Вспоминаем имена юбиляров месяца в области литературы.
5 мая – 110 лет со дня рождения (1915-1994)
Евгения Долматовского, поэта, прозака.
В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1937 году закончил Литературный институт. Первая книга лирических стихов Евгения Долматовского была опубликована в 1934 году.
С 1939 по 1945 год Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Советской армии. В 1941 году попал в окружение и был взят в плен, из которого бежал снова на фронт (эти события отражены в повести «Зеленая брама»).
Наибольшую известность Евгению Долматовскому принесли написанные на его слова песни – «Офицерский вальс», «Песня о Днепре», «Добровольцы» Марка Фрадкина, «Сормовская лирическая» Бориса Мокроусова, «Моя любимая» Матвея Блантера, «Любимый город» Никиты Богословского, многие из которых звучали в популярных кинофильмах («Истребители», «Встреча на Эльбе»). Исполняли их великие голоса – Эдуард Хиль, Леонид Утесов, Андрей Миронов, Анна Герман, Эдита Пьеха и другие.
За свою деятельность Евгений Долматовский был удостоен пяти орденов и ряда других правительственных наград. Лауреат Сталинской премии 3 степени (1950, за цикл стихотворений «Слово о завтрашнем дне»).
Долматовский занимался также литературной критикой (книги «Из жизни поэзии», 1965; «Молодым поэтам», 1981), переводами, редакторской и составительской работой.
8 мая – 255 лет со дня рождения (1770-1830)
Василия Пушкина, поэта, дяди А.С. Пушкина. По образному выражению Александра Сергеевича, дядя «сосватал его с музами».
Прижизненная библиография поэта ограничилась одним сборником, благодаря ему неотъемлемой частью российского литературного процесса стало неформальное общение стихотворцев и писателей. Пушкин-старший, получивший прозвище Парнасский Отец, ввел в моду поэтические турниры, сочинение произведений на заданные рифмы и стихотворные обращения поэтов друг к другу.
Василий Львович был старостой Арзамасского общества безвестных людей («Арзамас»), в котором литераторы разных возрастов объединились на почве любви к буффонаде и неприятия попыток выхолащивания русского языка, предпринятых Александром Шишковым. Помимо дяди и племянника Пушкиных, в «Арзамас» входили Денис Давыдов, Василий Жуковский, Петр Вяземский, Константин Батюшков, Александр Плещеев.
Многим произведениям Василия Пушкина присущи элементы сатиры. Если басня «Голубка и бабочка», адресованная младшей сестре Елизавете, лишь с братской назидательностью рекомендует любить мужа, то произведение «Японец» аллегорически доказывает: не замечать пороков отечества может лишь человек, лишенный и зрения, и слуха.
В сатире «Вечер» Василий Львович предвосхитил сюжетные коллизии грибоедовского «Горя от ума». Характерны говорящие фамилии персонажей произведения, обличающего московское светское общество конца XVIII века, – Скопидомов, Стукодей, Вралев.
Вершина творчества Василия Пушкина – поэма «Опасный сосед». Произведение – пародия и на библейский первый Псалом Давидов, и на лозунги французской революции, и на литературные споры. Персонаж Буянов выступает литературной предтечей Ноздрева Николая Гоголя.
13 мая – 185 лет со дня рождения (1840-1897)
Альфонса Доде, французского романиста и драматурга.
Первая работа как журналиста появилась в жизни Доде в 1859 году. Сначала он пробовался как репортер, затем писал для газеты в качестве театрального критика. Продолжая трудиться там, он познакомился с герцогом Шарлем де Морни, который устроил его на место секретаря, он провел на этой должности 5 лет.
О жизни во Франции Доде позднее написал автобиографию под названием «Малыш», вышедшую в 1868 году. А еще через год он опубликовал сборник «Письма с моей мельницы». Сначала автор отдавал в печать новеллы собственного сочинения о людях, живших в Провансе, а также описывал в них красоты местной природы. С выходом в свет двух романов читатели заинтересовались и другими его произведениями. С тех пор драматург стал чаще выпускать книги, которые пользовались не меньшим спросом.
В 1872 году Доде представил читателям новую книгу под названием «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», которая сначала публиковалась отдельными частями в газетах. Это произведение оказалось политической сатирой, в которой Альфонс высмеивает предположение о том, что цивилизацию в страну принесли французы. Главным героем стал вымышленный персонаж по имени Тартарен, который превзошел самовлюбленных, глупых и добродушных обывателей маленького городка.
Новая волна популярности настигла Доде в середине 1870-х годов с выпуском книг «Джек», «Фромон-младший и Рислер-старший» и ряда других работ. Были в библиографии Альфонса и социально-разоблачительные произведения, к таким относится книга «Набоб» 1877-го.
В конце карьеры Доде заинтересовался психоанализом, что прослеживается в его поздних произведениях. Например, в романах «Маленький приход» и «Сафо» на первое место автор поставил простые потребности, которые способны толкнуть человека на совершение поступка, хорошего или не очень. Многие романы и пьесы Альфонса Доде впоследствии были экранизированы разными режиссерами: «Мельница Доде» (1922), «Сафо» (1908 и 1934) и другие.
16 мая – 115 лет со дня рождения (1910-1975)
Ольги Берггольц, русской советской поэтессы, прозаика и драматурга, журналиста.
В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Берггольц. В 1925 году вступила в литературную молодежную группу «Смена». В 1926 году стала студенткой Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета.
В годы блокады 1941-1943 годов находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В Доме радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Сила и воздействие голоса Берггольц, звучавшего по ленинградскому радио в Великую Отечественную войну, имело потрясающее воздействие на замерзавших и голодавших ленинградцев.
Судьба самой писательницы была страшной: она потеряла всех своих детей, пережила два ареста, расстрел первого и смерть второго мужа. Но любовь читателей к ней и её потрясающему литературному дарованию не исчезла и поныне.
В военные годы были выпущены сборник «Ленинградская тетрадь» и пьеса «Они жили в Ленинграде», попытка осмыслить опыт жизни в осаждённом городе. Именно Ольга Федоровна сообщила землякам о прорыве блокады. Её с любовью и нежностью называли Голосом города.
После окончания войны Берггольц написала киносценарий «Ленинградская симфония», выпустила сборник стихов «Говорит Ленинград». В 1951 году поэтесса была удостоена Государственной премии СССР за историческую поэму «Первороссийск». В конце пятидесятых годов увидела свет автобиографическая книга Берггольц «Дневные звезды», а в шестидесятых – поэтические сборники «Узел», «Испытание».
Именем блокадной музы названа улица в Санкт-Петербурге, а на доме по улице Рубинштейна, где она жила, открыли мемориальную доску. Бронзовый барельеф также был установлен перед входом в Дом радио. На стеле мемориала на Пискаревском кладбище, где были похоронены тысячи блокадников, высечена крылатая фраза Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».
В 2010 году к столетию поэтессы был выпущен сборник «Ольга. Запретный дневник», в который вошли её тюремные и блокадные дневники, отрывки из второй части автобиографии «Дневные звезды», неопубликованные ранее письма к отцу, уникальные фотографии и архивные документы, как московские, так и петербургские. Также в книгу были включены материалы из архивов ФСБ из дела Берггольц 1938 года.
20 мая – 195 лет со дня рождения (1830-1907)
Гектора Мало, французского писателя.
Начал литературную деятельность журнальными очерками и заметками: Мало с большим успехом вёл литературный фельетон в «L'Opinion nationale», пропагандировал там же физический труд и английскую систему воспитания; эти же взгляды он изложил в своей книге «Современная жизнь в Англии».
Печатался с 1859 года. Дебютные романы (1859-1866) «Любовники», «Муж» и «Дети», составившие вместе трилогию «Жертвы любви», сразу сделали Мало популярным.
Творчество выдержано в духе реализма и натурализма: романы «Воспоминания раненого» (1872), «Брак Джульетты» (1874), «Дочь комедиантки» (1875), «Доктор Клод» (1879) и др.
Из обширного наследия Мало наибольшую популярность снискали романы для детей, в которых авантюрный сюжет мастерски сочетается с сентиментальными описаниями: «Ромен Кальбри» (1869), «Без семьи» (1878; многочисленные экранизации), «В семье» (1893). Два последних премированы Французской академией. Их герои привлекают живостью, смелостью и добротой, жизнь французских бедняков показана достоверно, сюжеты увлекательны. Повесть «Без семьи» сделалась во Франции классической детской книгой, по которой в школах изучают родной язык. В этой самой известной и популярной повести Гектора Мало существует постоянный образ дороги, дороги жизни, дороги обретения семьи. На этой дороге проходят этапы жизни мальчика Реми: учение, взросление, набирание опыта, выживание и наконец обретение семьи.
Автор романов «Совесть» (1888) и «Справедливость» (1889), навеянных творчеством Ф.М. Достоевского, автобиографии «Роман моих романов» (1896).
21 мая – 170 лет со дня рождения (1855-1916)
Эмиля Верхарна, бельгийского поэта, одного из основателей символизма.
Ранняя поэзия Эмиля Верхарна относится к натурализму, однако самые важные работы относят к символизму и мистицизму. Поэзия Верхарна в основном посвящена сельской Фландрии, есть в ней и строки о родном посёлке на берегу Шельды. Здоровая сельская жизнь противопоставлялась городской действительности, олицетворявшей отчуждение и бесчеловечность.
Во время Первой мировой войны живущий в то время в Франции поэт написал несколько патриотических стихов о трагедии маленькой Бельгии, ставшей жертвой агрессора. Кроме поэзии, Верхарн писал и прозу, а также драматические произведения. Самые известные сборники: «Вечера» (1887), «Крушения» (1888), «Черные факелы» (1890), «Представшие на моих путях» (1891), а также циклы «Поля в бреду» (1893), «Призрачные деревни» (1894) и «Города-спруты» (1895).
Поэзия Верхарна переведена на многие языки, в том числе и на русский. В России первые опубликованные переводы Верхарна (1906) принадлежали В. Я. Брюсову. До Октябрьской революции над переводами Верхарна работали, в частности, А. А. Блок, М. А. Волошин, Эллис. В советское время наиболее объемную и плодотворную работу над переводами Верхарна проделали Г. А. Шенгели и В. П. Фёдоров. Также в числе переводчиков – Александр Големба, Б. К. Лившиц, В. А. Рождественский, С. В. Шервинский, Юрий Александров.
24 мая – 120 лет со дня рождения (1905-1984)
Михаила Шолохова, советского писателя, обладатель Нобелевской премии в области литературы.
Писательская карьера Михаила Шолохова началась в 1923 году с сатирических рассказов, опубликованных на страницах газеты «Юношеская правда». После изданий фельетонов в газетах писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый рассказ из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926 г.), «Лазоревая степь» (1926 г.) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г.).
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена революции и войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932 гг.). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, но и в Европе, Азии, была переведена на многие языки.
Роман нередко сравнивают по значимости с другим произведением русской классики – «Войной и миром» Льва Николаевича Толстого. «Тихий Дон» – один из ключевых романов в литературе XX века, который и по сей день является обязательным для чтения в общеобразовательных учреждениях.
Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959 гг.). Этот роман в двух томах о временах коллективизации в 1960 году получил Ленинскую премию.
С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942 г.), «На Дону», «Казаки» и другие).
Известными произведениями Шолохова также являются рассказ «Судьба человека» (1956 г.), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942-1944 гг., 1949 г., 1969 г.).
Важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ). Похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.
24 мая – 85 лет со дня рождения (1940-1996)
Иосифа Бродского, поэта, драматурга, переводчика, эссеиста.
Иосиф Александрович рассказывал, что писать стихи начал с 18 лет, хотя есть несколько произведений, созданных в 16-17 лет. В молодости он написал «Рождественский романс», «Памятник Пушкину», «От окраины к центру» и не только. В дальнейшем на стиль Бродского оказала сильное влияние поэзия Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака.
Первое творение, которое насторожило власть Советов, создано в 1958-м. Стихотворение называлось «Пилигримы». Следом творец написал «Одиночество». Здесь сочинитель пытался переосмыслить, что с ним происходило и как выйти из сложившейся ситуации, когда газеты и журналы закрывали перед ним двери.
14 февраля 1960 года Бродский впервые выступил на ленинградском «Турнире поэтов». Иосиф Александрович прочитал «Еврейское кладбище», которое вызвало нешуточный скандал в литературных и общественных кругах. Жюри под давлением вынуждено было осудить молодого литератора. Спустя год автор познакомился с Ахматовой. Она никогда не сомневалась в таланте поэта и поддерживала его творчество, веря в успех.
Затем в газете «Вечерний Ленинград» вышла статья «Окололитературный трутень», клеймившая Иосифа Александровича за «паразитический образ жизни». В ней же приводились цитаты из поэмы Бродского «Шествие» и других произведений. Журналисты также объединили строчки драматурга «Люби проездом родину друзей» и «Жалей проездом родину чужую» в одну:
«Люблю я родину чужую». В январе 1964-го в том же издании были опубликованы письма «возмущенных граждан», требующих наказать поэта, а 13 февраля литератора арестовали за тунеядство. Начавшаяся травля легла тяжелым бременем на Бродского.
В июле 1972-го мастер слова переехал в США. После этого эмигрант участвовал в Международном поэтическом фестивале в Лондоне. Затем преподавал историю русской литературы и поэзии в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. Одновременно Бродский писал эссе и переводил на английский язык стихи Владимира Набокова. В 1986-м вышел сборник «Меньше единицы», а в следующем году Иосиф Александрович получил Нобелевскую премию в области литературы.
В период 1985-1989 годов литератор написал «Памяти отца», «Представление» и эссе «Полторы комнаты». В этих стихах и прозе – вся боль человека, которому не разрешили проводить в последний путь родителей. Когда в СССР началась перестройка, стихи Иосифа Александровича активно печатали литературные журналы и газеты. В 1990-м в Советском Союзе начали издавать книги сочинителя. Бродский не раз получал приглашения с родины, но постоянно медлил с этим визитом – он не хотел внимания прессы и публичности.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно