герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к 75-летию со дня рождения члена Союза художников Республики Беларусь В.А.Крылова. КРЫЛОВ Валентин Александрович

В литературно-художественном салоне «Встречи на Замковой» состоялся вечер памяти талантливого художника Валентина Александровича Крылова. Один из старейших художников Гомельщины В.А.Крылов родился 19 мая 1929 г. на Волгоградщине.

Когда будущему художнику было три года, шестеро детей их большой семьи остались сиротами. Старшей было 14 лет, младшей – восемь месяцев. Самое сильное чувство из воспоминаний детства – постоянный голод. И Валентин Александрович не любил вспоминать детство, слишком много лишений и бед выпало на его долю.

Можно сказать, что художественную стезю он выбрал случайно. Как-то попав в художественную мастерскую, услышал об экзаменах в художественное училище. И все-таки полностью полагаться на случай нельзя, иначе откуда такое тонкое чувство прекрасного, любовь к поэзии, литературе и симфонической музыке. Видимо, творческое начало было в нем заложено изначально.

Самые яркие воспоминания Валентина Александровича, как ни странно, связаны со службой в армии. В первый раз совершая прыжок с парашютом, он попытался сделать наброски специально взятыми в полет карандашами. В итоге запутался в стропах и едва не погиб.

В 1955 году он заканчивает Саратовское художественное училище, но понимает, что образование нужно продолжить и в итоге 1965 году получает диплом Белорусского государственного театрально-художественного института.

В сущности вся его творческая жизнь – это непрерывный образовательный процесс, очень редко он бывал удовлетворен работами и постоянно их переписывал, пока не получал, по его мнению, целостный образ.

Несмотря на то, что Крылов был художником старой школы социалистического реализма, он не мог заставить себя работать на конвейер, выполняя социальные заказы своего времени. Его творчеству претила помпезная монументальность и выспренно-патриотическая направленность агитплакатного искусства. Он считал, что это пагубно скажется на его мастерстве. И этот извечный конфликт реалий жизни с концепцией его художественного творчества, несомненно, подрывал и физическое состояние художника, и веру в свои силы.

Он искал отдохновения в созерцании природы, которую любил до самозабвения и самым большим семейным праздником считалась прогулка в лесу. Там, среди милых сердцу березок Валентин Александрович излечивался от житейских невзгод и черпал вдохновение. Не случайно его любимым писателем был «певец природы» Михаил Пришвин.

Он вырос и прожил почти всю жизнь в городе, но очень любил деревню и последние годы жизни провел там. Особенно он увлекался выращиванием экзотических цветов: древовидных пионов, вьетнамских маков и простеньких, дорогих сердцу бархатцев, циний и, конечно, любимой сирени. Эти цветы часто украшают его картины. Основные сюжеты его творчества настроены на лирический лад и отличаются тонким решением колорита, приглушенностью красок. Живописное построение его произведений спокойное, нежное (полотна «Утро», «Оля», «Андрюша», «Тишина»). Художник успешно разрешал трудное сочетание холодного и теплого цвета. Как известно, холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости, теплые – плотности и некоторой тяжеловесности. Крылов умел подавать эти цвета в одной тональности, что создавало ощущение связанности, гармоничности, а это очень непросто.

В то же время его творческая палитра весьма многогранна, подобно широкой и лучезарной радуге. Она наполнена неисчислимостью оттенков и полутонов, подчас едва уловимых. Если любимый писатель художника Михаил Пришвин – «певец природы», то Крылова можно назвать «певцом полутонов», что придает особое очарование и своеобразный шарм его живописным полотнам.

Пользуясь прозрачными оттенками различной цветовой гаммы, он создавал живописную материю глубочайшей силы воздействия, материю, живущую собственной удивительно духовной жизнью. Подобно художникам романтического направления, Крылов использовал цвет как средство эмоционального воздействия, способное передать «настроение» полотна.

Музыка и живопись были для этого художника неотделимы. Первая вызывала у него чисто живописные грезы, удивительно яркие, полные смысла и красоты, виртуозные, как музыка Вивальди, и прекрасно скупые, логичные, как органные раскаты Баха.

Валентин Александрович был очень подвижный человек, наполненный невероятной жизненной энергией, оптимизмом. Его жена Лариса Рафаиловна, добрый и заботливый друг, с которой художник прожил душа в душу сорок лет, вспоминает, что даже пораженный смертельной болезнью, он до самой последней минуты не терял надежды на выздоровление.

Преданный святому огню искусства, живописец и в сыне зажег искру творчества, которая постепенно разгоралась; и ныне Андрей Крылов известный на Гомельщине художник, востребованный, чьи выставки с успехом проходят в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Человек по жизни весьма скромный, Валентин Александрович никогда не выпячивал свои достоинства как художника, не хлопотал о славе, не искал выгодных заказов, не заботился о публикациях, раскрывающих его творчество. Достаточно сказать, что ни одна белорусская энциклопедия не упоминает имени художника, в том числе «Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi» в пяти томах, хотя это был один из старейших членов Союза художников на Гомельщине (с 1965 г.).

Конечно, Валентин Александрович мечтал о более достойном признании его как художника, верил в это до последней минуты. Возвратить из полузабвения достойное имя и талантливое творчество художника В.А. Крылова, заполнить пробелы в его биографии, дать истинную оценку его искусству – наша обязанность. Умирает память, значит, умираем и мы: как народ, как нация, как хранители нравственных и художественных ценностей прошлого, настоящего и будущего.

Библиотека благодарит Ларису Рафаиловну и Андрея Валентиновича Крыловых за помощь в подборе материала.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт