Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2025 года в области литературы.
3 октября – 130 лет со дня рождения (1895-1925)
Сергея Есенина, великого русского поэта.
Первым напечатанным произведением Сергея Есенина стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами Александра Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».
Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как он переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами: С.М. Городецким, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым, А. А. Блоком. В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным. Это связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.
В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Есенин начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов. Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.
В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета. Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся: петроградская книга «Голубень» (1918), второе издание «Радуница» (1918), серия сборников 1918-1920 годов: «Преображение» и «Сельский часослов».
Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей Есенин заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль Бориса Пастернака. Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем. Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений. Тогда были написаны: «Сорокоуст» (1920), поэма «Пугачев» (1921), трактат «Ключи Марии» (1919).
После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны: «Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской, «Трерядница» (1921), «Не жалею, не зову, не плачу» (1924), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Письмо к женщине» (1924), «Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений, «Персидские мотивы» (1924), в сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
В ночь на 28 декабря 1925 года было написано практически пророческое прощальное стихотворение.
В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл Сергей Безруков. Также перед этим был снят и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.
7 октября – 110 лет со дня рождения (1915-1992)
Маргариты Алигер, советской поэтессы.
Маргарите Алигер не было и двадцати, когда её стихотворение впервые появилось в журнале, причём сразу – в «Огоньке». Она подписала свои стихи «Маргарита Алигер». Маргарита начала ходить на все литературные вечера, о которых удавалось узнать, на них познакомилась с поэтами и писателями, с многими из них завязалась дружба. Там исполнилась её мечта – она встретилась со своим кумиром Борисом Пастернаком, и эта встреча произвела на девушку огромное впечатление.
Поступив в Литературный институт, Маргарита Алигер продолжала сочинять. Настоящий фурор произвели стихи, написанные ею вместе с Константином Симоновым и другими поэтами: они были посвящены героическому народу Испании, и Маргарита читала их на торжественном собрании. С тех пор её имя «зазвучало» – о ней, совсем ещё юной девушке, теперь говорили наравне с самыми известными советскими поэтами. А ещё Рита много ездила по стране – её всё больше интересовали произведения разных народов, она с удовольствием переводила стихи и прозу украинских писателей, делала переводы стихов Пабло Неруды. В 24 года она получила орден «Знак Почёта». Маргарита горячо поддерживала политику Сталина, она называла себя одним из строителей «светлого будущего» и искренне мечтала о счастье для всех своих сограждан.
Газеты и журналы публиковали её пламенные строчки о защитниках Родины – в том числе о тех, кто выполнял тяжёлую работу в тылу. Почти год Алигер провела в блокадном Ленинграде, и самые пронзительные её произведения – о нём, о городе-герое и его жителях.
До глубины души потрясла Маргариту Иосифовну история Зои Космодемьянской, которую казнили фашисты. Поэтесса собрала огромное количество материала, разговаривала с мамой Зои, её школьными друзьями, товарищами по партизанскому отряду. Как позднее признавалась Алигер, поэму «Зоя» она написала на одном дыхании, ведь много дней она буквально жила образом этой несгибаемой девушки, думала только о её судьбе.
Маргарита Алигер была награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета», ей была присуждена Сталинская премия, ее систематически печатали во многих газетах и журналах, в том числе центральных, издавались сборники ее произведений и книг, по ним ставились пьесы, шедшие во многих театрах страны, ее стихи перекладывались на музыку. Она была дружна с известными писателями, ее воспоминания о них являются ценным вкладом в литературу, как и ее переводы на русский язык многих авторов.
11 октября – 140 лет со дня рождения (1885-1970)
Франсуа Мориака, французского писателя.
Свою первую серьёзную работу Мориак написал в тринадцать лет. Это была пьеса «Va-t-en!», которую он посвятил своей сестре Жермене. Свой первый сборник поэзии «Руки, сложенные для молитв» автор опубликовал в 1909 году. Этот сборник привлёк внимание многих литераторов, но слава к писателю пришла позднее, поскольку эти стихи были ещё наивными и незрелыми, в них чувствуется влияние религиозных воззрений писателя.
Его первый роман «Дитя под бременем цепей» (1913) отобразил те черты, которые характеризовали и его зрелое творчество. В этом романе автор под влиянием реализма пишет о молодом человеке, который приехал из провинции для «покорения столицы». В 1922 году появилась повесть «Поцелуй, дарованный прокажённому». Этот роман укрепил репутацию писателя как знатока человеческой души. В романе «Матерь» (1923) автор рассказывает о тиранической любви матери к сыну, которая стала причиной разрушения его брака.
В своих романах Мориак проявил себя как непревзойдённый аналитик душевных страстей и резкий критик провинциальной буржуазии («Матерь»; «Пустыня любви»; «Клубок змей»; «Тайна Фронтенаков»). Большинство его романов сосредотачивается на теме веры и желания, а также душевного опустошения, которые должны преодолеть герои.
Темами романа «Тереза Дескейру» (1927) также становятся грех и преступление. Автор пытается найти истоки злодеяний, и поиски заводят его к проблемам брака в буржуазном обществе, проблемам семьи и морали. Наиболее сильным с реалистической точки зрения стоит считать роман «Клубок змей» (1932). Клубок змей по замыслу автора – это своего рода метафора человеческой души, не познавшей света религии.
Сюжет романа «Тереза Дескейру» автор продолжил через несколько лет в романе «Конец ночи» (1935). Идея книги в том, что жизнь – это страдание (ночь), а освобождение (день) приходит лишь после смерти. Роман «Черные ангелы» (1936) и пьеса «Асмодей» (1937) не принесли успеха, но следующим романом «Дорога в никуда» (1939) автор вновь возвращает себе былую славу. Образ дороги здесь всего лишь фон, на котором разворачивается сюжет о судьбах людей, которые стали жертвой общества с его жаждой наживы.
В романе «Фарисейка» (1941) автор обращается к критике тех людей, которые пытаются следовать прежде всего «букве», а не духу христианства. Таким образом, раскрывается несправедливость, которую распространяют те, кто следует предписаниям.
Его последний роман «Дитя прошлого» встретил позитивную критику в 1969 году. Следующий роман «Мальтаверн» опубликован посмертно в 1972 году.
13 октября – 145 лет со дня рождения (1880-1932)
Саши Чёрного, русского поэта Серебряного века, переводчика, прозаика.
Литературный дебют Чёрного состоялся в начале лета 1904 года, когда он напечатал в житомирской газете первый рассказ – «Дневник резонера», сюжет которого был навеян недавней службой в учебной команде и последующей службой в Новоселенской таможне. Это произведение он подписал как «Сам по себе». Далее он активно проявляет свой талант как поэт-сатирик. Его популярность растет, а читатели газет и журналов, беря в руки новый номер, первым делом просматривают его стихи. Злободневность и острота его поэтической сатиры привела к закрытию одного из журналов, в которых он печатался, а также к введению запрета на один из его сборников.
Спасаясь от преследования цензоров, Саша вместе с женой спешно эмигрировал в Германию, где продолжил обучение в Гейдельбергском университете. Через два года он вернулся в северную столицу и начал сотрудничать с журналом «Сатирикон» и другими крупными изданиями. Благодаря полученному образованию и улучшению писательских навыков Чёрный стал одним из самых популярных поэтов своего времени, чьи стихи читатели учили наизусть.
Помимо сатиры Саша Чёрный пробовал свои силы в написании книг для детей, лирической миниатюре и переводах с немецкого. Самыми популярными произведениями автора считаются следующие: «33 лучших юмористических рассказа», «Дневник Фокса Микки», «Юмористические рассказы».
Служба в лазарете во время Первой мировой войны произвела на Чёрного неизгладимое впечатление, чуть не лишив рассудка. Писателю очень помогла верная и любящая жена, а также ведение литературного дневника, который позднее стал основой для стихотворного цикла «Война».
После октябрьской революции поэт покидает Россию и живет сначала в Литве, а затем переезжает в Германию и Францию. В творчестве Саши Черного тоже происходят значительные перемены: от злободневной поэтической сатиры он все больше переходит к детским рассказам и другой прозе.
С 1924 года живет в Париже, где в его творчестве все большее место занимает проза. Это многочисленные книги для детей «Библейские сказки», «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Румяная книжка» и другие, повести «Чудесное лето», «Солдатские сказки», поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» и другие произведения. В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.
Последней книгой Саши Черного оказались вышедшие в Париже «Несерьезные рассказы».
15 октября – 120 лет со дня рождения (1905-1980)
Чарльза Перси Сноу, английского писателя-реалиста, ученого.
Учился в Юниверсити-колледже Лестерского университета, в 1930 получил степень доктора физических наук в Кембридже. В годы Второй мировой войны возглавлял департамент научно-технических кадров в министерстве труда. В 1964 Сноу был пожалован титул пэра, в том же году он стал парламентским секретарем министерства техники.
Наибольшую известность Сноу принес цикл романов «Чужие и братья», посвященный стремлению героев реализовать свои личностные и интеллектуальные возможности в период политических, социальных и научных катаклизмов 20 века. В цикл входят одиннадцать романов: «Чужие и братья» (1940), «Свет и тьма» (1947), «Пора надежд» (1949), «Наставники» (1951), «Новые люди» (1954), «Возвращение домой» (1956), «Совесть богачей» (1958), «Дело» (1960), «Коридоры власти» (1962), «Сон разума» (1969), «Завершение» (1970).
Перу Сноу принадлежат также несколько пьес, два ранних романа – детектив «Смерть под парусом» (1932) и «Поиски» (1934) – и романы «Недовольные» (1972), «Хранители мудрости» (1974) и «Лакировка» (1978).
В научных и публицистических работах, таких, как «Две культуры и техническая революция» (1959) и «Наука и правительство» (1961), Сноу озабочен проблемой «двух культур» (как он сам ее определил). Убежденный в том, что ученые и писатели могут многому научить друг друга, он отводил литературе большую роль в адаптации человека к быстро меняющемуся миру.
16 октября – 115 лет со дня рождения (1910-2010)
Лии Гераскиной, русской писательницы, драматурга и журналиста.
Литературный талант проявился у Лии Гераскиной довольно рано: уже в школьные годы она начала писать стихи, даже выбрала стихотворную форму для сочинения на экзамене.
Позднее Гераскина активно работала в качестве журналиста, литсотрудника, а также специального корреспондента. После войны, во время работы в радиокомитете, Лия написала свой первый сценарий по мотивам сказки Сельмы Лагерлёф о Нильсе и диких гусях. Помимо написания сценария она подготовила выступление совместно с юными артистами, которое прошло очень успешно. Позднее она написала еще один сценарий, основой для которого на этот раз послужили произведения Андерсена. Пьеса повторила успех первой работы автора, ее ставили в Красноярском драматическом театре, Новосибирском ТЮЗе и на других сценах.
За заслуги на литературном поприще Гераскину в 1950 году приняли в Союз писателей.
На счету писательницы очень много достойных и интересных произведений, однако самыми популярными считаются следующие: «В стране невыученных уроков», «Мягкий характер».
Юные читатели особенно любят сказку Гераскиной «В стране невыученных уроков», где она в доброй, но поучительной манере показывает важность знаний. Мы слышим историю двоечника Виктора Перестукина, которому приходится отправиться в сказочную страну и выполнить множество разнообразных школьных заданий, чтобы вернуться домой.
Писательница до последних дней дарила юным читателям занимательные и добрые истории о разных ситуациях в жизни. Она умерла весной 2010 года, не дожив до ста лет всего семь месяцев.
20 октября – 125 лет со дня рождения (1900-1990)
Джека Линдсея, английского писателя, поэта, литературоведа, искусствоведа.
За годы своей жизни Линдсей написал и опубликовал свыше 170 книг, жанр и содержание которых отличались большим разнообразием: от классических поэм до романов, основные события которых разворачиваются в Древнем Риме, от военных историй, политических теорий и метафизической поэзии до научно-популярных книг по археологии и романов XVIII века.
Особое влияние на развитие его творчества и взглядов оказали идеи Фридриха Ницше, Уильяма Блейка и Карла Маркса. Линдсей также очень интересовался европейским Ренессансом и античной литературой. В 1923 году опубликовал сборник стихов «Фавны и женщины», в 1925 году – перевод на английский язык «Лисистраты» Аристофана и других классических произведений Гомера и Феокрита, в 1937 году – книгу, посвящённую жизни и творчеству Джона Баньяна.
Среди книг, переведённых на русский язык, можно выделить исторические романы «Ганнибал» (1941), «Люди сорок восьмого года» (1948, русский перевод 1959), эпопею «Британский путь», включающую в себя такие романы, как «Весна, которую предали» (1953, русский перевод 1955), «Твой дом» (1957, русский перевод 1961), «Маски и лица» (1963, русский перевод 1965) и др.
В 1950-1960-х годах Линдсей занимался преимущественно написанием литературоведческих и автобиографических работ: «После тридцатых годов» (1956); исследования творчества Чарльза Диккенса (1950), Джорджа Мередита (1956); «Жизнь редко говорит» (1958); «Бурные 20-е годы» (1960); «Фанфролико и после» (1962).
В более позднем творчестве Линдсей писал исключительно в жанре художественно-критического эссе-исследования (эти работы преимущественно посвящены художникам, например, Полю Сезанну (1969), Томасу Гейнсборо (1981), Уильяму Тёрнеру (1966).
20 октября – 90 лет со дня рождения (1935-2009)
Еремея Парнова, русского писателя, публициста, кинодраматурга.
Член Союза писателей СССР (1967). Научную фантастику писал преимущественно в 1960-х годах в соавторстве с Михаилом Емцевым.
Наибольшую известность Еремею Парнову принесла трилогия об инспекторе Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Александрийская гемма» (1991, сокращенный вариант под названием «Мальтийский жезл» выходил в 1987).
В этих остросюжетных произведениях главный герой, работник уголовного розыска Люсин при участии своего друга, историка и писателя Березовского, расследует загадочные преступления, в которых загадки истории таинственно переплетаются с современностью.
22 октября – 155 лет со дня рождения (1870-1953)
Ивана Бунина, знаменитого писателя и поэта, первого русского обладателя Нобелевской премии в области литературы, академика Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.
Первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).
Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).
Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции и навсегда покинул Россию.
В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927-1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году.
В 1944 году он завершает работу над сборником «Тёмные аллеи», включающим 38 рассказов, среди которых такие произведения, как «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза» и «Визитные карточки». Через девять лет он дополняет его двумя новыми рассказами – «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Автор считал «Тёмные аллеи» своим лучшим произведением.
В последние несколько месяцев жизни Иван Бунин был занят работой над литературным портретом Антона Павловича Чехова, но работа так и осталась неоконченной.
22 октября – 100 лет со дня рождения (1925-1993)
Евгения Винокурова, советского поэта, литературоведа, переводчика.
Печатался с 1948 г.; в 1951 г. окончил Литературный институт им. А.М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 – сборники «Синева», вызвавший одобрение Б.Л. Пастернака, и «Военная лирика», за которыми последовали сборники «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Музыка» (1967), «Характеры» (1965), «Ритм» (1966), «Зрелища» (1968), «Жест» (1969), «Метафоры» (1972), «В силу вещей» (1973), «Сережка с Малой Бронной» (1974), «Контрасты» (1975), «Дом и мир» (1977), «Жребий» (1978), «Благоговение» (1981), «Бытие» (1982), «Космогония», «Ипостась» (оба 1984, Государственная премия), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989).
В русле своей основной темы – духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, – поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей явленностью бытия. Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека – это «вечное усилие подняться над самим собой».
Автор повести «По законам военного времени» (1980, совм. с Н. Арсеньевым), переводов.
23 октября – 105 лет со дня рождения (1920-1980)
Джанни Родари, итальянского детского писателя, сказочника и журналиста, лауреата Международной премии им. Х.-К. Андерсена (1970).
«Сказка дает нам ключ, с помощью которого можно войти в действительность другими путями», – утверждал итальянский писатель, знаменитый сказочник Джанни Родари, автор всемирно известных детских произведений «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», «Книжка весёлых стихов» и др.
Все произведения детского писателя и поэта Джанни Родари пропитаны любовью к детям, чувством радости и добра. Большинство его сказок наполнено задором и необыкновенной жизнеутверждающей энергией. Его книги учат удивляться обычным вещам, совершать добрые поступки, ценить верность и добиваться поставленных целей.
В 1948 году Родари стал журналистом коммунистической газеты «Унита» и начал писать книги для детей. В 1950 году компартия назначила его редактором только что созданного в Риме еженедельного детского журнала «Il Pioniere».
В 1951 году Родари опубликовал свой первый сборник – «Книжка весёлых стихов», а также своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака увидел свет в 1953 году). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка «Чиполлино» 1973 года, где Родари снялся в роли самого себя. В 1974 году в Киевском академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко состоялась премьера балета «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна к одноименному мультфильму.
Родари писал стихи, дошедшие до советского читателя в переводах Маршака (например, «Чем пахнут ремёсла?») и Якова Акима (например, «Джованнино-Потеряй»). Большое количество переводов книг на русский язык выполнено Ириной Константиновой.
В 1952 году писатель впервые посетил СССР, где затем бывал неоднократно. Его путевые заметки легли в основу книги «Игры в СССР» (1984), выпущенной уже после смерти автора.
В 1957 году Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста. В 1966-1969 годах не публиковался, работал только над проектами с детьми. В 1970 году писатель получил премию Ханса Кристиана Андерсена.
26 октября – 145 лет со дня рождения (1880-1934)
Андрея Белого, русского и советского писателя, поэта, критика, мемуариста.
Первые написанные им произведения были с восторгом приняты философами и символистами, но отвергнуты литературными критиками. Он создал в литературе новый жанр «симфонии» – ритмизированной прозы. В 1902 году на свет появилась «Симфония (2-я, драматическая)». Она вызвала неприятие широкой публики и критиков, но восхитила приверженцев символизма. В это время Белым написаны программные статьи: «Формы искусства», «О теургии», «Символизм как миропонимание». А затем в свет вышел его первый роман «Серебряный голубь», раскрывающий тему взаимоотношений интеллигенции и народа.
Крупнейшее произведение Андрея Белого, биография которого тесно связана с русским символизмом, – роман «Петербург» (1911-1914 гг.), наиболее значимый роман этого направления. Ему суждено было стать великим и оказать большое влияние на русскую литературу. В этом произведении писатель продолжает традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского в изображении Петербурга.
До революции 1917 г. писатель живет в основном за границей, в Германии и Швейцарии. Под влиянием антропософских взглядов пишет стихи, которые войдут в его сборник «Звезда». Первая мировая война воспринимается Андреем Белым как катастрофа, выражающая кризис западной культуры. Накануне февральской революции он возвращается в Россию.
Октябрьская революция сначала рождает у него надежды, и он окунается в литературную жизнь: работает в новых советских учреждениях, выступает с лекциями. Именно в годы с 1918 по 1921 писатель развил бурную литературную деятельность, создал писательское сообщество «Вольфила», а также издавал свои произведения и активно занимался с начинающими поэтами.
Время активности принесло свои плоды: Андрей Белый стал крупнейшей фигурой в русской литературе своего времени. После Гражданской войны его начали печатать, а затем поэт уехал за границу, в Германию. В 1923 г. писатель вернулся в Россию.
Во второй половине 20-х годов они с женой поселились в Кучино, в Подмосковье. Здесь была написана пьеса «Петербург» по одноименному роману писателя. Затем появился автобиографический роман «Москва» о предреволюционных годах в России. Это было создание новой прозы – организованной ритмически, с использованием каламбуров, инверсий, сложных метафор. Он также занимался философскими трудами, которые не были предназначены для публикации в России, писал путевые заметки. Последние годы жизни Белый пытался примирить себя с социалистической действительностью, так появились «Поэма о хлопке» и «Энергия». Последней крупной работой Андрея Белого стало исследование «Мастерство Гоголя», положившее начало новому подходу к анализу текста художественного произведения.
26 октября – 100 лет со дня рождения (1925-2015)
Владимира Железникова, русского советского детского писателя, кинодраматурга, сценариста.
С начала 1950-х гг. Владимир Железников совмещал учёбу в Литературном институте им. М. Горького с работой в редакции журнала «Мурзилка». Именно здесь началась его писательская карьера. Сотрудничество с журналом длилось 8 лет. В «Мурзилке» Владимир Железников опубликовал множество статей, переводов и собственных коротких рассказов. Одна из самых первых его публикаций – перевод с украинского рассказа Ю.О. Збанацкого «На всю жизнь» (1950 г.).
Окончание института совпало с выходом в издательстве «Детгиз» первой книги писателя – сборника рассказов для детей «Разноцветная история» (1957 г.). В него были включены девять рассказов, повествующих о доброте, взаимовыручке, внимательности и чуткости к другим людям. В 1961 г. вышла вторая книга – «Хорошим людям – доброе утро», которая описывает жизнь главного героя Толи Нащокова и его мамы после войны. Большим успехом в среде подростков пользовались повести «Чудак из шестого “Б”» (1962 г.), «Каждый мечтает о собаке» (1966 г.), «Чучело» (1975 г.) и др.
Повесть «Чучело» – это наиболее известное произведение Владимира Железникова, сделавшее его классиком детской литературы. Проблема детской жестокости, ситуация травли (буллинга) была рассмотрена в повести всесторонне, бесчеловечное поведение одноклассников противопоставлено чистоте и храбрости главной героини. Успех повести закрепила экранизация Ролана Быкова (1983 г.), которая стала одним из наиболее значимых событий в позднем советском кинематографе. Экранизирована была и повесть «Чудак из шестого “Б”» (1972 г., название фильма – «Чудак из пятого “Б”»).
Деятельность Владимира Железникова в кинематографе началась в 1960 г. Его дебютной работой стал сценарий к фильму о жизни Аркадия Гайдара «Серебряные трубы». Первой крупной работой – экранизация собственной повести «Путешественник с багажом» (1965 г.). В 1988 г. Владимир Железников стал художественным руководителем киностудии «Глобус», снимавшей картины о детстве и юношестве. Также он был сценаристом и продюсером многих фильмов. Самыми известными его работами в качестве сценариста являются: «Чудак из пятого “Б”» (1972 г.), «Чучело» (1983 г.), «Второй раз в Крыму» (1984 г.), «Радости и печали маленького лорда» (2003 г.), «Игры мотыльков» (2003 г.). Всего он написал сценарии к 28 фильмам. Не менее важна продюсерская деятельность автора: «Униженные и оскорбленные» (1990 г.), «Похороните меня за плинтусом» (2008 г.), «Чучело-2» (2009 г.). Соавтором В. К. Железникова была его жена – Галина Алексеевна Арбузова. Вместе они работали над фильмами: «Маленькая принцесса» (1997 г.), «Русский бунт» (1999 г.), «Сверчок за очагом» (2001 г.), «Игры мотыльков» (2003 г.), «Радости и печали маленького лорда» (2003 г.), «Место под солнцем» (2004 г.), «Херувим» (2005 г.), «Чучело-2» (2009 г.).
Владимир Железников был дважды удостоен государственной премии СССР за сценарии к фильмам. Первый раз – за сценарий к фильму «Чудак из пятого «Б» (1974), а второй – за сценарий к фильму «Чучело» (1986). Книги В.К. Железникова стали образцами классической отечественной детской литературы, они были переведены на множество иностранных языков.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно