герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Февраль

Вспоминаем имена юбиляров 2024 года в области литературы.

Литературный хронограф. Февраль1 февраля – 140 лет со дня рождения (1884-1937) Евгения Замятина, русского писателя.

1908 г. Евгений Замятин окончил политехникум, получив специальность морского инженера, и был оставлен при кафедре. В том же году состоялся литературный дебют писателя: в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один».

По состоянию здоровья Замятин в 1913 г. переехал в г. Николаев. Здесь он написал сатирическую повесть «На куличках» о царской армии. Решением Петербургского окружного суда номер журнала «Заветы» с повестью был арестован, а автор выслан в Сибирь. По северным впечатлениям написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ёла».

Революция и последовавшие за ней годы Гражданской войны внесли изменения в творчество писателя. В его произведениях начинает звучать призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования».

В 20-х гг. Замятин много работал; наряду с рассказами и повестями создан ряд драматургических произведений: «Общество Почётных Звонарей», «Блоха», «Аттила».

Официальная советская критика не признавала творчество писателя, считая его противником власти большевиков. При этом особым нападкам подвергся роман-антиутопия «Мы» (1920 г.). Заступничество крупных писателей, в том числе М. Горького, Замятину не помогло.

В 1932 г. Евгений Иванович принял решение временно покинуть СССР. С февраля 1932 г. Замятин жил в Париже, не меняя советского гражданства. Он активно пропагандировал русскую литературу и искусство. Отношение к нему в СССР стало теплеть, в 1934 г. Замятина даже заочно приняли в Союз писателей.

Он принципиально не печатался в эмигрантских издательствах, лишь роман «Бич Божий» был посмертно издан в Париже в 1938 г.


Литературный хронограф. Февраль5 февраля – 85 лет со дня рождения (1939-2022) Рустама Ибрагимбекова, советского, российского и азербайджанского писателя, кинодраматурга и кинорежиссёра.

Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни», который сразу после выхода на экраны обрёл в СССР популярность. Основа творческих отношений Ибрагимбекова с режиссёром Никитой Михалковым была заложена в начале 1970-х годов, когда Михалков снял свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Результатом их творческого содружества стал ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви», «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник».

Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, и практически все его литературные произведения были экранизированы.

В литературу Рустам Ибрагимбеков пришёл в 1962 году, когда в республиканской комсомольской газете «Молодёжь Азербайджана» был опубликован его рассказ «Хлеб без варенья». С тех пор его публикации издавались систематически.

Рустам Ибрагимбеков написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы – «Женщина за закрытой дверью», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке», «Похожий на льва» – с большим успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке, Баку и Москве.

Он автор 10 книг и сборников «Ультиматум» (1983), «Проснувшись с улыбкой» (1985), «Дача» (1988), «Избранные повести» (1989), «Солнечное сплетение» (1996) и др., которые разошлись тиражом свыше 500 тысяч экземпляров.


Литературный хронограф. Февраль6 февраля – 110 лет со дня рождения (1914-1978) Аркадия Кулешова, белорусского поэта, переводчика, народного поэта Беларуси.

1931-1933 гг. учился в пединституте в Минске, но не закончил его. Написал поэтические циклы «Юнацкi свет», «Медзі дождж», поэмы «Крыўда», «Аманал». В 1934 году стал членом Союза писателей. В 1936-1937 был литконсультантом в Союзе писателей.

В 1934-1938 гг. опубликовал поэму «Гарбун», сборники «Мы жывем на гранiцы», «Paдзiме i правадыру». Перевел на белорусский язык пушкинскую поэму «Цыгане».

Покинув разбомбленный Минск в 1941, отправился в Калинин, там стал членом РККА. После окончания военно-политического училища был корреспондентом армейской газеты «Знамя Советов». Служил до окончания войны при штабе партизан. Потом занимал пост главного редактора газетного издания «Літаратура і мастацтва».

С 1941 по 1949 гг. издал 8 сборников, среди которых «Добры чалавек», «Сцяг брыгады», «Вершы», «Паэмы». Второе произведение написано в форме дневниковых записей, помогающей провести героя через стадии последовательного самораскрытия его характера. Перевел на белорусский язык любимого «Евгения Онегина», сумев передать и мятежный творческий дух А.С. Пушкина, и тонкий лиризм. Роднит двух поэтов умение описывать как исторические, так и повседневные события, философски их осмысляя.

В 1950-1964 гг. опубликовал сборники «Вершы i паэмы», «Гранiца», «Новая кнiга» и поэму «Грозная пушча».

В 1958-1967 гг. работал главным редактором на «Беларусьфильме», написав за это время с соавторами три сценария, в том числе к историческому фильму «Первые испытания» (вместе с М. Лужаниным). Экранизация создана по мотивам трилогии Я. Коласа «На ростанях». В ней история любви молодого учителя Андрея Лобановича к дочери лесничего Ядвисе тесно переплетена со становлением педагога как профессионального революционера.

За переводы на белорусский язык «Энеиды» И. Котляревского, стихотворений М. Лермонтова и «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло в 1970 году получил премию имени Янки Купалы.

С 1970 по 1976 гг. опубликовал сборники «Сасна i бяроза», «Мая Бесядзь», «Хуткасць» и поэмы «Далёка да акiяна», «Варшаўскі шлях», «Хамуціус».

После смерти поэта опубликовано четыре его поэтических сборника на белорусском языке.


Литературный хронограф. Февраль8 февраля – 205 лет со дня рождения (1819-1900) Джона Рёскина, английского писателя, художника, теоретика искусства, литературного критика и поэта. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX – начала XX веков.

В 1839 г. Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском языке, однако весной 1840 г. его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано из-за болезни. В 1841 г. Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд «Современные художники», первый том которого вышел в 1843 г.

Весной 1845 г. он предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию. Свое восхищение он выразил во втором томе «Современных художников». Сосредоточенно изучая готическую архитектуру, Рескин в 1849 г. опубликовал сочинение «Семь светильников архитектуры». Затем он обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две зимы в Венеции, собирая материал для книги «Камни Венеции». Продолжал работать над третьим и четвертым томами «Современных художников». В 1857 г. он прочел в Манчестере курс лекций «Политическая экономия искусства», позднее опубликованных под названием «Радость навеки».

Из сферы искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге «Последнему, что и первому». В 1869 г. его избрали первым почетным профессором искусств Оксфордского университета.

В 1878 г. его подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не изменила, и последняя его книга, автобиография «Прошлое», стала, пожалуй, самым интересным его произведением.


Литературный хронограф. Февраль11 февраля – 130 лет со дня рождения (1894-1959) Виталия Бианки, советского писателя, педагога и журналиста.

У писателя имелась привычка записывать все увиденное. Он наблюдал за окружающим миром, жизнью животных, и эти его записи потом стали отправной точкой в рассказах о природе. В общей сложности Бианки сочинил три сотни произведений, среди которых детские сказки, рассказы, статьи, повести. Он издал порядка 120 своих книг. В одном из своих интервью Виталий сказал, что старался писать так, чтобы и взрослые читали его произведения с удовольствием. И только спустя годы понял, что писал для взрослых, сумевших не утратить в себе детскую душу.

Творческая биография Бианки вышла на новый уровень в 1922-м, после того, как он вернулся в родной Ленинград после долгих лет жизни на Алтае. В родном городе писатель начал заниматься в кружке Самуила Маршака, и полностью погрузился в написание своих произведений, в которых зеленела трава, щебетали птицы и животные отправлялись за новыми приключениями.

Первая сказка получила название «Путешествие красноголового воробья». Она очень понравилась детской аудитории. Вслед за этим Бианки написал еще несколько книг, вышедших отдельным тиражом – «Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?».

Многим поколениям детей полюбились небольшие юмористические рассказы – «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Мишка-башка», «Сова». В 1932-м в книжные магазины поступила книга «Лесные были и небылицы», ставшая первым большим сборником произведений писателя.

Практически в каждой семье, где есть дети, на полке стоит сказка Виталия Бианки под названием «Синичкин календарь». Играя, дети знакомятся с временами года, их сменой в природе. Главная героиня книги – синичка Зинька, которая с удовольствием знакомит юных читателей с окружающим миром.

Бианки создал одну удивительную работу, похожей на которую не создавал ни один писатель. Речь идет о книге под названием «Лесная газета», над которой он начал трудиться в 1924-м. Вплоть до 1958-го напечатали десять ее изданий, постоянно дополняющихся и изменяющихся внешне. Популярность писателю добавила и программа, которую он вел в эфире радио «Вести леса».

Литературный путь Бианки закончился незавершенной книгой под названием «Опознаватель птиц на воле». На страницах дневника он оставил запись о том, что движется вперед благодаря какой-то жизнерадостной силе, что именно она дала ему все то хорошее, что случилось с ним в жизни.


Литературный хронограф. Февраль13 февраля – 255 лет со дня рождения (1769-1844) Ивана Крылова, русского баснописца и драматурга.

С юности Иван Крылов любил бывать среди народа. Он посещал народные гуляния, даже брал участие в уличных боях. Так он познавал извне тайну русской души, запоминал манеру речи простого народа. Поэтому не удивительно, что его творчество основано на фольклоре.

1782 год был переломным в жизни Крылова. Он с матерью переезжает Петербург. Здесь устраивается на казенную службу. Но скучная работа не удовлетворяет юношу – и он пробует свои силы в творчестве. Начал он с драматургии.

В 1784 году он создает либретто «Кофейница». Написано это произведение было под влиянием творчества Аблесимова и Новикова. Один издатель выдал юному автору за книгу 60 рублей, но сразу не напечатал. Критики считают это либретто юношеской пробой пера драматурга.

Драматические произведения Крылова не произвели особого впечатления на критиков и читателей. Но неудачи в этой сфере не охладили творческий пыл автора. Даже наоборот они обострили его сатирический талант, который он потом мастерски применил в жанре басни. Именно басни прославили Ивана Крылова.

В 1805 году Крылов дает на рассмотрение одному известному литературному критику свой сборник басен. И он высоко оценил творчество писателя.

Иван Андреевич Крылов, обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, и вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.

К наиболее известным басням можно отнести: «Волк и ягненок», «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». Стоит отметить, что сюжет этих басен был позаимствован Крыловым у древнегреческого баснописца Эзопа. Заслуга Крылова в том, что он обогатил эти басни русской народной речью; написал их в стихотворной форме и сделал диалоги разлогими. Басни Крылова переведены на более чем 50 языков мира.

В последние годы жизни писатель работал библиотекарем и продолжал писать басни.


Литературный хронограф. Февраль13 февраля – 240 лет со дня рождения (1784-1833) Николая Гнедича, русского поэта и драматурга.

С юного возраста становится известен переводами французских пьес. В 1802 уезжает в Петербург, где получает довольно скромную должность чиновника в Департаменте народного просвещения.

Литературные интересы и хорошее знание древнегреческого и нескольких европейских языков рано определили его путь переводчика. Он выступал как с переводами, так и с оригинальными стихотворениями в журналах, издававшихся членами Вольного общества любителей наук и художеств, с которыми он сблизился.

Начиная с 1811 долгие годы служил в Императорской публичной библиотеке, не прерывая занятий литературным творчеством. Наиболее известны были его стихотворения «Общежитие» (вольный перевод с французского оды Тома, 1804), «Перуанец к испанцу» (1805), перевод трагедии Вольтера «Танкред» (1810).

В 1807 Гнедич приступил к переводу «Илиады» Гомера, в которой он находил «все стороны жизни героической». Этому труду он отдал 20 лет. Чтобы перевести поэму, ему пришлось «изыскать внутренние возможности русского стиха», способного выразить смысл и дух античных образов, античного миропонимания и мировидения. Он остановился на русском гекзаметре, как размере, способном передать стих Гомера.

В памяти последующих поколений Гнедич остался прежде всего как автор первого полного поэтического перевода «Илиады». «С именем Гнедича, – писал Белинский, – соединяется мысль об одном из тех великих подвигов, которые составляют вечное приобретение и вечную славу литератур. Перевод «Илиады» Гнедича на русский язык есть заслуга, для которой нет достойной награды».

После опубликования «Илиады» Гнедич выпустил сборник стихотворений (1832), в который вошли 77 произведений, написанных в последние годы жизни.


Литературный хронограф. Февраль14 февраля – 230 лет со дня рождения (1894-1939) Тухвата Янаби, башкирского советского писателя, поэта, публициста.

Несмотря на огромную занятость общественной работой – был Янаби и заведующим отделом культуры Башпрофсовета, и членом Аргаяшского канткома партии, и редактором газеты «Башкортостан», и ответственным секретарем правления Союза писателей Башкирии, – он много времени уделял и литературному творчеству. В газетах и журналах появлялись его стихи и поэмы, воспевающие революционные перемены в жизни башкир.

Поэма – значительное событие в башкирской поэзии тридцатых годов. В творческом наследии Янаби выделяется несколько поэм: «Страна победителей», «Извилистые пути», «Дорогой труда». Самой значительной поэмой, по мнению критиков, является «Страна победителей». В ней в обобщенных художественных картинах показан исторический путь развития всего человечества.

В истории башкирской литературы Тухват Янаби известен и как прозаик. Его рассказам, как и поэтическим произведениям, свойственны национальная самобытность и народный юмор. Писатель хорошо знал и умело пользовался образами народного поэтического творчества, лексическим богатством языка. Перу писателя принадлежат и публицистические статьи на актуальные темы. А такая работа, как «Башкирская периодическая печать 1919-1924 годов», положила начало исследованию развития журналистики в республике.


Литературный хронограф. Февраль15 февраля – 65 лет со дня рождения (1959-2019) Петра Васюченко, белорусского прозаика, литературоведа, драматурга.

Писатель учился на факультете журналистики Белорусского государственного университета, а затем окончил аспирантуру Института литературы имени Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси, где и работал до 1997 года.

С 1997 года возглавлял кафедру белорусского языка и литературы Минского государственного лингвистического университета. Также Пётр Васильевич преподавал белорусскую литературу на журфаке Белорусского государственного университета.

Является автором книг прозы, пьес и литературоведческих исследований. Среди его известных прозаических произведений «Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі» и «Прыгоды аднаго губашлёпа».

Произведения писателя переводились на английский, болгарский, немецкий, польский, русский, словацкий и чешский языки. По пьесам Петра Васюченко были поставлены спектакли.


Литературный хронограф. Февраль15 февраля – 230 лет со дня рождения (1794-1826) Енса Баггесена, датского писателя, переводчика и философа-просветителя.

В 1811-1814 профессор датской литературы в Киле. Писал на датском и немецком языках. Много странствовал, в 1789 познакомился с Н.М. Карамзиным.

Книги «Комические рассказы» (1785) и «Калунборгская хроника, или Происхождение цензуры» (1791) ставят вопрос о необходимости свободы печати в Дании. В путевом дневнике «Лабиринт, или Скитания поэта» (1792-1793) в духе сентиментализма выражен протест против феодализма. Известность приобрёл спор в 1807 Баггесена-просветителя с романтиком А. Г. Эленшлегером о путях развития литературы.

Писал также лирические и религиозные стихи-псалмы. Автор полемической комедии «Законченный Фауст» (1811), эпической поэмы «Адам и Ева» (1826).


Литературный хронограф. Февраль19 февраля – 155 лет со дня рождения (1869-1923) Ованеса Туманяна, армянского поэта и писателя, общественного деятеля, Национального поэта Армении.

С 1887 года Туманян выступал с лирическими и прозаическими произведениями, переводами, литературно-критическими и публицистическими статьями. Всенародную известность приобрёл двумя сборниками «Стихотворения» (1890-1892). Многие произведения Туманяна (сказки «Пёс и кот», «Смерть Кикоса», «Храбрый Назар», «Ануш», «В армянских горах», «Невезучий Панос», «Лжец», баллады и др.) являются шедеврами армянской литературы.

В поэмах «Маро» (1887), «Лореци Сако» (1889) и «Ануш» (1890, 2-я ред. 1901-1902) Туманян изобразил жизнь патриархальной армянской деревни. Баллады «Ахтамар» (1892), «Парвана» (1903), «Капля мёда» (1909), «Взятие крепости Тмук» (1902 г.; по её мотивам – опера А. А. Спендиарова «Алмаст», 1928 г.), «Давид Сасунский» (1902), «Голубиный скит» (1913), «Шах и разносчик» (1917) написаны на основе армянских и восточных легенд, народных преданий, национального эпоса. Туманян – автор рассказов («Гикор» (1895) – о тяжёлой судьбе деревенского мальчика), произведений разных жанров для детей, афористических лирико-философских «Четверостиший» (1890-1919); переводил иностранных авторов. Корней Чуковский, автор статьи о Туманяне, писал: «Того, кто написал «Каплю меда», «Пес и Кот», «Смерть Мышонка», и в самом деле нельзя не причислять к плеяде первоклассных мастеров мирового искусства».

Произведения Туманяна переводили Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Самуил Маршак, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Павел Тычина и другие.


Литературный хронограф. Февраль21 февраля – 150 лет со дня рождения (1874-1960) Дмитрия Гулиа, прозаика, поэта и фольклориста, основоположника абхазской письменной культуры.

Литературная деятельность Дмитрия Гулиа началась во второй половине первого десятилетия ХХ века. Первые его стихотворения тех времен, особенно «Ходжан большой» получили большую популярность в народе. В 1912 году в Тифлисе вышла первая абхазская книга «Стихотворения и частушки». Поэма Гулиа, посвящённая объяснению в любви, была издана в 1913 году. В 1918 году он написал рассказ «Под чужим небом». Днем он был занят преподавательской работой в нескольких школах, а писал в основном по ночам, тогда же собирал и материал для будущей «Истории Абхазии». В 1919 году вышла в печать первая абхазская газета «Апсны», редактором которой был Д. Гулиа. Он был организатором первого драматического кружка «Утренняя звезда» в учительской семинарии в Сухуме, по его инициативе выступала в селах Абхазии первая абхазская театральная труппа, созданная в 1921 году. Для ее репертуара он в срочном порядке перевел с русского и грузинского несколько водевилей и маленькую пьесу «Да здравствует свобода!» В 1922-24 гг. преподавал абхазский язык в Тбилисском государственном университете, в 1925 году вышел его I том Истории Абхазии.

В 1929 году Гулиа возглавил Абхазскую академию языка и литературы. Лирика Гулиа проникнута пафосом дружбы и единства народов (поэмы «Песнь об Абхазии», 1940, «Осень в селе», 1946 и др.). Гулиа написал первую абхазскую новеллу «Под чужим небом» (1919). Главное прозаическое произведение роман «Камачич» он писал несколько лет, окончательно завершив его в 1940 году. Он также перевел на абхазский язык Евангелие, произведения Пушкина и Лермонтова, Шота Руставели и многих грузинских поэтов.


Литературный хронограф. Февраль23 февраля – 125 лет со дня рождения (1899-1974) Эриха Кёстнера, немецкого писателя.

Первая книга писателя, вышедшая в 1928-м, была сборником стихов, как и три последующих. Через год появились произведения в прозе: одно из них (детский роман «Эмиль и детективы») пользуется популярностью до сих пор. По нему снято несколько фильмов и даже мини-сериал, хотя в сюжет самой первой экранизации были внесены некоторые правки, в соответствии с требованиями того времени.

Несколько позже были изданы другие детские произведения: «Кнопка и Антон», «Летающая Классная комната», «Две Лотты». Единственным романом, имеющим ценность, с точки зрения литературной значимости, считается опубликованный в 1931 году «Фабиан: история одного моралиста».

В 1933 году Эрих Кестнер, книги которого были сожжены как порочащие и возражающие немецкому духу, был вычеркнут из союза писателей после нескольких допросов. Писатель, оставшийся в Берлине из-за нежелания бросать свою мать, лично наблюдал за «огненным шоу» на площади. Как итог, в Третьем рейхе публикация его произведений была под строгим запретом, но Эриху удалось издать в Швейцарии несколько вполне безобидных романов. По окончании войны писателем будут написаны автобиографическая повесть о его детских годах «Когда я был маленьким», а также «Маленький Макс» и «Маленький Макс и маленькая мисс» (1957), посвящённые сыну Эриха. Последним произведением Кестнера, опубликованным в 1961 году, будет его дневник «Нотабене 45».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Февраль
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.02.2024
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.