Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.
1 сентября – 150 лет со дня рождения (1875-1950)
Эдгара Райса Берроуза, американского писателя.
Первые литературные опыты Берроуза датированы 1912 годом. В этот период автор создал роман «Принцесса Марса». Главным героем стал Джон Картер, попавший на планету Марс. Журнал All Story опубликовал часть произведения на своих страницах в 1912-м.
Эдгар Берроуз стал невероятно плодовитым автором. Создание персонажа, оказавшегося на побережье Африки и известного публике как Тарзан, принесло ему известность. Цикл открыл роман «Тарзан, приемыш обезьян», а отдельная книга о герое была издана в 1914 году. Серия повествований об этом персонаже послужила основой для кинокартин, мультфильмов и компьютерных игр. История о лорде, вынужденном выживать в прериях джунглей, остается привлекательной и сейчас.
Так называемый Марсианский цикл литературоведы называют Барсумским. Это серия книг, рассказывающая о приключениях Джона Картера, оказавшегося на Марсе, в мире под названием Барсума. Всего марсианские хроники включают в себя 11 произведений. В число любимых читателями романов вошли «Боги Марса» и «Джон Картер – марсианин».
Вниманием пользовался и роман «Земля, позабытая временем», выпущенный как самостоятельное произведение. Критики и поклонники Берроуза отмечали новизну сюжета и особенности вселенной, описываемой автором.
Сделав литературу делом своей жизни, Эдгар Берроуз выпускал по 3 книги в год, чтобы обеспечить существование себе и своей семье. Экранизации произведений стали приносить дополнительный доход. Привыкший к роскоши Берроуз видел в фильмах по его произведениям возможность увековечить сюжеты и финансовую выгоду.
Дебютный фильм о Тарзане, выпущенный на экраны в 1918 году, не произвел фурора, на который рассчитывал автор. Зато ленты, снятые после 1930-х, имели большой успех. Главную роль в них исполнял Джонни Вайсмюллер, чемпион Олимпийских игр по плаванию. Его участие имело большое значение для публики и обеспечивало кассовые сборы.
Книги Берроуза пользовались большим спросом. В 1929 году писатель учредил компанию Edgar Rice Burroughs Inc и стал самостоятельно публиковать и переиздавать свои произведения. Библиография Эдгара Берроуза насчитывает 26 романов о Тарзане, 7 книг о Пеллюсидаре, цикл о приключениях на Марсе и множество фантастических рассказов и повестей. Сам писатель воспринимал свое творчество как литературу примитивного жанра.
Не помышляя о влиянии, которое имели его книги, он находил в ней самовыражение и способ заработка. Произведения американского прозаика послужили фундаментом для развития жанра фантастики в литературе США. В числе его последователей сегодня называют Джона Нормана и Отиса Клайна. Отдельное место в жизни Берроуза занимала журналистика, которой он посвятил себя в качестве корреспондента, работая на передовой во время Второй мировой войны.
5 сентября – 120 лет со дня рождения (1905-1983)
Артура Кёстлера, английского писателя, журналиста, философа.
Дебютировал автобиографической книгой «Испанское завещание» (другое название – «Диалог со смертью», в русском переводе «Автобиография», 2002), отразившей впечатления о пребывании Кёстлера в плену у франкистов во время Гражданской войны 1936-1939 гг. Увлечение идеей сильной личности нашло выражение в первом художественном произведении – историческом романе «Гладиаторы» (1939; русский перевод 2003) о восстании Спартака.
Подлинный успех Кёстлеру принёс публицистический роман-памфлет «Слепящая тьма» 1940; русский перевод 1978), раскрывающий механизм массовых репрессий в СССР. Критика идей коммунизма нашла развитие в романе «Прибытие и отъезд», 1943; русский перевод 2003), а также в сборнике политических эссе «Йог и комиссар» (1945) и «Разочаровавший бог» (1950). Вызвавший острую полемику в прессе роман «Воры в ночи: хроника одного эксперимента» (1946; русский перевод 1981) повествует о драматической истории создания израильского кибуца. Роман «Век вожделения» (1951; русский перевод 2000) – мрачная антиутопия о воображаемой ситуации в послевоенной Франции, которую собираются оккупировать советские войска.
Политические темы затронуты в автобиографических книгах «Земная накипь» (1941), «Стрела в небо» (1952; русский перевод 1994), «Невидимые письмена» (1954), а также в историческом исследовании «Обетование и претворение: Палестина, 1917-1949» (1949) об отношениях между евреями и англичанами в период британского мандата.
С середины 1950-х гг. Кёстлер публиковал книги исследований: «Лотос и робот» (1960) по философии, «Акт творчества» (1964) по психологии, «Лунатики: история изменений представлений человека о вселенной» (1959) и «Призрак в машине» (1967) по биологии и теории биосистем, «Тринадцатое колено» (1976) по истории и др.
7 сентября – 155 лет со дня рождения (1870-1938)
Александра Куприна, русского писателя-реалиста, переводчика.
Первые опыты будущего классика в литературе отмечены ещё в подростковом возрасте, во время учёбы в гимназии. Творчество Куприна началось с лирики, но первая большая книга стихов осталась не опубликованной. Больше юноше повезло с прозой: первый же рассказ 19-летнего Александра под названием «Последний дебют» вышел в 1889 году в журнале «Русский сатирический листок», однако затем последовал значительный перерыв до 1892-1893 гг., когда были опубликованы повесть «Впотьмах», рассказы «Психея» и «Лунной ночью». Во второй половине 1890-х гг. он написал целый цикл рассказов, которые охотно печатали литературные журналы Санкт-Петербурга и Москвы.
Пик литературной карьеры Александра Куприна пришёлся на самое начало XX века. В 1903 году вышел рассказ «Белый пудель», ставший классикой детской литературы, в 1907 году был напечатан «Гамбринус», посвящённый воспоминаниям писателя о жизни в Одессе. В 1905 году вышла повесть «Поединок», которая стала одной из самых известных работ Александра Ивановича и оказалась настоящим событием в культурных слоях столицы, вызвав многочисленные обсуждения. В те же годы были написаны ещё несколько работ, заслуженно ставших известными – «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце», рассказы о животных.
В 1915 году вышла повесть «Яма», ставшая для современников А.И. Куприна самой противоречивой работой писателя. В ней он описал быт и нравы публичного дома – настолько натуралистично, что повесть забросали критическими рецензиями, а первый тираж полиция изъяла из продажи.
В 1917 году Куприн отошёл от привычного реализма и написал наполненную мистическими образами повесть «Звезда Соломона». В ней Александр Иванович творчески переосмысливал классической сюжет о Мефистофеле и Фаусте.
В эмиграции А.И. Куприн продолжал продуктивно работать: в 1920-1934 гг., помимо многочисленных рассказов, у него вышли философская притча «Синяя звезда» и повести «Юнкера», «Колесо времени», «Купол святого Исаакия Далматского» и «Жанета». Но, несмотря на объёмы написанного и благожелательные отклики критиков и читателей, у Куприна на фоне трудного материального положения и пошатнувшегося здоровья начались депрессия и творческий кризис. Не смог он по-настоящему вернуться к литературе и после приезда на родину.
Несмотря на многочисленные пробы пера в околомистическом направлении, жанром, который прославил писателя, стал критический реализм. Идеи романтизма были ему чужды. В каждом своём произведении Александр Куприн старался, в первую очередь, максимально воспроизвести нравы и быт окружающего общества. Из реальной жизни брались не только детали, но и сюжеты, которые, разумеется, творчески перерабатывались. В тщательном переносе нюансов и подробностей и заключался главный талант писателя.
11 сентября – 160 лет со дня рождения (1865-1929)
Яниса Райниса, латышского поэта, драматурга.
С 1880 года он учится в Рижской городской гимназии, а затем поступает в Петербургский университет на юридический факультет, по завершении которого работает по специальности в Вильнюсе (Вильно), Берлине, Паневежисе и Елгаве. Одновременно, с конца восьмидесятых годов Янис начинает интересоваться политикой и литературой, становится членом редакции газеты Диенас Лапа (Ежедневный Листок), представляющей интересы группировки «новотеченцев», близких в политике к социал-демократии. Он – один из идеологов движения. Он пишет как стихи, так и политические памфлеты. Во время заключения переводит на латышский язык «Фауста» И.В. Гёте и пишет много стихов.
Во время революции 1905 года Райнис активно участвует в движении, а после поражения революции уезжает в Швейцарию, где живёт до 1920 года. В Швейцарии, в Кастанооле, где он живёт, Райнис пишет свои самые лучшие сборники стихов и поэм, самые знаменитые пьесы: «Новая сила», «Тихая книга», «Те, кто не забывают», «Конец и начало», «Ave sol», «Даугава», «Золотой конь», «Индулис и Ария», «Вей, ветерок», «Иосиф и его братья», «Играл я, плясал», «Ворон», «Огонь и ночь». Его произведения становятся практически первыми и лучшими образцами латышской поэзии, которая до Райниса носила вторичный характер, подражая немецкой. Он склоняется к мистике, пишет стихи декадентские, пробует силы в различных направлениях.
Возвращается он уже в независимую Латвию, где продолжает заниматься политикой. Райниса избирают депутатом учредительного собрания Латвии и депутатом сейма. Он назначается директором Национального театра Латвии, становится членом первой дирекции Художественного театра, а затем работает министром просвещения Латвии. Поэт баллотировался на пост президента Латвии, но проиграл выборы. Незадолго до кончины он был награжден высшей наградой страны – орденом Трёх Звезд.
Нет города в Латвии, где его имя не носили бы улицы, бульвары или площади. В стране несколько музеев Райниса, посвященных различным периодам его жизни. Его чтили как в первой независимой Латвии, так и в советское время. Его чтят и сегодня. В центре Риги в Верманском парке ещё в советские времена установлен памятник Райнису.
13 сентября – 90 лет со дня рождения (1935-2021)
Альберта Лиханова, русского писателя, журналиста, академика, общественного деятеля, почётного профессора множества российских университетов.
Писательский дебют Лиханова состоялся в 1962 году, когда был опубликован его рассказ «Шагреневая кожа». Первый опыт оказался удачным, и начинающий писатель продолжил работу.
В период с 1967 по 1976 годы Лихановым были написаны такие значительные произведения, как «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», «Солнечное затмение».
Центральной темой произведений Лиханова стало становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Он много писал для детей и о детях, пытаясь вызвать интерес общества ко многим проблемам подрастающего поколения. К таким произведениям относятся «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» и другие.
Особое место в творчестве Лиханова заняла книга, посвящённая современному воспитанию, – «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций», которая была переведена на многие языки мира.
Стоит отметить активную общественную деятельность Альберта Лиханова в защиту детей. В 1987 году он организовал Детский фонд с отделениями во всех регионах СССР, многие из которых работают и по сей день. Именно Лиханов стал инициатором создания детских домов по семейному типу.
15 сентября – 135 лет со дня рождения (1890-1976)
Агаты Кристи, английской писательницы.
Первый детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлз» Агата Кристи создала еще в 1915 году. На основе приобретенных знаний, а также знакомства с бельгийскими беженцами писательница выводит ключевой образ романа – сыщика-бельгийца Эркюля Пуаро. Первый роман опубликовали в 1920 году: до этого книгу не менее пяти раз отвергли в издательствах. О знаменитом сыщике сняли сериал, который полюбился зрителям по всему миру. Режиссеры постоянно будут возвращаться к романам британки, создавая на основе книг писательницы фильмы: «Пуаро Агаты Кристи», «Мисс Марпл», «Убийство в Восточном экспрессе». Особо зрители запомнили сериал «Мисс Марпл». В этой экранизации образ мисс Марпл блестяще воплотила британская актриса Джоан Хиксон.
К 1926 году Кристи стала популярной. Произведения автора печатались в большом количестве в мировых журналах. В 1927 году в рассказе «Вечерний клуб “Вторник”» появляется мисс Марпл. Основательное знакомство читателя с этой проницательной старушкой произошло при появлении романа «Убийство в доме викария» (1930). Затем придуманные писательницей персонажи присутствовали в нескольких произведениях, объединенных в серию. Убийства и тематика следствия будут основными в детективах британской писательницы.
Самыми яркими детективными романами Агаты Кристи считаются: «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937), «Десять негритят» (1939), «Багдадская встреча» (1957). Среди работ позднего периода эксперты отмечают «Ночную тьму» (1968), «Вечеринку на Хэллоуин» (1969), «Врата судьбы» (1973).
Агата Кристи – успешный драматург. Произведения британки стали основой для большого количества пьес и спектаклей. Особую популярность приобрели пьесы «Мышеловка» и «Свидетель обвинения». Кристи принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок одного произведения. Спектакль «Мышеловка» впервые был поставлен в 1952 году и по сей день непрерывно демонстрируется на сцене.
В творческой биографии писательницы числится более 60 романов. Большинство из них она публиковала под фамилией первого мужа. Но 6 произведений она подписала вымышленным именем – Мэри Вестмакотт. Тогда писательница не только сменила имя, но и на время оставила жанр детектива. Также она издала немалое количество рассказов, объединенных в 19 сборников.
Сама писательница считает своим лучшим произведением роман «Десять негритят». Прообразом места действия является остров Бург в Южной Британии. Однако сегодня эта книга для соблюдения политкорректности продается под другим названием – «И никого не стало».
Романы «Занавес» и «Забытое убийство» вышли в свет в 1975 году – они стали последними в сериях о Эркюле Пуаро и мисс Марпл. А вот написаны они были задолго до этого, еще во время Второй мировой войны, в 1940 году. Тогда она положила их в сейф, чтобы опубликовать, когда уже не сможет ничего писать.
В 1956 году писательницу наградили орденом Британской Империи, а в 1971 году за достижения Кристи удостоили звания кавалер-дамы в области литературы. Обладательницы награды также получают дворянский титул «дама», который употребляется перед именем при произношении.
В 1965 году Агата Кристи дописала свою автобиографию, которую окончила следующими словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».
21 сентября – 265 лет со дня рождения (1760-1837)
Ивана Дмитриева, русского поэта, баснописца.
И.И. Дмитриев был близким другом Н.М. Карамзина и разделял его взгляды на развитие русского литературного языка. В1803-1804 гг. им написано свыше 40 басен. И.И. Дмитриев отошел от классического деления жанров на высокие и низкие. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Именно поэтому в своих баснях Иван Дмитриев использовал изящную светскую разговорную речь, что было новаторством для того времени.
Басни И.И. Дмитриева – переводные, в их основе лежат работы Ж. Лафонтена, а также других представителей французской басенной школы – Ж. Грекура, Л. Мерсье, А. Делаланда. У них И.И. Дмитриев заимствовал не только сюжет, но стремился различными художественными средствами передать стилистические тонкости оригинала. Его басни «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица», «Прохожий», «Отец с сыном», «Пчела и муха» – это правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы.
В работах И.И. Дмитриева главными героями традиционно выступают животные, как и в далеких от лирических красот баснях (притчах) А.П. Сумарокова, но изъясняются они в совершенно другой манере: «мило, приятно и остроумно». Заслуга И.И. Дмитриева заключается в том, что он, не отвергая поучительной направленности басни, «первый показал нам, что есть разница между выражениями простыми и низкими…» (Д. Н. Блудов).
Внесенные И.И. Дмитриевым изменения коснулись специфики жанра басни. Основной чертой басенного творчества И.И. Дмитриева стали изящность слога, личное, лирическое начало. «Философичность», а не «нравоучительность» его басен особо подчеркнул П.А. Вяземский. И.И. Дмитриеву свойственна ненавязчивая манера собеседования с читателем. В тех случаях, когда у И.И. Дмитриева басня сопровождается «моралью», краткое резюме баснописца иногда перерастает в своеобразное лирическое отступление.
Басенное творчество И.И. Дмитриева обогатило русскую литературу. Он впервые поднял басню «из низов» на новые высоты. По словам А.Ф. Мерзлякова, он «отворил басням двери в просвещенные, образованные общества, отличавшиеся вкусом и языком».
26 сентября – 220 лет со дня рождения (1805-1827)
Дмитрия Веневитинова, русского поэта романтического направления, переводчика, прозаика, философа.
Короткий жизненный путь Дмитрия Владимировича Веневитинова яркой вспышкой осветил русскую культуру первых десятилетий 19 века. Современники вспоминали о нем как о высокообразованном и разносторонне одаренном молодом человеке.
Он писал маслом живописные полотна, пел, играл на инструментах и сам сочинял музыку, прекрасно владел языками, разбирался в философии и истории изящной словесности. Явился автором многочисленных стихотворений, переводил Вергилия и Гете. В качестве критика стал автором статьи на первую главу пушкинского «Евгения Онегина».
Первые пробы пера относятся к 1821 году. В начале творчества поэта видно разнообразие жанров – это дружеские послания, сонеты, элегии. Он восхищен и героизмом Байрона, и романтизмом Пушкина, и лирической грустью Жуковского.
Даже в самых первых стихотворениях можно увидеть простоту изложения, ясность мысли и искренность. Они отличаются не мечтательным идеализмом, а идеальным реализмом. В них чувствуется работа поэта над поиском новых поэтических идей и своего собственного творческого пути.
В 1824 г. Веневитинов и князь Одоевский стали организаторами тайного «Общества любомудрия». Это был своеобразный философский кружок, члены которого изучали труды И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля и других известных в то время философов. Также Дмитрий Владимирович активно участвовал в издании «Московского вестника».
Всего Веневитинов написал порядка пятидесяти произведений. Большинство из них философского направления. Соединение лирики и философии было отличительной чертой творчества Дмитрия Веневитинова. Главной темой стихотворений последних лет была судьба поэта.
Стихотворение «Утешение» было написано в 1826 г. В нем рассматривается предназначение поэта, которого Веневитинов сравнивает с Прометеем, дарящим огонь, и с Пигмалионом, оживившем безжизненный камень. По сути, трагическое стихотворение раскрывает тему бессмертия.
Содержание стихов, сочиненных в 1826-1827 годах «Поэт и друг» и «Завещание», можно считать пророчеством. Они словно предопределяют скорую кончину автора.
26 сентября – 110 лет со дня рождения (1915-1976)
Сергея Смирнова, русского советского писателя, прозаика, драматурга, публициста, журналиста, редактора.
Начал печататься в 1934 году как журналист, с 1937 г. сотрудник газеты «Гудок». После войны С.С. Смирнов закончил Литературный институт, оставаясь в рядах Советской Армии работал редактором Воениздата. В ноябре 1953 - октябре 1954 года заместитель главного редактора журнала «Новый мир». В 1959-1960 главный редактор «Литературной газеты».
Секретарь Московского отделения Союза писателей РСФСР, член Правления Союза писателей СССР, член редколлегии журнала «Смена». Сергей Смирнов много сделал для увековечения памяти героев войны, он первым написал о ряде подвигов советских солдат. Его выступления в печати, на радио и телевидении, в телеальманахе «Подвиг», внесли огромный вклад в поиск пропавших в годы войны и её неизвестных героев.
Впервые С.С. Смирнов сделал всеобщим достоянием героическую эпопею обороны Брестской крепости, остававшейся долгое время в безвестности. Предпринял огромную работу по собиранию материалов о защитниках крепости.
В 1958-1970 гг. побывал в 50 зарубежных странах, описал свои поездки в репортажах и очерках. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии» (1954), «Сталинград на Днепре» (1958), «В поисках героев Брестской крепости» (1959), «Были Великой войны» (1966), «Семья» (1968). За книгу «Брестская крепость» (1957) в 1964 году был удостоен Ленинской премии. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости, собранные материалы – более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости и сотни фотографий передал музею. В музее ему посвящен стенд.
Автор пьес в своё время широко шедших на сценах СССР: «Крепость над Бугом» (1955), «Люди, которых я видел» (1958). Киносценарии: «Его звали Федор» (1963), «Они шли на восток» (1965), «Катюша» (1964), «Великая Отечественная» (1965), «Город под липами» и «Семья Сосниных» (1968). Последние годы жизни он писал книгу о маршале Жукове.
29 сентября – 230 лет со дня рождения (1795-1826)
Кондратия Рылеева, русского поэта, общественного деятеля.
Кондратий Фёдорович Рылеев – декабрист и один из пяти казнённых лидеров Декабристского восстания 1825 года.
Еще в кадетском корпусе Кондратий обнаружил у себя поэтический талант. Первую оду «Любовь к отчизне» он написал в 1813 году, посвятив её Кутузову. В 1818 году Кондратий решил посвятить себя литературе. Два года спустя написал знаменитую оду «К временщику». В 1822 году Рылеев написал «Реквием на смерть Ермака», который частично был положен на музыку.
В 1823 году Кондратий присоединился к «Вольному обществу любителей российской словесности» и совместно с Бестужевым начал выпускать журнал «Полярная звезда».
Рылеев был в дружеских отношениях с Александром Пушкиным. Их переписка и обсуждения литературных и политических тем были ярким примером интеллектуального обмена идей среди передовых людей того времени.
Одно из самых известных его произведений – поэма «Войнаровский», в которой Рылеев отразил свои демократические и патриотические взгляды, проводя параллели между историческими личностями и современными ему событиями.
Помимо литературной деятельности, Кондратий был вовлечён в политическую жизнь, являясь активным членом Северного декабристского общества. Он придерживался республиканских убеждений и принимал участие в шествии декабристов на Сенатскую площадь. После подавления восстания декабристов его арестовали. Его произведения были запрещены к публикации, а многие его рукописи и книги уничтожены. В конечном счёте, Кондратия вместе с четырьмя другими руководителями восстания казнили.
30 сентября – 150 лет со дня рождения (1875-1958)
Сергея Сергеева-Ценского, русского советского писателя.
Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них выучив наизусть, в семь лет он сам стал сочинять стихи. После окончания гимназии поступает в Глуховский учительский институт, где продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник «Думы и грезы» (1901). Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет «окружающую обстановку и пейзаж»: работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене (Талсы, под Ригой).
С 1900 начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в «Русской мысли» («Забыл» и «Тундра»). Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа «Поручик Бабаев», повестей «Пристав Дерябин» и «Батенька», эпопеи «Севастопольская страда» и «Преображение России».
Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвящённые его литературной деятельности. В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).
В 1930-е вышли в свет повести «Счастливица», «Маяк в тумане», рассказы «Устный счёт», «Воронята» и др. М. Горький поддерживал писателя, видя в нём продолжателя традиций русской классической литературы. В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник «Настоящие люди», 1943), романы «Брусиловский прорыв», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили» (1944).
До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем, работая над последними романами эпопеи «Преображение России».
30 сентября – 130 лет со дня рождения (1895-1980)
Надежды Павлович, русской поэтессы, критика, переводчика.
В 1911 г. в газете «Псковская жизнь» напечатала первые стихи. В середине 1910-х в Москве посещает лекции на Высших женских курсах, становится участницей литературного кружка при журнале «Млечный путь» (1915-1916), вместе с С. Есениным и Б. Пильняком. В 1918 г. в соавторстве с М. Герасимовым, С. Есениным и С. Клычковым пишет сценарий «Зовущие зори».
В 1920 г. занимаясь по поручению правления Всероссийского Союза поэтов организацией отделения Союза в Петербурге, Павлович познакомилась с Александром Блоком. С Блоком и его влиянием связаны многие стихи из первых и, как потом оказалось, основных сборников Надежды Павлович – «Берег» (1922) и «Золотые ворота» (1923). В этих сборниках она выступает как лирик, близкий блоковской традиции. Сразу после смерти поэта она пишет мемуарные статьи о Блоке; много лет спустя Павлович создаст поэму «Воспоминания об Александре Блоке» (1939-1946). К 25-летию со дня смерти поэта выходит статья «Об Александре Блоке» (Огонек, 1926, №28). Наконец, в 1964 г. в тартуском «Блоковском сборнике» публикуются наиболее полные «Воспоминания об Александре Блоке», отличающиеся от одноименной поэмы большей обстоятельностью в обрисовке Блока, его родных и близких, литературной жизни Петрограда тех лет и отношений самой Павлович с великим поэтом.
В начале 1920-х Павлович выступает (под псевдонимом Михаил Павлов) как критик со статьями и рецензиями, посвященными в основном современной поэзии. Она рецензирует сочинения А. Блока и А. Белого. В 1925-1932 гг. публикует серию книг для детей: «Капризник Тики» (1925), «Паровоз-гуляка» (1925), «Веселая пчелка» (1930), «Коза в огороде» (1930) и др. В годы Великой Отечественной войны у нее выходит два сборника патриотических стихов.
В 1962 г. вышла книга Павлович «Думы и воспоминания», в которую, кроме поэмы «Воспоминания об Александре Блоке» и избранной лирики 1920-1955, вошел цикл мемуарных стихотворений «Современники» (о Горьком, Маяковском, Брюсове, Есенине и Ахматовой). Все последние годы Надежда Павлович писала религиозно-духовные стихи, которые вошли в сборник «Сквозь долгие годы» (1977) и в книгу размышлений «Победитель смерти» (2000). В этих стихотворениях развиваются мотивы покаяния, очищения, мотивы бессонной совести; но основное содержание их – умудренность, ясность и покой просветленной души, нашедшей, наконец, смысл жизни.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно