герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Апрель

Второй месяц весны 2022 года богат на юбилейные даты известных деятелей литературы.

Литературный хронограф. Апрель1 апреля – 325 лет со дня рождения (1697-1763) Антуана Франсуа Прево, французского писателя.

Антуан Франсуа Прево или аббат Прево – один из самых известных французских писателей XVIII века, автор романа «История кавалера де Грие и Манон Леско».

Современники вспоминали его как человека, который был одарен с детства. В шестнадцать Антуан стал послушником ордена иезуитов, затем перешел на военную службу. Не вынеся строгой дисциплины, юноша вернулся в орден, но затем вновь оставил его.

В 22 года Прево поступил в монашескую конгрегацию святого Мавра, ответвление ордена святого Бенедикта. Вскоре он стал известным проповедником. Антуан работал над учеными трудами бенедиктинцев: в частности, он почти полностью написал один из томов сборника «Галлия Кристиана».

В 1728 году свободолюбивый монах бежал из монастыря Сен-Жермен-де-Пре, так как не выдержал строгого устава. Ему пришлось уехать из Франции. Антуан на средства меценатов жил в Англии и Голландии, занимался литературой. Среди изданий аббата Прево следующие произведения: «Воспоминания знатного человека», «Английский философ», «Манон Леско», журнал «За и против». В 1734 году Прево позволили вернуться во Францию, а еще через год он получил прощение папы.

На родине аббат Прево стал секретарем и раздавателем милостыни принца Конти, а также продолжил издавать журнал «За и против». Он написал роман «Киллеринский настоятель». Из-за нового скандала Антуан снова бежал из Франции, на этот раз в Бельгию. Но вскоре он смог вернуться и начать новый проект: издание коллекции путешествий «Общая история путешествий». Параллельно Прево занимался переводами.


Литературный хронограф. Апрель1 апреля – 75 лет (1947) Алесю Жуку, белорусскому прозаику, сценаристу, драматургу, переводчику и редактору.

Работал редактором издательства «Мастацкая літаратура» (1974-1977), заместителем главного редактора молодёжного литературного журнала «Маладосць» (1977-1979), инструктором сектора литературы при ЦК КП Белоруссии (1979-1980), главным редактором газеты «Літаратура і мастацтва» (1980-1986), секретарём правления Союза писателей Белорусской ССР, заместителем главного редактора литературного журнала «Полымя» (1989-1997), главным редактором русскоязычного литературного журнала «Нёман» (1997-2003), главным редактором журнала «Беларусь» (2003-2005).

Первый рассказ опубликовал в 1965 году. Известен как автор остросюжетной прозы. Издал книги прозы «Осенние холода» (1972), «Охота на старых озёрах» (1975), «Звезды над полигоном» (1977), «Не забывай меня» (1978), «По санной дороге» (1979), «Полустанок возвращения» (1981), «Охота на Последнего Журавля» (1982), «Чёрный вьюнок» (1986) и др. Перевёл на белорусский язык повесть «Собачье сердце» (1989) и роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, опубликованный в 1994 году в издательстве «Мастацкая літаратура», повесть Ю. Трифонова «Предварительные итоги» (1986), повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» (1975), сборник Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс» (1976), повести М. Коцюбинского (1980), произведения В. Богомолова (1981), Назира Сафарова (1982), Тиркиша Джумагельдиева (1984).

Член Союза писателей СССР с 1973 года. В 1978 году за сборник «Звезды над полигоном» получил премию Ленинского комсомола Беларуси, а в 1982 году – Литературную премию имени И. Мележа за книгу «Полустанок возвращения». Награждён в 1986 году орденом «Знак почёта», Почётной грамотой Верховного Совета БССР. Алесь Жук – лауреат Государственной премии Беларуси имени Я. Коласа в 1992 году в области литературы, искусства и архитектуры.

Два произведения экранизированы: «Полигон» в 1982 году и «Охота на Последнего Журавля» в 1986-м.


Литературный хронограф. Апрель1 апреля – 100 лет со дня рождения (1922-2008) Сергея Алексеева, русского писателя.

Редактор издательства «Детская литература», с 1950 года ответственный секретарь, позже председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР.

В 1958 году принят в члены Союза писателей. Автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965-1996 годы главный редактор журнала «Детская литература».

Первая книга Сергея Алексеева вышла в 1955 году – «История СССР. Учебная книга для 4-го класса» (в соавторстве с Владимиром Карцовым). Автор книг для детей «Сто рассказов о войне», «О русской доблести и славе».

За сорок лет написал более тридцати книг, посвящённых истории России (от середины XVI до середины XX вв.), многие из которых издавались на пятидесяти языках.

Награды и премии: Государственная премия СССР (1984) за книгу «Богатырские фамилии» (1978); Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1970) за книгу «Сто рассказов из русской истории» (1966); Премия Ленинского комсомола (1979) за книги для детей «Идёт война народная», «Богатырские фамилии», «Октябрь шагает по стране»; Международный диплом Г. Х. Андерсена; Почётный диплом Международного Совета по детской книге (IBBY) за книгу «Сто рассказов из русской истории» (1978); Заслуженный работник культуры РСФСР.


Литературный хронограф. Апрель3 апреля – 90 лет со дня рождения (1932-2010) Михаила Шатрова (настоящая фамилия Маршак).

В 1954 году была написана первая пьеса «Чистые руки». В 1958 году принят в члены Союза писателей. Его первая пьеса «Чистые руки» была поставлена в Москве в 1955 году. Интересно, что, когда Михаил Маршак в 1955 году принес в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что фамилия молодого драматурга Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним. Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Маршак сказал ему: «Ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может». Поэтому и появился драматург Михаил Шатров. По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».

В 1956-м ставится вторая его пьеса «Место в жизни», затем появляются пьесы «Именем Революции», «Меридиан 361-й» и другие. Широкую известность драматургу приносит цикл пьес о Ленине – «Шестое июля», «Большевики», «Революционный этюд», «Так победим!». Через четверть века поставлена пьеса «Брестский мир». Пьесы Михаила Шатрова о Ленине: «Именем революции» (1957); «Шестое июля» (1964); «Большевики» («Тридцатое августа», 1968); «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979); «Так победим!» (1982); «Диктатура совести» (1986); «Брестский мир» (1987); «Дальше... дальше... дальше!» (1988); «Чистые руки» (1955); «Место в жизни» (1956) – создана под влиянием пьесы В.С. Розова «В добрый час»; «Меридиан 361-й» (1958); «Современные ребята» (1962); «День тишины» (1965); «Лошадь Пржевальского» (1972) – о студентах на освоении целины (экранизация «Моя любовь на третьем курсе», 1976); «Погода на завтра» (1974) об автозаводе; «Мои Надежды» (1977) о ткачихах трёх поколений; «Глеб Космачёв» (1961); «Дождь лил как из ведра» (1973, в соавторстве с А. Хмеликом); «Когда другие молчат» (1986). Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны. Один из самых репертуарных драматургов СССР.

Автор ряда сценариев телевизионных фильмов, среди которых особое место занимает четырёхсерийный фильм «Штрихи к портрету В.И. Ленина» (фильм с ярко шестидесятнической трактовкой образа Ленина как упрека правящим в то время коммунистам вышел на голубой экран лишь в годы перестройки).


Литературный хронограф. Апрель6 апреля – 210 лет со дня рождения (1812-1870) Александра Герцена, русского писателя, философа, публициста, критика.

Родился 25 марта 1812 г в Москве. Был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова «сердце»). Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь.

Событием, определившим дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов. Летом 1828 г. он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни. Юношеское свободолюбие укрепилось в годы обучения в Московском университете, куда он поступил в 1829 г. на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833 г. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества. Летом 1834 г. он был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. Первый год в Вятке считал свою жизнь «пустой», поддержку находил только в переписке с Огаревым и своей невестой Н. Захарьиной, на которой женился, отбывая ссылку во Владимире. В 1840 г. вернулся в Москву, но вскоре был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся через 2 года. В 1842-1847 гг. публикует в «Отечественных записках» начатый еще в Новгороде цикл статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843 гг.). Второй философский цикл Герцена, «Письма об изучении природы» (1844-1846 гг.), занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой философской мысли. В 1845 г. был завершен начатый еще в Новгороде роман «Кто виноват?». В 1846 г. написаны повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». В январе 1847 г. уезжает с семьей за границу, не предполагая, что покидает Россию навсегда.

Осенью 1847 г. в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы. В мае 1848 г. возвращается в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу «Письма из Франции и Италии». В июньские дни того же года стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису, выразившемуся в книге «С того берега». Осенью 1851 г. пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 г. умерла жена. «Все рухнуло – общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье». В это время переезжает в Лондон, где начинает работу над книгой-исповедью, книгой воспоминаний «Былое и думы».

В 1853 г. Герцен основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. В 1855 г. начинает издавать альманах «Полярная звезда», летом 1857 г. вместе с Огаревым приступает к выпуску газеты «Колокол». Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 г. сюда было перенесено издание «Колокола». В 1867 г. он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории освободительного движения в России. Своей главной задачей Герцен считал теперь разработку революционной теории. Весной 1869 г. он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января 1870 г. Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.


Литературный хронограф. Апрель9 апреля – 120 лет со дня рождения (1902-1961) Ольги Перовской, русской советской детской писательницы.

В 1925 году вышла её первая и наиболее известная книга рассказов «Ребята и зверята», сразу завоевавшая симпатии маленьких читателей. Это цикл рассказов о насыщенной событиями жизни детворы – четырёх сестёр, дочерей лесничего, служащего в Семиречье. Книгу можно назвать автобиографичной, так как в чертах её главных героев легко угадываются сама Ольга и ее сестры.

Также О.В. Перовская является автором серии рассказов и повестей о животных: «Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных», «Мармотка» (оба 1939), «Про поросят» (1941), повестей «Остров в степи» (1934, совм. с Г. Замчаловым), «Золотое руно» (1957, совм. с ним же), «Джан – глаза героя» (1958).

Книги Перовской носят познавательный характер, отличаются занимательностью сюжета и тонким пониманием психологии животных, показанной через детское восприятие. В сороковых- начале пятидесятых годов Ольга Перовская была репрессирована и приговорена к 10 годам лагерей, потом приговор смягчился ссылкой. Ссылка закончилась в 1955 году. В конце 50-х годов она была реабилитирована.

В течение 15 лет с 1940 по 1955 года ее книги не печатались, не показывали диафильм «Франтик» из серии «Ребята и зверята», уничтожили целый тираж повести «Остров в степи». Писательница, которую с большим удовольствием печатали в течение 15 лет и с восторгом читали дети, в этот период просто исчезла из жизни советской детской литературы. Годы ссылки наложили отпечаток на жизнь писательницы, но она постаралась не переносить свое горе и обиду на творчество для детей и продолжала писать добрые, светлые, тёплые и счастливые книги.


Литературный хронограф. Апрель9 апреля – 100 лет со дня рождения (1922-2020) Евгения Войскунского, советского и российского прозаика, писателя-фантаста, автора книг для юношества.

Писать фельетоны начал ещё в школе. Первый рассказ опубликован в газете «Боевая вахта», которая выходила на Ханко. Летом 1941 года его перевели в редакцию газеты, которая была переименована в «Красный Гангут». Там он встретился с поэтом М. А. Дудиным, ставшим его близким другом. После эвакуации с полуострова 3 декабря 1941 года служил военным корреспондентом в созданной газете кронштадтской военно-морской базы «Огневой щит». Осенью 1944 года назначен в новую газету военно-морской базы в Финляндии. Потом назначен редактором газеты бригады торпедных катеров, которая дислоцировалась в Пиллау (Балтийск). Работал военным корреспондентом в разных газетах вплоть до своей демобилизации в 1956 году.

В соавторстве с двоюродным братом (по матери) И. Б. Лукодьяновым в 1960-1970-е годы были написаны произведения в жанре научной фантастики, ставшие классикой. Один из руководителей семинара молодых фантастов при Московской организации СП СССР.

Член Союза писателей СССР (1959). В середине 1980-х годов возвратился в «литературный мейнстрим», написал романы о войне и о своём поколении.

Лауреат литературной премии имени Константина Симонова (1984). Номинировался на премию Русский Букер в 2007 году за роман «Румянцевский сквер».

Лауреат Международной литературной премии имени А. и Б. Стругацких 2009 года в номинации «Критика и публицистика» за эссе «Остров в океане» (журнал «Если», № 8, 2008). Лауреат старейшей советской и российской литературной премии в области фантастики Аэлита 2011 года за вклад в фантастику.


Литературный хронограф. Апрель10 апреля – 205 лет со дня рождения (1817-1860) Константина Аксакова, русского писателя, поэта и историка.

Творческая биография Константина Сергеевича Аксакова весьма обширна. Аксаков часто публиковал материалы своих историко-филологических исследований: «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Еще несколько слов о русском воззрении», записка царю Александру II «О внутреннем состоянии России». Также Аксаков был автором критических статей во многих печатных изданиях. Аксаков писал статьи о произведениях таких великих писателей, как Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др., и создавал труды по русской грамматике.

Аксаков писал драмы и стихотворения, как собственные, так и переводные: «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем», «Освобожденная Москва». Наиболее известные переводы Аксакова – произведения И.В. Гёте, Ф. Шиллера, А. Мицкевича. Полное собрание сочинений Аксакова Константина Сергеевича было издано его младшим братом Иваном Сергеевичем.

Текст одного из известных поэтических произведений Аксакова «Мой Марихен так уж мал» был положено на музыку П.И. Чайковским (детская песня «Мой Лизочек»).
В 1857 году Аксаков стал неофициальным редактором газеты «Молва». Важной страницей в биографии Аксакова является его приверженность славянофильскому учению. Аксаков создал свою общественно-политическую теорию: он осуждал революционные движения и отвергал возможность концентрации интересов российского народа на политике и власти. Подлинные ценности русского народа, как считал Аксаков, лежат в духовно-религиозной сфере, государственная и политическая жизнь для него имеет второстепенный характер.

Аксаков ратовал за отмену крепостного права и свободу слова «устного, письменного и печатного всегда и постоянно». Его политическим идеалом была такая государственная система, при которой правительство в своей работе учитывает народное мнение, а сам народ не вмешивается в дела государства, так как иначе он «изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно».
Такая система государственного устройства, по мнению Аксакова, была возможна только при православной самодержавной монархии. В то же время Аксаков осуждал многие моменты общественно-политической ситуации в самодержавной России: крепостное право и коррупцию чиновников, земельную политику государства.

Последний год своей жизни Константин Сергеевич Аксаков провел в путешествии по славянским землям вместе со своим младшим братом Иваном Сергеевичем, встречаясь с западными и южными представителями славянства, видными политическими и литературными деятелями.


Литературный хронограф. Апрель10 апреля – 95 лет со дня рождения (1927-1979) Виля Липатова, русского писателя.

Первые рассказы Виля Липатова «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшке» опубликованы в 1956 году в журнале «Юность», в 1958 году вышла первая книга.

Наибольшую известность принесли Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это всё о нём» (и сценарий одноимённого телефильма), а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на её основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине («Деревенский детектив» 1968 г., «Анискин и Фантомас» 1974 г., «И снова Анискин» 1978 г., а также малоизвестный короткометражный телеспектакль «Развод по-нарымски» 1972 г.). Проза Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Одним из лучших образцов деревенской прозы, свободной от идеологической нагрузки, является повесть «Ещё до войны» (1971 г.), в которой с необычайной достоверностью воссозданы быт и нравы сибирской деревни в годы перед Великой Отечественной войной.

Реальное положение дел в стране невероятно остро и трагично иллюстрирует произведение писателя Липатова «И это всё о нем» (1974 г.), где в иносказательной форме показана фактическая смерть бескорыстного и идейного комсомольского движения в СССР, задушенного дельцами «теневой экономики» и бюрократами.

Награды и премии: премия Ленинского комсомола (1978) за сценарий фильма «И это всё о нём» (1977), Первая премия на Всесоюзном литературном конкурсе имени Николая Островского за 1973-1974 гг. за роман «И это всё о нём», орден Трудового Красного Знамени «за заслуги в развитии советской литературы» и др.


Литературный хронограф. Апрель10 апреля – 85 лет со дня рождения (1937-2010) Беллы Ахмадулиной, русской поэтессы.

Поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), Премии Президента Российской Федерации (1999), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2004) и Государственной премии СССР (1989).

Поэзия Ахмадулиной органично сочетает модернистские приёмы с классической традицией. Также известна своими эссе и переводами.

По данным СМИ была представлена в 1998 и 2010 годах на соискание Нобелевской премии в области литературы.

Основные поэтические сборники – «Струна» (1962), «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А.С. Пушкине и М.Ю. Лермонтове. Перу поэтессы принадлежат 33 поэтических сборника, эссе, очерки. Наряду с Высоцким, Вознесенским, Евтушенко Ахмадулина – легенда советской поэзии эпохи оттепели.

Поэт и литературовед Евгений Степанов полагал, что «Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы… У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы – неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов».


Литературный хронограф. Апрель12 апреля – 105 лет со дня рождения (1917-1991) Александра Шалимова, советского писателя-фантаста, геолога.

В литературе дебютировал в 1965 году рассказами, опубликованными в газете «Смена». В 1959-ом печатается первый научно-фантастический рассказ А. Шалимова «Ночь у мазара», который автор написал ещё в 1941 году в пору первых экспедиций в Среднюю Азию.

Первые книги Шалимова – «Пульс Земли» (1957) о землетрясениях, сборники реалистических очерков и рассказов о геологах «Горный компас» (1960) и «На пороге великих тайн» (1966), публицистическая «Набат тревоги нашей» (1988) и др., а первая научно-фантастическая книга вышла в 1962 году – сборник рассказов и повестей «Тайна Гремящей расщелины». Многие произведения автора отражают профессиональные интересы автора и посвящены различным загадкам и природным феноменам на Земле. Хотя Шалимов использовал также весь спектр традиционных тем научной фантастики: Атлантида, гравитация, космические полеты, роботы и андроиды, проблемы экологии, социальная фантастика.

Участник многих фестивалей фантастики: «Еврокон-III» (1977), «Фантор-89», III Ефремовские чтения (1990) и др. В последние годы жизни А.И. Шалимов очень много ездил по всему миру: Курильские острова, Кольский полуостров, Монголия, Индия, Шри-Ланка, Япония, США, Великобритания, Польша, Испания, Мексика, Франция, Чили, Марокко, Сингапур, Куба, Алжир, Тунис, Португалия, Греция, Турция.


Литературный хронограф. Апрель15 апреля – 190 лет со дня рождения (1832-1908) Вильгельма Буша, немецкого поэта и художника.

Генрих Христиан Вильгельм – немецкий поэт-юморист и рисовальщик, представитель Дюссельдорфской художественной школы. Был членом мюнхенского объединения художников Аллотрия.


За свои популярные сатирические стихи в картинках считается одним из основоположников комиксов. Автор популярных книг для детей «Макс и Мориц» и «Плих и Плюх», известных в России по переводам соответственно Константина Льдова и Даниила Хармса.

Юмор весёлых картинок Буша вряд ли показался бы остроумным современному зрителю: в абсолютном большинстве его юмористических рисунков соль шутки заключается лишь в неприятном положении, в котором в финале оказался герой «комикса».

Помимо иллюстраций к своим сочинениям, Буш является автором более тысячи картин (преимущественно небольшого формата), написанных маслом. При жизни автора они оставались малоизвестными и были выставлены только после его смерти. Большинство из них исполнены в экспрессионистической манере.

Другие известные произведения: «Житие св. Антония Падуанского», 1870; «Набожная Елена», 1872; «Патер Филуций», 1873.

Экранизации: в 1984 году был снят кукольный мультфильм «Плюх и Плих» на основе перевода Хармса (по сценарию Юрия Коваля).


Литературный хронограф. Апрель18 апреля – 95 лет со дня рождения (1927-1983) Юрия Дружкова (Постникова), советского детского писателя.

Автор широко известных детских книг о приключениях Карандаша и Самоделкина, изданных многомиллионными тиражами на 18 языках мира.

Писатель успел написать (под псевдонимом Юрий Дружков) только две детские книжки – о приключениях Карандаша и Самоделкина – «Приключения Карандаша и Самоделкина» (1964) и «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» (1984). Последняя была полностью напечатана уже после смерти автора. Книги проиллюстрированы художниками И. Семёновым (создатель журнала «Весёлые картинки») и В. Чижиковым. Эти повести стали детскими книгами-бестселлерами, изданными многомиллионными тиражами. Книга «Приключения Карандаша и Самоделкина» издавалась на 18 языках мира.

В 1969 году она получила премию «Золотая медаль» как лучшая книга для детей. Карандаш и Самоделкин впоследствии вошли в группу сказочных персонажей — весёлых человечков, постоянных героев рассказов и комиксов в журнале «Весёлые картинки».

Также автор фантастической повести для юношества «Прости меня…» (1972).


Литературный хронограф. Апрель19 апреля – 120 лет со дня рождения (1902-1989) Вениамина Каверина, русского писателя, драматурга, сценариста.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922 году. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926 г.) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции.

Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн.,1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

В 1958 году был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвёртого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.


Литературный хронограф. Апрель19 апреля – 110 лет со дня рождения (1912-1994) Леонида Прокши, белорусского писателя.

1969-1972 гг. – главный редактор газеты «Літаратура і мастацтва». Член Союза писателей СССР с 1961 г.

Награжден орденами Отечественной войны I и двумя II степени, Красной Звездой, медалями и польским Золотым крестом за заслуги.

Выступал в печати с 1937 г. (газета «Віцебскі пралетарый»). Писал на белорусском и русском языках.

Автор сборников рассказов и очерков «Источник красоты» (1960), книг юмористических рассказов, памфлетов «Каб жылося-вялося» (1961), «Камедыянты» (1961), «Кантроль сумлення» (1963), «Праз туманы» (1964), «След вядзе за мяжу» (1965), «Інтрыгі прэзідэнцкага двара» (1967), «Не ў тым поездзе» (1971), «Самадзейнасць у ліфце» (1972), «Зося смяецца» (1982), «Призраки и президенты» (1988), повестей «Ці варта было жаніцца» (1968), «За Добрыцай-рэчкай» (1975), очерка «Герои Олерона» (з В. Андреевым и В. Сосинским, 1965), книг публицистики «По обе стороны океана» (1968), «Туман развеецца» (1970), «Візітная картка народа» (1972), романов «Пакуль жывеш на свеце» (1980), «Туника Несса» (1986). «Урокі любові і нянавісці» (1990).

Вышли повести для детей «Мальчик в больших башмаках» (1963), «Незвычайныя прыгоды хлопчыка Бульбінкі» (1973), «Стрэлы над ярам» (1974, дополненное издание 1979).


Литературный хронограф. Апрель20 апреля – 85 лет со дня рождения (1937-2022) Ивана Лосикова, гомельского писателя.

Литературное увлечение стало проявляться рано. С юных лет Иван Лосиков писал стихи, но более серьезно стал заниматься литературным трудом в семидесятые годы. Первые публикации (заметки) появились в газете «Гомельская праўда» в 80-е годы.

Поэт и прозаик. Автор книг поэзии и прозы. В 1999 году вышла первая книга прозы «Человек из прошлого», затем были книги прозы «Весенние грёзы» (2002), «Повесть о влюбленных» (2004), «Эхо детства» (2004), «Два имени» (2006), «Рассказы о прошедшем времени» (2006), «На стыке веков» (2008), книги поэзии и прозы «Мой путь в литературу» (2010), «Сюрпризы нашей жизни» (2010). Печатался в коллективных сборниках «Літаратурная Гомельшчына», «Междуречье» (Россия, 2009).

Иван Лукич Лосиков член Союза писателей Беларуси с 2008 года.


Литературный хронограф. Апрель22 апреля – 115 лет со дня рождения (1907-1972) Ивана Ефремова, русского писателя-фантаста.
Первые произведения были написаны в годы Великой Отечественной Войны. Это были «рассказы о необыкновенном», в равной степени сочетавшие в себе научную фантастику и приключения. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В 1946 году был написан роман-дилогия «Великая дуга», который был опубликован в двух частях – сначала в 1949 году повесть «На краю Ойкумены», а в 1953 году – «Путешествие Баурджеда».

Именно научная деятельность, экспедиции и исследования заложили основу для будущих героев Ефремова – первооткрывателей, пионеров, исследователей, меняющих природу и целые миры. Без сомнения, многие коллеги-ученые стали прототипами или каким-то образом повлияли на героев главного романа писателя – «Туманность Андромеды», вышедшего в 1957 году. Книга имела оглушительный успех, представив смелую, подробную и уникальную картину коммунистического будущего.

Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», был посвящен проблемам нового времени, вставших перед Советским Союзом. С началом холодной войны и все возрастающим напряжением между двумя сверхдержавами Ефремов решил обратиться к проблеме управления обществом, воспитанию нового человека-творца, борьбе с ядерной гонкой, переходу от закрытого социализма к подлинному, мировому социализму и коммунизму.

Эти темы становились все более актуальными, и в романе «Час Быка» звучат уже не рассуждения, а предупреждение автора о той катастрофе, которая грозит всему человечеству, как моральной, так и физической. В нем у коммунистической Земли будущего появилась планета-антипод Торманс, которой правили олигархические кланы, что являлось аллюзией на противостояние США и СССР.

В 1972 году выходит последний роман писателя – роман «Таис Афинская», в котором Ефремов вновь обратился к прошлому, как в дилогии «Великая дуга». Он вновь исследовал проблемы войны, науки и религии – но при этом он держал в уме все те темы, которые он исследовал в произведениях о будущем человечества, и пытался найти корни тех проблем и конфликтов в прошлом.

Исследования малоизвестных женских культов, сосредоточение внимания на внутреннем мире женщины и её роли для исторических судеб, размышления о генезисе культур и религий и их взаимодействии, поиск красоты и истины – всё это собрано в романе и показано в широком историческом контексте столкновения античной и восточной культуры.

Позже в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а после и в полном собрании сочинений две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тиллоттама», некоторые фрагменты которой вошли в «Лезвие бритвы».


Литературный хронограф. Апрель22 апреля – 315 лет со дня рождения (1707-1754) Генри Филдинга, английского писателя и драматурга.

Генри Филдинг – выдающийся английский прозаик, драматург, крупнейшая фигура английского Просвещения, один из создателей жанра реалистического романа. Остался в истории не только как литератор: Генри Филдинг и его брат Джон стали создателями первого полицейского подразделения в английской столице.

Свой творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма «Маскарад», 1728) и драматург (пьесы «Щеголь из Темпля», «Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке», 1730, «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика с пальчик», 1731).

В последующих злободневных сатирических пьесах «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквиль. Комедия сатира на современность» (1736), «Исторический календарь» (1737) неприкрыто критиковал падение нравов в обществе и правительство, что способствовало принятию закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга как драматурга.

В 1748 г. поступил на службу мировым судьей в Вестминстер, что помогло ему собрать богатый материал о жизни и быте английских низов, результатом чего явился роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742), благосклонно принятый читателями.

Последующие романы эпопеи «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749) стали новаторскими в литературе того времени.

Г. Филдинг внес огромный вклад в развитие европейского реализма, предварив творчество У. Теккерея, Ч. Диккенса, Б. Шоу.


Литературный хронограф. Апрель24 апреля – 105 лет со дня рождения (1917-1998) Георгия Гуревича, советского российского писателя-фантаста, критика и исследователя фантастики, популяризатора науки.

Прозаик, популяризатор науки, исследователь научной фантастики, один из ведущих авторов послевоенной отечественной научной фантастики.

С 1957 г. – профессиональный писатель. Один из руководителей семинара молодых писателей-фантастов и Малеевских семинаров.

В литературе дебютировал научно-фантастической повестью «Человек-ракета» (1946; в соавторстве с Г. Ясным). Автор книг, ставших классикой советской научной фантастики: «Прохождение Немезиды» (1961), «Пленники астероида» (1962), «Иней на пальмах» (1954), «Подземная непогода» (1956), «На прозрачной планете» (1963), «Мы – из Солнечной системы» (1965), «В Зените» (1972), «Учебники для волшебников» (1985) и других, в том числе научно-популярных «Полет на Луну» (1955), «Неведомое на вашу долю» (1975), «Птица будущего» (1979), «Лоция будущих открытий» (1990).

С самого начала творческой деятельности зарекомендовал себя как один из ярких историков и популяризаторов научно-фантастической литературы. Автор двух книг, ставших классикой фантастоведения – «Карта Страны Фантазии» (1967), в которой в популярной форме рассказал не только об исторических ступенях, темах и жанрах литературной научной фантастики, но и активно задействовал богатые фактографией материалы по кинофантастике; «Беседы о научной фантастике» (1983; 1991) написаны как учебное пособие для учащихся и по сей день остаются единственным учебником по научной фантастике, в котором в доступной и увлекательной форме рассказано о методах и приемах использования фантастики в литературе, об истории и специфических чертах жанра.


Литературный хронограф. Апрель27 апреля – 90 лет со дня рождения (1932-2014) Георгия Садовникова, киносценариста и детского писателя.

Еще в институте начал писать рассказы, сотрудничал с радио и с газетами. В 1957 г. получил международную литературную премию за рассказ на конкурсе в Москве.

Писательская судьба Садовникова сложилась на редкость удачно. Еще в студенческую пору, когда в его ранних юморесках усмотрели влияние М. Зощенко, и Садовникову грозило исключение из института, за него заступился сам Михаил Шолохов. Первые же его книги «Над горизонтом Марс» (1961) и «Иду к людям» (1962), вышедшие небольшими тиражами в краевом издательстве, были замечены и получили похвальные отзывы в центральной печати. Уже в 1962 году Садовникова принимают в члены Союза писателей СССР. Написанная им в соавторстве с Н. Леоновым детективная повесть «Мастер» (1967) выдержала множество изданий.

Но настоящую известность Садовникову принесли детские фантастические повести. В 1970 году вышла в свет его веселая повесть «Продавец приключений» – своего рода «космическая мюнхаузениада», удачно пародировавшая штампы «космической» научной фантастики. К сожалению, ее продолжение — «Похищение продавца приключений» (1999), в котором те же герои отправляются в межпланетное путешествие уже на подводной лодке «Сестрица», оказалось менее удачным.

Фантастические элементы встречаются также в его повестях-сказках «Спасатель океана, или Повесть о странствующем слесаре» (1974) и «Пешком под облаками» (1980).

В конце 1969 году Садовникову предложили написать сценарий фильма по повести «Иду к людям», сразу поставив условие, что соавтором будет режиссер. Вышедший в 1973 году на экраны телевизионный сериал под названием «Большая перемена» имел ошеломляющий успех и принес писателю всесоюзное признание.

В 1984 году по оригинальному сценарию Садовникова на Одесской киностудии был также снят художественный фильм «В двух шагах от «Рая»». С 1990 года Садовников работал главным редактором изданий прозы издательства «ПиК». В этот период он также опубликовал и ряд новых своих произведений, в основном – детективно-приключенческого характера: «Преступление тысячелетия», «Триллер и киллер» (оба – 2000) и другие.


Литературный хронограф. Апрель28 апреля – 120 лет со дня рождения (1902-1969) Валентины Осеевой, русской детской писательницы.

В 1924-1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Именно в стенах этих учреждений в полной мере раскрылся ее писательский талант. Она сочиняла для ребят короткие пьесы и рассказы, которые впоследствии превращались в театральные постановки и разыгрывались воспитанниками на сцене.

Публикация произведений Осеевой началась с рассказа «Гришка», который она отнесла в редакцию, поддавшись уговорам детей. Книга была издана в 1937 году, а еще через три года маленькие книголюбы с удовольствием зачитывались повестями и рассказами из сборника «Рыжий кот».

Началась Великая Отечественная война, и семью начинающей писательницы эвакуировали в Башкирию, где Валентина нашла работу воспитательницы детского сада. Изучив башкирский язык, она занялась переводом народных детских сказок на русский. И разумеется, продолжала писать свои собственные произведения. Ее сказки, повести и рассказы, учащие добру и честности, актуальны и сегодня – их читают не только дети, но и их родители.

Изданных произведений писательницы не так уж и много, но все они живут в сердцах читателей: «Волшебное слово», автобиографическая повесть «Динка», которую автор посвятила своей матери и сестре Анжеле, «Три товарища», «Отомстила», «Синие листья», трилогия «Васек Трубачев и его товарищи» и многие другие. В 1952 году произведения Валентины Александровны получили высокую награду – Сталинскую премию. Этой наградой Валентина Осеева никогда не хвалилась, даже друзьям о премии стало известно из прессы.


Литературный хронограф. Апрель28 апреля – 115 лет со дня рождения (1907-1992) Зои Воскресенской (Рыбкиной), русской детской писательницы, разведчицы.

В 1957 году был написан первый рассказ, который начинающая писательница посвятила матери, умершей годом ранее.

В 1962 Зоя Воскресенская создала цикл рассказов о Владимире Ленине «Сквозь ледяную мглу».

Сценарий к фильму «Сердце матери» о семье Ульяновых и матери вождя революции Марии Александровне написан в 1965 году. За эту работу писательница в 1968-м году получила Государственную премию СССР. Зоя Воскресенская становится членом Союза писателей СССР.

В 1971 году в серии «Школьная библиотека» вышла книга «Костры». Здесь были напечатаны рассказы о жизни Володи Ульянова: о его детстве, юношестве и сложной революционной работе.
1974 год – начало публикации 3-х томного Собрания сочинений. К концу 1975 года было отпечатано 300 000 экземпляров.

В издательстве «Детская литература» в 1979 году издана книга «Надежда» о Крупской. За нее в следующем году была вручена премия Ленинского комсомола. В 1980 году выходят «Повести и рассказы о Ленине».

Повесть «Консул», посвященная финскому коммунисту Тайво Антикайнену, написана в 1981 году. Издан рассказ «В этот памятный майский день», посвященный субботнику с участием В.И. Ленина, состоявшемуся 01.05.1920.

В 1983 году в память о генсеке Коминтерна Георгии Димитрове написан рассказ «Бабушка Параскева».

В издательстве «Республика» в 1993 году вышла автобиографическая книга «Теперь я могу сказать правду», в 1997 – представлен сборник Зои Ивановны «Под псевдонимом Ирина: записки разведчицы». В него вошли рассекреченные архивные документы и личные фотографии разведчицы.

В 2011 году режиссер Л. Белозорович снял «Поединки. Две жизни полковника Рыбкиной», в 2014 телеканал «Россия» представил документальный фильм «Зоя Воскресенская. Мадам «совершенно секретно».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Апрель
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.04.2022
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.