герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка

Андрей Егорович Макаёнок – один из самых известных белорусских драматургов второй половины XX века. Его сатирические пьесы стали эталоном жанра.
Андрей Макаенок самоотверженно любил театр, его пьесы вызывали повышенный интерес театральных коллективов и зрителей.
Сеть публичных библиотек города Гомеля приглашает гомельчан посетить городские библиотеки и познакомиться с книжно-иллюстративными выставками, раскрывающими творческое наследие выдающегося драматурга.

Удаленным пользователям предлагаем поучаствовать в увлекательной онлайн-викторине, посвященной 100-летию Андрея Макаёнка, «Жыццёвым і творчым шляхам Андрэя Макаёнка».

«На творчай арбіце Андрэя Макаёнка» – выставка центральной городской библиотеки им А.И. Герцена:
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Имя Андрея Макаёнка было очень популярно и фактически гремело в 70-е годы 20 века. Его пьесы играли во многих театрах. Блистательный Андрей Миронов - Швед в «Таблетке под язык», а Анатолий Папанов - Цыбулька.
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Но самое тесное сотрудничество у драматурга установилось с Купаловским театром в Минске, который в 70-е переживал золотое время, аншлаги наблюдались постоянно, и не без прямого участия Андрея Макаёнка.

Из воспоминаний актеров Купаловского театра:
«Ярким метеором ворвался в наш театр Андрей Макаенок. Это был "Человек-театр". Мы очень любили, когда он читал нам свои пьесы. Он не просто читал, он играл и проживал жизнь каждого из своих героев у нас на глазах. Проживал талантливо и заразительно. Андрей Егорович очень любил людей и бережно к ним относился. Каждая премьера его пьес была событием, праздником для всех нас».


В то время главным режиссёром театра был Валерий Николаевич Раевский, он руководил театром более 30 лет (с 1967 г. - до конца жизни 2011г.). Валерий Раевский растормошил государственный театр новой современной эстетикой, нашел драматургов-единодумцев. Это были Андрей Макаенок, Алексей Дударев, Николай Матуковский, Иван Чигринов, Василь Быков, Кондрат Крапива.

Андрей Макаенок, драматург пьесы которого шли по всему Советскому Союзу, становится помощником, соратником, другом режиссёра. Но Раевский уверен, что стиль и мысли Макаенка лучше понимает белорусский театр, и объясняет это так:

«Мы, конечно, гордимся таким признанием нашей литературы (драматургии, в частности). Но театры слишком часто увлекаются внешними приемами, экзотикой, национальным колоритом, не проникая, к сожалению, в глубину и своеобразие национального характера. В его скромность, неброскость, что ли, идущие от долготерпения.

Пьесы Андрея Макаенка чрезвычайно лиричны, и лучшая из них, на мой взгляд, «Трибунал», написана как бы на грани слез. В ней — наивность моего народа, поэзия скромности. А в спектаклях часто доминирует буффонада, какая-то «общекрестьянская» бойкость».


«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Андрей Макаенок вслед за Кондратом Крапивой органично нес эстафету народности, опираясь на богатство белорусского фольклора, писатель по-новаторски развивал традиции сатирической драматургии, правдиво и ярко отражал жизнь народа.
В Купаловском с успехом идут спектакли «Трибунал», «Святая простота», «Таблетку под язык», «Затюканный апостол». Слава Раевского и Макаенка распространяется на весь Советский Союз. Купаловский начинают называть театром Макаенка.
Спектакль «Затюканный апостол»:
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Спектакли долгое время с успехом ставились на сценах союзных и зарубежных театров. По свидетельству Ивана Шамякина Андрей Макаенок «первый вышел на сцену европейских стран». Он имел редкий дар создавать атмосферу творческого подъема для других писателей. Не боясь говорить вслух то, о чем многие из коллег и думать опасались.


В 1962 году Андрей Макаенок был отмечен литературной премией им. Я. Купалы за комедию «Лявонiха на арбiце», а в 1974 году – Государственной премией Беларуси. им. Я. Коласа за пьесы «Трыбунал» и «Таблетку пад язык».
Андрей Макаенок был очень одаренным человеком: хорошо рисовал, занимался резьбой по дереву, владел талантом актера. Писать стихи и зарисовки начал еще в школьные годы.

Предлагаем вспомнить биографию Андрея Макаёнка.

«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Родился художник яркого и неповторимого таланта 12 ноября 1920 года в д. Борхов Рогачёвского района Гомельской области в крестьянской семье.
В 1939 году окончил Журавичскую среднюю школу и поступил в военное училище. Однако воинские порядки принять не смог и вернулся на родину. Работал в районном доме культуры, поступал во Всесоюзный институт кинематографии, пригласили поступать через год. Но как раз вышел приказ о призыве на воинскую службу, и А.Е. Макаенок оказался на Кавказе, а затем в Иране.
Боевое крещение принял в 1942 году — дивизию перебросили в Крым. В конце 1942 года был тяжело ранен. Демобилизован. Работал преподавателем в азербайджанской школе в Грузии. Как только была освобождена родная Рогачевщина, вернулся туда. Работал преподавателем в Журавичской средней школе.

В 1949 году стал заведующим отдела прозы журнала "Вожык". К этому времени драматургия целиком поглотила его, и с 1953 года он занимался только творческой работой.
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка

В 1966 году возглавил журнал "Неман", откуда через 12 лет вышел на пенсию.
В 1966 году в составе делегации Беларуси Макаенок принимал участие в работе XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в 1971-1982 годах был депутатом Верховного Совета Беларуси.
Лучшим другом Андрея Макаёнка был Иван Шамякин. Иван Шамякин посвятил своему другу роман «Атланты і карыятыды», где образ своего друга воплотил в архитекторе Максиме Карначе.
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Иван Шамякин и Андрей Макаенок:
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка


Андрей Макаёнок был известным шутником, но нередко шутили и над ним. Так, во время празднования своего дня рождения к нему неожиданно прибыл наряд милиции. Милиционер попросил принести народного писателя документы. Но когда Макаёнок принес их, милиционер просто вручил ему бумажный кулек с туалетной бумагой и колбасой – дефицитными товарами для того времени. Оказалось, что так разыграл его Николай Чергинец, который был на дежурстве и не смог лично прийти поздравить друга с днем рождения.

Умер Андрей Егорович Макаенок в 1982 году. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка

В целях увековечения памяти талантливого драматурга Совет Министров Беларуси в 1983 году принял постановление "Об увековечении памяти А.Е. Макаенка".

Имя Андрея Макаенка было присвоено Гродненской центральной городской библиотеке и средней школе в Журавичах, в которой создан литературный музей. В Журавичах писателю установлен памятник. Его именем названы улицы в Гомеле и Минске. В 2000 году было принято постановление Совета Министров Беларуси "О присвоении имени Андрея Макаенка Журавичской сельской библиотеке Рогачевского района".


«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка
Скульптурный бюст в агрогородке Журавичи Рогачевского района. Памятник установлен в 2000 году. Автор – гомельский скульптор Дмитрий Попов.



Штрихи к творческому портрету
Активное литературное творчество Макаенка началось с военных дневников, разных зарисовок, психологических образов и этюдов, сцен и заметок, которые при жизни писателя не публиковались, а также с предназначенных для журнала «Вожык» юморесок и фельетонов.
В журнале «Вожык» популярностью пользовалась рубрика «Выбачайце, калі ласка», основателем и основным автором которой был Андрей Макаенок. Публикации писателя в «Вожыке» отличались бескомпромиссной остротой разоблачения разных проходимцев, мошенников и негодяев.
Впервые он выступил в печати в 1946 году с одноактной пьесой «Добра, калi добра канчаецца». Это произведение было отмечено дипломом и премией на республиканском конкурсе. К началу 1950-х годов Андрей Егорович написал еще несколько одноактных пьес, которые отличались художественной выразительностью и актуальностью («Перед встречей», «Жизнь требует», «Криминальное дело», «Первый вопрос», а также многоактные пьесы «Враги», «Выигрыш» и другие).
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка
Из фонда центральной библиотеки


Первой серьезной пробой Макаенка в драматургии явилась пьеса «На рассвете», спектакль по которой был поставлен режиссером Константином Санниковым в 1952 году в Купаловском театре. В этом произведении говорилось о борьбе французских рабочих за свои права. И хотя спектакль пользовался успехом, драматург чувствовал, что должен обратиться к белорусской действительности. Именно это гражданское ощущение и помогло Андрею Макаенку совершить настоящий подвиг - написать острую, изобличительную сатирическую комедию «Выбачайце, калі ласка!».

В юмористической форме Макаенок раскрыл все бюрократические и административные недостатки руководителей сельского хозяйства. Пьеса была популярна не только в Беларуси. Ее перепечатал московский журнал «Театр», и она была поставлена в Москве на сцене театра Советской Армии. Пьеса была поставлена белорусскими театрами имени Янки Купалы в Минске и Якуба Коласа в Витебске, а также более чем 200 театрами за пределами Беларуси.

В новых сатирических комедиях «Каб людзі не журыліся» и «Лявоніха на арбіце» драматург продолжал раскрывать проблемы сельской действительности, вопросы колхозного строительства, показывать людей с обывательской психологией.
«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка
Из фонда центральной библиотеки


Спектакль «Лявонiха на арбiце», где главную роль исполняла Галина Макарова, сдавали 12 апреля 1961 года. О том, что Юрий Гагарин полетел в космос, во время перерыва актёрам рассказала парторг Зинаида Броварская. Во время премьеры актёр Борис Платонов, который играл Лявона, произносит со сцены: «Людзi, ратуйце мяне, мая Лушка на арбiту выходзiць», делает паузу и добавляет от себя: «Услед за Гагарыным». В зале грянул шквал аплодисментов, началась настоящая овация».

Почти 10 лет Макаенок не предлагал театрам новых пьес, искал новые средства сценической выразительности. В результате напряженных поисков появились трагикомедии «Зацюканы апостал» и «Трыбунал». Первая отличалась большой философской насыщенностью, притчевой многозначительностью и обобщенностью персонажей.

«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка«Человек-театр». К 100-летнему юбилею Андрея Макаёнка
"Зацюканы апостал"


Создавалась трагикомедия на материале зарубежной действительности и трактовалась как пьеса о нравах буржуазного общества. Другому произведению автор дал двойное жанровое определение: трагикомедия и народный лубок. Оно необычно уже тем, что о героизме народа в годы Великой Отечественной войны драматург осмелился писать в комедийной пьесе, широко используя анекдотические ситуации, шаржированные сцены с явными приметами фарса.

Отдельное место в творчестве Андрея Егоровича Макаенка занимает пьеса «Пагарэльцы». Эта трагикомедия, где поднимаются больные социально-моральные проблемы жизни, которые и по сегодняшний день звучат актуально.

Все пьесы драматурга отличаются оригинальностью формы и содержания. Над каждым произведением писатель работал долго, старательно осмысливал и анализировал увиденное. Правда жизни, народный колорит, меткость наблюдения, сочность языка - характерные черты творчества Андрея Макаенка.

Статья подготовлена по материалам интернет-источников.скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 5.11.2020
Опубликовано: Veronika


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.