Валерий Тимофеевич Довгало (06.06.1947 г., Гомель) − современный белорусский художник-монументалист.
С 1954 по 1962 успешно учился в гомельской средней школе №4, где изображение преподавал Тадеуш Николаевич Матуль, выпускник Литовского художественного училища и Московского полиграфического института. Также с 4 класса посещал художественную студию Дворца пионеров, которая была расположена в центральной части Дворца Румянцевых-Паскевичей. Первые этюды рисовал на берегу Сожа в парке дворцового ансамбля и в Новобелице.
По окончании 8 классов поступил в Минское художественное училище на отделение художественной росписи к Иосифу Эйдельман и Леониду Щемелеву. В качестве диплома создал на «отлично» панно из чеканки к интерьеру Минского технологического института.
Летом 1968 сделал безуспешную попытку поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Потом пытался поступить в Белорусский театрально-художественный институт на отделение монументальной росписи, но не хватило баллов, и по совету Гавриила Ващенко будущий художник пошел учиться на факультет интерьера и оборудования.
Но все пять лет обучения имел тесное общение со студентами и преподавателями кафедры монументального искусства. Своим главным учителем считает Александра Кищенко, который привлекал его к своим проектам.
Получил диплом в 1972 году, после чего год отслужил в авиационном полку противовоздушной обороны в Риге. Потом 2 года изучал колористику в аспирантуре Белорусского театрально-художественного института на кафедре дизайна, в Ленины Николаевны Мироновой. Темой кандидатской диссертации был «Цвет в объемно-пространственных композициях», но аспирантуру он не закончил.
Стал художником творческой квалификации в штате Минского художественного производственного комбината. В 1973 в мастерской минского художественного комбината создал картон до мозаики Александра Кищенко «Октябрь» (фасад проектного института «Белгипропищепром» на Юбилейной площади в Минске). В 1975 совместно с Геннадием Жариным создал витраж «Покорение энергии» для Дворца культуры в Новолукомле и роспись «Просвещение» в технике сграффито для средней школы № 52 в Минске.
В 1976 году Довгало совместно с Владимиром Стельмашонком, опытным специалистом по интерьеру Иваном Харламовым и архитектором Владимиром Григорьевичем оформили интерьер ресторана «Минск» в городе Потсдам, ГДР (архитектор Л. Бергольц). В комплекс оформления вошли 15 витражей в гриль-баре и банкетном зале (стекло, хрусталь, бутварная пленка), а также декоративные элементы из отбеленного серебристого льна и керамики. Немецкие специалисты, а им как известно, эстетического вкуса не занимать, отметили высочайшее качество художественного оформления.
Потом В. Довгало и В. Стельмашонок получили новый заказ на исполнение паянных витражей на тему «Песня земли белорусской» для вестибюля минского Дома мод – по улице Мельникайте. Первоначальный эскиз сделал В. Довгало – в сугубо орнаментальном «радужном» ключе с использованием символики и аллегории, и вместе с архитектором П. Кроколевым разработал генеральное решение вестибюля. На заключительной стадии проектирования В. Стельмашонок предложил ввести в орнаментальный витраж «фигуративную» канву – портреты исторических личностей и др. К большому сожалению, сегодня этого витража нет. В начале 1990-х годов в вестибюле здания случился пожар…
В 1984 году была совместная работа В. Довгало в соавторстве с А. Яскиным «Наследие», чуть позже «Юность». Оформление станций метро «Московская» и «Площадь Победы» по эскизам В.Довгало. Авторская группа: архитекторы Л. Погорелов, Ю. Ивахнишин, Л. Кустов, художники В. Довгало и В. Стельмашонок, выполняла эту работу.
Надо работу В.Довгало по украшению интерьера гостиницы «Европа», которая выполнена в уникальной и довольно редкой в монументальном искусстве технике флорентийской отметить мозаики. Эта техника использовалась и при оформлении выше названных станций метро.
Осенью 1984 года В. Довгало стал членом Союза художников СССР и, соответственно, БССР. За 10 лет творческой жизни (1973-1984г.г) В. Довгало было создано более 10 весьма серьезных и многоплановых монументальных работ, не считая очень хороших акварелей.
Особая страница в творческой жизни Валерия Довгало – художественное оформление Дворца Республики. Авторский коллектив архитекторов и художников, в их числе и В.Довгало, за лучшие дизайнерские и художественные работы по эстетическому оформлению интерьеров Дворца из рук Президента Республики Беларусь получили Государственную премию.
В акварельной ипостаси В.Довгало известен зрителям меньше. Акварели Валерия Довгало − это калейдоскоп пронзительно ярких пятен. Валерий Довгало экспериментирует, пробует наивозможнейшие комбинации мазков. Сверкающая красочная вязь завораживает. Помимо воли, глядишь неотрывно, долго-долго. И вдруг проступают, как в загадочной картине какие-то очертания. Чаще всего в акварельном творчестве Довгало господствует радостно-яркое мировосприятие, восторг пред неисчерпываемой красотой жизни, иногда прерываемый минорным аккордом, связанным с воспоминанием об ушедших близких людях или потерянной малой родине, сгоревшей в аду Чернобыля.
Отдельная страница творчества Валерия – станковая живопись маслом и акрилом, которая, к сожалению, еще меньше известна зрителю, чем акварельная. В интерьерах его семейного дома в Ратомке она представлена широко и «вкусно». Если одним словом охарактеризовать эти работы, то это – изысканный модерн в духе того самого великого стиля, который в начале XX века царствовал в Европе. Но «модерн» Валерия Довгало – сугубо современный и очень… личный.
Для написания статьи использованы открытые источники Интернет ресурсов и книга Бориса Крепака «Валерий Довгало. Минск в образах и красках»
Текст дарственной надписи:
Николаю Михайловичу на добрую память. Валерий Довгало 25.02.14. Минск.