Кто мы? Вечные скитальцы
Легче тонкой паутинки,
Создаем, а чаще губим.
Гордо-неисповедимы,
Но все так же непричастны
Вечной тайне бытия.
Вслушиваясь в музыку слов и интонаций поэзии Ивана Бисева, невольно ловишь себя на мысли, как широк и разнообразен круг знаний и интересов автора. Ему одинаково дороги классика (Бах, Моцарт…) и тяжелый рок; японская средневековая поэзия и современный Арсений Тарковский; изысканный Николай Гумилев и громоздкий, тяжеловатый Умберто Эко. В сферу его интересов входят такие неординарные и неразгаданные личности, как М.Булгаков, Э.М.Рильке, П.Флоренский…
Он и сам человек загадочный, увлекающийся проблемами пространства-времени, динамикой развития этноса, философией духа… Получил образование, хотел стать ученым-физиком - не получилось. Стал успешным руководителем, и еще поэтом. Он, кстати, один из немногих, кто умеет совершенно трезво оценить свое творчество и сказать примерно следующее: "Мне вообще-то не стыдно за стихи, которые вышли, но все-таки из всей этой массы я бы выбрал не более 10-15 стихотворений, которые бы назвал вполне приличными". Заметьте, не совершенными, не талантливыми, а просто приличными.
У автора вышло несколько сборников стихов. Последний - "Мгновения и звуки" - выполнен на высоком полиграфическом уровне с прекрасными иллюстрациями художника Андрея Крылова.
Его поэзия вводит в романтический, зримо осязаемый, утонченный мир духовности. И в то же время она - квинтэссенция нашей жизни, часто изобилующей неприглядными сторонами действительности. Но истинный поэт персонифицирует реальность в своем творческом воображении и возносит до высот недосягаемых:
Лишь истина, всегда одна
Горит строкой в Экклезиасте.
Родина у поэта - израненная, простоволосая, босая, которую он молит "сойти с креста последнего распятья":
У тихой, вкрадчивой беды
Отточенное вырви жало.
Спаси, как ты себя спасала
От иноземныя орды!
Форма сонета во все времена была излюбленной у многих классиков: Шекспира, Петрарки, Данте, Пушкина, Богдановича. Как известно, сонет построен по строгой строфической схеме, не позволяющей "вольности" в канонах отхождения от формы. Не нарушая основную "заповедь" сонета, - 14 строф, автор, тем не менее, использует редчайшую группировку (и наиболее сложную) - 5+5+4. Своеобразный, оригинальный подход к сонетной форме особенно ярко проявился в разделе "Странствие пятое" из новой книги "Время странствий", который состоит исключительно из глубоко философичного, великолепного венка сонетов:
Плоть не спасут заветы Божества.
Лишь в духе оправданье превосходства!
Лишь в духе степень высшая родства!
К сожалению, автор иногда отходит от основных правил классического сонета, что несколько упрощает, приземляет возвышенность стиля, но это, пожалуй, заметно только подготовленному читателю.
В этом состоит еще и новаторство поэзии Бисева: через нарочито усложненную форму донести всю свежесть и прелесть стиха, не принести в жертву техничности обаяние поэтического слова.
Иван Бисев пытается через поэтические образы рассмотреть эмоциональное и рациональное, вещественное и духовное, истину и заблуждение. Перед нами всего лишь в коротком венке разворачивается микрокосм человека, в котором идет бесконечное сражение духа и плоти, где предстоит сделать осознанный выбор ценностей и идеалов, ориентирующих на самореализацию, либо превратиться в тех, "кто благодати не стяжал", кто "мечется, как в засуху пожар", "как ветер - древний символ своеволий". Здесь "жизнь со смертию - азартная игра", здесь у "смерти, приглашенные на пир от чести быть, не могут отказаться".
Тема жизни и смерти не обошла, пожалуй, ни одного поэта. В поэзии Бисева она обретает жизнеутверждающую ноту:
О, жизнь моя. В твоем хмельном вине
Вот-вот иссякнут ароматы рая.
Не грустно мне о том далеком дне,
Когда, тобою доведен до края,
Растаю я в сверкающем огне.
Остается загадкой, как непоколебимая целеустремленность, уверенность, способности прирожденного руководителя большого коллектива, да просто мужественный облик Ивана Бисева, сочетаются с такой удивительной романтичностью, ранимостью, богатым воображением, умением глубоко чувствовать и созерцать прекрасное. Эти качества ярко проявляются в его поэзии.
Через все творчество поэта связующей нитью проходит тема осени - золотой поры человечества. Именно этой поре года он посвятил множество своих произведений, поре сбору урожая и подведению творческих итогов. Но, как ни странно, любимый цвет автора - голубой - цвет неба и мечты, цвет неосуществленных желаний и пока нереализованных возможностей. А, значит, мы имеем возможность в очередной раз насладиться изящной, интеллектуальной поэзией Ивана Бисева, которую можно сравнить и с изысканным вином, и с ликом Мадонны, с драгоценным камнем, старинной гравюрой.
В литературно-художественном салоне "Встречи на Замковой" творческая интеллигенция города отпраздновала золотой юбилей поэта.
Текст: Малашенко Н.В.