герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к юбилейному вечеру члена Союза художников и дизайнеров Республики Беларусь Николая Шклярова. ШКЛЯРОВ Николай Федорович

"Живешь, кажется, все еще успеешь, все еще впереди, а, оказывается, оставшийся отрезок жизни неумолимо сокращается, и ты органически чувствуешь это". Художник Николай Шкляров сетует не столько на кратковременность жизненного пути, но, прежде всего на то, что многие творческие планы и задумки, возможно, так и останутся нереализованными, ибо неиссякаема фантазия художника. За пройденными горизонтами откроются новые, и так до бесконечности. А художник-дизайнер, каковым он является, должен еще обладать художественным видением предметно-пространственной среды, окружающей современного человека. Он должен ее видоизменять, усовершенствовать, эстетически дополнять произведениями виртуозного мастерства.

Многое Николай Федорович взял от своего отца Федора Григорьевича Шклярова - многолетнего директора знаменитого Ветковского музея народного творчества, чье личное богатое собрание культурных ценностей: иконы, старопечатные книги, рукописи, предметы быта и археологии - послужило основой музея. Все это он заработал на собственные сбережения собственным трудом как искусный резчик. Не получив художественного образования, Федор Григорьевич тем не менее состоялся как своеобразный, самобытный художник. Из-под его кисти выходили оригинальные, узнаваемые картины. Он мечтал, чтобы сын получил образование, стал профессиональным художником. И сын оправдал надежды.

Николай Шкляров одновременно член двух Союзов РБ: художников и дизайнеров. Плодотворно работает в качестве художника-постановщика, главного художника крупных зрелищных мероприятий. В их числе - Сожский хоровод, Международный фестиваль юных талантов в Мозыре. Ему подвластны живописные работы, интересное оформление витрин, выставочных стендов, залов, где проходят значительные культурные мероприятия, музеев, в частности, музея образования при Гомельском государственном областном институте повышения квалификации работников и специалистов образования.

На этом творческий потенциал художника и дизайнера не исчерпывается. Он активно занимается созданием фирменных стилей, оформлением торговых знаков. Широко известен Николай Шкляров как мастер плакатного искусства. Он участник многих республиканских и международных выставок.

Высший пилотаж в искусстве плаката - это когда изобразительное решение настолько ясно, четко, доходчиво раскрывает исследуемую тему, что в тексте она не нуждается. Шкляров - талантливейший мастер подобного направления.

Так, в одном из плакатов трехлепестковый знак радиационной опасности персонифицируется в зловещую тень погребального креста, в другом - словно алый ветеранский бант в форме пятиконечной звезды прикрыл защитным барьером народы освобожденной Европы и шестую часть суши под названием СССР.

Плакат не должен быть сложным для восприятия, он должен нести информацию в предельно сжатой форме. Здесь невозможен повествовательный рассказ, а необходимо моментальное восприятие зрительного образа. Но художник, мыслящий глубоко, изыскивает новые формы, применяет новаторские решения.

Шкляров иногда переходит традиционные границы плакатного искусства, и тогда его творчество становится многоступенчатым, аллегоричным и в то же время лаконичным. Он, как вратарь в виртуозном прыжке, берущий мяч из "девятки", успешно решает извечную проблему: как, не переходя барьер сложности восприятия, решить художественную задачу эффектно и красиво, и в то же время оставить для зрителя небольшой интригующий элемент загадки.

Так, например, в одном из плакатов в башнях Кремля и мавзолея Ленина угадываются зловещие очертания энергоблока АЭС, а праздничный салют воспринимается как жуткое радиационное пламя. Оливковая ветвь на нижнем плане призывает к объединению мирового сообщества перед лицом разразившейся катастрофы ("С праздником Чернобыля!").

Интересное композиционное решение в плакате "Гласность". Перед нами - малиновый занавес, приоткрывающий небольшое пространство, которое дозволено нам лицезреть и за которым, в сущности, уже ничего не скрывается. Это символ демократической изнанки разных политических эпох.

Вавилонская башня, вырастающая из черного остова тьмы веков, забвения и бездуховности, превращается в радужную светящуюся спираль, украшенную мазками художников разных поколений ("60 год Беларускаму Саюзу мастакоў").

Эта преемственность поколений ярко проявляется в клане Шкляровых. Его младший сын тоже пробует рисовать, его жена Светлана Ноздрин-Плотницкая - одна из ярчайших представителей "молодежной волны" художников Гомельщины. Этот нерушимый творческий тандем более двадцати лет генерирует новые идеи в дизайнерском искусстве, решает сообща сложные творческие задачи, и, что немаловажно, они всегда поддерживают друг друга в непростых жизненных ситуациях.

В литературно-художественном салоне "Встречи на Замковой" талантливый художник-дизайнер Николай Шкляров отметил свой золотой юбилей. Его поздравляли многочисленные друзья, коллеги, творческая интеллигенция города.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт