герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года

Сотрудник отдела обслуживания центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена Ирина Маркова в рамках авторского проекта «Новинки литературных журналов» предлагает вашему вниманию обзор номеров за декабрь 2021 года. Приятного чтения!

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА

Декабрьский номер журнала «Наш современник» представляет роман российского писателя Валерия Иванова-Таганского «Рокировка».
Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года
Валерий Иванов-Таганский (род. в 1943 году) – прозаик, актер, режиссер, драматург. Окончил Рижское художественное ремесленное училище, театральное училище им. Щукина (Москва), Литературный институт им. А.М. Горького. С 1966 года по 1977 год – ведущий артист Московского театра на Таганке. С 1979 года по 1982 год – главный режиссер академического театра им. Лермонтова в Алма-Ате. Автор книг «Обреченная на жизнь» и «Грабли для Сократа». По роману «Семя Отечества» вышел телесериал «Репортеры» (режиссер Ю. Кара). Многолетний ведущий телепередачи «Искатели» на «Первом канале». Лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов. Секретарь правления Союза писателей России. Заслуженный артист России.

Главный герой романа Сергей Иванович Дубровин, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета, в связи с переходом университета на удаленное обучение решил взять отпуск и перебраться с женой на дачу в Подмосковье. На даче у него появились различные хозяйственные заботы. Кроме того, Сергей Иванович надеялся, что здесь он займется своей книгой по истории старообрядчества. В однообразной атмосфере деревенской жизни раздался телефонный звонок. Звонил старый друг Дубровина, преподаватель педагогического университета, Александр Орлов. При личной встрече друг попросил Дубровина съездить в Москву и предупредить его учеников, чтобы они не участвовали в демонстрации протеста, потому что их арестуют. Сергей Иванович соглашается выполнить просьбу и предупреждает ребят об опасности их выступления. На следующий день, когда они все-таки оказываются на демонстрации, Дубровин бросается на защиту ребят, рискуя собственной репутацией и должностью. К счастью, ученикам и Дубровину удалось избежать ареста, Орлова же арестовали и за активную политическую деятельность приговорили к трем годам лишения свободы.

«Невозможно без волнения читать роман «Рокировка»! – отмечает российский писатель Александр Сегень. – Невозможно не сопереживать ребятам и их наставникам. А тут еще автор мастерски вплетает в канву повествования линии личной жизни Дубровина и Орлова».

«Все, что с ним случилось в это короткое время, – пишет автор о своем герое, – не разрушило его, а наоборот – настроило на работу». Дубровин начинает писать книгу, в которой стремится разобраться в русской истории. Несмотря на увольнение из университета, Сергей Иванович не остается без любимой работы. Он устраивается преподавать историю в школу к уже знакомым ему ученикам Орлова. На своей первой лекции Дубровин увидел в их внимательных и вдумчивых глазах ожидание и вопрос. Вечный вопрос молодых к старшему, опытному и мудрому человеку: «Как нужно жить? Как не делать ошибок? Как прожить свою жизнь осмысленно и ярко?» … «Клянусь, я никогда не солгу и не обману их доверие и надежды», - мысленно пообещал он.

К 200-летию русского поэта и прозаика, классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова (10 декабря 1821 – 8 января 1878) журнал «Новый мир» проводил конкурс эссе. На конкурс было принято 117 эссе, из них было выбрано 11 победителей, эссе которых опубликованы в декабрьском номере журнала. Галина Михайлова представила на конкурс свое эссе «Потерянная книга».
Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года
Галина Николаевна Михайлова – режиссер учебного кино и телевидения. Окончила Ленинградский государственный университет, работала в Ботаническом институте Академии наук. Закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, где училась в мастерской научно-популярного и учебного кино и телевидения. Первое образование определило интерес к темам, связанным с естественными науками, ботаникой и охраной окружающей среды, а также географией. Неоднократно принимала участие в кинофестивалях. Более 10 лет является главным редактором газеты «Планетарий». Креативный директор Всероссийского экологического кинофестиваля «Меридиан надежды». Живет в г. Пушкине близ Санкт-Петербурга.

В своем эссе режиссер Галина Михайлова знакомит читателя с деятельностью Некрасова-издателя, которая является не менее значимой, чем его творчество. С середины 1840-х годов русский писатель начал заниматься издательской деятельностью, участвуя в публикации альманахов «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник». А в 1847 году Н.А. Некрасов на пару с И.И. Панаевым заключил договор об аренде журнала «Современник», основанного еще А.С. Пушкиным. «Некрасов оказался не только хорошим редактором, – пишет автор, – но и умелым, как мы бы сейчас сказали, менеджером. Его не подводили ни чутье, ни литературный вкус, ни знание психологии подписчика». Действительно, отмечает Галина Михайлова, заслуги Н.А. Некрасова на издательском поприще переоценить трудно. Достаточно просто перечислить далеко не полный список авторов, которых он «раскрутил»: в «Петербургском сборнике» (1843) был напечатан первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»; И.С. Тургенев печатал в «Современнике» свои ставшие знаменитыми «Записки охотника»; здесь начинал Л.Н. Толстой, с журналом связано творчество А.И. Герцена, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича, Г.И. Успенского… список можно продолжить. Конечно, замечает автор эссе, «Современник» отнимал много сил и времени у редактора, это был ежемесячный журнал, надо было прочитать десятки рукописей и согласовать их с цензурой.

В феврале 1863 году Некрасов получает рукопись романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Роман был написан автором в заключении в Петропавловской крепости за 4 месяца и существовал в единственном экземпляре. И по дороге в типографию Николай Алексеевич потерял рукопись. Можно представить себе степень его отчаяния! В «Ведомостях» срочно было помещено объявление о потере с обещанием вознаграждения. Через несколько ужасных дней ожидания рукопись принес мелкий чиновник.

И вот в 2021 году, в год 200-летия Н.А. Некрасова, событие 1863 года было отмечено. Вблизи дома № 55 по Литейному проспекту, где предположительно была потеряна рукопись, появился памятник «Потерянная книга». Автор – выпускница Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Вероника Бернард. На скамейке сидит, свесив ножки, раскрытая книга с печальным взглядом. Этот памятник, считает Галина Михайлова, не только отсылает к событиям 1863 года, но несет и другую идею – сожаление о том, что книга все больше заменяется электронными устройствами.

Вы можете прочитать эссе онлайн

Декабрьский номер журнала «Иностранная литература» в рубрике «Нобелевская премия – 2021» представляет рассказ танзанийского писателя Абдулразака Гурны «Провожатый» в переводе с английского Анастасии Бородачевой.
Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года
Абдулразак Гурна (род. в 1948 году) – прозаик, пишущий на английском языке. Родился на острове Занзибар в семье мусульман арабского происхождения. В 1968 году переехал в Великобританию, где продолжил учебу. В 1982 году защитил докторскую степень в Кентском университете. В настоящее время в звании профессора возглавляет аспирантуру на кафедре английского языка в Кентском университете. Автор романов «Путь паломников» (1994), «В отрыве» (2005), «У моря» (2001), «Последний подарок» (2011), «Каменное сердце» (2017) и др.; сборника рассказов «Моя мать жила на ферме в Африке» (2006). Живет в Великобритании.

Нобелевская премия в области литературы 2021 года была вручена танзанийскому писателю за «бескомпромиссное и полное сострадания осмысление последствий колониализма на Африканском континенте и его влияния на судьбу беженцев на их пути между культурами и континентами». Примером этого осмысления может служить рассказ «Провожатый». Главный герой рассказа – писатель, живущий в Англии, приезжает в Танзанию в город Маженго. Он пишет книгу о Панду Касиме, малоизвестном поэте, который жил здесь на рубеже веков. От аэропорта до гостиницы писателя довозит неприятный таксист по имени Салим. «Глядя на его мрачное и вместе с тем измученное лицо, – пишет о нем рассказчик, – я подумал, что в жизни этого человека было немало бед и что он нередко скрывает за жестокостью боль». По дороге Салим рассказывает своему пассажиру о себе. Оказывается, он успел побывать в Англии, Франции и даже Австралии. Его возила туда богатая малайка, с которой он познакомился возле отеля. В Ливерпуле они пробыли несколько недель. Приятели-мусульмане, с которыми познакомился Салим, научили его, как получить пособие по безработице. «В английском правительстве, – говорит он, – полно идиотов: Ливерпуль кишит черными, грязными ублюдками, которые делают что им вздумается, и эти идиоты дают им деньги!»

Салим приглашает писателя в клуб, который на самом деле оказывается грязной комнатушкой в обветшалом доме в лесу, где собираются мусульмане и украдкой пьют. «Нужно быть дьявольски осторожным, – пишет автор, –когда пьешь в мусульманском городке, где скрыться невозможно и разоблачение неизбежно. Может, вина за совершаемый грех вызывала ожесточенное презрение к себе, или нищета, нехватка всего на свете побуждали их пить любую отраву и порождали эти мрачные, полные боли взгляды? Или неизбывная горечь заставляла этих мужчин пить, несмотря ни на что?» По дороге в гостиницу Салим умолял писателя забрать его с собой в Англию. На следующий день он приехал отвезти писателя в аэропорт. Провожатый говорил опять с высокомерием и злобой, насмехаясь над всем, что попадалось ему на глаза. На прощание писатель услышал от него следующее напутствие: «Знаешь, ты ведь все равно скоро бросишь эти игры и вернешься домой. Все должны вернуться, или же рано или поздно превратятся в посмешище на чужой земле».

У снежаньскім нумары часопіса «Полымя» надрукаваны апавяданні беларускага пісьменніка Івана Пяшко.
Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года
Іван Рыгоравіч Пяшко (нарадз. у 1941 годзе ў вёсцы Ляшчыцы Гродзенскага раёна) – празаік, публіцыст. Пасля заканчэння гістарычнага факультэта Гродзенскага педінстытута настаўнічаў у Шчучынскім раёне, быў на партыйнай працы. Скончыў Вышэйшыя курсы сцэнарыстаў і рэжысёраў у Маскве. З 1984 года працаваў намеснікам рэдактара Шчучынскай раённай газеты. Аўтар кніг прозы «Чырвоная клубніка» (1977), «Марго з Казарэзаў» (1992), «Сцэнарый з сямідзесятых» (1997), «На тым беразе» (2007), «Сінія васількі» (2015) і інш.

У чатырох апавяданнях, надрукаваных у нумары часопіса, пісьменнік прапануе чытачу паразважаць над маральна-духоўнымі праблемамі сучаснасці. У першым аўтабіяграфічным апавяданні «Хлеб майго дзяцінства» аўтар успамінае няпростае вясковае жыццё ў пасляваенныя часы. У падлеткавым узросце герой апавядання разам з сястрой малоў жыта ручным млынам. «Памятаецца, – піша аўтар, – з якім задавальненнем, адчуваючы важнасць выкананага абавязку, мы неслі вядро з мукой, уяўляючы, што праз дзень-другі ў хаце з`явіцца пах свежага хлеба». Ад пасляваеннага часу аўтар пераходзіць да цяперашніх дзён і выказвае шкадаванне, што яго сучаснікі не чытаюць, у іх «адзіная крыніца ведаў – мабільнік». «Хочацца верыць, – спадзяецца пісьменнік, – што, авалодаўшы навейшымі тэхналогіямі ў самых розных сферах вытворчасці, нашы нашчадкі не вернуцца да жорнаў».

Другое апавяданне «Навука нянавісці» раскрывае такую негатыўную з`яву як «дзедаўшчына», якая пачынаецца ўжо ў дзіцячым лагеры. Віктара, унука расказчыка, за паспяховую вучобу накіравалі ў лагер, дзе сабраліся лепшыя матэматыкі старэйшых класаў школ і гімназій вобласці, каб займацца з выкладчыкамі ўніверсітэта. Аднак, замест матэматыкі лагер стаў для падлетка навукай нянавісці. Суседзі Віктара па пакоі адабралі ў яго рэчы, не давалі спаць, гаварылі брыдкія словы, крыўдзілі. З-за перажыванняў Віктар патрапіў у ізалятар. Расказваючы аб гэтым, на тварах хлопцаў блукалі ўхмылкі, яхідныя ўсмешкі. Дзед Віктара пабачыў, што яго абурэнне не даходзіць ні да падлеткаў, ні да педагогаў. Ён забраў унука з лагера і вырашыў напісаць скаргу міністру, аднак быў вымушаны адмовіцца ад свайго намеру, каб не нашкодзіць дачцэ, якая працуе ў школе.

Але ўсё ж такі свет не без добрых людзей. У гэтым можна пераканацца, пазнаёміўшыся з героямі наступнага апавядання «За афарбаванымі варотамі». Нарэшце, звычайная паездка ў лес за чарніцай стала праверкай герояў на прыстойнасць і ўзаемадапамогу (апавяданне «У ягадах») . Кожнае з апавяданняў беларускага пісьменніка вызначае лаканічны стыль, дынамізм сюжэтаў, глыбокі псіхалагізм і рэалізм.

У снежаньскім нумары часопіса «Маладосць» надрукавана апавяданне беларускага пісьменніка Яўгена Хвалея«Жаўталіст на маладым клёне».
Новинки литературных журналов. Декабрь 2021 года
Яўген Іванавіч Хвалей (нарадз. у 1947 годзе ў вёсцы Белькаўшчына Стаўбцоўскага раёна) – паэт, празаік, крытык і публіцыст. Скончыў філалагічны факультэт Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта. Працаваў у рэдакцыі стаўбцоўскай райгазеты «Прамень», пасля – дырэктарам Мінскага абласнога Дома народнай творчасці, на Беларускім радыё і тэлебачанні, у беларускіх выдавецтвах і часопісах. Аўтар многіх кніг паэзіі і прозы, зборнікаў для дзяцей. Аўтар шэрага тэкстаў песень, радыё- і тэлевізійных пастановак. Лаўрэат літаратурнай прэміі «Залаты купідон» (2012). Уладальнік нагруднага знака «За вялікі ўклад у літаратуру» (2015), медаля «Максіма Багдановіча» (2021). Жыве ў Мінску.

Галоўны герой апавядання «Жаўталіст на маладым клёне» юнак Алег стаіць перад складаным выбарам: пагадзіцца на ўсынаўленне сям`і, якая пражывае ў Англіі, і адмовіцца ад родных маці, бабулі і дзядулі, каханай дзяўчыны альбо застацца са сваімі роднымі і блізкімі. У трынаццаць гадоў Алег цяжка захварэў на лейкоз. Яму патрабавалася дарагое лячэнне за мяжой. У адказ на аб`явы, якія дала маці Алега, прыйшло пісьмо з Лондана, з якога яны даведаліся аб сям`і Мігуновых, былых мінчан, якія зараз пастаянна жывуць у Англіі і гатовы аплаціць лячэнне Алега. Гэткая ж хвароба была ў іх сына Андрэйкі, якога не ўдалося выратаваць. Маці Алега згаджаецца на шчодрую прапанову былых суайчыннікаў.

Пасля паспяховага лячэння ў клініцы Алег з сям`ёй Мігуновых вярнуўся ў Мінск. Вадзім і Таццяна Мігуновы прапанавалі Алегу ўсынавіць яго і падарыць яму сваю кватэру на праспекце Незалежнасці, калі ён ажэніцца. «Мы зрабілі ўсё, Алежка, каб ты стаў здаровы. І нам уяўляецца, што ты – гэта наш Андрэйка. Ён нібыта ажыў для нас у табе…», – заплакала Таццяна. «Няўжо [маці] аддасць мяне Мігуновым? А я … як пражыву без яе, мамы, дзядулі, бабулі? Стаць ім чужым, а Мігуновым – родным?» – думаў Алег. Пасля ад`езду сям`і Мігуновых ў маці з сынам адбылася нялёгкая размова. Маці прызналася сыну, што яна выходзіць замуж і прапанавала яму паспрабаваць пажыць з Мігуновымі ў «багатай і прыгожай Англіі». Аднак, Алег паехаў да бабулі ў вёску і застаўся там жыць, каб не перашкаджаць маці. У электрычцы юнак пазнаёміўся з добрай і прыгожай дзяўчынай Аксанай з пасёлка Энергетык, якую пакахаў. «Ведаеце, – прызнаецца ён расказчыку, – я не шкадую, што не буду жыць у Англіі. Як не шкадую, што і кватэру ў генеральскім доме ў Мінску не атрымаю. Ажанюся, і будзем жыць з Аксанкаю ў Энергетыку ў яе маленькай кватэры. А там – час пакажа…».


* Все журналы вы можете найти в библиотеках ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля». Карта расположения библиотек

Подробнее о проекте «Новинки литературных журналов»скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 28.02.2022
Опубликовано: Lyudmila13


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.