герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Март

Вспоминаем имена юбиляров первого месяца весны в области литературы.

Литературный хронограф. Март1 марта – 95 лет со дня рождения (1929-1977) Евдокии Лось, белорусской поэтессы.

В 1955 году окончила филологический факультет Минского педагогического института им. М. Горького. Являлась литературным работником белорусской молодёжной газеты «Чырвоная змена», детской газеты «Зорька» (1951-1952), редактором Учебно-педагогического издательства Белорусской ССР (1952-1959). В 1960 году окончила Высшие литературные курсы в Москве. С 1961 года – редактор Учебно-педагогического издательства Белорусской ССР, литературный сотрудник белорусской газеты «Звязда», с 1963 года на творческой работе. В 1970-1972 годы – ответственный секретарь журнала «Работніца і сялянка». В 1975-1977 годах – главный редактор детского журнала «Вясёлка».

Дебютировала стихотворением в 1948 году (полоцкая газета «Большевистское знамя», журнал «Работніца і сялянка»). Известна как лирический поэт, автор детской прозы и поэзии. Поэзия Евдокии Лось переводилась на русский, украинский, литовский языки. Музыку на тексты Е. Лось создавали В. Оловников, Г. Вагнер, Д. Каминский, Ю. Семяняко, Д. Смольский. Перевела на белорусский язык книгу стихов С. Баруздина «Страна, где мы живём» (1977).

Поэтические сборники: «Сакавік» (1958), «Палачанка» (1962), «Людзі добрыя» (1963), «Хараство» (1965), «Яснавокія мальвы» (1967), «Вянцы зруба» (выбранае) (1969), «Перавал» (вершы і паэмы) (1971), «Галінка з яблыкам» (1973), «Лірыка» (1975), «Лірыка ліпеня» (вершы і паэмы) (1977), «Валошка на мяжы» (выбранае) (1984).

Сборники поэзии для детей: «Абутая елачка» (1961), «Казка пра Ласку» (1963), «Вяселікі» (1964), «Зайчык-выхваляйчык» (1970), «Дванаццаць загадак» (1974), «Смачныя літары» (1978).

Сборники рассказов: «Пацеркі» (1966), «Травіца брат-сястрыца» (1970), «Дзесяць дзён у Барку» (1984). Избранное: «Выбранае : у 2 кнігах» (1979), «І каласуе даўгалецце : Вершы» (1998).


Литературный хронограф. Март3 марта – 95 лет со дня рождения (1929-2018) Ирины Токмаковой, детской писательницы.

В 1953 году закончила филологический факультет МГУ и продолжила обучение в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию. В то же время она работала переводчиком. Литературная карьера Ирины Петровны началась сравнительно поздно. Всё произошло случайно. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который познакомился с Ириной и подарил ей книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти песенки для своего ребёнка. Её муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, передал переводы в издательство. Так появилась её первая книга. Спустя некоторое время она также опубликовала собственные стихи, написанные совместно с мужем, в книге «Деревья». Эта книга сразу же стала популярной среди детей и их родителей. Впоследствии появились книги сказок, рассказов и повестей, включая «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие.

Ирина Токмакова переводила с многих европейских языков, а также с восточных языков, в том числе с таджикского, узбекского и хинди. Она была лауреатом Государственной премии Российской Федерации и Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).

Основная читательская аудитория Ирины Токмаковой – это дети. Она активно писала небольшие детские рассказы в стихотворной форме, которые принесли ей большую известность. Кроме того, она также была успешным драматургом. Её пьесы были поставлены в лучших театрах России. Наиболее известными из них являются «Кукареку», «Заколдованное копытце», «Звездные мастера», «Морозко» и другие. Также интересно отметить, что Ирина Токмакова работала вместе с советской писательницей Софьей Прокофьевой и написала несколько детских пьес в сотрудничестве с ней.



Литературный хронограф. Март3 марта – 85 лет со дня рождения Ирины Пивоваровой (1939-1986), русской детской писательницы, сценариста, иллюстратора книг для детей, художника-декоратора.

Окончила Московский текстильный институт, факультет прикладного искусства, в 1963 году. После института Ирина Пивоварова несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм».

Когда Ирина неожиданно для себя начала писать стихи и рассказы для детей, её муж Виктор Пивоваров поддержал её творчество своими рисунками. Иллюстрировал он и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой. Первые короткие рассказы И. М. Пивоваровой публиковались в многотиражной газете киностудии «Мосфильм». С 1964 года она стала регулярно печататься в журналах «Семья и школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка». В этом же году, 1964-м, в московском издательстве «Малыш» вышла первая книга И.М. Пивоваровой «Всех угостила» с рисунками Виктора Пивоварова. В 2003 году московское «Новое литературное обозрение» выпустило сборник «Жила-была собака», в который включило практически все стихи и сказки Пивоваровой с иллюстрациями Виктора Пивоварова. И.М. Пивоварова, имевшая художественное образование, некоторые свои книги иллюстрировала сама.

В разные годы И. М. Пивоварова сотрудничала с лучшими художниками советской детской книги. Она сочиняла весёлые, смешные и умные стихи, сказки, рассказы и повести для детей и про детей. Самые известные и любимые читателями произведения И.М. Пивоваровой – «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5"А"» и «Старичок в клетчатых брюках», цикл рассказов «Однажды Катя с Манечкой». И.М. Пивоварова написала более пятнадцати книг для детей и один роман для взрослых – «Круглое окно». Произведения И.М. Пивоваровой записывались на фирме «Мелодия». В 1975 году вышла грампластинка «Жила-была собака». В 1984 году была издана пластинка «Только для детей», на ней свои стихи читала Ирина Пивоварова.



Литературный хронограф. Март3 марта – 125 лет со дня рождения (1899-1960) Юрия Олеши, русского писателя.

В 1927 г. Олеша опубликовал свой первый роман «Зависть». Но ещё до этого, в 1924 г., увидела свет яркая и увлекательная книга «Три толстяка», ставшая одним из самых популярных произведений для детей.

Сборник «Вишнёвая косточка» (1931 г.) объединил рассказы Юрия Олеши разных лет. Тогда же писатель дебютировал как драматург: московский Театр имени Мейерхольда поставил его пьесу «Список благодеяний».

В 1934 г. появилась киноповесть «Строгий юноша». После её выхода Олеша публиковал только статьи, рецензии, заметки, зарисовки и лишь иногда – рассказы. Его перу принадлежат воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чьё творчество Юрий Карлович особенно ценил (Стендале, А. Чехове, М. Твене и др.).

По сценариям Юрия Олеши поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для Театра имени Евгения Вахтангова в Москве он создал инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

В последние годы жизни Олеша вёл записки под условным названием «Ни дня без строчки», предполагая позднее на их основе написать роман. Однако произведение осталось незавершённым.


Литературный хронограф. Март4 марта – 105 лет со дня рождения (1919-1972) Николая Лупсякова, белорусского советского писателя.

В 1935 году он поступил рабфак при Белгосуниверситете, а в 1936 году – на литературный факультет Минского пединститута, который окончил в 1941 году.

Работал в газете «Казахстанская правда» (1943-1944), редакциях журналов «Беларусь» (1944-1945) и «Бярозка» (1945-1949). Член Союза писателей СССР с 1944 года.

Начал писать еще в школе. Издал сборники рассказов «Першая атака» (1944), «Апавяданні» (1947), «Мост» (1947), «Дружба» (1952), «Чырвоны бераг» (рассказы и очерки, 1954), «Дняпроўская чайка» (1957, 1988), «Паядынак» (1957), «У вераб’іную ноч» (1958), «Ля пераправы» (1959), «Прырэчча» (повесть и рассказы, 1961), «На берагах Дняпра» (1966), Избранные произведения (1968). После смерти писателя вышли сборники рассказов «Міхалаў дуб» (1974), «Дняпроўская чайка» (1988).

Для детей вышли книги рассказов «Разведчыкі» (1949), «На вірах» (1974) и рассказ «Я помню...» (1964).

Перевел на белорусский язык некоторые произведения Дж. Лондона, В. Гаршина, П. Павленко, А. Гайдара, В. Курочкина и другие.

Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.


Литературный хронограф. Март4 марта – 90 лет со дня рождения (1934-2009) Анатолия Делендика, белорусского драматурга, прозаика, сценариста.

1957 году успешно защитил дипломную работу на лечебном факультете Минского медицинского института. Стал трудиться врачом в Республиканской психоневрологической больнице в городе Минске. Работал здесь с 1957 по 1968 годы. Заочно прошёл обучение в Горьковском литературном институте в городе Москве. Около 20 лет работал в редколлегии студии «Беларусьфильм». С 1965 года являлся членом Союза писателей СССР.

В 1963 году издаёт первую свою авторскую книгу – сборник комиксов «Гибель Титаника». Является автором драм «Вызов богам», «Грешная любовь», «Последняя клубника в августе», «Мастер», комедии «Амазонка», «Операция Полигамия», «Аукцион», «Бегемот».

Его перу принадлежит ряд одноактных пьес: «Быть спокойным», «Девушка из камвольной». Работал и является автором сценариев для фильмов «Познай себя», «Голубой карбункул» и художественных фильмов «Завтра будет поздно», «Неудобный человек», «Волки в зоне». В 1981 году он опубликовал сборник комедий «Операция Полигамия», в 1985 году – «Играет».

Совместно с режиссёром Юрием Елховым работал над созданием фильма «Анастасия Слуцкая», который удостоился 17 призов на международных кинофестивалях, в том числе в США и Китае. За заслуги был награждён медалью Франциска Скорины.


Литературный хронограф. Март5 марта – 65 лет (1959) Владимиру Мозго, белорусскому поэту.

В 1984-2002 годах был редактором, заведующим редакцией литературы для младшего школьного возраста издательства «Юнацтва». Затем работал в издательстве «Мастацкая літаратура», в журналах «Вясёлка», «Полымя», «Нёман». С 2021 года – заместитель председателя Минского городского отделения Союза писателей Беларуси.

Начал публиковаться с 1972 года в зельвенской районной газете «Праца». В школьные годы печатался на страницах республиканской прессы (газеты «Піянер Беларусі», «Чырвоная змена», «Знамя юности», «Літаратура і мастацтва», журналах «Бярозка», «Вожык», «Маладосць»).

Автор поэтических книг: «Пад спеў крыніц» (1982), «Вершаліна» (1987), «Марафон» (1992), «Анёл нябесны» (2007), «Сакавіны» (2012, поэзия и проза), «У нябёсах вясны» (2013, избранные произведения), «Знiчкi вечнасцi» (2020, поэзия и проза).

Книги для детей: «Калі спрачаюцца маланкі» (1989), «Суседзі па сусвеце» (1994), «Смехапад» (1999), «Прыгоды марахода» (2002), «Цуда-вуда» (2008), «Таямнічая планета» (2008), «Лепшыя сябры» (2012), «Загадкавая азбука» (2012), «Адвечныя скарбы Радзімы» (2013), «Адкрывай свой родны край» (2013), «Завітала ў госці казка» (2014), «Слоны с Луны» (2014, перевод с белорусского), «Вавёркі лушчаць зоркі» (2019), «Хутка стану чэмпіёнам» (2021), «Казкі ката-марахода» (2022), «Загадка – розуму зарадка» (2023).

Отдельные произведения переведены на русский, английский, таджикский, чувашский и другие языки

Автор слов многих популярных песен, которые входят в репертуар звезд белорусской эстрады: Инны Афанасьевой, Анатолия Ермоленко, Алеси, Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, Валерия Дайнеко, Якова Науменко, Ирины Дорофеевой, Олега Тиунова, Андрея Хлестова, Дмитрия. Качаровского, Алены Савленайте, Валерия Розанова, ансамблей «Сябры», «Бяседа» (песни «Варажба», «Дачнікі», «Вербніца», «Святло вачэй», «Косы твае», «Мне ўсё верыцца», «Гадзіна пік», «Вечарынка», «Чараўніца ёлка», «Купальская» и др.).

Его стихи стали песнями благодаря композиторам Олегу Елисеенкову, Эдуарду Ханку, Леониду Захлевному, Владимиру Буднику, Валерию Иванову, Николаю Сацуре, Павлу Еременко и другим. Песни прозвучали на международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске, национальном фестивале песни и поэзии «Маладзечна», международных фестивалях в Вильнюсе и Белостоке.


Литературный хронограф. Март6 марта – 95 лет со дня рождения (1929-2016) Фазиля Искандера, советского писателя, поэта, журналиста, сценариста.

Ещё во время учёбы в институте Искандер стал писать стихи, собираясь связать свою жизнь с поэзией. В 1957 году была опубликована его первая книга под названием «Горные тропы». Однако под влиянием творчества Исаака Бабеля молодой поэт понял, что нет особой разницы между поэзией и прозой, и с 1962 года начал писать прозаические произведения. Искандер получил опыт журналистской и редакторской работы в газетах «Курская правда» и «Брянский комсомолец». Его произведения регулярно печатались в номерах журналов «Смена», «Неделя», «Юность», «Костер».

Первая известность к молодому писателю пришла в 1966 году после публикации повести «Созвездие Козлотура». В своём произведении автор высмеял мероприятия, направленные на подъём сельского хозяйства в СССР, а также общественное мнение, которым очень легко манипулировать. Многие цитаты из «Созвездия Козлотура» разошлись на афоризмы. Интересный факт: повесть дважды выдвигалась на Государственную премию СССР по литературе, но так и не смогла пройти цензуру.

Не меньшую популярность завоевало произведение «Сандро из Чегема», которое представляет собой цикл новелл с одним главным героем. Ставший традиционным для писателя сарказм вкупе с изображением национального характера и живой речи обеспечили успех роману.

Читателями были тепло встречены и другие произведения Искандера: «Софичка», «Морской скорпион», «Стоянка человека», «Пиры Валтасара» и другие.

Фазиль Искандер не оставил без внимания и детскую аудиторию. Для детей он написал ряд добрых и поучительных произведений: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Детство Чика», «Рассказ о море», «Время счастливых находок».

На протяжении всей жизни Фазиль Абдулович оставался старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.


Литературный хронограф. Март6 марта – 405 лет со дня рождения (1619-1655) Сирано де Бержерака, французского драматурга, философа, поэта, предтечи жанра научной фантастики.

Посещал занятия в колледже Бове, учебные занятия Гассенди. Был близко знаком с Мольером. Название родового имения Сирано «де Бержерак» писатель добавил к своему имени в 1639 году.

Премьера пьесы де Бержерака состоялась в 1646 году, тогда зрители впервые увидели на театральной сцене «Проученного педанта».

Настоящая популярность пришла к писателю после публикации пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Его имя стало нарицательным, а персонаж – обаятельный обладатель крупного носа, гасконец, поэт и дуэлянт – оказал немалое влияние на других писателей. Так, Сирано де Бержерак стал главным героем книги Луи Галле «Капитан Сатана, или Приключения Сирано де Бержерака», послужил прототипом героя романа «Остров Накануне» Умберто Эко. Кроме того, Сирано стал одним из ключевых героев серии «Мир Реки» Филипа Фармера. Образом писателя вдохновлялись также Александр Казанцев и Роберт Хайнлайн.

Писатель неоднократно подвергался критике из-за взглядов, изложенных в его произведениях. Уже первая прозаическая пьеса «Проученный педант» получила массу негативных отзывов. Из-за трагедии «Смерть Агриппины» Сирано обвинили в атеизме, а его покровитель герцог д’Арпажон был вынужден отказаться от подопечного и прекратил всякие отношения с де Бержераком.

Произведения автора переведены на многие языки, в том числе и на русский. Отметим некоторые из них: «Иной свет, или Государства и Империи Луны», «Иной свет, или Государства и Империи Солнца», «Мазаринады».

В дилогии «Иной свет», опубликованной после смерти де Бержерака, раскрыто авторское видение концепции Вселенной и человека. Произведение оказало большое влияние на развитие научной фантастики. Кроме того, Свифт и Вольтер в своих произведениях опирались на идеи, изложенные де Бержераком.


Литературный хронограф. Март6 марта – 90 лет со дня рождения (1934-2020) Михаила Жванецкого, писателя-сатирика.

Творчество стало неотъемлемой частью жизни Михаила Жванецкого в институтский период. Тогда сатирик начал писать. Трудился артист над небольшими монологами и сочинял миниатюры. Также он играл в театре, у которого было претенциозное название «Парнас-2». Тогда совместно со Михаилом Михайловичем на сцене начинали выступали будущие артисты СССР Роман Карцев и Виктор Ильченко. Последний, кстати, был коллегой Михаила не только по сцене, но и по официальному месту трудоустройства – работал в порту. В 1963 году случается значимое событие – Жванецкий знакомится с Аркадием Райкиным. Сатирику настолько понравилось то, что пишет артист, что он включает творчество Михаила Михайловича в свой репертуар. Совместно с Аркадием Райкиным сатирик создает программу под названием «Светофор». Это случилось в 1969 году. Здесь он еще больше раскрывает свой талант.

Вскоре Михаил Жванецкий решает, что ему пора выступать как самостоятельному артисту. Выбор сатирика падает на родную Одессу. Артист выступает в местной филармонии, а затем гастролирует по Советскому Союзу. Работает в Московском театре миниатюр, организации «Росконцерт» и издательстве «Молодая гвардия».

Творчество автора комических номеров и цитат легло в основу многих спектаклей. Наиболее известные – «Моя Одесса», «Птичий полет», «Бенефис». Также автор создавал миниатюры для популярных комиков. Помимо этого, очень много писал. Книги, которые вышли благодаря фантазии писателя, хорошо знакомы публике: «Одесские дачи», «Год за два», «Моя Одесса».

В 2002 году Михаилу Жванецкому предлагают поучаствовать в юмористически-аналитической передаче «Дежурный по стране», которая выходила на российском телевидении. Сатирик соглашается и становится ведущим. В 2019-м место Жванецкого занимает другой человек.

Михаил Жванецкий, монологи которого давно пополнили списки юмористических цитат с глубоким смыслом, получил звание Народного артиста Российской Федерации в 2012 году. Жванецкий едва ли не единственный артист, которому еще при жизни поставили памятник. Так одесситы продемонстрировали свое уважение и любовь к гениальному писателю-сатирику.


Литературный хронограф. Март6 марта – 115 лет со дня рождения (1909-1966) Станислава Ежи Леца, польского писателя, философа, поэта и сатирика.

Его творчество оказало значительное влияние на литературу и культуру не только в Польше, но и во всем мире. Лец был известен своими сатирическими произведениями, которые критически отражали политическую и социальную ситуацию в Польше и других странах.

Одним из наиболее известных произведений Леца является его трилогия «Политический цирк», которая включает в себя пьесы «Первое поколение», «Второе поколение» и «Третье поколение». В этих произведениях Лец исследует темы власти, коррупции и манипуляции, используя сатиру и юмор.

Еще одним важным аспектом творчества Леца является его способность создавать ярких и запоминающихся персонажей. В его произведениях можно встретить разнообразных героев – от политиков и бюрократов до обычных людей, которые сталкиваются с неправдой и несправедливостью. Лец умел передавать их эмоции и мысли, делая их живыми и реалистичными.

Также стоит отметить, что Лец был мастером использования языка и стиля. Он часто использовал игру слов, иронию и сарказм, чтобы передать свои мысли и идеи. Его произведения были не только литературными, но и политическими актами, которые вызывали обсуждение и размышления.


Литературный хронограф. Март7 марта – 100 лет со дня рождения (1924-1993) Кобо Абэ, японского писателя, драматурга и сценариста.

В 1948 году Абэ окончил университет, но не сдал квалификационный экзамен и ни дня не работал по специальности. Вместо этого он занялся литературным творчеством. В 1951 году свет увидела повесть «Стена», которая сразу принесла молодому автору известность. Кобо получил высшую литературную награду Японии – премию Акутагавы.

Первое произведение во многом определило писательскую судьбу Абэ. Главная тема повести «Стена» – одиночество, основной мотив всего творчества Кобо – поиск себя, своей идентичности в современном мире. На творчество Абэ повлияли произведения Николая Гоголя и Федора Достоевского: Кобо был знатоком русской литературы. Писатель и сам вел замкнутый образ жизни, признаваясь, что не любит людей.

Всемирную славу писателю принесли романы «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожженная карта», изданные один за другим. Роман «Четвертый ледниковый период» соединил в себе черты научной фантастики, детективного жанра и западноевропейского интеллектуального романа. Эти произведения занимают центральное место в творчестве писателя, именно после их появления о Кобо заговорили как о выдающемся литераторе, который стоит в одном ряду с Францем Кафкой и Уильямом Фолкнером. В шестидесятых режиссер Хироси Тэсигахара снял фильмы, в основу которых легли книги Абэ.

Кобо Абэ также занимался театром: в 1973 году он создал и возглавил «Студию Кобо Абэ», выступления которой вызывали большой резонанс на Западе. Писатель увлекался фотографией, состоял в авангардных творческих объединениях.

В 1992 году Абэ стал одним из кандидатов на Нобелевскую премию по литературе, но не дожил до вручения награды. Кэндзабуро Оэ, лауреат Нобелевской премии по литературе 1994 года, утверждал, что Кобо Абэ непременно получил бы эту награду, если бы прожил чуть дольше.


Литературный хронограф. Март9 марта – 210 лет со дня рождения (1814-1861) Тараса Шевченко, украинского поэта, мыслителя, художника, общественного деятеля.

Является основоположником современной украинской литературы. Тарас Шевченко, биография которого полна драматических эпизодов и ярких событий, внес огромный вклад не только в литературу, но и в культуру Украины в целом.

Первым самостоятельным решением Шевченко стало поступление в Академию художеств. В этот период расцвело и поэтическое дарование Тараса Григорьевича.

В 1840 году им был выпущен сборник поэтических произведений «Кобзарь», которому было суждено стать знаменитым. Он приобрел такую популярность, что неоднократно переиздавался еще при жизни поэта.

Перу Тараса Шевченко принадлежат поэмы «Гайдамаки», «Еретик», «Катерина», «Наймичка», «Кавказ». Эти произведения были написаны на украинском языке.

Немало прозаических и поэтических произведений Тараса Григорьевича написано и на русском языке. Среди них повести «Княгиня», «Близнецы», «Художник», в которых встречается много автобиографических подробностей.


Литературный хронограф. Март12 марта – 120 лет со дня рождения (1904-1963) Бодо Узе, немецкого писателя и политического деятеля.

Литературный путь начал автобиографическим романом «Наёмник и солдат» (1935) и книгой очерков об Испании «Первая битва» (1938, рус. пер. 1942).

Наиболее значительные произведения Бодо Узе – романы «Лейтенант Бертрам» (1944) и «Патриоты» (1954), а также новеллы и повести в сборниках «Святая Кунигунда в снегу» (1949) и «Мост» (1952).

В 1950-1952 годах был председателем Союза писателей ГДР.

Художественная проза Узе восприняла традиции Г. Клейста и опыт газетной публицистики, репортажа. Узе является лауреатом Национальной премии ГДР (1954).


Литературный хронограф. Март13 марта – 185 лет со дня рождения (1839-1914) Александра Навроцкого, русского поэта, драматурга, прозаика, издателя. Офицер, военный юрист; автор слов популярной русской народной песни «Утёс Стеньки Разина» («Есть на Волге утёс…»).

Дебютировал светским романом «Семья Тарских» (Москва, 1869). В начале литературной деятельности в конце 1860 – начале 1870-х годов сотрудничал с петербургским либеральным журналом «Вестник Европы». В 1879-1882 годах редактор и издатель журнала «Русская речь», в котором публиковал свои статьи на общественные темы, стихотворения, исторические драмы в стихах. Привлек к сотрудничеству в журнале А. Д. Градовского, И. А. Гончарова, Н. Я. Данилевского, А. В. Круглова, Е. Л. Маркова.

Позднее печатал стихи в журналах «Русский вестник» (1903-1904), «Мирный труд» (1905, 1907), «Светоч» (1910). Перу Навроцкого принадлежат исторические баллады, драмы в стихах, романы, рассказы, очерки, статьи. Наиболее значительное место в его творчестве занимают своего рода стихотворные иллюстрации к наиболее ярким персонажам и эпизодам русской истории. Стихотворения и стихотворные драмы Навроцкого («Патриарх Гермоген», «Ермак», «Патриарх Никон») написаны на сюжеты главным образом древнерусской истории, эпохи Смутного времени и раскола. Писал также комедии («Наследство») и произведения на темы недавней истории («Смерть Петра Великого», «Царь-Освободитель», «Царь-Миротворец»).

Стихи собраны в книгах «Картины минувшего» (Санкт-Петербург, 1881), «Светочи Русской земли» (Санкт-Петербург, 1896), «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (кн. 1-3, Санкт-Петербург, 1896, 1899, 1902), «По Волге. Волжские былины и сказки в стихах» (Санкт-Петербург, 1903).


Литературный хронограф. Март15 марта – 100 лет со дня рождения (1924-2020) Юрия Бондарева, русского писателя.

Демобилизовавшись после второго ранения (1945 г.), Бондарев в 1946 г. стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, где занимался в семинаре К.Г. Паустовского. С 1949 г. в журналах начали появляться первые рассказы Бондарева. Вскоре после окончания в 1951 г. института он был принят в Союз писателей СССР.

В 1956 г. увидела свет первая повесть Бондарева – «Юность командиров», – рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни. Широкую известность писателю принесли две следующие повести – «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.); они явились образцами жанра лирической фронтовой повести.

Событием стал и первый роман Бондарева – «Тишина» (1962-1964 гг.) – одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. В «Тишине», как и в повести «Родственники» (1969 г.), в центре внимания автора – проблемы нравственности в их связи с прошлым и настоящим. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.), в котором Бондарев вплотную подошёл к созданию эпического полотна, хотя действие произведения и ограничено одними сутками и одним событием – боями на подступах к Сталинграду.

В следующих романах – «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994-1995 гг.) – Бондарев обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины XX столетия (его герои – писатель, художник, кинорежиссёр, учёный). Бондарев активно выступал как публицист (сборник статей «Поиск истины», 1976 г.; «Человек несёт в себе мир», 1980 г., и др.); в 80-90-х гг. он всё больше выявлял свою приверженность позиции так называемого патриотического лагеря.

Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино – им созданы киносценарии по многим собственным произведениям, сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972 гг.).

С конца 60-х гг. Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Награждён Ленинской премией (1972 г.) и дважды – Государственной премией СССР (1977, 1983 гг.).


Литературный хронограф. Март16 марта – 140 лет со дня рождения (1884-1942) Александра Беляева, русского писателя-фантаста.

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты.

Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь – костный туберкулёз позвоночника – на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.).

В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.

К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934-1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.


Литературный хронограф. Март18 марта – 150 лет со дня рождения (1874-1948) Николая Бердяева, русского философа и публициста.

Н.А. Бердяев – участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. События 1917 г. философ пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». После Октябрьской революции у Н.А. Бердяева наступил творческий подъем, он написал свыше 40 публицистических статей. В 1918 г. у него на квартире возникает Вольная академия духовной культуры, где ученый читал курсы лекций по философии истории и философии религии. В 1922 г. Н.А. Бердяев был выслан за границу.

«Смысл творчества» – эстетическая утопия Н.А. Бердяева, он начинает писать ее, уехав в Италию в 1911 г. Именно высказанные в ней взгляды стали причиной расхождения философа с московским издательством «Путь» и Религиозно-Философским обществом. Свобода – это любовь, и только в ней в творческом акте обретает единство Космос. Человек же, представляя собой маленький Космос в огромном, сам обретает целостность только через свободный акт творчества. В своей книге Бердяев стремится раскрыть все возможные смыслы, значения и роли творчества, видя в этом понятии сущностную характеристику человека. Он рассматривает философию как творческий акт, изучает феномен самого человека, исследует отношение творчества к искуплению, гносеологии, бытию, свободе, аскетизму, полу, любви, красоте, морали, общественности, мистике, культуре. Впервые среди философов Н.А. Бердяев так глубоко и всесторонне изучил проблему творчества. Несмотря на весь утопизм, сделанные им выводы имеют для человека практические значение.


Литературный хронограф. Март18 марта – 140 лет со дня рождения (1634-1693) Мари Мадлен де Лафайет, французской писательницы.

Де Лафайет в 1662 году анонимно опубликовала первый роман «Принцесса де Монпансье», который благосклонно принимается читателями и критикой. Дальнейшему развитию ее литературной деятельности способствовала дружба с писателем Франсуа Ларошфуко, который знакомит ее со всеми виднейшими литераторами эпохи: от Николы Буало до Жана Расина.

До 1671 года появляются еще два тома романа Лафайет «Заида» на «мавританские» мотивы, напечатанные за подписью писателя Жана Рено де Сегре. Третий и наиболее знаменитый роман госпожи де Лафайет, «Принцесса Клевская», также напечатан под чужим именем в 1678 году. Эта книга считается одной из основополагающих в истории французской литературы и предвосхищает последующее появление такого жанра, как психологический роман.

Все 1680-е годы принесли с собой печальные для Мари-Мадлен события. В 1680 году скончался Ларошфуко, а в 1683 году умер и муж госпожи Лафайет. После этого, женщина перестала публиковаться, вела замкнутый и уединенный образ жизни. Три тома ее неизданных произведений появились на свет уже после ее смерти, в XVIII веке.


Литературный хронограф. Март20 марта – 70 лет со дня рождения (1954-2021) Николая Метлицкого, белорусского поэта, переводчика, публициста, журналиста.

В 1976 году окончил филологический факультет Белорусского государственного университета имени В.И. Ленина. Работал корреспондентом газеты «Ленінскі сцяг», еженедельника «Літаратура і мастацтва». С 1983 года был старшим редактором редакции критики, литературоведения и драматургии издательства «Мастацкая літаратура».

На протяжении 12 лет (2002-2014 гг.) занимал должность главного редактора легендарного белорусского литературного журнала «Полымя».

Центральной темой творчества Николая Метлицкого стала чернобыльская трагедия, которая непосредственно затронула родные места поэта – деревню Бабчин Хойникского района.

Поэтические сборники: «Абеліск у жыце» (1980), «Мой дзень зямны» (1985), «Ружа вятроў» (1987), «Горкі вырай» (1988), «Шлях чалавечы» (1989), «Палескі смутак» (1991), «Блаславенне» (1991), «Чаканне сонца» (1994), «Бабчын. Кніга жыцця» (1996), «Хойніцкі сшытак» (1999), «Жыцця глыбінныя віры : Вершы і балады») (2001), «Замкнёны дом» (2005), «Цяпло буслінага крыла : палескія вершы» (2010), «На беразе маім : кніга паэзіі» (2010), «Чалавек падымае неба : вершы і паэмы» (2012).

Книга для детей: «Няправільныя санкі : вершы» (1991). Книга переводов: «Лучнасць : пераклады Міколы Мятліцкага : з паэзіі народаў свету» (2011). В переводе на русский язык:
«Бабчин : Книга жизни» (1997).

Перевел на белорусский язык ряд текстов поэтов Китая, Индии, Таджикистана, Казахстана. Николай Метлицкий был удостоен Государственной премии Республики Беларусь и Специальной премии Президента в области культуры и искусства.


Литературный хронограф. Март30 марта – 180 лет со дня рождения (1844-1896) Поля Верлена, французского поэта-символиста.

Первое стихотворение «Смерть» написал ещё в лицее в 1858. Занимал скромную должность в городской мэрии, сблизился с кружком молодых поэтов, из которого возникла позднее «Парнасская школа».

В 1863 был опубликован первый сонет Верлена «Господин Прюдом». В дни Парижской Коммуны Верлен работал в бюро коммунарской прессы. В дни разгрома Коммуны познакомился с одним из участников баррикадных боёв, юным поэтом А. Рембо.

Написал книгу стихов «Романсы без слов», вышедшую в 1874. В 70-80-е года поэт все больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость» (1881).

В 1884 г. выходит сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.

Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь» (1888), «Счастье» и «Песни для нее» (1891).

Поль Верлен возглавлял плеяду молодых поэтов. Его стихи получили сумасшедшую популярность. На традиционной церемонии избрания «короля поэтов» 1891 г. после смерти Л. де Лиля, большее количество голосов было отдано за Верлена.

Но признание пришло слишком поздно: здоровье пошатнулось. Талантливый поэт болел и почти постоянно вынужден был находиться в больницах. Писатель Ж. Ренар заметил в своем дневнике 1892 г.: «От Верлена не осталось ничего, кроме нашего культа Верлена».


Литературный хронограф. Март31 марта – 215 лет со дня рождения (1809-1883) Эдварда Фицджеральда, английского поэта и переводчика.

В 1853 году Фицджеральд выпустил «Шесть драм Кальдерона» в вольном переводе. Он обратился к востоковедению и в 1856 году анонимно опубликовал версию «Саламана и Абсаля» Абдурахмана Джами в стихе Мильтона.

15 января 1859 года анонимно была опубликована небольшая брошюра «Рубайат Омара Хайяма». Изначально, ни в мире, ни в кругу друзей Фицджеральда поэма не привлекла никакого внимания. Издатель позволил положить её на полку с четырёхпенсовыми или даже (как он впоследствии хвастался) с однопенсовыми книгами.

Но, в 1869 году её обнаружил Россетти, за ним последовали Суинбёрн и лорд Хьютон. Постепенно «Рубайат» набирал популярность, но лишь в 1868 году Фицджеральд осмелился выпустить второе, существенно переработанное издание. В 1865 году он издал версию «Агамемнона» и две другие пьесы Кальдерона. В 1880-1881 годах он в частном порядке опубликовал переводы двух трагедий Эдипа; его последней публикацией были «Повести» Дж. Крабба в 1882 году. Он оставил в манускрипте версию «Совета птиц» Аттара. Этот последний перевод Фицджеральд назвал «Взгляд с высоты птичьего полета на птичий парламент», сведя персидский оригинал (около 4500 строк) к облегченным 1500 строкам в английском варианте; этот перевод охарактеризовали, как редкий шедевр.

С 1861 года и далее Фицджеральд увлекся морем. В июне 1863 года он купил яхту «Скандал», а в 1867 году стал совладельцем небольшого парусного судна для ловли сельди «Мое и твое». Несколько лет, до 1871 года, он проводил лето, «странствуя где-то за пределами Ловестофта».

В 1885 году его популярность возросла благодаря посвящению Теннисона на его книге «Тиресий и другие стихотворения» памяти Фицджеральда, в чём-то напоминающих стихотворения «Старого Фитца».


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Март
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.03.2024
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.