герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Январь

Первый месяц 2023 года богат на литературные юбилеи.


Литературный хронограф. Январь1 января – 75 лет со дня рождения (1948-2022) Василия Ткачева, талантливого белорусского писателя, члена Союза писателей Беларуси, Союза театральных деятелей, лауреата литературной премии им. К. Туровского, премии Федерации профсоюзов Беларуси, премии имени Василя Витки за произведения для детей и юношества, российской премии им. Бояна, лауреата премии «Национальная литературная премия 2017».

Василий Юрьевич Ткачев был самым большим другом центральной городской библиотеки имени А.И. Герцена и всех городских библиотек. Ни одно крупное мероприятие не проходило без его участия. Более 10 лет он был бессменным председателем жюри конкурса «Лучший читатель детских книг».

Василий Ткачев был постоянным участником вечеров в литературно-художественном салоне «Встречи на Замковой» и многочисленных творческих встреч в городских библиотеках. Большим удовольствием было слушать его выступления на мероприятиях, его такой красивый, мелодичный белорусский язык, в характерной для него манере, всегда с хорошим настроением, добрым юмором, большим оптимизмом и любовью к жизни и людям.

Василий Юрьевич принимал участие в выборе победителей виртуального конкурса чтецов «Живая классика», посвященного 500-летию белорусского книгопечатания. Поддержал акцию «Мы помним! Мы гордимся!» и стал литературным редактором одноименного сборника. В этом сборнике были собраны эссе гомельчан, посвященные тому, что происходило с их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками в годы Великой Отечественной войны.

Василий Юрьевич Ткачев родился 1 января 1948 года в деревне Гута Рагачевского района. Учился в Исканской восьмилетней школе Быховского района (1955-1963). После окончания Ильичевской средней школы Рогачевского района (1963-1966) работал в районных газетах (г. Ивацевичи, г.п. Корма). В 1967 году был призван в Советскую Армию. Служил инструктором политотдела по комсомольской работе на космодроме Байконур. Окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища (1973). Был военным корреспондентом в Средней Азии.

С 1980 года жил и работал в Гомеле: корреспондент многотиражки «Сельмашевец», стилист и специальный корреспондент областной газеты «Гомельская праўда», в 1989-2005 гг. возглавлял Гомельское областное отделение Союза белорусских писателей. Участвовал в работе IX съезда Союза писателей СССР (Москва, 1992). Член Союза театральных деятелей (2006). С 1989 года – член Союза писателей СССР и БССР. С 2006 года – член Гомельского областного отделения ОО «Союз писателей Беларуси».
Автор 25 книг прозы, публицистики и драматургии.

Лауреат премии Федерации профсоюзов в области литературы за книгу «Снукер» (2011), лауреат премии имени Василя Витки за произведения для детей (2012) и российской премии имени Бояна за укрепление литературных связей (2000). Лауреат областной литературной премии имени К. Туровского за книгу пьес «Последний» (2013 г.) и книгу публицистики «Сцежкі-дарожкі» (2018 г.). Лауреат Национальной литературной премии по драматургии за книгу пьес «Характары» (2017).

Широко известен как драматург. Спектакли по пьесам Василия Ткачева востребованы в театрах нашей страны, а также России, Казахстана, Эстонии, Таджикистане.

В театрах, на телевидении и радио ставились постановки пьес “Вокны”, “Сівы бусел”, “Курорт для зяця”, “Стары і дарога”, “Ігнатаў рубеж”, “Добрае стаўленне да сабакі”, “Лесвіца”, “Прыгоды з Канапухіным”, “Следчы эксперымент”, “Шкірдзюкі займаюць абарону”, “Перапалох”, “Усміхаўся месяц белай вішні”, “Хтосьці ходзіць за акном...”, “Апошні”, “Белы ліст”, “Без Ягора будзе гора”, (“На ўсе сяло адзін мужык”), “Букет для ўнука” (совместно с Ю. Вутто), “Бліндаж” (по повести В. Быкова), “Лялькі”, “Два мяшкі цукерак”, “Вушасцік”, “Дзе жыве Некукарэка”, “Як воўк мамай быў”, “Непаслухмяная запалка”, “Аднойчы гарачым летам...”, “Чарадзейны рукзачок”, “Некалючык”, “Заяц-гром”, “Снежная каралева”, “Страказа і Мурашка” и др.

Победитель закрытого Республиканского конкурса на лучшую пьесу (“Стары і дарога”) и других творческих конкурсов. Произведения талантливого писателя переводились на русский, украинский, гагаузский, польский, туркменский, удмуртский и марийский языки.

Отдельные рассказы включены в книги для чтения для учащихся младших классов.
В.Ю. Ткачев был членом редколлегии журнала “Вожык”.
Награжден Почетной грамотой Министерства информации Республики Беларусь (2007 г.), медалью Союза писателей Беларуси “За вялікі ўклад у літаратуру” (2012 г.). Почетный член Союза писателей Беларуси (2014). Отмечен премией Рогачевского райисполкома “Залаты Рог” (2014). Почетный гражданин Рогачевского района (2016).

До последнего дня произведения, статьи и интервью В.Ю. Ткачева появлялись в периодической печати Беларуси. За активную творческую и общественную деятельность В.Ю. Ткачев в 2020 году награжден медалью Гомельского областного отделения ОО «Союз писателей Беларуси» “Кірыла Тураўскі. Асветнік. За ўклад у літаратуру”.


Литературный хронограф. Январь1 января – 200 лет со дня рождения (1823-1849) Шандора Петёфи, венгерского поэта.

Свой первый сборник «Стихи» Шандор издал в 1844 году по настоятельной рекомендации Михая Вёрёшмарти, ознакомившегося с ранними образцами творчества молодого поэта. Для получения возможности издать сборник поэт пешком прошёл путь от Дебрецена до Пешта.

Петёфи принадлежал к реалистическому направлению в литературе с начала своего творчества, одновременно используя отдельные мотивы романтизма, в частности, обращение к средневековой истории. Бунтарский протест, выраженный уже в ранних образцах поэзии Петёфи, был направлен, в первую очередь, против деспотизма австрийских Габсбургов и требовал немедленных демократических преобразований («Против королей», «Дикий цветок»).

В своих знаменитейших поэмах – иронической «Сельский молот» (1844) и сказочной «Витязь Янош» (1844) – Петёфи в полной мере отходит от общепринятых консервативных псевдоромантических канонов. Мгновенно ворвавшись в литературную жизнь Венгрии, Шандор Петёфи перенёс лавину нападок с обвинениями в «грубости стиля» и «безвкусице» от консервативных критиков.

Он был не только национальным поэтом Венгрии, но и активным революционным демократом, одним из руководителей революции 1848-1849 годов в Венгрии. Будучи с января 1849 года адъютантом военачальника Юзефа Закариаша Бема, командовавшего венгерскими революционными войсками в Трансильвании, Петёфи участвовал в военных действиях, а также писал боевые песни, направленные на поднятие духа солдат Венгерской революции.

Именем Петёфи названы улицы и площади в большинстве городов Венгрии, Трансильвании и Южной Словакии, центральная площадь Ужгорода, мост, музей и библиотека в Будапеште.


Литературный хронограф. Январь2 января – 65 лет (1958) Тиму Собакину (наст. Андрей Викторович Иванов), российскому писателю.

Андрей Иванов (Тим Собакин) окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности математик-программист, а позже ещё и факультет журналистики Московского государственного университета (МГУ). Работал программистом, младшим научным сотрудником.

Уже с детства писал фантастические повести о полетах к другим планетам. В школе сочинял песни на собственные стихи.

Писательскую карьеру начал с корреспондента многотиражной газеты «Московский комсомолец», в которой он заведовал отделом сатиры и юмора. Там и было опубликовано первое стихотворение в 1983 году.

Несмотря на то, что писал в основном для взрослых, стихи всё чаще и чаще печатались в изданиях для детей. Так незаметно для себя Андрей Викторович оказался в числе «детских» авторов. Своим литературными наставниками писатель считает Валентина Берестова и Эдуарда Успенского.

В разное время был главным редактором журнала «Трамвай», литературным редактором журналов «Колобок», «Куча мала», «Филя», «Синдбад».

Эти печатные издания были ориентированы на игровое начало, иронию, легкий абсурд. Андрей Иванов много писал сам в номер. Так, помимо основного псевдонима – Тим Собакин – возникли и другие: Тихон Хоботов, Савва Бакин, Терентий Псов, Сидор Тяфф, Савелий Пингвиньев, Андрушка Ыванов, Степан Тимохин, Сим Тобакин и даже Ника Босмит (Тим Собакин наоборот).

В настоящее время работает шеф-редактором в Издательском доме «Весёлые картинки», выпускает детские журналы «Трамплин» (о здоровом образе жизни) и «Филя» (о животных и природе).

Тим Собакин работает во всех жанрах: поэзия, проза, научно-популярные статьи, игровые материалы, песни и проч., создаёт музыку на свои стихи, а также отдельные композиции, которые иногда звучат в передачах радио и телевидения. Его стихи читают и взрослые, и дети. Созданный им в начале 1990-х журнал «Трамвай» выходил не долго, но до сих пор не потерял своего преданного читателя. Из привычных звуков, слов, образов он создает НЕЧТО. Удивительные миры и картины, в которых никогда не бывает скучно, а, наоборот, всегда весело и интересно. На его стихи пишут песни, а по его сказкам снимают мультфильмы. Сам же он удивляется: «Я знаменитый? Да ну что вы! У меня есть свой читатель, я этому очень рад и своего читателя люблю и обожаю. Вот и всё».

В 1991 году был принят в Союз писателей. Его произведения переведены на сербохорватский и японский языки. В 1995 г. стал лауреатом Премии издательства «Детская литература», а в 1997 г. специальной премии Фестиваля детской книги.


Литературный хронограф. Январь3 января – 120 лет со дня рождения (1903-1972) Александра Бека, русского советского писателя.

Дебютное произведение Бека вышло до начала Второй мировой войны, в 1934 году, после поездки на строительство металлургического комбината в город Кузнецк-Сибирский. Тогда Александр Альфредович написал повесть «Курако» о металлурге и основателе школы российских доменщиков Михаиле Константиновиче Курако, которую выпустил под псевдонимом «И. Александров». Чуть позже свет увидела еще ода повесть – «Записки доменного мастера». По сути, писатель ввел в историю российской науки имя Михаила Константиновича Курако: комбинат, построенный по его проекту, сыграл значительную роль в судьбе СССР, но сам металлург до публикации книг Бека был незаслуженно забыт.

В числе других произведений Александра Альфредовича следующие книги: «Жизнь Власа Лесовика», «Волоколамское шоссе», «Тимофей – открытое сердце», «Зерно стали», «Несколько дней», «Резерв генерала Панфилова», «Талант (Жизнь Бережкова)», «Почтовая проза. Воспоминания, статьи, письма», «В последний час», «На своем веку», «На другой день».

В годы войны писатель вступил в Московское народное ополчение, служил в Краснопресненской стрелковой дивизии. Как военный корреспондент он участвовал в боевых действиях под Вязьмой. В начале 1942 года Бек поехал в 8-ую гвардейскую дивизию имени Панфилова, где собирал материал для книги: он говорил с солдатами, составляя собирательный образ погибшего генерала Панфилова, записывал характерные для него выражения. Летом того же года Александр Альфредович получил отпуск и сел за написание книги. В 1943 году в журнале «Знамя» вышло самое известное его произведение – повесть «Волоколамское шоссе», сначала изданное под названием «Панфиловцы на первом рубеже». Эту книгу высоко ценили Фидель Кастро и команданте Че Гевара. День Победы Александр Альфредович встретил в Берлине.

В 1960 году вышли две повести-продолжения: «Несколько дней» и «Резерв генерала Панфилова». Незадолго до этого писатель опубликовал роман «Талант (Жизнь Бережкова)», прототипом главного героя стал авиаконструктор Александр Микулин.

В 1965 году Бек написал роман «Новое назначение», в центре которого – бывший министр металлургической промышленности Иван Тевосян. Вскоре книгу запретили, так как вдова Тевосяна заявила, что произведение слишком подробно показывает его частную жизнь. В итоге роман сначала был опубликовал в ФРГ, а в 1986 году – в СССР.


Литературный хронограф. Январь3 января – 100 лет со дня рождения (1923-2015) Александра Шашкова, белорусского писателя.

В 1950 году окончил Республиканскую партийную школу при ЦК КПБ и начал работать в газете «Звязда». В 1954-1957 гг. – редактор журнала «Калгаснік Беларусі». Окончил Высшие литературные курсы в Москве (1959), заочно – Литературный институт имени Максима Горького (1961). Работал ответственным секретарем газеты «Літаратура і мастацтва», старшим редактором Белорусского радио, главным редактором в Министерстве культуры БССР, руководителем редакции издательства «Народная асвета».

Печатался с 1947 года. Автор сборников рассказов «Змена» (1951), «Абуджэнне» (1955), «На рачных плёсах» (1956), «Ранняй вясною» (1957), «Сонца тушыць зоркі» (1959), «На вадзе і такое здараецца» (1966), сборника повестей «Лань – рака лясная» (1979), романов «Спытай сваё сэрца…» (1971), «Навальніца спее ў цішыні» (1995). В них темы пережитого на войне, послевоенной жизни деревни, сложность и неповторимость человеческих характеров.


Литературный хронограф. Январь4 января – 100 лет со дня рождения (1923-2006) Николая Водоносова, белорусского писателя, заслуженного работника культуры Беларуси.

Литературная деятельность началась с поэтического творчества. Первая творческая публикация – стихотворение «Лесной лагерь» в 1948 г. в журнале «Бярозка». Потом отдал предпочтение прозе. Первый рассказ «Атака» печатается в газете «Чырвоная змена».

В 1958 г. закончил двухгодичные высшие литературные курсы при Литературном институте в Москве. В 1959-1966 Н.М. Водоносов на творческой работе, с 1966 по 1982 – редактор отдела прозы в издательствах «Беларусь» и «Мастацкая літаратура».

Рассказы, повести публиковались в журналах «Бярозка», «Беларусь», «Полымя», альманахе молодых авторов «На сонечных сцежках». Написал и издал 29 книг, в том числе для детей. Ряд детских произведений отмечены премиями республиканских конкурсов на лучшую детскую книгу. В 1983 вышел двухтомник избранных произведений. Последним произведением является автобиографическая повесть «Усё жыццё», которую сам автор называл своей «лебединой песней». По словам писателя, больше писать он не хочет и не будет.

А то, что написано – написано с любовью к героям, которые жили или живут на Берёзе-реке, реке – колыбели писателя. В каждом произведении образ родного уголка – Борисовщины – стал образом литературным.

Произведения Н. Водоносова переведены на русский, украинский, эстонский, молдавский, чешский языки.


Литературный хронограф. Январь6 января – 95 лет со дня рождения (1928-2000) Льва Кузьмина, советского детского писателя.

В 1963 году в Перми вышел первый поэтический сборник для взрослых «Апрель», а в 1964 году – первая детская книга – сборник стихов и сказок «Кто что умеет?».

В 1965 году вышло две книги очерков, в 1967 г. для детей «Башмаки – простаки», в 1968 – «Капитан Коко и Зелёное стёклышко».

В 1969 году Кузьмин был принят в члены Союза писателей, В 1985-1988 годах возглавлял пермскую писательскую организацию, в 1986 году ему было присвоено звание заслуженный работник культуры РСФСР. Писал стихи, рассказы и повести, документальные очерки, сказки, переложения на русский язык народных песенок и сказок с коми-пермяцкого, башкирского, татарского, удмуртского и других языков народов СССР.

По сценариям Кузьмина в Перми вышло четыре мультфильма, а опера на музыку С. Прокофьева «Петя и волк» шла на сцене Пермского театра кукол. Либретто к ней написал Кузьмин. С ленинградцами – композитором Ж. Металлиди и актрисой И. Булгаковой – им была создана монооперетта «Капитан Коко», а с Е. Попляновой из Челябинска создана опера-мюзикл для детей «Волшебное зерно».

Общий тираж книг Л.И. Кузьмин превысил 10 миллионов, издавались они не только в Перми, но и в столичных издательствах: «Малыш», «Детская литература», «Самовар», «Имидж ЛТД». Многие произведения впервые вышли в свет на страницах журналов «Пионер», «Костёр», «Мурзилка», «Колобок», «Миша». Его книги переведены на иностранные языки: японский, немецкий, французский, испанский, английский.

Стихи Кузьмина вошли в ряд российских школьных хрестоматий. Кузьмин – автор более 80 книг. Последняя его книга с названием «Золотые острова» вышла к 70-летнему юбилею.

В 1998 году был награждён орденом Дружбы.

Не дожил двух месяцев до выхода своей последней книги «В одном прекрасном царстве». В июне 2000 года Пермской областной детской библиотеке, на базе которой создан литературный музей Л. И. Кузьмина, было присвоено его имя.


Литературный хронограф. Январь8 января – 110 лет со дня рождения (1913-1972) Ярослава Смелякова, русского советского поэта, критика и переводчика.

Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ, публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», воспевал новый быт, ударный труд.

В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.

В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).

К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида» (отрывок из этого стихотворения читают главные персонажи Александра Демьяненко и Натальи Селезнёвой в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), «Кладбище паровозов», «Любка», «Милые красавицы России». Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный, Юрий Шевчук и другие (фрагмент этой песни исполняют также главные персонажи Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова в фильме «Берегись автомобиля»).

Автор публицистических и критических статей; занимался переводами с украинского, белорусского и других языков.


Литературный хронограф. Январь10 января – 140 лет со дня рождения (1883-1945) Алексея Толстого, русского писателя.

Первые книги – «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918-1920 гг. и наша сегодняшняя», – писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 гг. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919-1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927 гг.).

В 30-40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940-1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929-1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941-1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о «Буратино» вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942-1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.


Литературный хронограф. Январь12 января – 395 лет со дня рождения (1628-1703) Шарля Перро, французского поэта, критика и сказочника.

Шарль Перро пробовал себя в качестве литератора еще во время обучения в колледже. Однако впервые опубликовал свое произведение в 1653 году – это была пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска».

В семействе Перро литературным даром был наделен не только Шарль. Нередко он писал пьесы, рассказы и статьи в сотрудничестве со своими братьями. Он всячески пытался привлечь к своему творчеству внимание короля Людовика, но тот игнорировал старания автора хвалебных произведений.

Написанием сказок Перро занялся совершенно случайно. Если кратко, в те годы в светском обществе одним из популярных развлечений, наряду с охотой и балами, было чтение сказок. Шарль Перро, не придавая этому особого значения, опубликовал сказочные рассказы «Ослиная шкура» и «Смешные желания», а спустя некоторое время – «Спящую красавицу». Автор не думал, что самым важным делом его жизни станет написание сказок, но именно так и вышло. В современном мире все дети школьного возраста знакомы с сюжетом сказок «Красная шапочка», «Золушка» и других.

Несмотря на то, что книгопечатание в XVII веке было еще плохо развито, книги Перро очень быстро приобрели массу поклонников. В 1695 году он опубликовал сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», который стал популярным не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

Интересно, что сказки Перро не являются авторскими. Он лишь литературным языком пересказал все те старинные легенды и предания, которые слышал в детстве от няни. Единственным авторским произведением Шарля Перро является сказка «Рике-хохолок».

Сказки стали важнейшей составляющей биографии Шарля Перро. Для детей он смог создать простые и понятные истории, без запутанных сюжетов и сложных диалогов. Именно поэтому сказки Перро на протяжении многих лет пользуются большой популярностью во всем мире.


Литературный хронограф. Январь12 января – 135 лет со дня рождения (1888-1965) Леонида Гроссмана, русского советского писателя, литературоведа.

С 1921 г. Л.П. Гроссман работает в Москве: читает курс методологии и истории критики в Высшем литературно-художественном институте им. Брюсова, ведет семинары и читает лекции на высших литературных курсах, кроме того, состоит ученым секретарем литературной секции Государственной академии художественных наук.

Писать Гроссман начал с семи лет, а первое печатное выступление относится к 1903 г., когда в газете «Одесский листок» появилась его рецензия на спектакль по пьесе М. Метерлинка «Жуазель». Именно с этого года он активно работает в области литературоведения и художественной критики в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Красная нива», «Каторга и ссылка», «Новый мир», «Искусство», «Печать и революция».

Широкую известность Гроссману принесли исследования творчества Пушкина, Достоевского, Сухово-Кобылина, Чехова, Лескова, Бальзака, книги и статьи по истории русской литературы – «Вторник у Каролины Павловой» (1919), «Три современника» (1922), «От Пушкина до Блока» (1926), «Спор о Бакунине и Достоевском» (совместно с Вяч. Полонским) (1926), «Борьба за стиль» (1927), «Преступление Сухово-Кобылина» (1940), «Поэтика Белинского» (1954).

Широта интересов, огромная эрудиция ученого позволили ему написать и опубликовать работы, посвященные театру и искусству актера: «Театр Тургенева» (1924), «Пушкин в театральных креслах» (1926), «Театр Сухово-Кобылина» (1940), «Алиса Коонен» (1930).

Особое место в творческой деятельности Гроссмана занимают три историко-биографических романа – «Записки д'Аршиака» (1930), «Рулетенбург. Повесть о Достоевском» (1932), «Бархатный диктатор» (1932). Блестящее знание эпохи, умение построить занимательный, порой интригующий сюжет, яркий живой язык и запоминающаяся галерея образов людей, представляющих разные сословия русского общества прошлого века, определили широкий успех этих произведений, неоднократно издававшихся как в стране, так и за ее пределами (в Англии, Польше, Чехословакии, Италии).

В течение многих лет Гроссман вел активную преподавательскую деятельность в московских педагогических институтах, будучи профессором и доктором филологических наук.

Более полувека Гроссман отдал глубоким исследованиям жизни и творчества А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, результатом которых, наряду с многочисленными чисто научными работами, явились две книги – увлекательно написанные творческие биографии «Пушкин» (1939, 1958, 1960) и «Достоевский» (1962, 1965), изданные в серии «Жизнь замечательных людей».


Литературный хронограф. Январь12 января – 70 лет (1953) Вере Кветковской, гомельской поэтессе.

Вера Фёдоровна Кветковская – член Союза писателей Беларуси (2013), лауреат премии имени К. Туровского в номинации детская литература за произведение «Праздник мыльных пузырей» (2015), лауреат литературного конкурса «Православие моя надежда» в номинации детская литература (2016).

Вера Кветковская окончила в 1975 г. Гомельский машиностроительный техникум. Работала инженером в УПТК Днепровского треста «Гомельсовхозстрой», в ОАО «Электроаппаратура».

В 2006-2007 г. Вера Фёдоровна стала посещать литературные объединения «Пралеска», «Родники». Её стихи зазвучали по областному радио, телевидению.

Автор 4 поэтических сборников для взрослых: «Листопад любви» (2009), «Странник у огня» (2012), «Мир у ног амазонки» (2012), «Оттаявшие небеса» (2014), а также 2 поэтических сборников для детей: «Лучики добра» (2017) и «Праздник мыльных пузырей» (2015).



14 января – 75 лет (1948) Науму ГальперовичуЛитературный хронограф. Январь, белорусскому поэту, публицисту, общественному деятелю.

Наум Яковлевич Гальперович – один из популярных белорусских поэтов. Член Союза писателей Беларуси с 1990 года.

Окончил факультет журналистики БГУ, Витебский пединститут. С 1975 г. – член союза журналистов БССР. С конца 1970-х работал на радиовещании завода «Полимир», в новополоцкой газете «Химик». В этой газете в 1967 году и состоялся литературный дебют Наума Яковлевича как поэта.

С 1981 г. – собственный корреспондент Гостелерадио БССР по Витебской области. В 1997 году переехал в Минск, работал заместителем главного редактора журнала «Вожык». С 2002 г. – главный редактор, заместитель главного директора, главный директор Дирекции зарубежного вещания Белорусского радио. Более 13 лет Наум Яковлевич возглавляет единственную радиостанцию в стране, которую ловят по всему миру.

Сегодня на счету мэтра более десятка книг, его произведения переведены на польский, румынский, болгарский, русский, английский и другие языки. А музыку на стихи Гальперовича написали маститые композиторы Эдуард Зарицкий, Владимир Будник, Валерий Иванов, Олег Елисеенков, Олег Семенов. Кроме того, Наум Гальперович реализовался в амплуа телеведущего в программе «Ди@блог. Пра мову» на канале «Беларусь 3».

Творчество Наума Гальперовича высоко оценено на государственном уровне. В числе наград – медаль Франциска Скорины. В 2018 году награжден нагрудным знаком «Выдатнік друку Беларусі» за высокие достижения в профессиональной деятельности, значительный вклад в развитие национального радиовещания и в связи с 70-летием со дня рождения.
Лауреат Литературной премии имени Алеся Савицкого (2018).

Сейчас Наум Гальперович – заместитель директора канала «Культура» Белорусского радио.

Творчество Наума Яковлевича – это верность правде, человечности и доброте. Любовь к родному краю, надежда и вера – основные темы его произведений.



Литературный хронограф. Январь14 января – 205 лет со дня рождения (1818-1898) Сакариаса Топелиуса, финского писателя.

Литературное творчество Топелиуса весьма многообразно. Его лирика глубоко патриотична, пронизана любовью к родине и её природе («Таяние льдов на реке Улео», «Лесные песни», «Зимняя улица» и др.). В более поздних стихах Топелиуса преобладают религиозные мотивы.

Кроме того, Топелиус знаменит исторической прозой: романами, повестями и рассказами, в которых сказалось влияние Вальтера Скотта, Виктора Гюго и датского романиста Бернхарда Северина Ингеманна.

Опубликованный в 1850 году роман Топелиуса «Герцогиня Финляндская» стал первой попыткой создания в финской литературе крупного национально-исторического романа.

«Рассказы фельдшера» дают художественный очерк об истории Финляндии со времен Густава II Адольфа до Густава III. В 1879 году вышел роман о временах шведской королевы Кристины — «Дети звёзд».

Из драматических произведений Топелиуса широкую известность имели трагедия «Регина фон Эммериц» (1853) и драма «50 лет спустя» (1851), в основу которых были положены эпизоды из «Рассказов фельдшера».

В Европе Топелиус известен прежде всего как автор сказок Sagor (1847-1852). В более ранних из них чувствуется некоторое подражание Хансу Кристиану Андерсену, но затем он находит свой собственный оригинальный стиль.

В 1985 году в СССР вышел мультфильм «Сампо из Лапландии» по сказке Топелиуса «Сампо-лопарёнок».


Литературный хронограф. Январь14 января – 100 лет со дня рождения (1923-1989) Юрия Коринца, советского детского писателя, поэта и переводчика.

1951 году окончил училище и стал дипломированным профессиональным художником. Работать устраивается в редакцию журнала «Пионер» В этом журнале печатаются его первые стихи.

Постепенно художнику Коринцу становится понятно, что искусство слова ему ближе, чем графика, и он отправляется в Москву, где поступает в литературный институт.

Когда Коринец был на пятом курсе (1957 год), вышел его первый сборник стихов «Подслушанный разговор» Несмотря на то, что писатель ещё продолжал иллюстрировать свои книги «художнический период» в жизни Юрия Иосифовича закончился и начался «поэтический».

Поэзия Коринца сочетает в себе мудрость опытного человека и непосредственность ребёнка, соединяет забавное и грустное. В ней добро всегда побеждает зло. Его отличает умение одухотворять любой предмет, о котором он говорит, – старую сеть, превращённую в половик, дом, имеющий свой характер и привычки, маленький, скромный пароход, подружившийся с рекой и саму реку, умеющую тосковать по другу. Коринец умеет увидеть чудо в обыденном. В любой предмет, вещь поэт вдыхает как бы частицу собственной души.

Есть среди его стихов и шутки («Не было печали») и игровые стихи («Триста тридцать три жильца») и рифмованные загадки («Лапки») и перевёртыши («Суббота в понедельник»)
В 1965 году Коринец переходит к прозе, он пишет повесть «Там вдали за рекой», получившую на Всероссийском конкурсе первую премию. В 1967 году вышло продолжение-повесть «В белую ночь у костра». Затем были опубликованы роман для детей «Привет от Вернера» (1972), повесть «Володины братья» (1975), детская фантастическая повесть «Заблудившийся робот» (1984), весёлые притчи.

Творческое наследие Коринца изучено ещё не полностью, помимо писательства он очень много переводил с немецкого, еврейского, украинского, бурятского.


Литературный хронограф. Январь15 января – 130 лет со дня рождения (1893-1986) Констанции Буйло (наст. Констанция Калечиц), поэтессы, заслуженного работника культуры БССР (1968).

Первая публикация – стихи в газете «Наша нива» (1909).

Первую книгу «Курганная кветка» (1914, Вильно), изданную в типографии Мартина Кухты, отредактировал Янка Купала, оформил Язеп Дроздович.

Широкую популярность в Белоруссии обрела песня на стихи Констанции Буйло «Люблю».

До середины 1940-х не публиковалась.

Автор пьес «Кветка-папараць» (1914), «Сегодняшние и прошлые» (1914).

Максим Горецкий в «Истории белорусской литературы» обозначил её как наиболее талантливую после Тётки в тогдашней белорусской поэзии.

Книги: «Свiтанне» (1950), «На обновленной земле» (1961), «Май» (1965), «Родному краю» (1973), «Избранное» (1954, 1968, 1976), «Избранное» в 2-х тт. (1981), «Юрочка» (1957), «Весной» (1984), «Коціцца рэха» (1993).


Литературный хронограф. Январь15 января – 60 лет (1963) Нике Ракитиной (Людмиле Богдановой), гомельской писательнице.

Ника Ракитина – гомельский автор, писатель-фантаст по призванию, учитель-филолог по образованию, в свое время руководила литературным клубом «НЛО» при Гомельском государственном областном Дворце творчества детей и молодежи. Литературный стаж автора насчитывает не один десяток лет. Первые ее публикации пришлись на период учебы в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины. Тогда в различных газетных изданиях появлялись ее стихи, а в 1998 году увидел свет поэтический сборник «Ворота в сказку».

На сегодняшний день автор не остановилась в поиске и пишет в жанрах: юмористическая фантастика, сказка, фэнтези, социальная, любовная, боевая, героическая, научная фантастика, ужасы. В вымышленных мирах Ники Ракитиной читатель соприкасается с легендами и пророчествами, заклятиями и возмездиями. В этих придуманных реалиях есть место душевной доброте и состраданию, отзывчивости и участию.

Из-под пера Ники Ракитиной вышло более 20 книг: романы «Ведьма», «Колодец ангелов», «Сказание о Золотоглазой», «Перстень для Гелены», «Мое королевство. Бастион» и др. Одна из них, роман «Гонитва», принесла автору признание на ежегодном конгрессе Европейского общества научной фантастики «Еврокон-2008», на котором Ника была признана лучшим молодым писателем-фантастом Беларуси.


Литературный хронограф. Январь16 января – 115 лет со дня рождения (1908-1981) Павла Нилина, русского советского писателя, драматурга и сценариста.

Рано начал трудовую жизнь, перепробовав множество профессий: был слесарем, кочегаром, служил в уголовном розыске, что впоследствии стало основательным материалом для первых заметок, статей и фельетонов в иркутской газете «Власть труда».

Становится профессиональным журналистом, много ездит по стране, публикует очерки в центральных газетах и журнале «Наши достижения».

Первая книга Нилина «Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни», посвященная шахтерам Донбасса, была опубликована в 1936. В 1930-е один за другим публикуются его рассказы: «Любимая девушка», «Матвей Кузьмич», «Знаменитый Павлюк», «Последняя кража», «О любви» (первоначальный набросок повести «Жестокость»).

В 1940 пишет сценарий первой серии фильма «Большая жизнь».

В годы Великой Отечественной войны Нилин находится на фронте в качестве военного корреспондента газеты «Правда». В 1946 был написан сценарий второй серии фильма «Большая жизнь».

С середины 1950-х начинается наиболее плодотворный период в творчестве Нилина – рассказы «Жучка», «Знакомство с Тишковым», наиболее известные его повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (1956).

В 1962 выходит в свет повесть «Через кладбище», в 1973 – «Дурь», в 1978 – «Впервые замужем».


Литературный хронограф. Январь16 января – 80 лет (1943) Николаю Чернявскому, белорусскому поэту, переводчику.

Член Союза писателей Беларуси (1972). Лауреат премии Федерации профсоюзов Республики Беларусь, литературной премии имени Я. Мавра (1995), премии имени Василя Витки журнала «Вясёлка», литературной премии «Залаты Купідон».

С 1966 г. – в редакции журнала "Бярозка", с 1989 г. – литературный редактор журнала «Вясёлка».

В 1960 году окончил Белицкую среднюю школу Рогачевского района и поступил на вечернее отделение филологического факультета Белорусского государственного университета. Параллельно работал в газете «Піянер Беларусі». В 1962 году перешел в республиканский комитет по радиовещанию и телевидению. С 1966 г. – в редакции журнала «Бярозка», с 1989 г. – литературный редактор журнала «Вясёлка».

Первое стихотворение было напечатано в 1958 году в газете «Піянер Беларусі».

Автор книг поэзии, сатиры и юмора, повестей, преимущественно для детей «Дзе лета канчаецца» (1963), «Бегунок пачынае думаць» (1965), «Апошні бой» (1967), «Сонца ў хованкі гуляе» (1970), «Чалавечнасць» (1971), «Кліча горн» (1974), «Адрас наш – дзіцячы сад» (1975), «Парад» (1976), «Залатая ніва» (1977), «Дзе пяцёркі прадаюцца?» (1978), «Казёл-моднік» (1978), «Я збіраюся на БАМ» (1979), «Хто сябруе з добрым днём?» (1981), «Звініць званок...» (1982), «І не косяць, і не жнуць...» (1982), «Зоркі-зорачкі» (1984), «Камар на матацыкле» (1985), «Навечна з сонцам» (1986), «Трывога» (1988) «Аб чым пяе крынічка» (1989), «Нашто бабе агарод?» (1989), «Акадэмія ... на колах, альбо За вясёлкай наўздагон» (1990), «На каго сварыўся гром» (2003), «Сонечны кошык» (2009), «Прызба, альбо Смяяцца – не плакаць» (2012), «Ці растуць грыбы ў Грыбна» (2012), «Як зрабіць вясёлым дзень» (2012), «Босая кавалерыя» (2013), «Колькі ў сонейка сяброў!» (2013), «Села Мурка на падмурку» (2013), «На плошчы памяці маёй» (2014) «Матуля Шо, дачушка Шоша» (2016).

Автор ряда текстов пионерских песен и кантат. Переводил на белорусский язык произведения писателей народов СССР.


Литературный хронограф. Январь17 января – 70 лет (1953) Ирине Жерносек, белорусской писательнице.

После окончания Плисской средней школы (1969) работала заведующей Мамайской сельской библиотекой на Глубоччине. Заочно окончила Минский институт культуры (1976).

В 1978-1979 годах была заведующей читальным залом библиотеки треста №16 «Нефтестрой» в Новополоцке, в 1979-1983 годах – корреспондентом многотиражной газеты «Знамя новостройки» этого треста. С 1983 года – корреспондент новополоцкой городской газеты «Химик».

Член Союза писателей СССР с 1987 года. Живет в Новополоцке.

Первый рассказ был опубликован в 1978 году (газета «Химик»), в следующем году выступила в республиканской печати (журнал «Работніца і сялянка»).

Автор книг прозы «Ліст да сына» (1986), «Гульні над студняй» (1993), «Гадара», повести-сказки «Спрэчка анёлаў», романа «Будзь воля Твая».


Литературный хронограф. Январь18 января – 120 лет со дня рождения (1903-1988) Натальи Кончаловской, русской писательницы, поэтессы, переводчицы и публициста.

Литературная деятельность Натальи Петровны началась с переводов произведений зарубежных писателей. Здесь ей пригодилось знание языков с детства. Самой известной работой Кончаловской в этой сфере стал перевод поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Ф. Мистраля, занявший девять месяцев. Затем вышли в свет ее книги о жизни французской певицы Эдит Пиаф.

Но прославилась Кончаловская как детская писательница и поэтесса. Работа «Наша древняя столица», где автор понятным детям языком описала историю русского народа и государства, принесла Наталье Петровне признание современников. Примечательно, что рукопись издали к 800-летию Москвы, при этом литератор работала над ней в течение 15 лет.

Кроме того, в своих произведениях писательница учила детей видеть прекрасное в повседневном. Так, в рассказе «Нерукотворное», вошедшем в сборник «Волшебство и трудолюбие», она ненавязчиво знакомила читателя с творчеством русского художника Михаила Врубеля.

Много времени и сил писательница уделяла популяризации творчества своего деда, художника Василия Сурикова, ему же посвятила книгу «Дар бесценный». Произведение основано на личных воспоминаниях и дневниках родителей Кончаловской. Виртуозная игра Натальи Петровны на фортепиано помогла ей создать «Нотную азбуку» для детей, осваивающих музыкальный инструмент.


Литературный хронограф. Январь19 января – 160 лет со дня рождения (1863-1949) Александра Серафимовича, советского писателя.

В 1883 году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.

Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.
Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах – «На льдине» (1889), «Снежная пустыня», «На плотах» (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях «Донская жизнь», «Приазовский край», живет уроками.

В 1901 выходит первая книга Серафимовича – «Очерки и рассказы», – решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве «Знание», которое в 1903-1908 гг. выпустило трехтомник его рассказов.

Во время Первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.

С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом «Правды».

Главной книгой Серафимовича стал роман «Железный поток», который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду «...не фотографическую, а ... синтетическую, обобщенную».

В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации – «По донским степям», с рассказами о прошлом и настоящем.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст – более 80 лет, – выезжал на фронт в район Орловской битвы.


Литературный хронограф. Январь21 января – 120 лет со дня рождения (1903-1984) Николая Верзилина, русского писателя, педагога, ученого-ботаника, популяризатора научных знаний о природе.

Прекрасный пропагандист и популяризатор знаний о природе, Николай Верзилин рассказывает детям о значении растений в жизни человека. Этим, однако, не ограничивается познавательная ценность его книг – в них юный читатель находит массу интереснейших фактов по географии, истории, археологии и другим наукам.

Книги Николая Верзилина неоднократно переиздавались. В 2000 году «Путешествие с домашними растениями» вышло под названием «Райский сад на подоконнике», а в 2008 году книга была издана в знаменитой серии «Научные развлечения» Издательского дома Мещерякова.

Легендарная книга «По следам Робинзона» семь раз переиздавалась при жизни писателя, нравится она и современным детям. В 2003 году она вышла в издательстве «Дрофа», а в 2015 году увидела свет в издательстве «Белый город» с множеством репродукций картин русских художников и замечательными цветными рисунками растений.

Также детские книги Николая Верзилина издавались в зарубежных странах: Болгарии, Бразилии, Китае, Польше, Румынии, Чехии, Югославии, Японии.

Николай Михайлович Верзилин является автором двухсот пятидесяти научных работ, а его педагогические открытия и находки представляют огромный интерес и в наши дни. Многолетняя деятельность Верзилина в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами.


Литературный хронограф. Январь22 января – 235 лет со дня рождения (1788-1824) Джорджа Гордона Байрона, английского поэта-романтика.

Творить Байрон начал в сложной литературной атмосфере рубежа XVIII-XIX веков. Творческая позиция Байрона, несмотря на романтизм его поэзии, выражалась в строгой приверженности к просветительским идеалам. Байрон был страстным противником насилия и столь же страстным борцом за свободу и национальную независимость народов. Сочувствие к порабощённым, находящимся в колониальной зависимости народам впервые отчётливо сформировалось у Байрона во время первого путешествия по Европе (1809-1811), усиливалось всю жизнь и достигло апогея в финале жизни – он стал участником борьбы за освобождение.

В творческом наследии Байрона немало выдающихся произведений. Среди них поэмы «Манфред» (1817), «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818), «Каин» (1821), «Дон Жуан» (1818-1823) и другие.

Творчество Байрона оказало огромное влияние на европейскую поэзию. В русской литературе байроновская поэзия получила широчайшее распространение: в XIX веке в России не было ни одного мало-мальски авторитетного журнала, в котором не печатались бы произведения Байрона.

Все известные русские поэты – В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А.Н. Майков и другие переводили его стихи. В 1821-1822 годах Жуковский переводит поэму Байрона «Шильонский узник» (1816), Лермонтов в 1836 году делает замечательный перевод стихотворения Байрона «Душа моя мрачна» из стихотворного цикла «Еврейские мелодии» (1813-1815). Пушкин использует в качестве эпиграфа к восьмой главе романа «Евгений Онегин» строки из стихотворения Байрона «Прощай» (1816). К поэзии Байрона, его личности Пушкин обращается в элегии «К морю» (1824), откликнувшись этим стихотворением на безвременную кончину Байрона в 1824 году в Греции и в то же время говоря о своём расставании с романтизмом.


Литературный хронограф. Январь22 января – 95 лет со дня рождения (1928-2001) Петра Проскурина, советского писателя.

Печатается с 1958 года. В 1957-1962 годах жил в Хабаровске, в 1962-1964 годах – в Москве, в 1964-1968 годах – в Орле, затем окончательно поселился в Москве.

Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (1964). В июле 1969 года подписал «письмо одиннадцати» в журнале «Огонёк» под заголовком «Против чего выступает „Новый мир“?» В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В конце 1970-х гг. Проскурин задумал роман о древних славянах, на что его натолкнули сведения о находке в годы Гражданской войны неких «дощечек с непонятными письменами», якобы оказавшимися «древнеславянскими рунами». Речь явно шла о «Влесовой книге». Однако похоже, что этого романа он так и не написал. Между тем, интерес к славянскому язычеству не прошёл для него даром, продолжая затронутую тему, автор выпустил в 1981 году повесть «Чёрные птицы», в центре которой находилось музыкальное наследие «великого язычника», композитора, сочинившего цикл славянских языческих молитв, вершиной которого была молитва Солнцу. Писатель давал понять, что древние славяне были солнцепоклонниками.

Роман «Судьба» (1972), раскрывающий в судьбах своих героев судьбы народные, динамику исторических событий эпохи строительства социализма и Великой Отечественной войны 1941-1945, стал одним из заметных произведений 1970-х гг. Экранизирован («Любовь земная» и «Судьба»).

Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широты охвата, изображающее несколько десятилетий советской истории (1 часть: 1932-1944, 2 часть: послевоенное время – начало семидесятых годов), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населения, и лично Сталин, и общественная критика, и пропаганда русского великодержавия. В своём творчестве Проскурин приспосабливает пережитое на личном опыте к некоей тогда не совсем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии.

Изданный в 1987 году роман «Отречение» является продолжением романов «Судьба» и «Имя твоё», образуя с ними трилогию. Публикация произошла во времена Перестройки; от предыдущих частей это произведение отличается резкой критикой позднесоветской действительности.

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви», которая появилась в печати уже после его смерти.


Литературный хронограф. Январь23 января – 240 лет со дня рождения (1783-1842) Фредерика Стендаля (наст. Анри Мари Бейль), французского писателя.

После окончания наполеоновской эпохи будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию Бурбонов, подал в отставку и уехал на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он написал и подготовил к печати свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие отрывки текста этих книг позаимствованы из произведений других авторов.

Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает основной псевдоним по названию родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами – карбонариями.

В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев (в том числе друзей Стендаля), вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии опишет на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, и ему пришлось быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи (авторство этих статей было определено лишь сто лет спустя). В 1822 году опубликовал книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 году в Париже увидел свет манифест французского романтизма – трактат «Расин и Шекспир».

В 1820-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создал несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издал анонимно свой первый роман «Арманс» (1827), повесть «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается – так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию.

В 1830 году выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Стендаль поступил на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где консулом проработает до самой смерти. В этом портовом городке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 году начал писать «Воспоминания эгоиста», а ещё через два года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 год был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

15 января 1835 года награждён орденом Почётного легиона. Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже три плодотворных года (1836-1839). За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838 году) и последний роман «Пармская обитель». Стендаль, если не придумал слово «туризм», то первым ввёл его в широкий оборот. Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак, в своём «Этюде о Бейле». По поводу этой статьи Андре Моруа заметил: «Гений, открывающий другого гения, – эта картина согревает душу, особенно когда вспоминаешь, что в ту пору ни тот, ни другой ещё не были в полной мере оценены критикой». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.


Литературный хронограф. Январь24 января – 130 лет со дня рождения (1893-1984) Виктора Шкловского, русского советского писателя, литературоведа, критика и киноведа, сценариста. Одна из ключевых фигур русского формализма.

С детства очень много читал, хотя в школе учился плохо, был исключен, «пришлось поступить в снисходительную гимназию», которую окончил блестяще. Здесь начал печататься («Право скорби» – в журнале «Весна», где секретарем был В. Каменский).
Поступает на филологический факультет Петербургского университета, слушает лекции таких известных педагогов, как академик Крачковский и академик Бодуэн де Куртенэ. В эти годы увлекается поэзией, познакомился с О. Мандельштамом, С. Городецким, позже – с Маяковским. В 1916 вместе с Якубинским, Бриком и Поливановым участвует в организации «Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ)», издают несколько сборников.

Во время Февральской революции служил в царской армии, инструктором в автомобильной роте (дослужился до чина старшего унтер-офицера), ушел на юго-западный фронт, где должны были наступать, был ранен, получил орден св. Георгия. После выздоровления был послан в Персию, где узнал о свершении Октябрьской революции. Вернулся в Петроград. Позже служил в Красной Армии, был ранен при наступлении Врангеля.

Вернувшись вновь в Петроград, работал в редколлегии «Жизни искусств», стал профессором Института истории искусств. Чтобы не быть свидетелем на процессе правых эсеров, ушел по льду Финского залива в Финляндию, затем с помощью своего дяди, жившего в Англии (художник Ив. Пуни), получил визу в Германию, где познакомился с Эренбургом, встретился с Мейерхольдом и Маяковским, с помощью которого получил разрешение вернуться на родину.

В 1925 издает книгу «Теория прозы». Занялся историей литературы: в 1928 написал книгу «Материал и стиль в романе Льва Толстого "Война и мир"». В 1929 выходит «Матвей Комаров, житель города Москвы».

В 1930-е выступает с критическими статьями, пишет о современной литературе: о М. Шолохове, Н. Островском, М. Горьком, В. Маяковском. Интерес к истории отразился в его произведениях «Марко Поло» (1936); «Минин и Пожарский» (1940); «Повесть о художнике Федотове» (1955) и др.
В 1963 выходит фундаментальная биография «Лев Толстой». Наряду с литературой Шкловский занимался кинематографом, создавая работы по теории кино, литературные портреты С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, Дзиги Вертова и др., выступая в качестве автора и соавтора киносценариев.

В последние годы выступил с прекрасными литературными работами – «Энергия заблуждения» (1981) и др.


Литературный хронограф. Январь25 января – 85 лет со дня рождения (1938-1980) Владимира Высоцкого, советского поэта, актёра театра и кино, автора-исполнителя песен (барда); автора прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла в несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы – складываться в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия.

Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета («Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).

Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского («Интервенция», 1968), зоолога фон Корена («Плохой хороший человек», 1973), капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен.

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель – Роберт Рождественский). Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству. По некоторым оценкам, Высоцкий, занимающий одно из центральных мест в истории русской культуры XX века, «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений».


Литературный хронограф. Январь31 января – 90 лет со дня рождения (1933-2009) Ренаты Мухи, русской советской, впоследствии израильской детской поэтессы, педагога.

Работала на кафедре английской филологии Харьковского университета, защитила кандидатскую диссертацию, автор более 40 научных работ. Занималась исследованиями в области английского синтаксиса, подготовила курс «Матушка Гусыня в гостях у Курочки Рябы» о влиянии английской детской литературы на русскую, разработала методику «Сказочный английский» об использовании устного рассказа при обучении иностранным языкам.

С 1995 года Рената Муха жила в Израиле, в городе Беер-Шева. Преподавала в университете им. Бен-Гуриона. В 2006 стала лауреатом медали общества «Дом Януша Корчака в Иерусалиме».

Автор сборников стихов «Переполох» (с Ниной Воронель, 1968), «Про Глупую Лошадь, Забывчивую Сову, Братьев-Бегемотов, Кота-который-не-умел-мурлыкать и Котенка-который-думал-что-он-тигр» (с Полли Камерон и Вадимом Левиным, 1993), «Гиппопопоэма» (1998), «Недоговорки» (2001), «Бывают в жизни чудеса» (2002). Автор десятков стихотворений для детей и нескольких сборников стихов. Некоторые стихи были положены на музыку и исполнялись Сергеем Никитиным.

«Герои моих стихов, – писала она, – звери, птицы, насекомые, дожди и лужи, шкафы и кровати, но детским поэтом я себя не считаю. Мне легче считать себя переводчиком с птичьего, кошачьего, крокодильего, туфельного, с языка дождей и калош, фруктов и овощей. А на вопрос, кому я адресую свои стихи, отвечаю: – Пишу до востребования».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Январь
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.01.2023
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.