герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к юбилейному вечеру членов Союза художников Республики Беларусь А.С. и А.И.Осиповых. ОСИПОВЫ Александр Иванович, Анна Степановна

«Искусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди величайших работ всех времен». Такую запись оставил в книге отзывов Государственного музея палехского искусства знаменитый американский художник Рокуэлл Кент.

Верными рыцарями и продолжателями славных традиций палехской школы на протяжении 50 лет являются члены Союза художников РБ супруги Александр Иванович и Анна Степановна Осиповы. Их совместный юбилей праздновался в литературно-художественном салоне «Встречи на Замковой».

Своей тонкой, изящной графикой, необычной силой цвета и неповторимой прелестью лаковые миниатюры художников Осиповых завоевали признание далеко за пределами СНГ. Их работы есть даже в коллекции ныне покойного папы римского Иоанна Павла ІІ, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета – Патриаршего Экзарха всея Беларуси, а также Святейшего Патриарха Алексия ІІ. Портрет папы римского, написанный на деревянной пластине яичной темперой, украшает ныне собрание работ Осиповых. Такая краска быстро высыхает, при наложении следующих слоев не растворяется, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Она не теряет свежести многие годы.

С поразительным мастерством Осиповы выписывают миниатюры с тончайшими деталями, многообразием ювелирных узоров. Воплощенные образы на черном фоне приобретают особую выразительность. Рисунки зачастую условные, окрашены в сказочно необычные тона: огненно-красные кони, черное небо, и лишь тончайшими золотыми нитями вырисовываются контуры облаков.

Всему миру известны русские лаковые миниатюры на изделиях из папье-маше. Это удивительно изящные шкатулки, коробочки, пудреницы, броши. Завораживает воображение игра их ярких красок, но, по каким бы палехским обязательным канонам не создавались эти предметы, все равно чувствуется почерк мастера, если он оригинален и неповторим со своим видением окружающей действительности, только ему присущей палитрой. Ведь краски мастера готовят сами: из яичного желтка, сусального золота, серебра, бронзового или оловянного порошка, – впрочем, как и кисти. Это очень трудоемкий процесс, требующий высокого профессионального мастерства, выдержки, терпения. Процесс написания картины тоже очень сложен. Любовь к материалу, знание его и непреложное следование традициям, постоянная вариантность в создании произведений – это те качества, без которых немыслимо творческое развитие художников Осиповых. Чистота духовного мира, отразившегося в их творчестве, оказывается насущно необходимой нам, современникам, уставшим от прагматичного, суетливого времени, от резко поменявшихся нравственных ориентиров.

У них обоих было очень трудное, голодное военное детство. Родителей Анны Степановны, репрессированных в тридцатые годы, выслали на лесоповал. Там она, подростком, и работала наравне со взрослыми, чтобы хоть как-то прокормить семью. Школьная учительница, разглядев незаурядный талант ученицы, посоветовала поступать в Палехское художественное училище, впрочем, как посоветовал и Александру Ивановичу его школьный учитель. Недаром утверждают, что талант, если он есть, проявляется с раннего детства.

Самые яркие воспоминания детства Александра Ивановича – не праздники, не подарки, а то, как после тяжелых боев под Сталинградом, где каждый клочок земли дышал смертью, природа, будто обозлясь на неразумных детей своих, низвергнула с небес невиданный доселе дождь и град, который мог убить даже животное. А за каждого из них отвечал пастух-подросток Саша. Стаи изголодавшихся волков каждый день на глазах у него уносили из стада несколько жертв. Саша очень любил петь, и однажды, старательно выводя высокие ноты, он почувствовал чей-то взгляд, и, обернувшись, увидел, что за ним след в след шагает матерый волчище, и внимательно слушает.

Как известно, основателями палехского искусства были художники-иконописцы. Они создавали дорогие высокохудожественные иконы. Конечно же, супруги Осиповы не могли отойти от традиций родной школы. Они писали и реставрировали иконы, расписывали храмы, чем заслужили неодобрение со стороны коллег и некоторых ответственных товарищей.

Настенная роспись – еще одна грань таланта Осиповых. Здесь отразились мотивы произведений Пушкина, русских народных сказок и былин. Они украшают интерьеры санаториев, домов отдыха, детских садов, библиотек. За свою долгую творческую жизнь они занимались и графическим оформлением книг, разрабатывали эскизы нагрудных знаков и торговых марок.

Творчество их всегда было востребовано. Их работы выставлялись на крупнейших всесоюзных и республиканских выставках, их брали за рубеж руководители тогдашнего правительства в подарок первым лицам западных государств, чтобы продемонстрировать высокий художественный уровень советского декоративно-прикладного искусства. Им, как высокопрофессиональным специалистам, предлагалась престижная работа в столице, но они остались в Гомеле, в городе, который стал для них родным. Но если судить по публикациям в гомельской периодической печати, творчество их исследовано очень мало. А ведь художников знаменитой на весь мир палехской школы в республике, пожалуй, больше нет.

Осиповы писали свои произведения на разные темы. Есть в их картинах рабочие и солдаты, которые идут на штурм Зимнего, коллективизация и индустриализация. Они не стесняются этих работ, напротив – гордятся. Приходят и уходят исторические лица, эпохи, события, но настоящее искусство – вечно.

Ныне в династии Осиповых восемь художников: керамистов, дизайнеров, графиков, живописцев. А это говорит о том, что не всегда «природа отдыхает на детях». Умение удивляться и видеть прекрасное – это черта настоящего художника, и она в полной мере присуща Осиповым. Каждое утро они видят вокруг себя чудные краски родной земли. А это значит, что впереди у нас новые открытия, новые радости, новые впечатления. И это все нам подарят великолепные художники земли гомельской Александр Иванович и Анна Степановна Осиповы.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт