герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Июль


Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.


Литературный хронограф. Июль10 июля – 135 лет со дня рождения (1890-1972) Веры Инбер, советской поэтессы, писательницы, переводчицы.

Вера Инбер – яркая представительница советских литераторов, родившаяся еще в Российской империи. Писательницу Серебряного века часто сравнивали с поэтессой Анной Ахматовой и противопоставляли другим творцам того периода.

В подростковом возрасте Вера поступила на Высшие женские курсы, где выбрала историко-филологическое направление. В тот же период начала сочинять собственные произведения. Первый рассказ под названием «Севильские дамы» был опубликован в местном одесском издании. Помимо этого, девушка создавала сценарии для различных студенческих мероприятий. Интересно, что песни на стихи юной поэтессы впервые исполнил знаменитый певец Александр Вертинский.

Первый литературный сборник Инбер был издан во Франции. В издательства пробиться было крайне сложно, поэтому начинающая писательница опубликовала книгу «Печальное вино» за собственный счет. Спустя некоторое время этот труд получил высокую оценку литераторов Ильи Эренбурга и Александра Блока.

Следом за дебютным сборником вышли «Рассказы», «Цель и путь», «Горькая услада» и другие работы. Вера писала о чистой любви, крепкой дружбе и высоких человеческих чувствах. Среди произведений автора «свою» книгу могли найти как взрослые, так и дети.

Большой период биографии писательница посвятила журналистике. В середине 20-х Инбер побывала в Париже, Брюсселе и Берлине, где собирала интересные материалы для публикации в отечественных «Огоньке», «Красной Ниве» и «Прожекторе». В соавторстве с другими литераторами Вера написала книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», увидевшую свет в 1934 году.

Во время блокады писательница не эвакуировалась, оставшись в осажденном Ленинграде. Этот период оставил на душе женщины неизгладимый след, повлиявший на всю ее творческую биографию. Во время блокады Вера Михайловна вела дневник, стараясь четко описывать каждое событие. После войны эти записи легли в основу книги «Почти три года». Одновременно блокадница работала над произведениями «Пулковский меридиан», «О Ленинграде» и «Душа Ленинграда». За одно из этих сочинений автор удостоилась Сталинской премии.


Литературный хронограф. Июль10 июля – 120 лет со дня рождения (1905-1970) Льва Кассиля, русского советского писателя, сценариста. Автор идеи проведения Книжкиных именин, трансформировавшихся со временем в Неделю детской книги.

Если не брать в расчёт школьные стенгазеты и случайные наброски Льва Кассиля, его «обращение в литературную веру» произошло в 1925 году. Лев Абрамович вспоминал, что его неотвратимо потянуло писать.

Начинающий журналист сначала устроился корреспондентом в газеты «Правда Востока» и «Советская Сибирь», чуть позднее – в «Известия». Яркие впечатления во время многочисленных командировок определили направленность и стиль писателя. Накопленный багаж впечатлений давал пищу для размышлений, помогал при написании книг.

К детской тематике Кассиль обратился в самом конце 1920-х гг. Воспоминания детства, помноженные на живую фантазию, в 1928 году легли в основу повести «Кондуит». Получив благословение В.В. Маяковского и поверив в свои силы, писатель написал продолжение, назвав его «Швамбрания». В 1931 году он объединил две книги в единое произведение – «Кондуит и Швамбрания». Воспоминания о школьных годах, рассказанные в увлекательной манере и даже с озорством, сразу полюбились читателям.

Благодаря «Кондуиту» Кассиль выдвинулся в число ведущих детских писателей. В 1938 году он издал повесть «Черемыш, брат героя» о мальчике, выдававшем знаменитого лётчика-однофамильца за старшего брата, в 1940-е гг. – «Великое противостояние» о школьнице, мечтавшей стать актрисой, и «Улица младшего сына» о пионере-герое Володе Дубинине.

Ставшие популярными произведения укрепили славу Кассиля как превосходного детского автора. Многие годы Кассиль сотрудничал с журналом «Пионер», а в 1937 и 1941-1942 гг. возглавлял журнал «Мурзилка». «Главный редактор мурзилок и мартышек», – так в шутку подписывал он свои письма сыновьям.

В годы Великой Отечественной войны Лев Абрамович в качестве корреспондента находился на Северном флоте, Западном и 1-м Украинском фронтах. Его очерки о героических подвигах регулярно появлялись в печати.

Ещё одной важной гранью в творческой биографии Льва Кассиля стала спортивная тематика. В 1936 году Кассиль написал сценарий к знаменитому фильму «Вратарь» об Антоне Кандидове, который в 1937 году лёг в основу первого советского романа о спорте – «Вратарь республики». Кроме того, его перу принадлежат романы «Ход белой королевы» (1956) о лыжном спорте и «Чаша гладиатора» (1961) о цирковых борцах.

Долгие годы Лев Кассиль преподавал в Литературном институте им. А.М. Горького. Его заслуги отмечены орденами и Сталинской премией III степени (1951).


Литературный хронограф. Июль13 июля – 105 лет со дня рождения (1920-1991) Аркадия Адамова, русского советского писателя, автора милицейских детективов, сына писателя-фантаста Григория Адамова.

В 1941 г., будучи студентом четвертого курса авиационного института, Аркадий Адамов ушел добровольцем на фронт. Демобилизовавшись в 1943 году, он поступил на заочное отделение исторического факультета МГУ, которое окончил в 1948-м.

В том же году вышла повесть Адамова «Шелихов на кадьяке», через два года были изданы сборник рассказов «По неизведанным путям», а в 1952 г. вышла повесть «Василий Пятов».

Повесть «Дело пестрых» (1956) – стала первым широко известным отечественным детективом. В 1958 г. по книге режиссер Николай Досталь поставил одноименный фильм.

Когда Аркадий Адамов начинал создавать свои произведения, понятия «советский» или «российский» детектив еще не существовало. Благодаря ему в стране в 1950-х годах произошло возрождение детективного жанра.

Аркадий Адамов был одним из первых писателей, описавших в своих книгах трудную и опасную работу сотрудников уголовного розыска. Основным персонажем книг Адамова сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях – ученик Коршунова, Виталий Лосев.

В дальнейшем из-под пера писателя вышли детективно-приключенческие повести и романы «Черная моль» (1958), «Последний бизнес» (1961), «Личный досмотр» (1963), «След лисицы» (1965), «Стая» (1966), «…Со многими неизвестными» (1967‑1968), «Круги по воде» (1970), «Угол белой стены» (1972), «Квадрат сложности» (1973), «Злым ветром» (1973), «Петля» (1975), «Вечерний круг» (1982), «На свободное место» (1982), «Идет розыск» (1986) и др.

Адамов написал около 30 книг, он – автор документальных записок «Мой любимый жанр – детектив» и ряда исследований по зарубежной детективной литературе.

Роман Адамова «Злым ветром», посвященный 60-летию советской милиции в 1977 г., удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР, Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР. Его трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Николая Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 г., учрежденной Союзом писателей РСФСР.

Аркадий Адамов был членом Союза писателей, возглавлял одну из комиссий Союза, состоял членом редакционной коллегии журнала «Советская милиция».


Литературный хронограф. Июль18 июля – 125 лет со дня рождения (1900-1999) Натали Саррот, французской писательницы.

Натали Саррот русская по происхождению. Она родилась в семье инженера-химика, ее мать была детской писательницей. Окончила в Париже школу, получила юридическое и филологическое образование. До 1935 года Натали Саррот работала юристом, но, по ее признанию, профессию юриста не любила.

Свой первый сборник коротких рассказов «Тропизмы» (опубликован в 1939 г.) Саррот начала писать еще тогда, когда занималась адвокатской практикой. В интервью 90-х гг. Саррот говорила, что с тех пор она каждый день пишет, причем именно в кафе, потому что дома ей мешает шум. Саррот отмечала, что пишет она очень медленно – объясняет это своим «несчастливым характером»: ей все не нравится и приходится многое затем переделывать. Несмотря на то, что «новый роман» относят к неоавангардной прозе, сама Натали Саррот никогда не ставила себе цели создать именно авангардную прозу – просто так она «видит», так лучше «выражается».

Признание писательница получила только после публикации её романов «Портрет неизвестного», «Мартеро», «Планетарий» и «Между жизнью и смертью». Все творчество Саррот построено на описании психических реакций. Её романы акцентируют внимание на подсознательных всплесках эмоций, душевных порывах, тончайших оттенках человеческих чувств.

Стиль Натали Саррот уникален. Её произведения было невозможно подделать, так же, как и заимствовать элементы её произведений так, чтобы они остались неузнанными. Французские критики назвали творчество Саррот «литературной константой века». Её произведения невозможно классифицировать или подогнать под какие-либо рамки, они не поддаются четкому структурированию. По первым произведениям Натали Саррот относили к «новому роману», считая это направление наиболее полно отражающим суть творчества автора. Позже её творчество отнесли к классике французской литературы XX века, её даже номинировали на Нобелевскую премию, лишь в самый последний момент решив отдать премию другому автору.


Литературный хронограф. Июль23 июля – 110 лет со дня рождения (1915-1990) Михаила Матусовского, русского советского поэта, сценариста и переводчика, военного корреспондента, автор стихов ко многим известным песням.

Окончил в Луганске Тринадцатую среднюю трудовую школу. Своей первой учительнице М.С. Тодоровой Матусовский посвятит впоследствии стихи «Школьный вальс», ставшие популярной песней. Первое стихотворение «Велопробег» было напечатано в областной газете «Луганская правда», когда поэту не исполнилось и 12 лет. После окончания строительного техникума в Луганске работал на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

В 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ). Слушал лекции Н. К. Гудзия и Г. Н. Поспелова, А. А. Аникста и А. А. Исбаха, В. Ф. Асмуса и Ю. М. Соколова. После окончания продолжил обучение в аспирантуре по кафедре древнерусской литературы, где под научным руководством Н. К. Гудзия подготовил кандидатскую диссертацию. Однако на защиту диссертации, назначенную на 27 июня 1941 года, соискатель не явился: началась Великая Отечественная война, и он, получив удостоверение военного корреспондента, был уже на фронте. Профессор Гудзий настоял на том, чтобы защита прошла в отсутствие соискателя.

В годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором М. Г. Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944). В послевоенные годы вышли сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982) и многие другие. В 1977-1978 годах написал автобиографическую повесть «Семейный альбом», которая была опубликована в 1983 году.


Литературный хронограф. Июль26 июля – 140 лет со дня рождения (1885-1967) Андре Моруа, французского писателя, член Французской академии (1938).

Учился в Руанском коллеже (1897-1901), где проявил склонность к гуманитарным дисциплинам, преимущественно к литературе и эстетике. В Первую мировую войну 1914-1918 гг. служил переводчиком в английских войсках. Во время фашистской оккупации Франции жил в США, где преподавал в Университете Канзаса. В 1943-1946 гг. путешествовал по Африке; с 1946 г. жил во Франции.

Дебютировал пронизанными патриотическим пафосом юмористическими повестями о войне: «Полковник Брэмбл и его друзья» (1918, русский перевод 1992) и «Речи доктора О’Грэди» (1922). Известность получили созданные в традициях реализма и под влиянием философской концепции Алена социально-психологические романы, посвящённые жизни французских буржуа: «Бернар Кенэ» (1926), «Превратности любви» (1928, русский перевод 1930), «Семейный круг» (1932, русский перевод 1966), «Инстинкт счастья» (1934) и др.

Творчество Моруа поистине огромно – 200 книг, более тысячи статей. Его перу принадлежат романы и новеллы, критические статьи и философские эссе: литературные мемуары и исторические труды. Но прежде всего Моруа – мастер биографического жанра.

Наибольшую славу снискали биографические романы «Ариэль, или Жизнь Шелли» (1923, русский перевод 1925), «Жизнь Дизраэли» (1927, русский перевод 1934), «Дон Жуан, или Жизнь Байрона» (1930, русский перевод 1936), «Тургенев» (1931, русский перевод 2001), «Рене, или Жизнь Шатобриана» (1938), «В поисках Марселя Пруста» (1949), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952; в русском переводе 1967 – «Жорж Санд»), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954, русский перевод 1971), «Три Дюма» (1957, русский перевод 1962) и др. В биографических сочинениях, отмеченных беспристрастностью изложения, психологизмом и тонким стилистическим изяществом, документальные факты соединяются с романическим вымыслом; теория жанра изложена Моруа в книге «Аспекты биографии» (1928). Среди других произведений: сборники эссе, в том числе «Письма незнакомке» (1956, русский перевод 1983) и «Искусство беседы» (1964, русский перевод 1983); новеллистика; труды по истории Европы и США, книги для детей, автобиография.


Литературный хронограф. Июль31 июля – 60 лет (1965) Джоан Кэтлин Роулинг, английской писательнице.

Стать писательницей Джоан решила еще в шестилетнем возрасте, когда сочинила первую сказку о кролике по имени Кролик. После окончания школы Роулинг пыталась поступить в Оксфорд, но в итоге стала студенткой филологического факультета в Эксетерском университете. Кроме французского языка Роулинг изучала в университете древнегреческую и древнеримскую литературу.

Окончив университет, Роулинг переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы, среди которых была должность в Международной амнистии – организации по защите прав человека.

В 1990 году во время поездки из Манчестера в Лондон в переполненном поезде у Роулинг зародилась идея о романе, повествующем о черноволосом мальчике в очках, который не догадывался о своих волшебных способностях. Она приступила к работе вечером того же дня, добравшись до дома. После смерти матери в декабре 1990 года главным героем ее будущего романа стал мальчик-сирота, тоскующий о погибших родителях. В начале 1990-х годов Роулинг жила в Португалии, где преподавала английский язык в качестве иностранного языка. В 1993 году переехала в Эдинбург.

В 1995 году писательница отправила первые главы книги нескольким литературным агентам. В 1997 году роман «Гарри Поттер и философский камень» был впервые опубликован в издательстве «Блумсбери». Издательство предложило писательнице напечатать на обложке инициалы вместо полного имени, ссылаясь на то, что мальчики не захотят покупать книгу, написанную женщиной. Так как у Роулинг не было второго имени, она выбрала в качестве инициала букву «К», в честь своей бабушки Кэтлин – «Дж. К. Роулинг». Книга завоевала популярность у публики.

В 1998 году был опубликован второй роман о Гарри Поттере «Гарри Поттер и Тайная комната», который быстро стал первым в списке бестселлеров.

В 1999 году вышла третья книга – «Гарри Поттер и узник Азкабана».

Четвертая книга серии «Гарри Поттер и Кубок огня» была опубликована 8 июля 2000 года рекордным для Великобритании тиражом в один миллион экземпляров.

Следующая книга о Гарри Поттере «Гарри Поттер и Орден Феникса» вышла в 2003 году, в 2005 году была опубликована «Гарри Поттер и принц-полукровка».

Последняя книга серии «Гарри Поттер и Дары смерти» вышла в 2007 году.

Интерес к Гарри Поттеру и доход от продаж книг возрастали с каждым новым романом. Произведения Роулинг были переведены на 67 языков мира.

В 2001 году были опубликованы две книги Джоан Роулинг, которые упоминаются в романах о Гарри Поттере как учебники в школе для волшебников: «Фантастические звери и места их обитания» и «Квиддич с древности до наших дней».

В декабре 2007 года был издан сборник «Сказки барда Бидля», который был также упомянут в последней книге о Гарри Потере, а текст одной из сказок приведен в романе полностью.

В сентябре 2012 года в Великобритании вышел первый роман Роулинг для взрослых «Случайная вакансия».

Под псевдонимом Роберт Гэлбрейт писательница опубликовала два детективных романа «Зов кукушки» (2013) и «Шелкопряд» (2014).

Также писательница объявляла, что уже написала половину своего третьего криминального романа и приступила к работе над сюжетом четвертого. Планируется, что книг, связанных общим героем – детективом Кормораном Страйком, будет больше семи.

Роулинг является сценаристом ряда фильмов о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и философский камень» (2001), «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004), «Гарри Поттер и Кубок огня» (2005), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007), «Гарри Поттер и принц-полукровка» (2009). В двух частях картины «Гарри Поттер и Дары смерти», выпущенных в 2010 и 2011 году, она также является продюсером.

Роулинг является обладательницей многочисленных премий и наград. В 2001 году она была удостоена ордена Британской империи, в 2009 году – ордена Почетного легиона (Франция). Среди ее наград – Премия Хьюго (2001), Премия принца Астурийского (Испания, 2003), Литературная премия У.Г. Смита (2004), Премия Эдинбурга (2008), Премия Ганса Христиана Андерсена (Дания, 2010) и др. Роулинг несколько раз была награждена Британской книжной премией (1998, 1999, 2000, 2006, 2008).


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Июль
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.07.2025
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.