Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.
1 августа — 70 лет (1951) со дня рождения
Алексея Бычкова, белорусского актера, режиссёра, драматурга, поэта и барда.
Основная профессия Алексея Михайловича Бычкова – актёр драмы. За годы работы в театре сыграно более 100 ролей. После окончания в 1972 году Белорусского государственного театрально-художественного института Алексей Бычков работал актёром драматического театра в городе Гомеле. Снимался в российских сериалах («Каменская», «Семейный детектив»). В качестве режиссера-постановщика работал с любительскими коллективами. С 2005 года Алексей Бычков ставит спектакли с участием осужденных в рамках проекта «Театр в тюрьме».
Алексей Бычков всегда увлекался поэзией, писал стихи и исполнял бардовские песни, зная специфику сцены и имея литературные способности, в какой-то момент сал писать пьесы, сценарии на русском и белорусском языках.
Алексей Бычков – автор сборника пьес-сказок для детей «Цудоўная казка – прыгожая песня», в которую вошли 4 пьесы-сказки («Подарочные мышки», «Волшебное зеркало», «Секрет свирели», «Букет для Золушки»), книги «Приключения маленькой Ведьмы» по мотивам сказки О. Пройслера «Маленькая Баба Яга», мелодрамы в двух действиях «И не забудь про меня», пьесы «Не только оружием» о судьбе и жизнедеятельности графа Н. П. Румянцева, пьесы «Солнце светит всем» по мотивам одноактной пьесы Майи Тараховской «Альтернативное мышление, или Просто – дурдом», исторической пьесы «Любовь на расстоянии звезд» о платонической любви императрицы Марии Федоровны и графа Николая Румянцева (отмечена премией имени Кирилла Туровского (Гомель, 2015)).
7 августа — 105 лет (1916–1984) со дня рождения
Виталия Мелентьева, русского советского писателя.
Виталий Григорьевич Мелентьев – военный журналист, участник Великой Отечественной войны – серьёзно занялся писательским трудом после увольнения в запас в звании подполковника (служил в Забайкальском военном округе). Основные темы произведений – военные приключения и фантастика для детей и подростков.
Первая книга автора повествует о золотоискателях. Вторая и третья книги («Лесной хребет» (1952), «Записки рядового» (1955)), как и главные книги писателя повесть «Фронтовичка» (1964) и роман «Варшавка» (1982), повествуют о военном времени.
Первая фантастическая повесть для детей «33 марта» (1957) в целом была одобрена литературными критиками как «отвечающая духу времени фантастика для младших школьников». Поэтому Виталий Мелентьев, наряду с произведениями о войне и современниках, приключенческими повестями, продолжил работу и в этой области, опубликовав повести «Голубые люди Розовой земли» (1966) и «Чёрный свет» (1970), составившие вместе с «33 марта» трилогию, переизданную полностью в 1973 году.
В 1978 году вышла фантастическая повесть «Обыкновенная Мёмба», в которой трое школьников совершенно необыкновенным образом попадают на планету Мёмба, жизнь на которой — осуществлённые мечты тогдашней земной жизни и науки.
К утопии можно отнести и рассказ Мелентьева «Дорога через себя» (1975). Фантастический рассказ писателя «Шумит тишина» включена в сборник лучших публикаций в журнале «Мир Искателя» (1973). Кроме этого, Мелентьев — автор фантастической пьесы для детей «Пираты южных морей».
12 августа — 105 лет (1916–1982) со дня рождения
Петрония Гая Аматуни, русского советского писателя.
Петроний Гай Аматуни – автор научно-фантастических повестей и сказок: «Маленький лётчик Пиро» (1946), «Гаяна»: трилогия («Тайна Пито-Као» (1957), «Тиунэла» (1962), «Парадокс Глебова» (1966)), «Разведчик недр» (1961), «Кащеево время» (1964), «Чао — победитель волшебников» (1964), «Если б заговорил сфинкс… «(1970), «Путешествие в Аэроград» (1973), «Требуется король» (1977), «Королевство Восемью Восемь» (1979), «Космическая горошина» (1979), «Почти невероятные приключения в Артеке» (1979).
Что бы ни писал П. Г. Аматуни — фантастический роман, рассказ или очерк, историческую миниатюру или сказку — в центре его писательских раздумий неизменно находятся современные проблемы мира и человеческой судьбы. Это сообщает произведениям П. Аматуни человечность и эмоциональность.
Наиболее полно и ярко выразила романтическую и философскую сущность творчества Аматуни его трилогия «Гаяна», которая, – как образно отметил А. Казанцев, – «звучит неумирающим словом, оставшимся с нами и после ухода писателя, точно и верно отражает и нашу современность, полную тревог за судьбу человечества, и в то же время оптимистически показывает то общество (на планете Гаяна), каким может стать и человечество на Земле».
Произведения Аматуни переведены на армянский, киргизский, чешский языки.
14 августа — 155 лет (1866–1941) со дня рождения
Дмитрия Мережковского, русского писателя, философа, переводчика.
Дмитрий Сергеевич Мережковский – один из основоположников русского символизма. До Октябрьской революции 1917 года был одним из самых издаваемых писателей России. В СССР его произведения не издавались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 1990-х годов.
Дмитрий Мережковский был женат на поэтессе Зинаиде Гиппиус. Союз Мережковского и Гиппиус — наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».
В начале своей литературной деятельности Мережковский занимался переводами с греческого и латинского. Сделал ряд переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, Лонга. С конца 1880-х годов выступал в качестве критика: напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиках. Часть этюдов вошла в сборник «Вечные Спутники» (1897).
В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы. Мережковский заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: «Толстой и Достоевский» (2 тома, 1901), «Гоголь и Черт» (1906), «М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества» (1909, 1911), «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов» (1915), брошюра «Завет Белинского» (1915).
В 1888 году в Петербурге вышел первый поэтический сборник Мережковского «Стихотворения» (1883-1987), затем – сборник «Символы. Песни и поэмы» (1892) и «Новые стихотворения» (1896).
Дмитрий Мережковский вошел в литературу как создатель новаторского типа исторического (историософского) романа – особой вариации мировоззренческого «романа мысли» (трилогия «Христос и Антихрист»: роман «Смерть богов. Юлиан Отступник» – первая часть; роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1900) – вторая часть; роман «Антихрист. Петр и Алексей» (1905) – третья часть).
В 1906-1914 годах Мережковский, живя в Париже, написал историческую трилогию «Царство Зверя».
В 1917 году Мережковский враждебно принял Октябрьскую революцию, в 1919 году эмигрировал с Зинаидой Гиппиус во Францию. В эмиграции он создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата – «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1923), «Тайна Запада. Атлантида – Европа» (1930), «Иисус Неизвестный» (1934) и примыкавшие к ним биографические эссе «Наполеон» (1929), «Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)», «Жанна д'Арк и Третье Царство Духа» (1938), «Данте» (1939).
В 1940 году писатель работал над циклами «Испанские мистики» и «Реформаторы». Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гете, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.
7 декабря 1941 года Дмитрий Мережковский скончался в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
15 августа — 250 лет (1771–1832) со дня рождения
Вальтера Скотта, шотландского прозаика, поэта, историка, собирателя древностей.
Вальтер Скотт считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью, увлекался литературой и шотландским фольклором. Шотландские песни и баллады, собранные писателем, изданы в сборнике «Песни Шотландской границы» (1802–1803).
Творчество Скотта условно подразделяется на две группы: романы, посвященные недавнему прошлому Шотландии, и романы, посвященные прошлому Англии, а также континентальных стран в средние века.
Первое серьезное произведение поэта романтичная баллада «Иванова ночь» опубликовано в 1797 г. В период 1805–1813 гг. выходят романтические поэмы Скотта, принёсшие ему славу выдающегося поэта.
В 1814 г. В. Скотт издал анонимно свой первый исторический роман – «Уэверли», который положил начало длинной череде исторических романов, выходивших не менее чем по одному в год.
Всего с 1814 по 1832 г. Вальтером Скоттом написано свыше двадцати пяти исторических романов из прошлого Англии, Шотландии, Франции и других стран: «Гай Мэннеринг, или Астролог» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1817), «Эдинбургская темница» (1818), «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Кенильворт» (1821), «Пират» (1821), «Певерил Пик» (1823), «Квентин Дорвард» (1823), «Вудсток» (1826), «Анна Гейерштейн» (1829) и др.
В 1827 г. вышло 9 томов написанной Вальтером Скоттом биографии Наполеона Бонапарта.
Для шотландцев Вальтер Скотт — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии, его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.
15 августа — 85 лет (1936) со дня рождения
Владислава Бахревского, русского советского писателя и поэта, автора исторических романов и книг для детей.
Владислав Анатольевич Бахревский – известный писатель, журналист, мастер художественного слова – много путешествовал, бывал в Сибири, на Камчатке, на Сахалине, в Карелии, на Алтае, в Туркмении, в Киргизии, жил в Крыму. Взрослым читателям Владислав Бахревский хорошо знаком, как автор книг для серии «Жизнь замечательных людей», а маленьким читателям — по сказкам, рассказам и повестям.
В 1960 году вышла первая повесть писателя — «Мальчик с Весёлого». За годы литературного труда им создано более ста книг как для взрослых, так и для детей: повести о военном и послевоенном детстве, исторические романы, рассказы, сказки, миниатюры, стихотворения, переводы, биографические книги из серии ЖЗЛ («Виктор Васнецов» (1989) и «Савва Мамонтов» (2000). Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
Среди читателей Владислава Бахревского – несколько поколений родителей и их детей, выросших на добрых мудрых книгах: «Дядюшка Шорох и шуршавы», «Дворец Золушки», «Дом с жабой», «Желуди», «Журавлик», «Кот в сапогах с секретами», «Лекарство от семидесяти семи болезней», «Нормальная температура», «Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-макушке», «Собака на картофельном поле», «Строение пера», «Тихая плакса»… Произведения писателя десятки лет неутомимо учат отличать добро от зла, поступать честно и справедливо вне зависимости от жизненных ситуаций.
Зрелые читатели хорошо знают исторические романы Бахревского: «Хождение встречь солнцу» (о первопроходце Семене Дежневе), «Всполошный колокол», «Тишайший» (о царе Алексее Михайловиче), «Никон», «Долгий путь к себе» (о гетмане Богдане Хмельницком), «Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец», «Аввакум», «Страстотерпцы», «Столп» и др.
За заслуги в области художественной литературы Владислав Бахревский удостоен многих наград, среди которых литературные премии имени Александра Грина, Александра Невского, является номинантом Патриаршей литературной премии. По инициативе Владислава Бахревского создано и действует межрегиональное Общество хранителей русской сказки.
18 августа — 75 лет (1946) со дня рождения
Алеся Мартиновича (Александра Андреевича Мартиновича), белорусского литературоведа, критика, публициста.
Александр Андреевич выступает под псевдонимом Алесь Мартинович, является лауреатом многочисленных литературных премий, в том числе Государственной премии Беларуси имени К. Калиновского, награждён медалью Франциска Скорины.
Алесь Мартинович – автор более чем 70 книг, в том числе изданий по истории для детей («Святая Евфрасіння» (о Ефросинье Полоцкой), «Златавуст з Турава» (о Кирилле Туровском), «Сімяён, сын Полоцка» (о Симеоне Полоцком), «Як Гурка ворагаў громіў» (о Иосифе Гурко), сказок («Віця Неслух у краіне Мурашоў»); литературоведческих исследований («Іван Чыгрынаў», «Святло чароўнага ліхтарыка: Выбраныя старонкі гісторыі беларускай дзіцячай літаратуры»).
Вершиной творчества является многотомная история Беларуси в личностях (книги «Зерне да зерня», «Хто мы, адкуль мы…», «У часе прасветленыя твары», «Элегіі забытых дарог» «Сполахі далёкіх зарніц», «Свечка на золкім полі», «Птушкі з пакінутых гнёздаў», «Маладзік над заснежаным шляхам», «Исповедь старых замков», «Рагнеда i Рагнедзічы»), в которых впервые в белорусской литературе через жанр художественно-документальных произведений (эссе, очерк, рассказ) прослежены судьбы более чем 300 именитых соотечественников, а также тех, кто родился в других странах, но связал судьбу с Беларусью.
Алесь Мартинович выступил составителем книг публицистики «Свабоднае грамадства зблізку» (1984), поэзии «Мы і яны» (1985) и «Слова міру і праўды» (1987), «Памяць: Капыльскі раён: Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі» (2001), «Адсюль выток, адсюль натхненне…: Шклоўшчына літаратурная: проза, паэзія, публіцыстыка» (2007) и других.
19 августа — 75 лет (1946) со дня рождения
Виктора Гордея, белорусского поэта, прозаика, переводчика.
Виктор Константинович Гордей – лауреат Литературной премии Ивана Мележа, Государственной премии Республики Беларусь. Литературную деятельность начал в 1963 году. Работал в журналах «Беларусь», «Родная природа», «Маладосць», «Полымя», «Вожык», в издательстве «Мастацкая літаратура».
Виктор Гордей – автор сборников поэзии «Косовица» (Касавіца, 1975), «Вересковое полесовье» (Верасное палясоўе, 1978), «Засеянное поле Родины» (Засевак Радзімы,1983), «Незабудки озёр» (Незабудкі азёр, 1985), «Потрясение» (Узрушэнне, 1988), «Дикая пчела», «Зелёные дожди», «Межень», книг прозы «Дом с голубыми ставнями» (Дом з блакітнымі аканіцамі, 1984), «Корни вечного древа» (Карані вечнага дрэва,1988), «Спаси от лукавого», трилогии «Околица в бассейне Чёрного моря», романа «Бедна босота», многих поэтических книг для детей – «Чырвоны грабеньчык» (1976), «На арэхавай палянцы» (1982), «Коцікі на вярбе» (1988), «Мой тата – трактарыст» (1989).
Перевел на белорусский язык романы Г. Флобера «Саламбо» и Р. Стивенсона «Черная стрела», сказку Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», книгу сказок народов Европы «Хрустальный колодец» и другие.
20 августа — 115 лет (1906–1938) со дня рождения
Григория Белых, русского советского писателя.
Григорий Георгиевич Белых – соавтор широко известной книги «Республика ШКИД», в которой описан его личный опыт жизни в интернате для трудных детей. В книге выведен под фамилией Черных.
После Революции юный Григорий беспризорничал, был направлен в детскую Школу-коммуну имени Достоевского («ШКИД»). Там он подружился с Алексеем Еремеевым (Л. Пантелеевым). После окончания школы оба они жили в Ленинграде, стали журналистами, по инициативе и при содействии С. Я. Маршака написали совместную книгу — «Республика ШКИД». Первая половина книги в основном написана Г. Белых. Книга принесла обоим авторам широкую известность. Получила широкую оценку М. Горького, однако подверглась критике со стороны А.С. Макаренко и других педагогов.
Удачей стала написанная Г. Белых уже в одиночку книга «Дом веселых нищих» (1930 г.). В ней проявился тот же темперамент, то же умение ярко, сильно выделить характеры и ситуации. По свидетельству Пантелеева, в книге нет вымышленных героев: мать, Любовь Никифоровна, братья, сестра, дед, бесчисленное количество ремесленников, мастеровых и сверстников героя – всем им он сохранил свои имена (кроме своего – себя он вывел под именем Романа Рожнова).
В конце 1935 г. Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности. 14 августа 1938 умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме в возрасте 31 года, реабилитирован в 1957 г.
Из-за репрессий был более известен второй автор книги – Леонид Пантелеев. После реабилитации Григория Белых по предложению Л.К. Чуковской произведения были переизданы (1962 г.).
21 августа — 150 лет (1871–1919) со дня рождения
Леонида Андреева, русского писателя.
Леонид Николаевич Андреев – один из ярчайших представителей литературы Серебряного века, основоположник экспрессионизма, по праву считается едва ли не самой загадочной фигурой в русской литературе начала ХХ века.
Проза его поражает и ошеломляет, она символична и полна темных страстей. Для всего его творчества характерен своеобразный уникальный стиль, а также раскрытие тем, на которые в то время не принято было писать произведения.
Литературная биография Андреева невероятно насыщена. В общей сложности он написал около 90 рассказов, 20 пьес, 8 романов и повестей. Произведения Леонида Андреева, в которых причудливо переплетаются повседневная действительность и символические, иррациональные образы, вызывали и продолжают вызывать споры и дискуссии в литературной среде.
Первая книга рассказов, вышедшая в 1901 г., была высоко оценена критикой, и Леонид Андреев почти сразу стал литературной знаменитостью. Еще в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум, возникло увлечение спиритуализмом и религией.
Своей известностью после 1905 г. Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса «К звёздам» появилась в 1905-м, и впоследствии он издавал не менее одной пьесы в год.
С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел, переезжает в Бельгию, а потом в Финляндию. В 1909 году Л. Андреев совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения.
Одним из самых ярких произведений Андреева является Повесть «Красный смех». Последствия пережитых на войне событий – смерть, встречавшаяся повсеместно, страдание, кровь и безумие – преследуют молодого литератора в образе зловещего Красного смеха.
К числу наиболее известных произведений автора относится «Иуда Искариот», где библейский символ предательства, как и сам образ великого грешника, ставится под сомнение: не ошиблось ли человечество в своих суждениях? Автор даёт тонкое описание внутренней борьбы человека одержимого. Одержимого какой-то нездоровой идеей и неспособного отличить добро от зла. Через призму библейских событий автор показывает проблему такой одержимости.
Неизменно вызывают интерес читателей «Рассказ о семи повешенных» (1908) – история последних дней жизни семерых преступников, приговоренных к смертной казни и «Дневник Сатаны» – роман, написанный в жанре дневниковых заметок, о воплощении Сатаны в теле человека. Парадоксы, мрачный юмор и философская наполненность делают это произведение удивительно живым и злободневным. Роман не окончен.
22 августа — 105 лет (1916–2008) со дня рождения
Анатолия Калинина, русского советского писателя, прозаика, публициста, критика, поэта, сценариста.
Анатолий Вениаминович Калинин пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: народный язык, крестьянский труд, казачий быт.
Первое крупное произведение автора – роман под названием «Курганы» – было опубликовано в 1940 году. В этом произведении Калинин изобразил колхозную новь в краю казаков. На материале колхозной жизни им написаны книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968).
Писатель был фронтовым корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в 1941-1945 гг. Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951) и др. произведения.
Прославил автора роман «Цыган», изданный в 1961г. Роман сложился из множества автобиографических деталей. Образ главного героя, цыгана Будулая, возник у писателя еще во время войны, когда в госпитале он увидел, как разведчику-цыгану вручает орден казачий командир. Сам эпизод ему запомнился на всю жизнь. На протяжении сорока с лишним лет Калинин вновь и вновь возвращался к своим героям (Клавдии и Будулаю), их трудной любви, за их судьбой следили миллионы читателей и телезрителей. Роман был неоднократно экранизирован, а его герои стали поистине народными.
В романе «Запретная зона» (1962) автор исследует судьбы людей – и несправедливо осужденных, и коренных донских казаков, вынужденных под угрозой затопления переселяться с отчих земель в другие места.
В повести «Эхо войны» (1963) Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.
В литературе Калинин всегда воспринимался как продолжатель шолоховской традиции. В 1975 году вышел в свет роман «Время "Тихого Дона"».
Анатолий Калинин – лауреат Государственной премия РСФСР имени М.А. Горького (1973). По его книгам поставлены художественные фильмы.
27 августа — 150 лет (1871–1945) со дня рождения
Теодора Драйзера, американского писателя.
Теодор Драйзер – одна из ключевых фигур американской литературы ХХ в.
Теодор Драйзер работал в самых разных жанрах: как романист, новеллист, драматург, критик, очеркист, мемуарист. Значительный пласт в его наследии – книги документально-публицистического характера.
Первая публикация Теодора Драйзера относится к 1897 г. – полуфантастический рассказ «Сияющие рабовладельцы». За три года он написал 42 статьи и несколько поэм. В 1899 г. его включили в справочник «Кто есть кто в Америке» как редактора, журналиста и писателя.
В 1900 г. увидел свет первый роман Драйзера «Сестра Керри», открывший новую страницу в истории американской литературы.
В начале 1910-х гг. Драйзер приступает к реализации одного из своих главных творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое он назвал «Трилогия желания». Она состояла из трех романов: «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1947). Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины писателя.
Осенью 1927 г. Драйзер посетил Россию, где встретился с Маяковским, Станиславским, Эйзенштейном. Итогом поездки стала книга очерков «Драйзер смотрит на Россию» (1928).
В 1929 г. выходит двухтомный сборник его новелл «Галерея женщин». В 1932 г. – книга «Трагическая Америка».
Вершиной творчества Теодора Драйзера является роман «Американская трагедия» – один из самых удачных опытов создания «великого американского романа». Публикация в 1925 г. сразу же стала сенсацией, а ее автор – знаменитостью.
28 августа — 85 лет (1936-2014) со дня рождения
Геннадия Буравкина, белорусского поэта, переводчика, общественно-политического деятеля.
Геннадий Буравкин – автор сборников поэзии и прозы, книг для детей, сценариев документальных и художественных фильмов. Первый сборник поэзии «Майская просінь» вышел в 1960 году.
Впоследствии были изданы сборники: «Дыханне» (1966), «Жніво» (1971), «Выток» (1974), «Вершы пяці кніг» (1976), «Варта вернасці» (1978), «Пяшчота» (1985), «Гняздо для птушкі радасці» (1986), «Узмах крыла» (1995), «Выбранае» (1998), «Паміж зоркай і свечкай» (2000), «Чытаю тайнапіс вачэй» (2001), «Жураўліная пара» (2004).
Признание пришло к поэту не только благодаря его чудесной лирике. Многие его стихи были положены на музыку. Композиторы Игорь Лученок, Эдуард Ханок, Эдуард Зарицкий, Евгений Глебов, Василий Раинчик, Евгений Магалиф и другие композиторы написали несколько десятков песен на стихи Буравкина. Эти песни до сих пор любимы и известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Так, песню «Завіруха» в исполнении Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича знает, наверное, каждый взрослый житель нашей страны. «Калыханка» Г. Буравкина вот уже четверть века – визитная карточка вечерней детской передачи и неизменная колыбельная для многих малышей.
Геннадий Буравкин занимался переводческой деятельностью и переводил на белорусский язык стихи.
Геннадий Николаевич Буравкин лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Янки Купалы, лауреат литературной премии имени Алеся Адамовича.
31 августа — 210 лет (1811–1872) со дня рождения
Теофиля Готье, французского писателя, поэта, художественного критика.
Библиографический перечень написанного Готье занимает 2 тома. Его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе.
Поэт и романист Теофиль Готье писал и на злобу дня — пьесы, очерки-портреты, критические статьи. Однако прежде всего он ориентировался в своем творчестве на популярную доктрину «Искусство для искусства. Чистая красота ничему не должна служить». Многие его вещи необычайно зрелищны. Один из современников очень точно назвал Готье «заблудившимся в литературе живописцем».
Дебютный стихотворный сборник Теофиль Готье опубликовал в 1830-м. На тот момент начинающему автору было 19 лет. Книга получила название «Стихи». До 1836 года Готье издал произведения «Альбертус», «Молодая Франция», «Слезы дьявола», «Фортуна». Самое законченное поэтическое произведение Готье – его сборник «Эмали и камеи», отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии.
Романтический стиль произведений поэта отвечал стилистике классических балетов XIX века. Готье сам писал сценарии некоторых балетов, другие были написаны по мотивам его произведений. Особенной популярностью его сюжеты пользовались в России («Жизель», «Царь Кандавл», «Египетские ночи», «Видение розы» и др.).
Помимо поэтического поприща, Теофиль Готье реализовался как журналист.
Известным романом Готье считается «Капитан Фракасс». Впервые произведение было издано в 1863-м. Его перевели на иностранные языки, а в России сочинение переиздавали дважды. Роман описывает Францию 17-го века и правление Людовика XIII.
Литературную деятельность Готье совмещал с путешествиями. Он объездил всю Европу и гостил в России. Результатом поездки стали очерки под названием «Путешествие в Россию». В 1867-м автор опубликовал книгу «Сокровища русского искусства».
скачать dle 10.4фильмы бесплатно