герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к юбилейному вечеру члена Союза художников и Союза дизайнеров Республики Беларусь С.Г.Ноздрин-Плотницкой. НОЗДРИН-ПЛОТНИЦКАЯ Светлана Георгиевна

«Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Творчество Светланы Ноздрин-Плотницкой – подтверждение бессмертных строчек гениального мечтателя А.Сент-Экзюпери. Ее живопись скорее выражает внутреннее видение художника, а не описание внешнего. Она пытается запечатлеть неповторимые мгновения жизни, в ее безусловной мимолетности, чарующие движения души, таинственную музыку интуиций и чувств. Ее творчество богато выразительными средствами и приемами, но в каждой из работ остается некая недосказанность как простор для воображения, фантазии зрителя. И здесь явственно ощущается несомненное тяготение художественного мира Ноздрин-Плотницкой к духовным тенденциям символизма в его самой светлой, самой благодатной и живоносной ипостаси.

С.Ноздрин-Плотницкая получила прекрасное образование – закончила Минское художественное училище им. А. Глебова и Украинскую полиграфическую академию им. А.Федорова. Она один из немногих в Беларуси одновременно член Союза художников и Союза дизайнеров, член Совета Белорусского Союза дизайнеров. Ее работы можно встретить во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. Занималась графикой, оформлением печатной продукции, плакатом, в последнее время обратилась к живописи.

Без живописи дом невозможен. Так считают многие. Картины – это душа дома. Они не только интерьерное решение, это еще и самовыражение того, кто украшает ими дом. Художник-дизайнер должен чутко реагировать на запросы потребителя, с одной стороны, с другой – держать планку на высоте, создавать действительно интересные в художественном отношении работы. И это Светлане Георгиевне в полной мере удается. Удаются ей и иллюстрирование детских книг, и художественное редактирование. Талант ее многогранен.

Одна из любимых тем разнопланового творчества художницы – ночь. Она мистична и метафизична; считается, по крайней мере, в некоторых древних мифологиях, что где-то там, на краю, заканчивается полет фантазии и воображения. Но у Ноздрин-Плотницкой темнота не архетип тьмы, она дышит, пульсирует, она несет в себе буйство красок, мириады звезд, преломляющихся в водах, шелест крыльев бабочек, шепот листвы. В самой субстанции ночи заключена жизнеутверждающая сила, она живет по своим законам, и бывает изменчива, как женщина.

Художница смело экспериментирует с цветом, пространством мира и пространством картины.

В арке радуги, как в окне, открывается манящая даль, она, как нечто недостижимое, все время возвращает нас к близкому, к тому, что можно потрогать рукой. Перспектива четко разделена на несколько частей, каждая из которых, соединенная общим цветовым решением, тем не менее живет отдельно («После грозы»).

На берегу первородного океана застыла в терпеливом ожидании женская фигура, в очертаниях которой угадывается раскрывающаяся раковина. Из лона женщины появился человек, океан же – символ порождающего лоно мироздания, и он в то же время олицетворяет созидательное творческое начало. Жизнь еще не зародилась во всем многообразии красок, поэтому картина выдержана в сумрачных тонах («Ожидание»).

Образ Родины у художницы ассоциируется с бескрайней гладью озер, чередой стогов, прозрачной кисеей тумана, тихими заводями, жесткой болотной травой, синими глазками васильков и извечным символом Беларуси – летящим аистом.

В полотне «Филармония» в гибкой фигуре певицы, лицо которой намеренно не показано, воображение рисует силуэт хрупкого деревца, что подчеркивается и фактурой ткани наряда. Дерево, как известно, выражает форму жизни в органических взаимосвязях и человека – как части натурального космоса, это символ обновления жизни, символ бессмертия, а значит, символ вечности искусства (человек – дерево – жизнь – искусство – вечность). И зрители в воображении мысленно пытаются нарисовать лик певицы, и у каждого он свой. Таким образом достигается универсальность искусства в самом высоком его смысле.

Художница намеренно подчеркивает и заостряет некоторые черты натуры ради более полного раскрытия не только характера героя, но и авторского отношения, психологического состояния на момент написания произведения. Это особенно чувствуется в портрете певицы Галины Павленок. Преклонение художницы перед талантом ярко высветилось в этом образе – воздушном, невесомом, как будто парящем над сценой в облаке белых лилий.

Сплачивая воедино божественное и мирское, земное и небесное, она порою выходит за рамки символов и аллегорий, и тогда ее творчество стремится к звучной точности, обретает предельно лапидарное выражение, как в поэтических строках ярчайшей представительницы символизма в русской поэзии Зинаиды Гиппиус.

Небо – вверху; небо – внизу.
Звезды – вверху, звезды – внизу.
Все, что вверху, то и внизу.
Если поймешь, благо тебе.

«У каждого человека свои звезды. Одни – тем, кто странствует – они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки, …для ученых – задача, … для дельца – золото… Но для всех они немые» (А.Сент-Экзюпери). У Светланы Ноздрин-Плотницкой звезды – особенные. Они – говорящие, они и указующие путь, и сложное композиционное решение, и золотая россыпь, и вечный, неиссякаемый источник вдохновения и фантазии. Это и маленькая улитка, исполняющая бесконечный танец по кругу на краю пропасти между жизнью и смертью («Вечный путь»).

Андрей Белый, размышляя о природе символизма, говаривал, что он «всегда музыкален» и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой «окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия».

Светлана Георгиевна – одна из ярчайших представителей «молодежной волны» художников Гомельщины. В литературно-художественном салоне «Встречи на Замковой» праздновали юбилей талантливой художницы и очаровательной женщины. Творческая интеллигенция – художники, писатели, журналисты – воздали должное светоносному, удивительно чистому, редкостному, природному искусству Светланы Ноздрин-Плотницкой.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт