Чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Возможно ли использовать книгу с психотерапевтической целью – этот вопрос предлагает обсудить психолог Ирина Маркова в рамках авторского проекта «Познай и измени себя: психологическая помощь».Современный человек испытывает высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, увеличивающимся объемом информации. Но существует действенный и довольно распространенный метод, помогающий справляться со стрессами, преодолевать невзгоды, душевные кризисы, развивать волевые качества. Время от времени многие из нас его используют, хотя, возможно, и сами не догадываются об этом. Этот метод – библиотерапия. Библиотерапия в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion – книга и therapeia – лечение). Библиотерапия сегодня – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень.
Библиотерапия появилась много лет назад. Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Древней Греции. Пифагор, математик и целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу для лечения заболеваний. Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века.
Литература и искусство в наше время становятся все более перспективными средствами в психотерапии. Чтение снижает стресс, улучшает настроение и является более расслабляющим средством, чем музыка или прогулка. Характерны результаты недавнего исследования американских ученых, в котором на вопрос: «Зачем вы читаете?», 2/3 опрошенных ответили: «Чтобы забыть о ежедневных заботах». В настоящее время библиотерапия – это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем правильно выбранное лекарство. Потенциал библиотерапии огромен, поэтому очень важно правильно его использовать. Это особенно касается тех моментов, когда библиотерапия используется в лечебных целях, помогает человеку преодолеть стресс, депрессию, апатию, душевный кризис. Библиотерапия – мощное средство помощи людям в их попытках справиться с физическими и эмоциональными расстройствами.
Чтение позволяет взглянуть на свои проблемы с разных сторон, по-новому. Мы так или иначе идентифицируем себя с героем книги. С помощью чтения мы получаем жизненный опыт, хотя и основанный на чужих ошибках, но все же прочувствованный нами. Литература на уровне подсознания влияет на наш внутренний мир, формирует чувства и желания.
Конечно, не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Выбранные книги должны быть качественными во всех отношениях. Книга должна учить чему-то, а не просто излагать шокирующие факты. При подборе книг необходим тщательный учет личных особенностей читателя, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
Александр Ефимович Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров библиотерапевтической литературы и дает им характеристики.
► Целебно действуют на читателей остроумные книги,
юмористическая и сатирическая литература. Можно рекомендовать для чтения произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко.
►
Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению, дает надежду на лучшую жизнь. Среди произведений зарубежной и русской классики рекомендованной для библиотерапии можно отметить: Чарльз Диккенс «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим», Гюстав Флобер «Госпожа Бовари», Ги де Мопассан «Жизнь», Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах», Джек Лондон «Любовь к жизни», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», Александр Пушкин «Евгений Онегин», Лев Толстой «Война и мир», «Воскресение», Федор Достоевский «Братья Карамазовы», рассказы Антона Чехова, Алексей Толстой «Хождение по мукам», Михаил Шолохов «Судьба человека», Вениамин Каверин «Два капитана».
►
Фольклор, сказки повышают интерес к окружающему миру, уводят от жизненных проблем, приглушают чувство неполноценности (сказки Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро, Александра Пушкина, Самуила Маршака, Николая Носова и др.). Используются преимущественно в работе с детьми.
►
Детективная, приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии благодаря целому ряду своих особенностей. В первую очередь, это популярность и доходчивость. Детективы побуждают читателя к смелости, риску, находчивости, развивают интуицию. Конечно, для терапии чтением используются только детективы хорошего качества: детективы Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона, Джеймса Хедли Чейза, Пьера Буало и Тома Нарсежак.
►
«Женские романы» привлекают своих читательниц возможностью отдохнуть, окунуться в мир грез и фантазий, снять стресс (романы Анны и Сержа Голон, Жюльетты Бенцони, Даниэлы Стил, Виктории Хольт).
►
Драматургия на некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние благодаря концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче идентифицировать себя с действующим лицом, чем при чтении романа. Драматургия учит читателя диалогу, правилам общения. Можно рекомендовать произведения Уильям Шекспира, Фридриха Шиллера, Бернерда Шоу, Александра Островского, пьесы Антона Чехова.
►
Философская литература помогает получить разностороннее представление о себе, других людях, о мире в целом (сочинения Платона, Аристотеля, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма и др.)
►
Духовная литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные ценности (сочинения отца Саввы (Мажуко), Александра Торика, архимандрита Тихона (Шевкунова)).
►
Биографическая литература дает примеры преодоления жизненных трудностей, созидания себя, своей жизни, своего счастья (например, книга Антонина Згоржа о Бетховене «Один против судьбы»).
►
Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и др.) литература дает читателю конкретные знания, стимулирует активность в работе над собой.
Чтением можно заниматься в любое удобное для вас время, оно не требует никаких специальных приспособлений и оборудования за исключением книги. Для библиотерапии не требуется обязательное присутствие психотерапевта, психолога, библиотекаря. Книги воздействуют на нас исподволь, они ненавязчивы и незаметны, к книге можно легко «возвратиться». Перечитывание любимой книги тоже является приемом библиотерапии. Если вы не любите читать – лучше не заставлять себя, а подыскать альтернативный метод (например, заменить просмотром фильма). Если дело только в нехватке времени, то стоит убедить себя в том, что даже 15 минут чтения перед сном дадут положительный результат. К тому же чтение обладает хорошим снотворным действием.
Библиотерапевтическими возможностями книг можно пользоваться как по рекомендации специалиста, так и самостоятельно. Зная конкретную проблему, с которой вы хотите поработать, можно подобрать книгу, которая поможет в ее преодолении. Помочь в поиске книги могут работники библиотек и книжных магазинов, читающие коллеги и друзья. Можно поискать книгу по ее краткому содержанию и отзывам читателей. Если же вы обратились за помощью в библиотеку, специалист подберет для вас литературу, ориентированную на круг ваших жизненных проблем. После ее прочтения библиотекарь с читателем обсуждают книгу, выясняют, какие чувства и эмоции она вызвала, нашел ли читатель что-то полезное для себя. У человека, подверженного стрессу, депрессии, чтение литературы – порой единственный спасательный круг. Умело подобранная книга может оказать большую помощь. Упавший духом человек почерпнет в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Искусство слова способно вызвать душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. Книга – прекрасный способ заставить человека почувствовать красоту и мудрость жизни, быть оптимистом, найти в себе силы, несмотря ни на что, быть Человеком.
Рекомендуемая литература:
1. Барская, Н.А. Наши дети и художественная литература / Н.А. Барская; отв. за вып. Ю. Захарова. – Москва: Лепта, 2005. – 328 с.
2. Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.А. Кабачек. – Москва: Школьная библиотека, 2005. – 480 с.
3. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. – Москва: ФАИР, 2007. – 560 с.
4. Илюшина, И. Библиотерапия – лечение книгой / И. Илюшина // Бібліятэка прапануе. – 2013. – №2. – С. 13-17; 2014. – №1. – С. 15-20.
Познакомиться с проектом «Познай и измени себя: психологическая помощь»Фото: floridawordpressdevelopers.comскачать dle 10.4фильмы бесплатно