Мустай Карим написал около ста поэтических и прозаических сборников, более десяти драм. После того, как произведения башкирского поэта и писателя были переведены на русский и другие языки мира, его популярность резко возросла.
Среди лучших работ Карима – «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты» и другие.
По мотивам произведений Карима «В ночь лунного затмения», «Долгое-долгое детство», «Таганок», «Радость нашего дома» были сняты художественные фильмы. Его творчество переведено на многие языки мира.
21 октября – 95 лет со дня рождения (1929-2018)
Урсулы Ле Гуин, американской писательницы.
Урсула Ле Гуин начала профессиональную литературную деятельность в 1960-х. Преимущественно она работала в жанрах научной фантастики и фэнтези, ее книги переведены более чем на 40 языков.
Широкую известность в качестве автора научно-фантастических произведений ей принес «Хайнский цикл», получивший название по вымышленной планете Хайн – центру межпланетного объединения цивилизаций Лига Миров. Цикл включает в себя романы: «Планета Роканнона» (1966), «Планета изгнания» (1966), «Город иллюзий» (1967), «Левая рука Тьмы» (1969), «Обделенные» (1974), «Толкователи» (2000), повесть «Слово для леса и мира – одно» (1972), сборник «День рождения мира» (2002).
Основное место в фэнтезийном направлении творчества Урсулы Ле Гуин занимал цикл «Земноморье». Начало ему положил рассказ «Слово освобождения» (1964), за которым последовали романы «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990), «На иных ветрах» (2001). Также в цикл включены несколько рассказов.
Урсула Ле Гуин являлась автором ряда произведений, не входивших в эти две серии. В их числе: романы с утопическими мотивами «Резец небесный» (1971), «Глаз цапли» (1978) и «Всегда возвращаясь домой» (1985), квазиисторический роман «Малафрена» (1979), повесть для подростков «Далеко-далеко отовсюду» (1976) и др.
Писательница выпустила ряд детских и поэтических книг, а также несколько сборников статей. В 2017 году была издана последняя прижизненная книга Урсулы Ле Гуин: сборник эссе «Нет времени для отдыха: размышления о значимом», в котором изложила свои взгляды на культурное восприятие фэнтези, старение, повседневную жизнь и др.
Первым отдельным русскоязычным изданием произведений Урсулы Ле Гуин стал сборник «Планета изгнания», выпущенный в 1980 году в серии «Зарубежная фантастика» московским издательством «Мир». Он включал в себя произведения из «Хайнского цикла» и внецикловые рассказы.
По произведениям Урсулы Ле Гуин сняты телефильм «Резец небесный» (1980, режиссеры Фред Барзик и Дэвид Локстон, США), мини-сериал «Волшебник Земноморья» (2004, Роберт Либерман, США), анимационная картина «Сказания Земноморья» (2006, Горо Миядзаки) и др.
22 октября – 140 лет со дня рождения (1884-1937)
Николая Клюева, русского поэта.
Первые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. В 1911-1912 годах вышли первые книги Клюева «Сосен перезвон» и «Братские песни», принесшие ему известность. Клюева сразу же заметил Александр Блок и Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Андрей Белый и Сергей Городецкий.
В 1915 году Клюев познакомился с Есениным, их дружба-вражда продолжалась до самой есенинской смерти.
Октябрьскую революцию Николай Клюев встретил восторженно. Ей он посвятил книги стихотворений «Медный Кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим».
С 1923 года Николай Клюев жил в Ленинграде, часто навещая и Олонецкую губернию.
В 1926 году поэт пишет поэмы «Заозерье» и «Деревня», через два года выходит последняя его прижизненная книга «Изба и поле». За последующие десять лет Клюев опубликовал лишь четыре стихотворения в газете «Страна Советская».
В начале тридцатых годов Николай Клюев переехал в Москву. Эти годы были расцветом его творчества, множество стихотворений, поэма «Песнь о Великой Матери» и одновременно с этим жизнь в полной нищете, травля в печати, посильная помощь друзей, предчувствия неизбежной гибели. В феврале 1934 года Николай Клюев был арестован в своей комнатушке в Гранатовом переулке. Через две недели ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной пропаганде, он был судим Особым Совещанием при коллегии ОГПУ и сослан на пять лет в поселок Колпашево Томской области. Осенью того же года после ходатайства артистки Н. А. Обуховой и поэта С. А. Клычкова он был переведен на поселение в Томск, где прожил в роли ссыльного в нищете и в болезнях, до осени 1937 года.
25 октября – 145 лет со дня рождения (1879-1960)
Степана Писахова, этнографа, сказочника и художника.
Несмотря на то, что большая часть жизни Писахова была отдана другому искусству – живописи, в памяти многих почитателей таланта этого удивительного человека Степан Григорьевич остался как необыкновенный сказочник.
К сказителям на Севере всегда относились с огромным уважением. Во время промысла сказителям выплачивали два пая: один – за участие в промысле, другой – за сказывание. Пережить северную ночь, которая длится полгода, без сказки, наверное, было бы очень трудно. Вот одним из таких сказителей и был Степан Григорьевич Писахов. Его сказы стали публиковаться в местной прессе с 1924 года, сразу же завоевав популярность, как и его вымышленный рассказчик – поморский мужичок Сеня Малина из деревни Уймы, для которого нет ничего невозможного.
Необычно принимали Писахова в 1939 году в Союз советских писателей. Писаховские тексты оказались в руках у Фадеева и Караваевой. И вместо того, чтобы обсуждать, как полагается, достоинства и недостатки этих текстов, они принялись, перебивая друг друга, читать сказки одну за другой. Не могли остановиться.
Он так и остался достопримечательностью Архангельска. Когда маленький человек с седой бородой и в шляпе шел по улицам Архангельска, все прохожие оборачивались и смотрели ему вслед. Дети воспринимали Степана Григорьевича как живого персонажа из сказки. Знаменитые литераторы, приезжая в этот город, непременно заходили в деревянный двухэтажный дом на улице Поморской, в котором жил писатель.
28 октября – 555 лет со дня рождения (1469-1536)
Эразма Роттердамского, известного философа, писателя, ученого, гуманиста Северного возрождения.
В Париже свет увидела первая крупная работа писателя – сборник изречений и античных анекдотов Adagia или «Пословицы», который сделал Эразма известным по всей Европе. Позже он опубликовал еще несколько произведений, на русский язык они переведены как: «Похвала глупости»; «Разговоры запросто»; «О приличии детских нравов»; «Воспитание христианского государя»; «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли»; «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».
Во время путешествия в Англию Роттердамский познакомился с Томасом Мором и будущим королем Генрихом VIII. В Италии он получил почетное звание доктора богословия Туринского университета, а также особое разрешение от папы: отныне Эразм мог одеваться и жить так, как граждане каждой посещаемой им страны.
После посещения еще нескольких стран писатель начал преподавать греческий язык и вести курсы богословия в Кембриджском университете. В 1511 году Эразм удостоился чести получить должность Профессора богословия леди Маргарет Кембриджского университета.
Поздние годы жизни Роттердамский провел, всецело отдавшись занятиям наукой под покровительством Карла Испанского, который позже стал императором Священной Римской империи Карлом V. Должность «королевского советника» не предполагала никакой работы, но давала солидное жалование, и Эразм смог снова путешествовать.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно