Вспоминаем имена юбиляров первого месяца зимы в области литературы.
4 декабря – 200 лет со дня рождения (1825-1893)
Алексея Плещеева, русского поэта, писателя, переводчика, литературного и театрального критика.
Семья Плещеевых чтила литературные традиции: в роду было несколько литераторов, среди которых известный в конце XVIII века писатель С. И. Плещеев.
В 1843 г. Алексей Плещеев поступил в Петербургский университет изучать восточные языки. Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».
В начале 1846 Плещеев стал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых. В кружке Плещеев познакомился с Ф.М. Достоевским, с которым его связала многолетняя дружба. Плещеев, которому Достоевский посвятил свою повесть «Белые ночи», стал прототипом Мечтателя в этом произведении.
Летом 1845 года Плещеев оставил университет из-за стеснённого материального положения. Покинув университет, он посвятил себя исключительно литературной деятельности. В 1846 г. был издан первый сборник стихов поэта. Во второй половине 1840-х Плещеев начал публиковаться и как прозаик. Его рассказы «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Папироска. Истинное происшествие», «Протекция. История бывалая» были замечены критикой, которая обнаружила в них влияние Н.В. Гоголя и отнесла к «натуральной школе».
19 декабря 1859 года Общество любителей российской словесности избрало А. Плещеева в действительные члены. В 1868 году Н.А. Некрасов, став во главе журнала «Отечественные записки», пригласил Плещеева переехать в Петербург и занять пост секретаря редакции. В 1887 году вышло в свет полное собрание стихотворений Плещеева.
4 декабря – 150 лет со дня рождения (1875-1926)
Райнера Мария Рильке, австрийского поэта, одного из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.
Жизнь и творчество поэта пришлись на эпоху бурных духовных исканий в европейской культуре, поэтому его поэзию отличает философская глубина. В своём творчестве Рильке касается важнейших экзистенциальных проблем.
Первые сборники стихов Рильке – «Жизнь и песни» (1894) и «Жертвы ларам» (1895). Последний представляет собой собрание импрессионистических стихотворений-зарисовок. В сборник стихов «Мне на праздник» (1899) включена в основном любовная лирика, также в нём звучат мотивы смерти, истории, материнства и пр.
В сборник «Часослов», опубликованном в 1905 году, вошли стихотворения 1899-1903 годов, в которых Рильке создаёт идеализированный образ России, где человек существует в гармонии с природой и Богом. Поэт дважды бывал в России и был лично знаком с Львом Толстым.
Рильке писал стихи на трёх языках: немецком, французском и русском, а также прозу. Творчество поэта оказало большое влияние на дальнейшее развитие не только немецкой, но и мировой лирики.
5 декабря – 205 лет со дня рождения (1820-1892)
Афанасия Фета, поэта, переводчика.
В 1850 году вышел в свет сборник с простым названием «Стихотворения». В его составе было трехстишье, поразившее ведущих литераторов полным отсутствием глаголов. Никакого действия. Только чувства…Тончайшие душевные всплески и боль от гибели возлюбленной, в раннем уходе которой он винил себя всю жизнь. «Шепот, робкое дыханье…» еще больше прославило поэта. В том же 1850 году поэт приступает к переводам из Шекспира и Горация. В 1856 году свет увидел очередной сборник стихов. В 1858 году он начинает сотрудничать с журналом «Современник».
В 1877 году перебирается в Москву, но жить предпочитает на природе, в имении в Курской губернии. Здесь он начинает трудиться над мемуарами «Мои воспоминания». С 1883 по 1891 гг. публикуются выпуски сборника его стихов «Вечерние огни». Помимо стихов из-под его пера выходили баллады и элегии. Большую часть времени Фет посвящает переводам Гете, Гейне, Горация, Овидия. За время своего творчества им были переведены две части «Фауста» Гете. Задумывался поэт и над переводом Библии и «Критики чистого разума» И. Канта. Однако это так и осталось в его планах.
Среди огромного количества произведений можно выделить сборники лирических стихов, прозу, письма, поэмы. Стихотворения, ставшие наиболее популярными: «Если радует утро тебя», «Степь вечером», «Только встречу улыбку твою», «Я долго стоял неподвижно», «Я пришел к тебе с приветом». Сборник «Зреет рожь над жаркой нивой…» включает такие произведения как «Я тебе ничего не скажу», «На заре ты меня не буди» и другие. Можно смело сказать, что вся последующая любовная лирика Фета строилась на воспоминаниях о его страстной любви к Марии Лазич. Ей была посвящена поэма «Талисман». Еще одно прекрасное стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» объединяет в себе восторг музыкой, волшебной ночью и прекрасным пением незнакомки.
Поэт писал о единении человека и природы, включая Вселенную. Последние его произведения все больше приобретают философский смысл, в них часто упоминается слово «вечность». Самые восторженные отзывы вызвал сборник его стихотворений «Вечерние огни».
В 1884 году Фету была вручена Пушкинская премия Императорской Академии за полный перевод трудов Горация. В 1886 году он избирается членом-корреспондентом Академии Наук. В 1888 году Фет удостоился звания камергера. В последние 7 лет жизни было издано много переводов. В 1890 г. вышли в свет два тома мемуаров «Мои воспоминания», третий том «Ранние годы моей жизни» был издан после смерти поэта.
11 декабря – 215 лет со дня рождения (1810-1857)
Альфреда де Мюссе, французского поэта, драматурга и прозаика, одного из крупнейших представителей литературы романтизма.
Творческая биография де Мюссе началась в 1829 году, когда он опубликовал сборник стихов «Сказки об Италии и Испании», созданный под влиянием Виктора Гюго и Шарля Нодье.
За годы жизни де Мюссе написал множество стихов, таких как «Грусть», «Декабрьская ночь», «Камилла и Розетта» и других.
Одна из самых популярных его новелл, «Мадемуазель Мими Пинсон», ставила трудный жизненный вопрос: что лучше – жить по средствам или проматывать деньги.
В повести «Марго», опубликованной в 1838 году, писатель рассуждал о глупости и благоразумии и приходил к выводу, что человек легко поддается безумию, стоит лишь расслабиться.
Некоторые произведения автора были положены на музыку Гектором Берлиозом и Жоржем Бизе, а пьесу «Любовью не шутят» в 1926 году экранизировал немецкий режиссер Георг Вильгельм Пабст.
Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Гюстав Флобер, братья Жюль и Эдмон де Гонкуры называли де Мюссе тонким, изящным, но второстепенным писателем.
12 декабря – 120 лет со дня рождения (1905-1964)
Василия Гроссмана, русского советского писателя и журналиста, военного корреспондента.
С 1933 года постоянно жил и работал в Москве. В 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф», встретившую поддержку Горького, и рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем. В 1935, 1936, 1937 гг. издавались сборники его рассказов, в 1937-1940 – две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» – о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны.
С первых дней Великой Отечественной войны и до Дня Победы Василий Гроссман был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». Работал на Белорусском и Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую первым крупным произведением о войне. Участвовал в создании документального фильма о битве под Москвой. Во время битвы под Сталинградом находился на Сталинградском фронте. За участие в Сталинградской битве награждён орденом Красной Звезды. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара».
Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «В годы войны». Широкую известность получила книга «Треблинский ад», открывшая тему Холокоста, а в 1946 году – «Чёрная книга», составленная в соавторстве с Ильёй Эренбургом.
С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Льва Толстого и повествующий о Сталинградской битве, после разгромной критики в партийной печати Гроссман вынужден был переработать. На Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году Александр Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой. Рукопись продолжения романа «За правое дело» – романа «Жизнь и судьба», носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года, после того, как Вадим Кожевников передал её КГБ, в 1961 была конфискована в результате обыска КГБ у писателя. Другая копии в середине 1970-х, уже после смерти писателя, попала на Запад. Роман был опубликован за рубежом в 1980, а в СССР – в 1988 году, в перестройку. Вместе с «Жизнью и судьбой» была конфискована рукопись повести «Всё течёт», над которой Гроссман работал с 1955 года. Писатель создал новый вариант повести, который завершил в 1963 году (публикация за рубежом – 1970, в СССР – 1989). Посмертно издан сборник рассказов и очерков «Добро вам!». Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны» (М.: Правда, 1989).
12 декабря – 115 лет со дня рождения (1910-1990)
Евгения Воробьева, советского прозаика, публициста и сценариста.
В 30-е годы работал корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в г. Магнитогорске. Участвовал в Великой Отечественной войне, был сотрудником газеты «Красноармейская правда».
Евгений Захарович писал сценарии для документального кино, а по двум его самым известным романам поставлены ещё более популярные кинокартины – «Высота» и «Земля, до востребования». Во время войны благодаря его настойчивости стала популярной песня «В землянке» поэта Алексея Суркова и композитора Константина Листова, когда Воробьёв попросил записать мелодию впервые исполненной песни и отослал ноты и стихи в редакцию «Комсомольской правды», в которой работал до войны.
Евгений Захарович является автором многих книг, посвящённых Великой Отечественной войне и строительству Магнитогорска. В 1946 году вступил в Союз писателей СССР. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
13 декабря – 305 лет со дня рождения (1720-1806)
Карло Гоцци, итальянского драматурга.
Карло Гоцци начинал карьеру как военный, но с 1744 года посвятил себя литературе и театру. Он написал несколько стихотворных романов и сатир, 11 новелл в прозе и автобиографические «Бесполезные записки» (1797), рисующие красочную картину жизни театральной Венеции. Но слава Гоцци зиждется на его деятельности драматурга.
В борьбе с просветительской литературой Карло Гольдони Гоцци создал оригинальный жанр театральной сказки – фьябы, используя сюжетные мотивы фольклора и принципы комедии дель арте (где персонажи – типовые «маски», переходящие из одной пьесы в другую): «Любовь к трем апельсинам», «Ворон» (обе 1761); «Король-олень», «Турандот» (обе 1762); «Зеленая птичка» (1765) и др.
Для фьяб Гоцци характерны контрастные противопоставления добра и зла, патетики и буффонады, смешение архаичного литературного языка и повседневного венецианского диалекта. Они прославляли высокие человеческие страсти и вместе с тем призваны были воспитывать низшие сословия в духе религии и слепого повиновения государям (так Гоцци сформулировал свою задачу в «Чистосердечном рассуждении и подлинной истории происхождения моих десяти сказок для театра»). Гоцци написал также 23 трагикомедии в стиле испанской комедии плаща и шпаги.
14 декабря – 130 лет со дня рождения (1895-1952)
Поля Элюара, французского поэта.
Начал писать стихи, взяв псевдоним Поль Элюар, позаимствовав фамилию бабушки, под этим именем написал первую книгу «Долг». Литератору удалось пробыть на фронте пару недель, но он успел оценить разницу между жизнью тыла и передовой. Вернувшись, поэт опубликовал сборник «Стихи для мирного времени».
Писатели и поэты искали новые веяния. Для Поля Элюара они открылись в дадаизме. Элюар создал журнал «Пословица» и публиковал в нем сочинения единомышленников. К 1924-му он порвал отношения с бывшими соратниками из-за расхождения во взглядах. Этот период был не самым простым в биографии автора. Он не находил удовлетворения в собственном творчестве и поэзии, возникли проблемы в личной жизни. Поэт решил сменить обстановку и уехал в Марсель. Это произошло внезапно и сразу после публикации «Умирать оттого, что не умираешь».
Во Франции Элюар присоединился к объединению памфлетистов. Здесь воспевали сюрреализм. Это направление вернуло Элюару вдохновение. Он стал знаменитым и популярным в Европе. Возникшие изменения в политике Поль заметил одним из первых и был противником навязываемого фашистского режима. В 1939-м его призвали на фронт, где Элюар успел опубликовать несколько книг и зарекомендовать себя в роли подпольного агента. Его стихи сбрасывали листовками с самолетов во время войны. Это укрепляло боевой дух солдат.
С 1942-го Поль Элюар состоял в Коммунистической партии. Борьба с фашизмом нашла отражение в книгах литератора. Отныне его произведения о любви были посвящены не только женщине, но и родине. В памяти публики Поль остался поэтом-революционером и патриотом, борющимся за свободу.
В 1952-м творческий деятель посетил Москву, где выступал на юбилее Виктора Гюго. В том же году он получил почетную премию Мира. Знакомство с Пабло Пикассо вдохновило Элюара на произведение под названием «Победа Герники».
16 декабря – 250 лет со дня рождения (1775-1817)
Джейн Остин, английской писательницы.
Первые 25 лет своей биографии Джейн Остин провела в Стивентоне, в доме её отца – приходского священника, в Хэмпшире. Здесь были написаны ее первые романы: «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства», «Нортенгерское аббатство», хотя они и не были опубликованы очень долгое время.
После выхода на пенсию ее отца в 1801 году, семья на несколько лет переехала в Бат, а затем в Саутгемптон, и обосновалась, наконец, в небольшом доме вблизи Олтона, в Хэмпшире. Это место оставалось домом для Джейн до конца ее жизни.
«Нортенгерское аббатство» – сатира в готично-романтическом стиле, была продана издателю за 10 фунтов в 1803, но не была опубликована, а затем была куплена обратно членами семьи, и в итоге была опубликована посмертно.
Романами, опубликованными во время жизни Джейн Остин, были «Разум и чувства» (1811), «Гордость и предубеждение» (1813), «Мэнсфилд парк» (1814) и «Эмма» (1816).
Роман «Доводы рассудка» был выпущен в 1818 вместе с «Нортенгерским аббатством». Имя писательницы не появилось ни на одном из названий ее книг, и хотя ее собственные друзья знали о ее авторстве, она почти не получила общественного признания за время своей жизни.
Романы Джейн Остин являются комедиями нравов, которые описывают самодостаточный мир провинциальных дам и господ. Большинство ее работ вращаются около деликатного вопроса завлечения мужей для вступления в брак дочерей.
Джейн осмеивает глупость, притворность и тупость, располагая иронические рассуждения, начиная от легких портретных описаний в ее ранних работах, и до более презрительных демонстраций в ее поздних романах. Её произведения были подвергнуты самой тщательной шлифовке. Джейн вполне осознает ее непревзойдённое мастерство и ограничения, сравнивая себя с миниатюристом.
Сегодня она считается одним из величайших мастеров английских романов. Мелкие произведения Джейн Остин включают юношеские работы, роман «Леди Сьюзан» и фрагменты «Сэндитона».
17 декабря – 100 лет со дня рождения (1925-2012)
Константина Ваншенкина, советского и российского поэта, прозаика.
В семье любили поэзию и часто читали стихи. Благодаря этому Ваншенкин начал писать стихи с самого детства. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны.
В 1942 году из десятого класса Константин Ваншенкин ушел на фронт – в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта. После войны поступил в геологоразведочный институт, но проучился там всего один год и перешел в Литературный институт, который окончил в 1953 году.
Первые стихи Ваншенкин опубликовал в 1948 году, а первая книга «Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность. Затем последовали сборники стихов – «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба: Стихи» (1960).
Широкую известность Константину Ваншенкину принесло написание стихов к песням, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель.
Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (ставшая его визитной карточкой), «Алеша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».
С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др.
Константин Ваншенкин также автор книги заметок о мастерстве поэта «Непонятливая Лика» (1996). К числу последних книг писателя принадлежат «Женщина за стеной» (2003) и «Шепот. Интимная лирика» (2008). Был членом Международного сообщества писательских союзов и Союза писателей России.
Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за сборник стихотворений «Волнистое стекло» (2001). Лауреат премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2012 год за создание поэтических сборников «Фронтовая лирика», «Шепот» и «Вернувшийся».
18 декабря – 90 лет со дня рождения (1935-2017)
Сергея Есина, российского писателя и журналиста.
В 1960 г. окончил заочное отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор».
Первая крупная публикация – повесть «Живём только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». С 1979 г. член Союза писателей СССР. В 1981 г. заочно окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.
С 1987 г. до своей смерти преподавал в Литературном институте им. А.М. Горького, в 1992-2006 гг. занимал пост ректора. С 1994 г. член правления, с 1999 г. – секретарь Союза писателей России. В 1998 г. избран председателем Совета Международного сообщества книголюбов, в 2010 г. – президентом Международного союза общественных организаций книголюбов. Вице-президент Академии российской словесности.
19 декабря – 115 лет со дня рождения (1910-1992)
Николая Грибачёва, советского писателя и поэта.
В 30-е годы начинается поэтическая слава поэта, он пишет стихотворения патриотического содержания. Сборник стихов «Северо-Запад» выходит в 1935 г. С 1936 г. он работал в газете «Рабочий путь» в Смоленске.Во время Великой Отечественной войны, после окончания военного инженерного училища, Н. М. Грибачев был командиром саперного батальона, участвовал в боях на Дону и под Сталинградом. С 1943 г. – спецкор армейской газеты «Боевой товарищ»; будучи военным корреспондентом, получил контузию. После войны писатель становится главным редактором журнала «Советский Союз».
Николай Матвеевич много писал, однако его конъюнктурные стихотворения почти забыты. Произведения писателя для детей, стихи и сказки, очень хороши, в них нет пафоса, характерного для его взрослой лирики.
В детских книгах Николай Матвеевич позволял себе быть самим собой, был искренним и откровенным; они остались в истории литературы, сегодня их не перестают переиздавать.
Повести подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста, они просты, интересны, учат хорошему. Лучшие из них: «Волшебные очки: лесные истории, сказки, стихи», «Комар-хвастун», «Заяц Коська и его друзья», «А это мы», «Кормушка» и др.
21 декабря – 125 лет со дня рождения (1900-1951)
Всеволода Вишневского, драматурга.
В библиографии Всеволода Вишневского особое место занимает пьеса «Оптимистическая трагедия», написанная в 1933 году. Название-оксюморон придумала произведению актриса Камерного театра Алиса Коонен, исполнившая в постановке своего супруга – режиссера Александра Таирова центральную роль Комиссара. В центре сюжета – назначение комиссаром на флот женщины-большевика.
Трагедия, написанная новаторским языком и заканчивающаяся гибелью героев, многократно ставилась в СССР и за рубежом. Помимо Таирова, самым известным сценическим воплощением произведения является версия Георгия Товстоногова. В 2017-м Александринский театр Санкт-Петербурга поставил «Революционный бал» по мотивам пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».
Пьеса Вишневского «Мы из Кронштадта» прославилась благодаря экранизации Ефима Дзигана. Фильм высоко оценили режиссер Сергей Эйзенштейн и зрители.
30 декабря – 160 лет со дня рождения (1865-1936)
Джозефа Редьярда Киплинга, английского писателя, поэта, журналиста и путешественника.
Творчество Киплинга – одно из самых ярких явлений неоромантического направления в английской литературе. В течение восемнадцати лет Киплинг писал сказки, новеллы, баллады для своих детей и племянников. Мировую известность получили два его цикла: двухтомная «Книга джунглей» (1894-1895) и сборник «Просто так» (1902).
В названии «Книги джунглей» отразилось стремление автора создать жанр, близкий древнейшим памятникам литературы. Философская идея двух «Книг джунглей» сводится к утверждению, что жизнь дикой природы и человека подчиняется общему закону – борьбе за жизнь. Великий Закон джунглей определяет Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Веру и Неверие. Главные слова в джунглях: «Мы с тобой одной крови...».
Писателю были известны реальные случаи, когда дети взращивались в стае волков или обезьян: эти дети уже не могли стать настоящими людьми. И все-таки он создает литературный миф о Маугли – приемном сыне волков, который живет по законам джунглей и остается при этом человеком. Повзрослев и возмужав, Маугли уходит из джунглей, потому что ему, человеку, вооруженному звериной мудростью и огнем, уже нет равных, а в джунглях этика охоты предполагает честную борьбу достойных противников.
Двухтомная «Книга джунглей» представляет собой цикл новелл, перемежающихся стихотворными вставками. Не все новеллы повествуют о Маугли, часть из них имеет самостоятельные сюжеты, например, новелла-сказка «Рикки-Тикки-Тави».
Другая «детская» книга писателя, получившая широкую известность, – сборник сказок, названный им «Просто так» (можно перевести и «Просто сказки», «Простые истории»). Основные герои – животные, со своими характерами, причудами, слабостями и достоинствами; они похожи не на людей, а на самих себя – еще не прирученных, не расписанных по классам и видам.
Каждый зверь и человек существуют в сказках в единственном числе (ведь они еще не представители видов), поэтому их поведение объясняется особенностями личности каждого. А иерархия зверей и людей выстраивается согласно их сообразительности и уму.
Киплинг был талантливым рисовальщиком, и самые лучшие иллюстрации к собственным сказкам нарисовал он сам. Творчество Редьярда Киплинга пользовалось особенно большой популярностью в России в начале XX века. Его ценили И. Бунин, М. Горький, А. Луначарский и др.
В начале 20-х годов сказки и стихи Р. Киплинга были переведены Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. Эти переводы и составляют большую часть его произведений, издаваемых для детей.
30 декабря – 120 лет со дня рождения (1905-1942)
Даниила Хармса, поэта, писателя, драматурга.
В начале 1920-х Даниил Иванович выбрал псевдоним Хармс, его настоящая фамилия – Ювачёв. У писателя было ещё около 20 псевдонимов, под которыми он публиковал свои произведения. Позже при получении паспорта он вписал псевдоним Хармс в документ.
В 1924-1926 годах писатель активно занимался литературной деятельностью. Весной 1926 года его приняли в Союз поэтов. В 1927 году Даниил Хармс создал Объединение реального искусства. С 1930 года писатель постоянно сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», где публиковали его детские произведения.
Даниил Иванович Хармс написал много произведений для детей. Это были стихи, сказки и рассказы. Некоторые стихотворения Д. И. Хармса: «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог», «Плих и Плюх», «Первомайская песня», «Я самый храбрый». Некоторые рассказы Д. И. Хармса: «Забыл, как называется», «Лиса и заяц», «Профессор Трубочкин», «Хвастун Колпаков», «Храбрый ёж». Писать для детей Даниил Хармс начал благодаря Самуилу Яковлевичу Маршаку и Борису Семёновичу Житкову.
В 1930-х годах, помимо детской поэзии, Хармс создал ряд произведений для взрослых: цикл рассказов «Случаи», повесть «Старуха», а также огромное количество небольших рассказов, стихотворений, сценок в прозе и стихах.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно