Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2023 года в области литературы.
5 октября – 310 лет со дня рождения (1713-1784)
Дени Дидро, французского писателя, драматурга, философа-просветителя.
В 1743-1748 гг. были опубликованы первые философские работы Дени Дидро «Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика», «Нескромные сокровища», «Письма о слепых в назидание зрячим».
В 1750-х годах Дени Дидро были написаны пьесы «Побочный сын, или Испытания добродетели» и «Отец семейства». Помимо философских трактатов и пьес, Дидро писал художественные произведения: роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо», повесть «Монахиня».
Дени Дидро прославился благодаря своей упорной многолетней работе над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел», которая стала своеобразным манифестом эпохи Просвещения.
В ходе работы над «Энциклопедией» Дидро плотно сотрудничал с Монтескье, Руссо, Вольтером, Гольбахом, со специалистами в различных областях искусства и науки. На протяжении почти 30 лет он подготовил 28 томов «Энциклопедии», лично написав около 6 тысяч статей.
8 октября – 200 лет со дня рождения (1823-1886)
Ивана Аксакова, русского писателя и публициста, поэта и общественного деятеля.
Службу Аксаков в 1839 году оставил, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.
Двери дома Аксаковых всегда были открыты для гостей. В числе постоянных гостей здесь бывали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М.С. Щепкин. Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево, приобретённое в 1843 году, стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы.
Первым заметным опытом в прозе стал его очерк «Буран», опубликованный в 1834 году. Главное направление литературного творчества С.Т. Аксакова с этого момента – реализм.
В 1847 он опубликовал «Записки об уженье рыбы», имевшие большой успех. В 1852 году отдельным изданием вышли «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
В пятидесятые годы здоровье С.Т. Аксакова резко ухудшилось, но, несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать. Особую популярность приобрели его автобиографические книги – «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. Сказка «Аленький цветочек», написанная для внучки Оленьки, увидела свет в 1858 году.
Сергей Тимофеевич Аксаков стал известен во всём мире как мастер биографического жанра. В своих книгах он писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил. Он обладал незаурядным даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что и принесло ему заслуженное признание. Имя С.Т. Аксакова заняло достойное место в истории русской литературы.
10 октября – 110 лет со дня рождения (1913-2005)
Клода Симона, французского писателя, лауреата Нобелевской премии (1985).
Литературную деятельность Симон начал еще до войны, а свой первый роман «Шулер» завершил, когда участвовал в Сопротивлении в Перпиньяне. «Шулер» вышел в свет в 1945 г., в самом конце войны, и получил разноречивые оценки.
В ранних произведениях писателя – автобиографическом романе «Натянутая нить» (1947), «Гулливер» (1952), «Весеннее "посвящение в сан"» (1954), «Ветер» (1957) – чувствуется влияние таких писателей, как Фолкнер, Пруст, Конрад, Достоевский. В его первых литературных опытах заметен также интерес к времени, памяти, порядку и хаосу, стремление к ассоциативности и разорванной композиции, столь характерным для его поздних книг.
В 1960 г. Симон подписал «Декларацию 121», манифест французских интеллектуалов, поддерживающих движение за независимость Алжира. Роман «Дороги Фландрии», изданный в том же году, принес писателю премию журнала «Экспресс» за 1961 г.
В 1973 г. Симон был удостоен почетной степени Университета Восточной Англии. В том же году был опубликован роман «Триптих». Следующий роман – «Урок вещей» (1975). Используя экспериментальную композицию, писатель дает серию зашифрованных образов, которые в свою очередь порождают сложнейшую языковую гамму.
В романе «Георгики» (1981) писатель отходит от эксперимента своих предыдущих книг.
В 1985 г. Симон был удостоен Нобелевской премии по литературе «за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал», а также за «глубокое понимание роли времени в изображении человека».
11 октября – 110 лет со дня рождения (1913-2000)
Эди Огнецвет, советской белорусской поэтессы, члена Союза писателей СССР (1937).
Окончила Белорусский государственный высший педагогический институт (1934). Работала редактором на Белорусском радио, консультировала молодых авторов в Союзе писателей Беларуси, работала в отделе поэзии белорусского журнала «Полымя рэвалюцыі» (1940-1941). В 1945-1946 годах работала в Государственном издательстве БССР.
Публиковала стихи с 1929 года. Получила известность её поэзия для детей и юношества. Перевела на белорусский язык «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, (1969). Ей принадлежат переводы отдельных стихотворений Пушкина, Некрасова, Маяковского, Ахматовой, Агнии Барто, многочисленные поэтические переводы писателей народов СССР, а также переводы французской поэзии (Беранже, Аполлинер, Элюар). Переводила на белорусский язык стихи известных узбекских поэтов, в том числе Зульфии и Амана Мухтара.
По её либретто поставлены оперы для детей «Джанат» (1944) и «Маринка» (1956). На слова Эди Огнецвет белорусскими композиторами написано большое число песен.
Книги лирики: «Маё пакаленне» (1935), «Вершы» (1938), «На беразе Волгі» (1940, поэма), «Вясновай раніцай» (1941), «Край мой родны» (1945), «Дарога ў будучыню» (1949), «Беларуская рабіна» (1959), «Лірыка» (1965), «Круглы год: Выбранае» (1966), «Жаданне» (1971), «Спадзяванне калыханак» (1983), «Закаханым» (1986).
Сборники поэзии для детей: «Міхасёк»(1944), «Васількі» (1947), «Песня пра піянерскі сцяг» (1949, поэма), «Ля піянерскага кастра» (1952), «Мы будзем сябраваць» (1955, поэма), «Твае таварышы» (1957), «Госць з далёкай зямлі» (1958), «Незвычайныя канікулы» (1962), «Першы ліст» (1966), «Падарожнік» (1969), «Піянерская гама» (1970), «Краіна маленства» (1975), «Мы сур’ёзныя, мы вясёлыя» (1976), «Доктар Смех» (1977), «Ад зярнятка да вясёлкі» (1981), «Хто пачынае дзень?» (1982), «На двары Алімпіяда» (1984), «Буду настаўнікам» (1990).
14 октября – 85 лет со дня рождения (1938-2020)
Владислава Крапивина, русского писателя, педагога.
Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Во время обучения вёл активную творческую деятельность: занимался в литературном кружке, работал в газете «Вечерний Свердловск», практику проходил в газете «Комсомольская правда».
В 1960 году в журнале «Уральский следопыт» был напечатан первый рассказ Владислава Крапивина, который на протяжении нескольких лет работал в этом издании. В ранний период творчества, по признанию самого писателя, на его становление большое влияние оказал Константин Паустовский.
В 1962 году Владислав Крапивин опубликовал свою первую книгу под названием «Рейс “Ориона”». Вслед за ней последовал сборник рассказов «Брат, которому семь».
Спустя два года Владислав Петрович был принят в Союз писателей СССР. Он оказался очень продуктивным автором, написавшим множество произведений, на котором выросло не одно поколение детей. Их содержание неизменно погружало маленьких читателей в увлекательный мир, где есть место путешествиям, приключениям, романтике и самым смелым мечтам.
Наибольшую популярность приобрели такие произведения Крапивина, как «Оруженосец Кашка» (1965), «Валькины друзья и паруса» (1966), «Бегство рогатых викингов» (1969) , «Тень Каравеллы» (1970), «Алые перья стрел» (1971), «Мальчик со шпагой» (1973-1975), «Мушкетёр и фея» (1975), «Ковёр-самолёт» (1975), «Журавлёнок и молнии» (1981), «Сказки Севки Глущенко» (1982). По признанию писателя, он не просто так выбрал детскую литературу: благодаря ей он хотел продлить собственное детство, искалеченное войной.
14 октября – 70 лет (1953)
Тамаре Крюковой, русской детской писательнице.
Творческая биография Тамары Крюковой началась в 1996 году, когда ее сочинения начали регулярно выходить из печати. Буквально через год литератора приняли в Союз писателей России. Ее основная аудитория – маленькие дети, которые не могли оторваться от ее произведений, скрывающихся под такими заманчивыми названиями –«Алле-оп! Или Тайна черного ящика», «Агата не Кристи», «Кот на счастье», «Сказки дремучего леса», «Блестящая Калоша с правой ноги».
В 2001-м выходит одно из самых известных произведений прозаика – «Костя+Ника». Сюжет книги об отношениях подростков, их первой любви. Главные герои – деревенский парнишка Костя и девочка Ника, инвалид-колясочник. Эту книгу экранизировали в 2006-м. Режиссером картины стал Дмитрий Федоров, роли главных героев исполнили Ольга Старченкова и Иван Вакуленко. Лента отмечена многочисленными наградами.
В 2005-м Тамара Крюкова получила первую премию международного общественного фонда «Русская культура». Так отметили ее вклад в возрождение литературы для российских подростков. Через год Крюкова стала обладательницей первой премии от Издательского совета Русской православной церкви. Она победила в категории лучшая книга о подростках. В 2007 году Тамару снова наградили первой премией. На этот раз 4-го Всероссийского конкурса произведений для детской и юношеской аудитории «Алые паруса». В следующем, 2008 году Крюкову наградили Премией Правительства РФ в области образования. Писательница разработала комплект учебников «Русский язык», которому присвоили федеральный статус.
К середине 2000-х годов Крюкова стала автором еще одного яркого произведения – сказки под названием «Хрустальный ключ». Ее ключевые персонажи – Петя и Маша, оказываются в сказочных дебрях, где их ждут невероятные приключения. Автор так закрутила сюжет, что дети читали эту книжку на одном дыхании, не отрываясь до самой последней страницы.
Писательница призналась, что лучшей наградой для нее станет то, если дети, не привыкшие отдыхать с книгой в руках, прочтут это произведение запоем.
В библиографии Тамары Крюковой есть книги для дошкольного возраста – «Смелый кораблик», «Дом вверх дном», «Паровозик Пых», для младших школьников – «Потапов, к доске», «Кот на счастье», «Повторение пройденного», «Чародейка с задней парты», для юношества – «Триптих в черно-белых тонах», и для взрослой аудитории – «На златом крыльце сидели».
Книги Тамары Крюковой перевели на одиннадцать языков, они стали доступными читателям Чехии, Польши, Кыргызстана, Венгрии, Азербайджана и других европейских стран.
16 октября – 135 лет со дня рождения (1888-1953)
Юджина О`Нила, американского драматурга.
Юджин О'Нил – основатель современной американской драматургии, лауреат Нобелевской премии 1936 г., лауреат Пулитцеровской премии. Творчество драматурга Юджина О'Нила распадается на несколько периодов. С 1913 по 1919 г. проходит пора ученичества, когда Юджин О’Нил ищет свой путь в драме. В это время он создает ряд одноактных пьес, свидетельствующих о незаурядном таланте автора и о яркой реалистической направленности его творчества (сборники: «Жажда» и другие одноактные пьесы, 1914; «Луна над Карибским морем» и шесть других пьес о море, 1918).
Драматургический талант Юджина О'Нила развивается в русле социально-психологической драмы. Писатель говорил о влиянии, оказанном на него Ибсеном, Чеховым, Горьким. Во второй период (1920-1933) Юджин О’Нил продолжает развивать традиции социально-психологической реалистической драмы («За горизонтом», 1918; «Золото», 1920; «Любовь под вязами», 1924). Писатель показывает трагедию людей, пытающихся вырваться из тесных рамок действительности, разоблачает эфемерность «американской мечты». Одновременно Юджин О’Нил создает ряд пьес, в которых, экспериментируя, ищет новые формы сценического выражения («Император Джонс», 1921; «Косматая обезьяна», 1922; «У всех детей Господа есть крылья», 1924, и др.). Глубокие проблемы, отражающие правду жизни, воплощаются в резких, причудливых формах, используются традиции «комедии масок» или нарушающих принятые объемы сценического действия (пьеса «Странная интерлюдия», 1928, состоит из 9 актов). В своих экспериментах драматург опирается на традиции античной трагедии (ментальная трагедия «Электре подобает траур», 1931). На этих произведениях лежит отпечаток влияния модернизма и фрейдизма, но в целом – это выдающиеся произведения реалистического искусства. Последний период (1945-1951) ознаменовался созданием таких шедевров, как «Продавец льда придет», «Душа поэта», «Долгое путешествие в ночь» и др.
20 октября – 100 лет со дня рождения (1923-2013)
Отфрида Пройслера, немецкого детского писателя.
Большой успех имела книга «Маленький Водяной», которая увидела свет в 1956 г. В ней повествуется о семье водяных, живущих в доме из камыша на пруду. Через время у них появляется малыш, вокруг которого и завязан сюжет. Книга Пройслера учит детей любить родителей, всегда быть острожными и оберегать окружающий мир.
«Маленькую Бабу-Ягу» автор опубликовал спустя год, историю для нее мужчина сочинил, когда укладывал дочерей спать. Они не слушались отца, и тогда он пригрозил, что сейчас прилетит Баба-Яга, которая унесет их. Через некоторое время эту фантазию автор перенес на бумагу, судя по сюжету, главная героиня оказалась не такой уж и злой. Всемирная слава в биографии писателя появилась позднее, с выходом сказки «Маленькое привидение».
Отдельного внимания заслуживает произведение Отфрида «Разбойник Хотценплотц», которое позднее продолжилось трилогией «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет», «Разбойник Хотценплотц и хрустальный шар» и «Разбойник Хотценплотц и муравейник с начинкой».
Судя по названию, сюжет разворачивается вокруг сцен с убийствами и кровью. Но на самом деле автор не стал изменять себе и представил историю в свойственной манере, привлекая к действиям сказочных персонажей и невероятные приключения. Вместо фото обложки книг Пройслер предпочитает оформлять яркими картинками с изображениями героев.
За всю карьеру Отфрид сочинил много сказок, многие в дальнейшем были экранизированы. В 1986-м режиссер Анатолий Слясский снял фильм-спектакль «Приведение из города Ойленберга», а Геннадий Сокольский в 1991-м представил зрителям мультфильм «Маленькая колдунья». И это только малая часть произведений, которые поклонники Пройслера могли не только прочитать, но и увидеть на экранах телевизоров.
22 октября – 100 лет со дня рождения (1923-2011)
Николая Доризо, русского поэта.
Впервые опубликовал свои стихи в пятнадцать лет. В 1941-м году юноша окончил школу и был призван в армию. На войне молодой человек работал в Воениздате, в дальнейшем он служил в редакции газеты «Слово бойца». Доризо работал военным корреспондентом. После окончания войны стал студентом Ростовского университета. В 1957-м году поэт завершил обучение на литературных курсах в институте им. Горького.
Первый сборник стихотворений автора вышел 1948-м году. В сборник были помещены первые стихотворения Николая, которые он написал еще в подростковом возрасте. В дальнейшем из-под легкой руки Доризо вышел далеко не один сборник стихов. Занимался не только сочинением лирических стихотворений, но и драматических произведений. Среди таковых стоит отметить «Утром после самоубийства», «Красивой быть опасно», «Две женщины и зависть» и многие другие. Занимался Доризо и литературоведческими изысканиями. Он исследовал творчество Александра Пушкина. Поэт даже выпустил книгу, посвященную этой теме.
Николай Константинович был обладателем многочисленных литературных премий. Также он входил в Союз писателей СССР. Многие стихи поэта в дальнейшем были положены на музыку и использованы в качестве саундтреков для фильмов «Простая история», «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове» и т.д.
Доризо известен, прежде всего, как поэт-песенник. Он сотрудничал с такими известными композиторами, как Никита Богословский, Кирилл Молчанов и многие другие. Результатом совместного творчества поэта и композиторов стали песни, которые до сих пор любимы в народе. Доризо создал такие шлягеры, как «Я о родине пою», «Огней так много золотых», «Взрослые дочери», «Мужской разговор» и многие другие.
22 октября – 80 лет со дня рождения (1943)
Александра Кабакова, русского писателя и журналиста.
Журналистской деятельностью занялся в 1972 году, работая в газете «Гудок». Уже в 1988 году переходит на должность обозревателя в еженедельную газету «Московские новости», продвигается по карьерной лестнице до главного редактора и ответственного секретаря.
Осенью 1999 года работает заведующим отделом и специальным корреспондентом для издательского дома «Коммерсант» совмещая сразу три работы. Он продолжает деятельность обозревателя в «Столичной вечерней газете» и занимает должность заместителя главного редактора в журнале «Новый очевидец».
Александр Кабаков являлся главным редактором журнала «Саквояж СВ», а также часто печатал в периодической прессе свои произведения. Кроме этого, занимал должность председателя жюри по вручению премии «Русский Букер-2006».
По мотивам произведений Кабакова в 1990 и 1991 году были сняты два фильма. Его многие книги издаются не только на постсоветском пространстве, но и в Америке, Германии, Франции, Испании, Италии, Японии и Китае.
Библиография: «Заведомо ложные измышления»; «Невозвращенец», повесть (1988); «Ударом на удар», роман; «Сочинитель», повесть (1991); «Похождения настоящего мужчины»; «Самозванец», роман; «Последний герой», роман (1995); «Поздний гость», роман; «Все поправимо», роман – «Большая премия Аполлона Григорьева» и премия «Большая книга»; «Московские сказки», сборник (2005) – премия «Ивана Бунина» и приз «Проза года»; «Подход Кристаповича», роман; «Путешествия экстраполятора и другие сказки», (2000); «Считается побег», (2001), «Беглец», (2008); День рождения женщины средних лет (сборник) (2010).
25 октября – 180 лет со дня рождения (1843-1902)
Глеба Успенского, русского писателя и публициста.
Литературная деятельность началась с 1866 года рядом очерков, под общим названием «Нравы Растеряевой улицы», печатавшихся в «Современнике». После закрытия этого журнала очерки были перенесены в журнал «Луч», но и это издание постигла та же участь, и в конце концов в сильно урезанном и переработанном виде «Нравы Растеряевой улицы» появились в «Женском Вестнике». Бытовые реальные очерки, в которых изображался грубый уклад мелкой мещанской жизни, должны были подвергнуться переработке сообразно направлению журнала.
Литературная деятельность Успенского вследствие тяжелых общественных условий, отсутствия журналов, в большинстве закрытых, одиночества и нужды проходила в довольно мрачной обстановке.
В 1871 году Успенский уезжает за границу, посещает Париж, славянские земли, Лондон. К этому времени приурочивают перелом в литературной деятельности Успенского. В своих полу-беллетристических, полу-публицистических произведениях он от изображения типов городской бедноты переходит к своей главной теме: к мужику, к деревне.
Возвратившись на родину, он печатает целый ряд произведений, посвященных исключительно его новой теме. «Черная работа», «Малые ребята», «Люди и нравы современной деревни», «Власть земли» и другие очерки дают неприкрашенный, объективно воспроизведенный быт крестьянина и типы русской деревни.
28 октября – 120 лет со дня рождения (1903-1966)
Ивлина Во, английского писателя.
Критики холодно отнеслись к черновой рукописи дебютного романа Ивлина Во «Храм на соломенной крыше». В 1926 году Ивлин Во опубликовал рассказ «Баланс», благодаря которому ему поступил заказ на биографию Данте Габриэля Россетти, английского поэта-прерафаэлита. Книга получила название «Упадок и крах» (1928) и добилась определенного успеха. По-настоящему оглушительно фамилия Во зазвучала после «рождения» сатирического романа «Мерзкая плоть» (1930).
Кстати, к жанру биографии Во возвращался часто. Он, будучи религиозным, писал про святого Эдмунда Кампиона и про человека, который якобы нашел Животворящий Крест.
Ивлин Во часто путешествовал. Увиденное нередко воплощалось в библиографии: путевых заметках «Далекие люди» (1931) и «Девяносто два дня» (1934), романах «Черная напасть» (1932) и «Пригоршня праха» (1934).
Вторая мировая война застала Ивлина Во с пером в руке. Он не любил бросать сочинительство на полпути, поэтому опубликовал рукопись под названием «Приостановленная работа и другие истории» (1943).
В 1945 году свет увидел самый известный роман Во «Возвращение в Брайдсхед», принесший ему известность, деньги и престиж. Это самое популярное произведение Во для экранизаций: по нему снято не менее пяти фильмов.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно