Вспоминаем имена юбиляров первого месяца весны в области литературы.
2 марта – 225 лет со дня рождения (1800-1844)
Евгения Баратынского, известного российского поэта 19-го века, современника Пушкина, Жуковского, Лермонтова.
Публиковать свои первые произведения Баратынский начал в 1819-м году. Современники высоко ценили творческий талант молодого поэта. Его лирические стихи были полны драматизма и надрывности. Начало 19-го века – эпоха Байрона и романтизма, поэтому произведения чувствительного юноши нашли такой отклик в сердцах читателей.
Литературные критики и обычные читатели отмечали, что творчество Баратынского отличает изящный слог и красота речи. Антон Дельвиг стал первым, что оценил огромный творческий потенциал молодого поэта. При этом Баратынский даже не догадывался, что лицейский друг прихватил его сочинения для личного прочтения. Стихотворным талантом Евгения не уставали восхищаться Николай Гнедич, Петр Плетнев, Василий Жуковский и даже сам Александр Пушкин.
Широкую известность поэту принесли многочисленные лирические стихотворения «Последний поэт», «Муза», «Чудный град порой сольется» и многие другие и поэма «Эда». Поэму Евгений написал в Финляндии, где в течение пяти лет служил в чине унтер-офицера. Северная природа вдохновила поэта на создание многочисленных стихов.
Интересно, что несмотря на огромный лирический талант, Баратынский был совершенно безграмотным. Он прекрасно владел немецким, итальянским и французским языками, но вот грамматики русского не знал совершенно. Единственным знаком препинания в его творениях становилась запятая. Даже предложения в стихах автор завершал запятой. В итоге перед публикацией все сочинения поэта просматривал и редактировал Дельвиг.
Даже собственную фамилию Евгений писал по-разному. Под первыми стихами он подписывался как «Баратынской», в последнем стихотворном сборнике автор стал уже «Боратынским».
Несмотря на огромный талант, творчество Баратынского временами подвергалось жесткой критике. К примеру, декабристы упрекали Евгения в том, что на него слишком влияет классицизм. Критиковали поэта и за отсутствие гражданской позиции. Критики считали, что стихи автора наполнены излишним романтизмом, а вот читатели были другого мнения. В конце жизни Баратынский редактировал свои ранние творения – он убирал из текстов лиричность и накатанность стиля. Этого его современники тоже не могли понять.
4 марта – 90 лет со дня рождения (1935-2012)
Станислава Рассадина, писателя, публициста, литературного критика и литературоведа.
Окончил филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1958). В студенческие годы публиковал пародийные стихотворения в соавторстве с Евгением Мартюхиным (псевдоним «Братья Рассартюхины»).
Работал в издательстве «Молодая гвардия» (1958-1959), «Литературной газете» (1959-1961), журнале «Юность» (1961-1963). Помимо этого, публиковал литературоведческие статьи в различных СМИ: журналах «Октябрь», «Огонёк», «Слово/Slovo» (США, двуязычный – русский с переводом на английский), «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Арион», «Новый мир», «Литературное обозрение», «Континент», газетах «Известия», «Новая газета», «Век», «Вёрсты», альманахе «Апрель» и других.
В 1970-х годах совместно с Бенедиктом Сарновым был автором популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев». Главными действующими лицами были школьник Гена и профессор Архип Архипович, который открывает путь юным слушателям в неожиданную страну, «страну» художественной литературы и оживших художественных персонажей. Позже сценарии радиопередачи были изданы отдельными книгами.
В период «перестройки» постоянно выступал с острыми полемическими статьями в «Огоньке», «Литературной газете» и «толстых» журналах. В 2007 году Станислав Рассадин был удостоен премии Союза журналистов России «Золотое перо России».
6 марта – 210 лет со дня рождения (1815-1869)
Петра Ершова, русского поэта, прозаика, драматурга, автора сказки в стихах «Конёк-Горбунок», ставшей классикой русской литературы.
В апреле 1827 г. Пётр Ершов поступил в гимназию, директором которой с 1827 по 1834 гг. являлся Иван Павлович Менделеев, отец известного русского учёного, создателя периодической системы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Окончив с отличием Тобольскую губернскую гимназию, Пётр Павлович в 1831 г. поступил в Петербургский университет на философско-юридический факультет.
В 1834 г. в качестве курсовой работы Ершов представил профессору словесности Петру Александровичу Плетнёву первую часть стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». В том же году вышла вся «русская сказка в трёх частях». Органическая близость к фольклору, лёгкость и изящество стиха обеспечили этой сказке широкую популярность у читателей. В этот период Ершов знакомится с известными поэтами Василием Андреевичем Жуковским и Александром Сергеевичем Пушкиным.
В 1834-1836 гг. Пётр Павлович активно участвует в литературной жизни Петербурга, входит в кружок Владимира Григорьевича Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, такие как «Молодой орёл», «Желание» и другие. В 1835 г. выходит в свет баллада Ершова «Сибирский казак», драматическое произведение «Фома-кузнец», а в 1836 г. появляется пьеса «Суворов и станционный смотритель».
Летом 1836 г. Пётр Павлович вернулся в родной город Тобольск и занял должность сначала учителя латинского языка в Тобольской гимназии, затем старшего учителя логики и русской словесности. Одним из его учеников был Дмитрий Иванович Менделеев. Ершов много сделал и для гимназической библиотеки: каллиграфически переписал каталог, значительно увеличил книжный фонд.
В 1838 г. Ершов познакомился с кружком тобольских декабристов, куда входили: П. С. Бобрищев-Пушкин, И. А. Анненков, А. М. Муравьёв, Ф. Б. Вольф, П. Н. Свистунов, А. П. Барятинский, В. И. Штейнгель и другие.
В 1844 г. Пётр Павлович был назначен на должность инспектора Тобольской гимназии. В этом же году он выслал на рассмотрение Министерства просвещения «Курс российской словесности», рассчитывая на публикацию, однако текст был отвергнут. В сибирские годы Пётр Ершов не оставлял литературных занятий несмотря на то, что его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха.
В январе 1857 г. Ершов был утверждён инспектором училищ Тобольской губернии и одновременно директором гимназии. При его содействии была открыта воскресная школа для взрослых, женские училища, организовано «Общество вспомоществования студентам Тобольской губернии». В марте 1862 г. Ершов ушёл в отставку и с этого момента вёл затворническую жизнь.
8 марта – 105 лет со дня рождения (1920-1994)
Ивана Стаднюка, советского прозаика, сценариста, драматурга, военного журналиста и участника Великой Отечественной войны
В горниле тяжких испытаний, в трудный час земли родной оттачивалось его журналистское мастерство, накапливался необходимый жизненный опыт, который позже лег в основу его рассказов, повестей, романов, пьес. Главной их темой, основным содержанием стал подвиг сынов и дочерей разных народов многонационального Советского Союза, сокрушивших германский фашизм и японский милитаризм.
В годы Великой Отечественной войны И. Ф. Стаднюк продолжал писательскую деятельность, которой начинал заниматься в Смоленске. В «Рабочем пути» в 1940 году напечатаны его первые рассказы. Он посещал литературный кружок, которым руководил Н. Грибачев. Одним из первых редакторов рассказов курсанта училища был также и Н. И. Рыленков, много помогавший в овладении русским литературным языком молодому автору, для которого родной была украинская мова. Этих двух поэтов И. Ф. Стаднюк считал своими первыми учителями. Именно в Смоленске он почувствовал потребность художественного отображения действительности, хотя прекрасно понимал, какой тяжелой ношей она будет, сколько сил, жизненной энергии потребуется от него.
В послевоенные годы И. Ф. Стаднюк продолжал армейскую службу. В 1957 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института. В 1958 году в звании полковника уволился из армии, чтобы отдать все время, силы писательскому ремеслу. Одна за одной выходили его книги: «Максим Перепелица» (1952), «Сердце солдата» (1956), «Люди с оружием» (1956), «Место происшествия – фронт» (1960), «Сердце помнит» (1962), «Военные повести» (1967), «Горький хлеб истины» (1971), «Сокровенное. О времени и о себе» (1980) и др. Многие его произведения переведены на иностранные языки. Им написан роман «Люди не ангелы», посвященный коллективизации сельского хозяйства на Украине.
Много сил, времени отдано роману «Война», в котором воссоздана обстановка предвоенных дней и начального периода Великой Отечественной войны, в том числе правдиво освещены события, связанные со Смоленским сражением 1941 года, участником которого был И. Ф. Стаднюк. Много пришлось автору поработать над изучением архивных документов, военных мемуаров. Довелось ему встречаться с выдающимися военачальниками, полководцами, дипломатами, побывать вновь на местах исторических событий.
Роман «Война», его первая-третья книги были хорошо приняты литературной общественностью, читателями. В 1983 году за этот роман ему присуждена Государственная премия СССР. За последние годы опубликованы еще несколько книг романа «Война», две книги романа «Москва, 41-й», «Повесть без покаяния» и другие произведения писателя.
8 марта – 95 лет со дня рождения (1930-1996)
Ярослава Порхуто, белорусского писателя, журналиста, краеведа, путешественника.
Окончил журналистское отделение Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина (1949-1952). С 1952 по 1953 годы – на журналистской работе в Гродненской области. С 1956 года – литературный сотрудник, заведующий отделом порозовской районной газеты «Ленінскі шлях», с 1959 года – заместитель редактора ружанской районной газеты «Заветы Ленина», с 1961 года – редактор городищенской районной газеты «Советская Родина», с 1962 года – заместитель редактора, заведующий отдела барановичской межрайонной газеты «Знамя коммунизма», с 1965 года – старший редактор Брестской студии телевидения, в 1965-1969 годы – заведующий отдела, заместитель редактора малоритской районной газеты «Сельскае жыццё».
В 1973-1977 годы работал заместителем редактора, редактором отдела юмористического журнала «Вожык», в 1978-1982 годы – редактором отдела журнала «Родная прырода».
Выступает в печати с 1945 года. Первое стихотворение опубликовал в 1949 году (брестская областная газета «Заря»). Автор стихотворных сказок «Казка зялёнай дубровы» (1960), «Перапёлачка» (1979). Известен как мастер малой лирической прозы, краевед, эссеист.
Писал о проблемах защиты природы, об экологическом состоянии белорусского Полесья.
Член Союза писателей СССР (1982). Лауреат Государственной премии Республики Беларусь за произведения литературы и искусства для детей и юношества (1992).
12 марта – 100 лет со дня рождения (1925-2012)
Гарри Гаррисона, американского писателя-фантаста.
Первой книжной публикацией Гарри Гаррисона был роман «Неукротимая планета» (1960), который в последующие годы был продолжен в трилогию героя Язона дин Альта «Инженер по этике» (1964) и «Конные варвары» (1968). Более успешным был выход десятитомного цикла о «стальной крысе» Джимме ди Гризе, который впервые был показан в романе «Агенты в космосе» (1961, Крыса из нержавеющей стали).
Необычная комбинация юмора и научной фантастики имела отпечаток во многих его последующих произведениях, таком как (Билл, герой галактики. 1965), из которого берет начало серия «Билл, герой галактики», которым тем временем начинается сотрудничество над семи томами с Робертом Шекли, Дэвидом Бишоффом и другими. «Машина времени Technocolor» (1967) описывает попытку съемочной группы побудить викингов к открытию Америки. Роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» (1966) имеет несколько другой тон.
Интересное видение опасности перенаселения под названием «Год 2022 … которые хотят выжить» было снято на пленку Ричардом Фляйшером, в главных ролях Чарльтон Хестон и Эдвард Дж. Робинсон. Кроме многочисленных последующих отдельно стоящих романов – иллюстрированный роман «История планеты» (1979), который возник в сотрудничестве с художником Джиммом Барнсом, Гаррисон пишет трилогию «К звездам» (1981), а также трехтомный «Эдемский цикл» (1986-1988), который отображен в необычном образе альтернативного мира.
Гарри Гаррисон издал около пятидесяти романов. Кроме того, отчасти вместе с другими научными фантастами, он издал различные научно-фантастические антологии.
С 1968 по 1969 Гаррисон был вице-президентом Союза авторов научной фантастики SFWA. Кроме того, он основал организацию World SF, которая опекала интересы авторов научной фантастики и в 1978 году Гаррисон был избран ее председателем. Он являлся полноправным членом Universala Esperanto-Asocio, которая поддерживает существующий (с 1887 года) мировой язык, время от времени применяемый в его произведениях.
В 2008 году стал почетным участником российского конвента «Роскон».
14 марта – 95 лет со дня рождения (1930-2013)
Василия Пескова, писателя, журналиста, путешественника.
С 1956 года В. Песков – фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды». Очерки Пескова проникнуты большой любовью к советским людям и русской природе, они составили затем большую часть написанных им книг.
Первая книга В. М. Пескова – «Записки фоторепортёра» – вышла в 1960 г. В 1963 г. печатается его книга «Шаги по росе», а в 1964 г. становится лауреатом Ленинской премии, которая была ему присуждена за эту книгу.
В. М. Песков – один из авторов книги документальных очерков о космонавтах «Ждите нас, звезды» (1963). В 1965 г. – «Белые сны», рассказывающая о суровой природе Антарктики, о советских учёных – исследователях Антарктиды; в 1967 г. – «Край света».
В 1991 г. выходит его сборник очерков «Странствия», в которой читатель вместе с автором побывает в заповедниках Восточной Африки, проедет двадцать пять тысяч километров по дорогам США, увидит сельские пейзажи Венгрии, Швейцарские Альпы, норвежские озера и фьорды, Антарктиду. В очерках и лирических миниатюрах Пескова перед нами предстают советские люди, картины их жизни и созидательного труда на разных широтах и меридианах нашей страны. Произведения В. М. Пескова отличаются лиризмом, глубоким проникновением в духовный мир советского человека, поэтично раскрывают красоту родной земли.
20 марта – 120 лет со дня рождения (1905-1973)
Веры Пановой, русской советской писательницы и драматурга.
В 17 лет работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон». В 1926-1927 годах под псевдонимом «Вера Вельтман» писала фельетоны, будучи ведущей отдела фельетона в газете «Советский Юг».
До середины 1930-х годов работала в детских газетах и журналах Ростова («Ленинские внучата», «Костер», «Горн»). В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио.
Первую повесть написала в 1945 году – «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 года – «Евдокия»). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году (Государственная премия СССР, 1947). В 1947 году выходит роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию. В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег» (1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953).
В 1955 году повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и др. В середине 1960-х годов обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей «Лики на заре» написан в 1966.
Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и др.
26 марта – 95 лет со дня рождения (1930-1972)
Геннадия Цыферова, советского писателя-сказочника, сценариста и драматурга.
В 1951 году поступил в педагогический институт им. Крупской. После окончания вуза три года работал воспитателем-педагогом в интернате при МИДе, где преподавал литературу. Параллельно начал писать сказки-миниатюры и отправил их на отзыв К. И. Чуковскому. Корней Иванович дал начинающему автору одобрительный ответ и посоветовал заняться литературой.
После этого Цыферов пробует себя в журналистике – работает в «Учительской газете», журнале «Мурзилка», пишет для «Литературной газеты». Также Геннадий Михайлович сотрудничал с детскими передачами на радио «В гостях у сказки», «Опять двадцать пять», «С добрым утром», выступал в библиотеках и на телевидении в программе «Спокойной ночи, малыши».
Публиковать Цыферова начали не сразу. В издательстве «Детская литература» он отклика не нашел. Оценил талант писателя главный редактор издательства «Малыш» Юрий Тимофеев. Именно там выходит первая книжка сказок Цыферова. Затем его книги печатают регулярно.
Среди сказок, написанных Геннадием Цыферовым, – «В медвежачий час», «Жил на свете слонёнок», «Солнечное зёрнышко», «Как лягушонок искал папу», «Как стать большим», «Кто всех добрее», «Смешная сказка», «Про цыплёнка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Сказки на колёсиках», «Сказки старинного города», «Тайна запечного сверчка».
Сказки Геннадия Цыферова получили известность и за рубежом. В Чехии вышли его книги «Весна будет всегда», «Дневник медвежонка», в Болгарии – «Сказки старинного города», в Японии – «Туфельки принцессы», «Про чудака лягушонка», «Серьезные рассказы плюшевого мишки», в Венгрии – «Жил на свете слонёнок», «Хочу быть большим», а в Германии читали его «Историю про поросёнка».
Самую большую популярность Цыферову принесли мультфильмы, снятые по его сказкам (как правило, в соавторстве с близким другом, писателем Генрихом Сапгиром), – «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» по сценариям писателя выпущено более двадцати пяти мультфильмов. Осуществляли его замыслы на экране известные режиссеры Роман Качанов, Вадим Курчевский, Владимир Дегтярёв и Николай Серебряков.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно