Знаковой датой отмечен 2024-й год — 80-й годовщиной освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 2025-й год — 80-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2024 году к празднованию значимых дат в истории нашей страны на сайте учреждения стартовал проект — виртуальные «встречи» «Парад Победителей».
Ветераны Великой Отечественной войны, участники мероприятий центральной городской библиотеки им. А.И.Герцена и ее филиалов, дарили на память свои фотографии с автографами и словами напутствия молодым. Предлагаем вам познакомится с их биографиями, всмотреться в лица людей, которым было о чем рассказать гомельчанам, прочесть адресованные вам слова. Все дальше и дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны. Но помнить о героизме и мужестве людей, прошедших ее дорогами, должны все, кто живет на ЗемлеКиселев Василий Никифорович
ветеран Великой отечественной войны, подполковник, командир стрелкового батальона
Имя ветерана Великой Отечественной войны и педагогического труда Киселёва Василия Никифоровича хорошо известно не только на Буда-Кошелевщине, где он родился, вырос, трудился, откуда ушел воевать и вернулся с победой, – он был всегда уважаемым и желанным гостем в школах и организациях г.Гомеля, на областных и республиканских торжествах, мероприятиях, праздниках.
Он ушел из жизни в 2014 г., но воспоминания ветерана Киселёва Василия Никифоровича возвращают нас в годы его юности, молодости, зрелости. Вся жизнь этого замечательного человека, наполненная ратным подвигом и мирным трудом, проходит перед нам. Сохраним же в памяти каждое его слово.
«Родился я в 1920 году в д. Николаевка Буда-Кошелёвского района в крестьянской семье. В 1938 году окончил Буда-Кошелёвскую среднюю школу, хотел поступать в педагогический, но заболел. В 1939 появилась возможность поступить в военное училище в Смоленске.
Смоленское стрелково-пулемётное училище встретило меня как положено, по-армейски, строгой дисциплиной, порядком, собранностью. Дни учёбы были наполнены изучением стрелкового оружия, занятиями по стрельбе, отработке тактических приёмов ведения боя. В июне 1941 года, когда досрочно закончил учёбу, был направлен для прохождения службы на западную границу, в Гродненский укреплённый район. До начала Великой Отечественной войны оставалось ровно 4 дня…
На границе было неспокойно, по ночам у немцев был слышен гул моторов. Они подтягивали военную технику и войска к границе. Немцы часто пытались забрасывать диверсантов на нашу территорию под видом местных жителей или советских военнослужащих, однако их вылавливали наши пограничники.
Ночь с субботы на воскресенье была тихой, спокойной. День 22 июня 1941 года запомнился на всю жизнь. По сигналу тревоги в составе боевого расчёта я занял оборону в одном из многочисленных ДОТов, которые располагались возле границы. Вот над нами на небольшой высоте пролетело 16 фашистских бомбардировщиков вглубь нашей территории. Как только самолёты начали пересекать государственную границу, фашистские наземные войска открыли огонь из всех видов оружия по нашей территории. Это было 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Вскоре показалась и вражеская пехота. Её наступление поддерживалось интенсивным артиллерийским обстрелом позиций советских бойцов. Во избежание окружения было принято решение вести огонь по противнику как изнутри, так и снаружи ДОТа. Выйдя с товарищем наверх, мы заняли оборону. Обстрел продолжал усиливаться. Очередной взрыв снаряда оказался роковым – ранение в ногу, контузия. Пришёл в себя в госпитале города Гродно. Врачи сказали, что меня вместе с сержантом в госпиталь доставили около 8 часов утра 22 июня 1941 года. Я был тяжело контужен: очень плохо слышал, не мог разговаривать, еле передвигался. Постепенно восстанавливался от ранения.
И снова передовая. На этот раз встретиться с врагом пришлось в оборонительных боях в районе Щорса, Бахмача, Харькова. Везде сражения были тяжёлыми, с большими потерями наших бойцов. Даже не верилось, что можно уцелеть после беспрерывных атак фашистов. И всё-таки в одном из ночных боёв под Харьковом осенью 1941 года очередное ранение. Госпиталь, лечение, возвращение в строй. В Саратове, где я оказался в момент формирования боевой части весной 1942 года, было немало белорусов. Многие из них перешли в распоряжение Центрального штаба партизанского движения, чтобы в дальнейшем вести войну в тылу врага на родной территории. В составе одной из таких групп я оказался в тылу врага в Могилёвской области. Более полугода выполнял обязанности начальника штаба группы, планируя успешное выполнение боевых заданий, которые поступали из Москвы. Приходилось вступать в столкновения с врагом, чтобы добыть необходимые сведения, парализовать коммуникации фашистов в прифронтовой полосе. Много пришлось пройти километров с боями по лесным тропам, непроходимым болотам. В ноябре 1942 года группа возвратилась снова в Москву, к сожалению, не без потерь. А тем временем война уже катилась на запад. Третий год войны встретил бойцом-пехотинцем Брянского фронта, с частями которого участвовал в обороне и освобождении России, Украины, Прибалтики, Беларуси. Закончил войну в Восточной Пруссии (Кёнигсберг) воинском звании подполковник.
Война закончилась. И мне, как кадровому офицеру, можно было поехать домой на побывку. К тому времени кто-то из односельчан, служивший в Красной Армии, после освобождения Николаевки сообщил родным, что лично видел, как их сын Василий погиб. Мать, оплакав меня, по христианскому обычаю отслужила молитву в церкви по сыну. И каково же было удивление всех, когда я появился на пороге родного дома в июне 1945 года. Слёзы радости, причитания матери и крепкие объятия родных слились воедино – живой! После окончания войны ещё год служил в армии, а затем был уволен в запас по состоянию здоровья.
После увольнения из Вооружённых Сил всю свою жизнь посвятил педагогической деятельности на Буда-Кошелёвщине. Работал учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Забабской семилетней школы. Чувствуя и осознавая, что для работы учителем необходимы знания и педагогический профессионализм, окончил заочно естественно-географический факультет Гомельского педагогического института.
В 1950 году возглавил педагогический коллектив Надеждинской семилетней школы. Это были непростые, послевоенные годы, когда приходилось по существу работать в примитивных условиях – материальная база школы слабая, уровень подготовки учителей был некачественным.
С 1960 по 1967 год работал директором Недойской средней школы. Это были годы реализации Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». В 1961-1962 учебном году Недойская средняя школа переходит на 11-летний срок обучения. В школе организуется производственное обучение, всемерно развивается самостоятельность и инициатива учащихся, широко применяется наглядность, используются кино, радио, телевидение, развивается техническое творчество, на научной основе проводится сельскохозяйственное опытничество.
Следующая веха на жизненном пути – работа директором Николаевской средней школы. Это был период напряжённой работы. Здание школы находилось в стадии строительства. Нужно было решать вопросы оборудования, оснащения кабинетов, комплектования школы педагогическими кадрами, учащимися, ибо школа создавалась на новом месте и в новом статусе.
Уже за первые два года работы школы нам удалось оборудовать кабинеты физики, математики, русского и белорусского языков и литературы, химии и биологии, произвести оснащение необходимым инструментом учебных мастерских по столярному, слесарному делу, создать и организовать опытническую работу на пришкольно-опытном участке, заложить молодой школьный сад плодовых деревьев.
С помощью учителей, учащихся, общественности в школе создан историко-краеведческий музей, где есть материалы, которые повествуют об односельчанах: Герое Советского Союза С.А. Пономарёве, Киселёве Григории Яковлевиче – бывшем Министре просвещения БССР, заместителе Председателя Совета Министров БССР и других.
В школе был оборудован уникальный этнографический уголок, в котором представлены старинные предметы бытового, хозяйственного обихода.
Как мне представляется, в школе сложился сплочённый, работоспособный педагогический коллектив. Всегда с чувством признательности сердечной благодарности вспоминаю о таких учителях, как Магонова Мария Михайловна – учитель истории, заслуженный учитель БССР; Евстратенко Зинаида Савельевна, учитель математики; Киселёва Елена Ануфриевна, учитель белорусского языка и литературы.
Этой школе мне пришлось отдать 20 лет педагогической деятельности и в 1987 году уйти на заслуженный отдых по возрасту».
Родина высоко оценила боевые заслуги и трудовую деятельность Киселева Василия Никифоровича: он имеет 42 награды: награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны І, ІІ степеней, медалями «За победу в Великой Отечественной войне», «За оборону Киева», «За взятие Кёнигсберга» и многими другими.
За плодотворную педагогическую деятельность ветеран удостоен почетного звания «Заслуженный учитель БССР», награжден почетными знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного образования БССР».
«Всегда в строю» – таково жизненное кредо этого замечательного человека. Его не старили года, он вел огромную общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, выступал перед учащимися школ, средних специальных заведений, студентами вузов.
И мы благодарны Ветерану за память о войне и бойцах Великой Победы, мы всегда будем чтить тех, кто завоевал свободу и независимость нашей Родины!
скачать dle 10.4фильмы бесплатно