Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.
1 мая – 60 лет (1962)
Анатолию Мироненко, украинскому поэту, художнику, международному общественному деятелю.
Председатель Правления Союза писателей Украины, Первый Секретарь Международного Союза писателей и мастеров искусств, член Союза писателей России, член Союза писателей Союзного Государства Россия-Беларусь.
Анатолий Анатольевич – руководитель Международного проекта по сближению славянских литераторов «Берега дружбы» с украинской стороны, основатель нового направления в художественном искусстве «Неотенизм», автор девятнадцати сборников стихов и более двух сотен картин (мастихин, ДВП, масло).
Организатор и координатор международных семинаров, конкурсов и фестивалей, многократный лауреат международных, всеукраинских, всероссийских и белорусских литературных и художественных премий. Отмечен государственными наградами Украины.
2 мая – 120 лет со дня рождения (1902-1984)
Алана Маршалла, австралийского писателя, публициста.
1920-х годах начал литературную деятельность. В 1930-е годы писал новеллы. В годы Второй мировой войны работал корреспондентом фронтовой газеты.
Его наиболее известная книга «Я умею прыгать через лужи» (1955) является первой частью его автобиографической трилогии. Две другие книги: «Это трава, что повсюду растет» (1962) и «В сердце моём» (1963).
Герои книги и места, в которых происходит действие, имеют реальные прототипы: гора Туалла – это гора Нурат, под именем озера Тураллы скрывается озеро Кейламбет, семейство Каррутнеров срисовано с Блейков, прототипом Миссис Колон была Мэри Колон из Дикси, Теранг; наконец, Джо – лучший друг героя книги – списан с товарища Алана Маршалла Лео Кармоди.
Австралийский поэт и писатель Хал Портер в 1965 году написал о Маршалле: «…воплощение всего лучшего и героического, что есть в человеке. Легко сочетая в себе простоту и душевность с невероятной храбростью и силой духа, он помогает найти силы и выйти из беспросветной тьмы, что спускается иногда на сильных людей». Также Маршалл собирал и публиковал легенды аборигенов Австралии.
7 мая – 85 лет (1937)
Надежде Дмитриевой, гомельской писательнице.
Родилась в Подмосковье (Россия). Окончила экономическое отделение Московского института инженеров железнодорожного транспорта и, получив распределение в Гомель, навсегда связала свою жизнь с Беларусью.
Пишет на русском языке прозу (детские сказки, рассказы, эссе, публицистику), стихи. Занимается переводами белорусских детских писателей и немецких сказок. Более 80 публикаций в республиканских и российских журналах, коллективных сборниках, альманахах.
Лауреат и дипломант многих литературных конкурсов. Лауреат областной литературной премии имени Кирилла Туровского. Автор ряда книг – рассказов и сказок для детей. Член Союза писателей Беларуси с 2016 года.
10 мая – 85 лет со дня рождения (1937-1970)
Сымона Блатуна, белорусского поэта, публициста.
После окончания факультета журналистики БГУ (1959 г.) работал литсотрудником отдела советского строительства и информации газеты «Звязда» (1959-64 гг.), еженедельника «Лiтаратура i мастацтва» (1965-68 гг.), с 1969 г. литконсультантом газеты «Чырвоная змена», одновременно принимал участие в работе творческого объединения «Крынiцы», созданного при редакции.
В республиканской печати первое стихотворение «Партрэт Iльiча» было опубликовано в газете «Пiянер Беларусi» в 1956 г. Автор сборников поэзии «Раўнавага» (единственный при жизни поэта), «Радаслоўнае дрэва». Размышления о месте человека в жизни, о назначении поэзии и роли поэта, своеобразное образное мышление, задушевность, лиричность, оптимистический взгляд на жизнь – основные черты поэзии С. Блатуна. Его юморески, стихи, сатирические миниатюры собраны в сборник «Калючая шаткаванка». Переводил на белорусский язык с русского, литовского, латышского и др. языков.
10 мая – 80 лет со дня рождения (1942)
Сергея Панизника, белорусского советского поэта, журналиста, переводчика. Член Союза писателей СССР (1967). Муж белорусской поэтессы Евгении Янищиц.
С 1977 года работал в газете «Вячэрні Мінск», с 1980 года – редактор на Гостелерадио БССР, в 1982-1996 годах – в издательстве «Юнацтва», одновременно в 1992-1994 годах – в Национальном научно-просветительском центре имени Ф. Скорины, в 1996-1999 годах – ученый секретарь Литературного музея Я. Купалы. Создал два этнографических музея – в Верхнедвинском и Миорском районах Витебской области.
Начал публиковаться с 1959 года. Автор сборников стихов «Кастры Купалля» (1967), «Палявая пошта» (1972), «Крона надзеі» (1975), «Чало і век» (1979), «Слова на дабрыдзень» (1982), «Мацярык» (1984), «Стырно» (1989), «А пісар земскі...» (1994).
Для детей вышли книги поэзии: «Адкуль вясёлка п’е ваду» (1981), «Жыцень» (1986), «Мы – грамацеі» (1989), «Золкая зёлка» (1999).
Публицистика: «Пасля вогненных вёсак...» (1980), «Браніслава» (1985), «Освейская трагедия» (1990). Вышла книга переводов С. Панизника поэзии народов мира на белорусский язык «Сустрэча роднасных сусветаў» (1997).
Награжден латвийским орденом Трёх Звёзд и белорусской медалью Франциска Скорины.
15 мая – 100 лет со дня рождения
Петра Василевского, белорусского прозаика, драматурга, сценариста, режиссёра.
Первый рассказ «Так умирают бесстрашные» был опубликован в 1942 году в газете «Сталинский боец». Публиковался в армейской газете «Боевой путь», сатирическом журнале «Сквозьняк». В белорусской печати выступал с 1945 года. Автор повестей «Новы дзень», «Вечныя маладажоны» и других, книги рассказов «Прыгажосць чалавечая», пьес, вошедших в сборники «Твой заўтрашні дзень», «Вобраз жыцця».
Основная тема творчества – современность. Писал о сельских тружениках, поднимал проблемы воспитания современной молодежи, подростков, школьников, остро ставил морально-этические вопросы. Автор многочисленных эссе, юморесок, современных сказок, в которых осуждаются негативные явления в действиях и характерах людей.
Как режиссер и сценарист участвовал в создании ряда художественных и документальных фильмов («Палеская легенда», 1957, «Рагаты бастыён», 1965), телефильма о жизни и творчестве Я. Коласа «Жывіце даўжэй, хлопцы» и др. Пьесы «Любоў, Надзея, Вера…», «Дзіўны дом», «Твой заўтрашні дзень» и другие с успехом ставились в Белорусском театре им Я. Коласа и других театрах республики.
16 мая – 125 лет со дня рождения (1887-1941)
Игоря Северянина, выдающегося русского поэта, одного из ярчайших представителей Серебряного века.
Каждый штрих биографии Северянина свидетельствует о нем как о яркой и выдающейся личности. Завоевал огромную славу еще при жизни: давал «поэзоконцерты» по всей России, которые пользовались невероятным успехом у публики.
Первые стихи Игоря Северянина были созданы еще в детстве. Первая публикация появилась в 1905 г. Ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков, ни его коллег по перу. Л. Н. Толстой, ознакомившийся с творчеством начинающего поэта, высказался о нем достаточно уничижительно. “И это – литература?!” – с досадой воскликнул великий писатель.
В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.
Первый сборник стихов поэта был назван «Громокипящий кубок». Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем Ф. Сологубом. Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С. Спасским и К. Паустовским. В 1915 году выходит сборник стихов «Ананасы в шампанском».
В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность «Короля поэтов». Также за нее боролись В. Маяковский и К. Бальмонт.
В 1918 поехал на лето в Эстонию и вследствие немецкой оккупации оказался отрезан от России. Безвыездно жил в деревне со своей женой поэтессой Фелиссой Круут. Здесь им было создано 9 книг, в том числе сборники стихов «Вернена» (1920), «Менестрель» (1921), роман в стихах «Падучая стремнина» и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. В 1925 создал автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».
Кроме всего, Северянин в 1934 году написал уникальную книгу «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», в которой представлена галерея творческих портретов литераторов и музыкантов.
20 мая – 120 лет со дня рождения (1902-1964)
Язепа Пущи, белорусского поэта, критика, переводчика.
Один из организаторов литературных объединений «Маладняк» и «Узвышша». Одна из крупнейших фигур литературного движения в Белорусской ССР довоенной поры.
Первые стихи появились в печати в 1922. До ссылки вышли сборники стихов «Раніца рыкае» (1925), «Vita» (1926), «Дни вясны» (1927), «Песні на руінах» (1929), а также поэмы «Песня вайны» (1928) и «Цень Консула» (первоначальное название «Песня акупацыі»), проникнутые впечатлениями о Первой мировой войне, а также поэма «Крывавы плакат» (1930). Была подготовлена к изданию книга «Мой маніфэст» (спрятана в улье, а затем, после ареста брата, сожженная сестрой). Был подготовлен к печати, но не вышел сборник лирики «Грэшная кніга».
19 июля 1958 года с семьей вернулся в Минск. Член Союза писателей БССР с 1958 года.
После приезда в Минск в печати появляется стихотворная сказка «На Бабрыцы» (1960), книга «Вершы і паэмы» (1960) и сборник «Пачатак легенды» (1963).
Перевел на белорусский язык повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» (1960).
21 мая – 150 лет со дня рождения (1872-1952)
Тэффи (настоящее имя – Надежда Лохвицкая), русской поэтессы, писательницы, переводчицы.
Начала печататься в 1901 году, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения».
В 1905-1907 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя.
В 1908, с момента основания А. Аверченко журнала «Сатирикон», Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет «Биржевые ведомости» и «Русское слово» и других изданий.
В 1910 выходят два тома «Юмористических рассказов» Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники «И стало так…» (1912); «Дым без огня» (1914); «Неживой зверь» (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.
Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Возрождение», выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: «Наши за границей» и «Ке-фер?».
А. Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей «безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи».
21 мая – 100 лет со дня рождения (1922-1999)
Ивана Гурбана, белорусского детского писателя.
Писать стихотворения начал рано. В майском номере журнала «Работница и крестьянка» за 1949 год появляется первая публикация – стихотворение «Пейзаж урожая».
Иван Гурбан печатался во многих периодических изданиях, был автором нескольких собственных сборников стихотворений.
В 1994 году стал членом Союза писателей Беларуси. Он шел к этому званию долго и всю жизнь мечтал быть признанным среди коллег и товарищей по перу.
Автор книг: «Пахі вясны» (сборник стихов), «Чубаценькі будзільнік» (сборник стихов, 1979), «Калі ветрык спачывае» (стихи для дошкольного возраста, 1985), «У сям’і расце мужчына» (стихи, песни, 2009), 2009 «Мама – сонейка маё…» (стихи, песни, 2009), «Паэт» (сборник стихов, 2012).
25 мая – 85 лет со дня рождения (1937-2004)
Миколы Купреева, белорусского писателя, поэта. Член Союза писателей Беларуси с 1994 г.
До 1990 г. работал преподавателем в школах Брестской области и в районных газетах.
Литературную деятельность начал в 1957 году. Сначала печатался мало, однако с конца 1980-х г. его стихотворения, баллады, поэмы начали все чаще появляться в печати.
Издал книги поэзии «Непазбежнасць» (1967), «Правiнцыйныя фантазii» (1995). Автор поэмы «З сястрой i Уладзiмiрам Караткевiчам на Рагачоўшчыне» (1988).
Выверенность мысли и слова, оригинальность раскованной, свободной формы стиха, нестандартные образы, глубина поэтического подтекста и в то же время простота высказывания – характерные черты поэзии Н. Купреева. Его поэзия привлекает земной основой, соединенной с метафоричностью и неординарным взглядом на жизнь.
28 мая – 110 лет со дня рождения (1912–1990)
Патрика Уайта, австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1973 года.
Уайт пробовал себя в разных жанрах. Дебютировал поэтическим сборником «Пахарь и другие стихи» (1935), выпустил сборники рассказов «Обожженные» (1964) и «Какаду» (1975).
Особый интерес представляют его четыре пьесы – «Дурные похороны», «Отдых в Сарсапарилле», «Веселый дух» и «Ночь на Лысой Горе», опубликованные под одной обложкой в 1965 году. Автобиография «Дефекты стекла» вышла в 1982 году.
Своей литературной славой Уайт обязан главным образом романам «Счастливая долина» (1939), «Тетушкина история» (1948), «Древо человеческое» (1955), «Фосс» (1957), «Едущие в колеснице» (1961), «Амулет» (1966), «Вивисектор» (1970), «Око бури» (1974), «Пояс стыдливости» (1976), «Метаморфозы Туайборна» (1979), «Воспоминания анонима» (1986). В романах выведена галерея «обожженных», эмоционально ущербных одиночек, ведущих отшельническую жизнь. Защищаясь от пустоты своего существования, персонажи Уайта уходят в мир грез и фантазий, а в поздних романах – в мир искусства.
Главные книги Уайта – «Тетушкина история», «Древо человеческое» и «Фосс». В них центральные персонажи, отрезанные от нормального уклада жизни, обретают некое особенное знание, в котором их внутреннее «я» сливается с природным миром.
С течением времени романы Уайта становились все более отмечены неприятием цивилизации и элементами мистицизма; в «Вивисекторе», затрагивающем проблему отчуждения художника, личные взаимоотношения трактуются как цепочка саморазрушительных коллизий.
28 мая – 145 лет со дня рождения (1877-1932)
Максимилиана Волошина, русского поэта, художника.
С 1890 начинает писать стихи, переводит Г. Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует – Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи.
В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В. Брюсовым, А. Блоком, А. Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом», «летняя семья» которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов.
Большое влияние на Волошина оказала его первая жена – художница М. Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах «Кровь», «Сатурн», цикл «Руанский собор»). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели).
Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала «Becы» пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М. Цветаевой, С. Городецкого, М. Кузмина и др.
В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина «Стихотворения. 1900-1910».
Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают «ужас разъявшихся времен», он выражает протест против мировой бойни в цикле статей «Париж и война».
В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Во время Февральской революции, которая не вызвала у него «большого энтузиазма», Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию «над схваткой», призывая «быть человеком, а не гражданином». Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась «власть», Волошин спасал от смерти и «красных», и «белых», понимая, что спасает просто человека.
После революции создает цикл философских поэм «Путями Каина» (1921-1923), поэму «Россия» (1924), стихи «Дом поэта» (1927), «Владимирская Богоматерь» (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М. Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей.
29 мая – 235 лет со дня рождения
Константина Батюшкова, русского поэта.
В 1817 году Батюшков издал свой первый поэтический сборник «Опыты в стихах и прозе». Он делал все возможное, чтобы его стихи были максимально настоящими и честными. Безусловно, ему это удалось, а его творчеством восторгался тогда еще юный Александр Пушкин.
Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.
По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова.
Батюшков постоянно совершенствовал свой слог. Над каждым словом он трудился долго, упорно и мучительно. Однажды он написал: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?».
Вот краткий список самых известных произведений Константина Батюшкова.
Элегии: «Привидение. Из Парни», «Надежда», «Мой гений», «Таврида», «К другу», «Элегия», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов».
Послания: «Мои Пенаты» и «К Дашкову».
Циклы антологических стихов: «Из греческой антологии», «Подражания древним».
Очерки и статьи: «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка», «О лучших свойствах сердца», «Нечто о морали, основанной на философии и религии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».
30 мая – 130 лет со дня рождения
Ивана Соколова-Микитова, русского советского писателя и журналиста, специального корреспондента, путешественника.
Иван Соколов-Микитов был постоянным участником экспедиций в Арктику под руководством Отто Шмидта. На борту ледокола «Георгий Седов» команда путешественников бороздила просторы Северного Ледовитого океана и высаживалась на Земле Франца-Иосифа. В эту экспедицию путешественник отправился уже как специальный корреспондент газеты «Известия».
Арктические экспедиции вдохновили путешественника изложить на бумаге все, что было увидено и пережито за эти годы. Иван издает цикл очерков под названием «Белые берега», повесть «Спасение корабля».
Многообразие впечатлений от путешествий и экспедиций нашло свое отражение в книгах «Ленкорань» и «Пути кораблей», которые вышли в 1934 году, «Летят лебеди» 1936 года, «Северные рассказы» 1939 года, «На пробужденной земле» 1941 года и «Рассказы о Родине» 1947 года.
В период с 1953-го по 1969 год он написал свои самые знаменитые книги – «Детство», «На теплой земле», «Звуки земли», «Карачаровские записи», «У святых источников», и другие.
Перу Ивана Соколова-Микитова принадлежат мемуары «Автобиографические заметки» и «Свидания с детством». До последних дней своей жизни писатель трудился над книгой воспоминаний, которую назвал «Давние встречи».
30 мая – 110 лет со дня рождения (1912-1996)
Льва Ошанина, русского поэта-песенника.
Свою литературную деятельность начал в российской ассоциации пролетарских писателей.
Лев Иванович – один из самых популярных поэтов советского времени. Его песня о войне «Дороги» приобрела поистине народную любовь, огромную известность также получили песни «Солнечный круг», «Красная гвоздика», «Течёт Волга» и «Зачем меня окликнул ты?».
Песня «Солнечный круг» одержала победу в фестивале песен в Сопоте (Бьёрн Ульвеус, вместе с группой «Hootenanny Singers», перепел ее в 1964 под названием «Gabrielle»), однако Ошанину хорошо удавалась и любовная лирика, и разнообразные баллады.
Всего он написал несколько стихотворных повестей и выпустил более 70 сборников своих стихотворений.
В творчестве Ошанина важное место занимает поэма «Вода бессмертия» об Александре Македонском, отличающаяся удивительной точностью в подборе материала.
Лауреат Сталинской премии и Всемирных фестивалей молодёжи и студентов, был награжден орденами и медалями.
31 мая – 130 лет со дня рождения (1892-1968)
Константина Паустовского, русского советского писателя.
В 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.
Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Но произведения его стали печататься лишь в 1920-х годах.
Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.
Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.
Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки для детей о природе и животных. Среди них стоит отметить такие: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.
С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе.
В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно