Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2023 года в области литературы.
Май богат на юбилейные литературные даты.
1 мая – 80 лет (1943)
Алесю Крыге (Александр Осипенко), белорусскому прозаику, члену Союза писателей СССР (1975).
Окончил Белорусский государственный университет (1989). С 1967 – литсотрудник белорусских республиканских газет. В 1971-1972 ходил в море на мурманских рыболовных судах.
С 1972 – литсотрудник Ивановской районной газеты «Чырвоная звязда» Брестской области, в 1989-1990 – заведующий отделом писем районной газеты «Маяк Палесся». С 1990 – редактор газеты «Вечерний Минск».
Первую повесть «Я вернусь к тебе, море!» Алесь Крыга опубликовал в 1965 г. (газета «На страже Заполярья»).
Автор повестей «Паўночны фарватэр» (1971), «Порт прызначэння» (1974), «Чайкі над полем» (журнал «Маладосць», 1978), «Марзянка для нелюбімых» (повесть и рассказы, 1988), книги для детей «Медзведзяня шукае сяброў» (1987), художественно-публицистической книги «Выбух над Прыпяццю» (журнал «Полымя», 1990).
5 мая – 95 лет со дня рождения (1928-1999)
Анатолия Иванова, советского писателя и сценариста.
Первый рассказ Иванова «Дождь» появился в журнале «Крестьянка» (1954 г. № 10). Подлинным началом своего литературного творчества Иванов считал рассказ «Алкины песни», опубликованный в 1956 году. Рассказ «Алкины песни» вскоре был инсценирован на радио, инсценировку ожидал большой успех. По этому рассказу Иванов в 1964 году написал одноименную пьесу, а затем оперное либретто. В свою очередь оперный спектакль лёг в основу телевизионного фильма, снятого в 1973 году Новосибирской студией телевидения.
В 1957 году Иванов переезжает в Новосибирск, работает редактором Новосибирского книжного издательства. С 1958 по 1964 гг. Иванов – заместитель главного редактора журнала «Сибирские огни». Своё первое крупное произведение – роман «Повитель» – Иванов опубликовал в «Сибирских огнях» (1958 г. № 2-4). Роман «Повитель» имел большой читательский успех. Второй роман «Тени исчезают в полдень», опубликованный в 1963 году, посвящён драме, разыгравшейся в с. Зеленый Дол в начале 60-х годов.
В конце 60-х годов Иванов переезжает из Новосибирска в Москву. С 1969 года становится заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», а с 1972 до 1995 гг. – главным редактором этого журнала.
Третий роман «Вечный зов» – самое масштабное произведение писателя, которое создавалось на протяжении 13 лет. Действие романа охватывает почти 6 десятилетий жизни Сибири в ХХ веке. Обращение писателя в 70-80-е к жанру повести раскрыло новые грани его таланта.
Историческим повествованием «Ермак», написанным в 1985 году («Молодая гвардия», 1993, № 9), Иванов подтвердил свой давний интерес к отечественной истории. Иванову также принадлежит героическая драма «Баллада о пылающем факеле», опубликованная в 1968 году.
6 мая – 90 лет со дня рождения (1933-2004)
Юрася Свирки, белорусского поэта, переводчика, лауреата литературной премии имени А. Кулешова.
Окончил в 1959 году отделение журналистики филологического факультета Белорусского государственного университета. Работал в редакциях республиканских газет и журналов, на белорусском радио.
Первые свои стихи поэт опубликовал в 1953 году в газете «Пионер Беларуси». Издано 15 поэтических книг.
Известны такие сборники его поэзии, как «Шепчутся ливни» (1959), «Вечность» (1963), «Боровина» (1967), «Кровность» (1971), «Автограф» (1974), «Люблю и верю» (1975), «Памятная верста» (1978), «Биография памяти» (1981), «Ядреность» (1983), «Полушарие синевы» (1986), «Кружка с песчаным дном» (1990).
Лирика Юрася Свирки наполнена чистотой чувств, глубоким философским размышлением над временем. В ней много наблюдательности, нежной любви к родному краю, к неистощимым источникам народной памяти. Поэт гордится героическим народом, Беларусью, верит в Человека и в Правду, в святые человеческие цели. Произведения Юрася Свирки эмоциональны, афористичны, мудры.
Перевёл на белорусский язык отдельные произведения Пушкина, Фета, Тютчева, Пастернака, Твардовского, Тихонова, Брауна, стихи украинских, литовских, молдавских, грузинских, азербайджанских, армянских, узбекских, татарских, осетинских, чувашских поэтов.
6 мая – 50 лет (1973)
Наталье Шемет, гомельской поэтессе и писательнице.
Шемет (Шеметкова) Наталья Геннадьевна пишет на русском языке в разных жанрах: рассказы, эссе, публицистика, стихи, хокку. Член Союза писателей Беларуси, член Международного союза писателей и мастеров искусств.
Автор книг «Из Венеции в осень» (проза), «Здравствуй». Благовест» (поэзия), «Незабудки для Пьеро» (поэзия), «Любовь бывает только вечной» (проза) и многочисленных публикаций в литературных журналах Беларуси: «Нёман», «Новая Немига литературная», «Метаморфозы», в журналах «Мир животных», «Алеся», газете «Гомельские ведомости», в альманахе «Литературная Гомельщина», а также в периодических изданиях Беларуси, России, Крыма, Австрии. Публикации прозы и стихов были в книгах, вышедших в Беларуси в издательстве «Мастацкая лiтаратура» «Калi цвiла чаромха. Аповесцi, апавяданнi» и в издательстве «Дятловы горы» «Синяя книга» (Россия).
Участник и дипломант международных литературных конкурсов. Поёт, рисует, увлекается фотографией. Член совета литературного объединения «Пралеска» (Гомель), Международного союза писателей и мастеров искусств, Союза писателей Республики Беларусь.
7 мая – 120 лет со дня рождения (1903-1958)
Николая Заболоцкого, русского советского поэта и переводчика.
Писать стихи начал в детстве. Окончил в 1925 г. факультет русского языка и словесности Педагогического института имени А. И. Герцена в Ленинграде.
В конце 20-х гг. XX в. Заболоцкий примкнул к группе обэриутов – молодых писателей, создавших Объединение реального творчества (А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и др.). Вместе с обэриутами начал пробовать силы в детской литературе, печатался в журнале «Ёж». В 1929 г. вышел первый сборник поэта «Столбцы», вызвавший, по его собственным словам, «порядочный скандал» и принёсший ему популярность.
В 1929-1933 гг. он пишет поэмы «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Деревья». Взаимоотношениям человека и природы посвящено у Заболоцкого много произведений, в том числе одно из лучших его стихотворений «Всё, что было в душе…» (1936 г.). В 1937 г. увидела свет «Вторая книга», подтвердившая мастерство и самобытность поэта. В конце 50-х гг. Заболоцкий перевёл грузинскую средневековую поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1953-1957 гг.).
В 1938 г. Заболоцкий был арестован по ложному политическому обвинению. Находясь в заключении, он продолжал писать, сделал вольное переложение «Слова о полку Игореве». После освобождения в январе 1946 г. приехал в Москву.
Стихи Заболоцкого конца 40-х – 50-х гг. стали классикой русской лирики («Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др.). Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру.
Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков. Особенно значительны его переводы из грузинской поэзии. Итогом долголетней работы явился вышедший в Тбилиси в 1958 г. двухтомник «Грузинская классическая поэзия» в переводе Н. Заболоцкого.
Последнее его стихотворение – «Не позволяй душе лениться…».
10 мая – 140 лет со дня рождения (1883-1971)
Янки Мавра, белорусского писателя, заслуженного деятеля культуры Беларуси, лауреата Государственной премии Беларуси, кавалера ордена «Знак почета».
После Октябрьской революции 1917 г. работал в школах Минска, преподавал историю и географию. С 1930 года полностью посвящает себя литературной деятельности, работает в Государственном издательстве Беларуси.
Литературное творчество Янки Мавра – естественное продолжение его педагогической деятельности. Его первая повесть «Человек идет» (1927) о первобытных людях задумывалась вначале как своеобразное учебное пособие, рассказывающее о доисторических временах. После читательского успеха повести писатель продолжает работать в жанре детской приключенческой и научно-познавательной литературы, фактически став основоположником этого направления в белорусской литературе.
В 1928 году выходят две приключенческие повести о дальних странах «В стране райской птицы» и «Сын воды». В 1930 году Янка Мавр публикует роман «Амок», явившийся откликом на события Яванского восстания 1926 года. К написанию этого романа подтолкнули прочитанные им мемуары русского консула на Яве М. Бакунина.
Большим успехом у юных читателей пользовались его повести «Полесские робинзоны» (1930) о приключениях двух подростков в глухом Полесье и «ТВТ» (1934), в которой с юмором рассказывается об обыденных делах школьников. Эти повести и сегодня не утратили своей привлекательности. На «Полесских робинзонах» выросло не одно подрастающее поколение.
Янка Мавр был первопроходцем и в жанре фантастики. В 1927 г. он публикует фантастическую сказку «Вандраванне па зорках». В 1932 г. выходит его «Аповесць будучых дзён» о светлом будущем белорусского села, которую с некоторой натяжкой можно отнести к «фантастике ближнего прицела». Стоит вспомнить также сказку «Пекла», впоследствии существенно переработанную автором и опубликованную под названием «Путешествие в ад». Однако, более известна его научно-фантастическая повесть «Фантамабіль прафесара Цылякоўскага» (1955 г.).
Произведения Янки Мавра переведены на русский, украинский, армянский, таджикский, литовский, польский и чешский языки. Отдельные его произведения изданы в Америке, Англии и других странах.
12 мая – 90 лет со дня рождения (1933-2010)
Андрея Вознесенского, советского поэта, публициста, прозаика, художника.
В 14 лет отправил свои труды любимому поэту Пастернаку на рецензию. Борис Леонидович предложил встретиться, положив начало многолетней дружбе.
В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, но вскоре после отъезда в Ригу по распределению вернулся в Москву, твердо решив посвятить жизнь поэзии. Поэт одно за другим писал новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В 1958 г. в печать вышли его первые стихи, которые сразу вызвали интерес у публики. Спустя 2 года издал свой первый поэтический сборник «Мозаика». Через несколько месяцев Вознесенский публикует второй сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех. Вознесенского начали приглашать на разные творческие вечера. В 1962 году вышел очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша». В последующие годы у Андрея Вознесенского вышло много великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.
Также было немало стихотворений, заставляющих задуматься о социальных проблемах. В тот период биографии им были написаны «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.
В 1981 году в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали у публики настоящий восторг. В период биографии 1959-1993 гг. Вознесенский сочинил 8 поэм. Также он был известен и как поэт-песенник. Именно ему принадлежат стихи к таким шлягерам, как «Плачет девочка в автомате», «В моей стране», «Два стрижа».
14 мая – 95 лет (1928)
Софье Прокофьевой, советской и российской детской писательнице, поэтессе, драматургу, сценаристу.
Интерес к литературному творчеству проявился рано: уже в 15 лет был написан стихотворный «Античный цикл», получивший высокую оценку Бориса Пастернака.
Софья Леонидовна закончила графический факультет Московского государственного художественного института им. В. Сурикова в 1957 г., затем работала художником-иллюстратором. Писать сказки стала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л. Кассиль и назвал ее «настоящей сказочницей». Первая книжка – сказка в стихах «Кто лучше?» – вышла в «Детгизе» в 1957 г. С тех пор она написала более тридцати книг и продолжала писать все новые. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. Софья Прокофьева много работала и для театра. В соавторстве с Генрихом Сапгиром были написаны пьесы «Кот в сапогах», «Василиса Прекрасная», а с Ириной Токмаковой – «Стрела Робин Гуда», «Андрей Стрелок и Марья Голубка». Она известна также пересказами произведений европейского фольклора для детей: о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, легенд Сельмы Лагерлеф.
Софья Прокофьева является автором сценариев, по которым сняты мультипликационные фильмы: «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Ученик волшебника», а также игровые фильмы – «Пока бьют часы», «Оставь окно открытым», «Без свидетелей». Экранизированная повесть Софьи Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика» получила три премии на международных фестивалях, в т.ч. серебряную медаль «Венецианской бьеннале» и диплом «За лучший художественный фильм для детей» на V Международном детском кинофестивале в Тегеране. Софья Леонидовна – лауреат японской премии КОДАИ за сказку «Не буду просить прощения».
15 мая – 225 лет со дня рождения (1798-1859)
Ивана Пущина, русского поэта, мемуариста, декабриста, лицейского друга А.С. Пушкина.
За участие в восстании декабристов И. Пущина арестовали. В июле 1826 г. отправили в Шлиссельбургскую крепость. Верховный Уголовный суд вынес решение о смертной казни. Наказание вскоре было смягчено. Его лишили чинов и дворянства и отправили в Сибирь на каторгу в Читинский острог.
В читинском остроге И. Пущин работал над переводом первой части «Записок Франклина». Вторую часть переводил его друг В. И. Штейнгель.
Впоследствии И. Пущин жил в Тобольской губернии. В ссылке он вёл обширную переписку, оказывал помощь нуждающимся. После объявления амнистии в 1856 г. уехал из Сибири. Последние годы жил в имении жены – Марьино Московской губернии.
Через 3 года после возвращения из ссылки появились воспоминания о Пушкине. И. Пущин питал к нему дружеские чувства ещё в Царскосельском лицее. Воспоминания проникнуты задушевностью.
«Письма из Ялуторовска», написанные в 1845 г., адресованы бывшему директору Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардту. В них Пущин рассказал ему о жизни в ссылке и поделился замечаниями о системе управления в Сибири, о местных чиновниках и законе 1842 г., в соответствии с которым крестьяне получали земли во владение при условии их обработки вольным трудом. В письмах к Е.А. Энгельгардту содержалось много верно подмеченных суждений о Сибири, присущих образованному человеку, человеку с передовыми взглядами.
В Лондоне в 1863 г. были изданы «Записки декабриста».
15 мая – 75 лет (1948)
Григорию Андреевцу, гомельскому писателю, журналисту, исследователю, публицисту.
В 1972 году окончил историко-филологический факультет Гомельского государственного университета. Корреспондент газеты «Днепровец» (г. Речица, 1965-1966); литсотрудник редакции газеты «Серп и молот» (г. Лоев, 1966-1967); старший литсотрудник редакции газеты «Перамога Кастрычніка» (1969-1970); старший литсотрудник газеты «Камунар» (г. Рогачев, 1970).
Работал учителем Шапчицкой неполной средней школы Рогачевского района (1970), директором Михалевской восьмилетней школы Лоевского района (1972). После службы в рядах Советской Армии в 1974 г. назначен корреспондентом спецвыпуска газеты «Звязда» по Гомельской области.
В 1990 г. работал старшим корреспондентом газеты «Гомельская праўда». В 1990-1996 – главный редактор газеты «Гомельские ведомости». В 1996 году на свои средства основал межрегиональный литературно-исторический и общественно-культурный журнал «Палессе», где работал главным редактором (1996-2005). С 2007 по 2009 гг. работал редактором отдела создания телевизионных программ в телерадиокомпании «Гомель».
Автор книг «Белорусы в России» (2002), «Жыццё Францыска Скарыны» (2004), «Русская нива» (2006), «Разведчик Генерального штаба» (2006), «Резидент Генерального штаба» (2007), «Две родины» (2009), «Две битвы Древней Руси» (2017), «Конец атамана» (2021).
Автор сценария и режиссер-постановщик документальных фильмов «Князь-возера» (2007), «Охота на волков» (2008), «Туров – столица дреговичей» (2008), «Казацкие Болсуны» (2008). Лауреат Международной литературной премии им. Бояна (2003), Всероссийской премии профессионального признания «Лучшие перья России» (2004).
17 мая – 150 лет со дня рождения (1873-1935)
Анри Барбюса, французского писателя, журналиста и общественного деятеля.
Первое поэтическое произведение – «Плакальщицы» (1895). Его первые романы «Умоляющие» (1903) и «Ад» (1908) не пользовались успехом.
В 1914 году добровольно вступил во французскую армию, воевал против немцев во время Первой мировой войны, был ранен и комиссован в 1915 году. Награжден Военным крестом и союзной медалью Победы.
Известность к Анри Барбюсу пришла благодаря антивоенному роману «Огонь» (1916), посвященному революционизации сознания масс во время Первой мировой войны; для стиля Барбюса характерен натурализм, за который он в том же году стал лауреатом престижной французской Гонкуровской премии. Кроме того, его перу принадлежат сборники новелл «Происшествия» и «Правдивые истории» (1928).
Октябрьскую революцию 1917 года в России Барбюс воспринял как основную веху в современной истории, всемирно-исторического значения, давшее надежду европейским народам на освобождение от гнета капиталистической системы. Написал второй антивоенный роман «Ясность» (1919). Под влиянием событий в России вступил в коммунистическую партию.
В своих сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1927) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина («Россия», 1930; сочинение «Сталин», изданное посмертно в 1935 году). Посетил СССР в 1927, 1932, 1934 и 1935 годах.
Анри Барбюс был учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (1919). В 1919-1924 годах совместно с Роменом Ролланом редактировал журнал «Кларте».
Его самое известное в России произведение далеко от политики, однако подарило ему огромную славу и успех в театрах всего мира. Это пьеса по рассказу «Нежность», герой которого получает в течение двадцати лет пять писем от своей любимой, жениться на которой ему не разрешили родители. Барбюса ценил Борхес.
18 мая – 975 лет со дня рождения (1048-1131)
Омара Хайяма, персидского и таджикского философа, математика, астронома и поэта.
Около 1069 г. в Самарканде Хайям написал трактат «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Через два года вводит в действие календарь. В последние годы XI в. меняется правитель Исфахана, и обсерватория закрывается. Хайям совершает паломничество в Мекку. В 1097 г. работает врачом в Хорасане и пишет трактат на языке фарси «О всеобщности бытия».
Последние 10-15 лет жизни Хайям проводит в уединении в Нишапуре, мало общаясь с людьми. Как сообщают историки, в последние часы жизни Омар Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины (Авиценны).
Творчество Хайяма – удивительное явление в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, всего человечества. Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира.
Его стихи, «жалящие, как змея» до сих пор покоряют своей предельной емкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств и гибким ритмом.
Философия Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения – мы»).
Он обличал существующие порядки, религиозные догмы и пороки, царившие в обществе, считая этот мир временным и преходящим.
Богословы и философы того времени придерживались мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Однако он также любил и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом.
Любое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма. Он огранил форму четверостишия, подобно драгоценному камню, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области Хайяму нет равных.
20 мая – 100 лет со дня рождения (1923-2011)
Анатолия Кузьмичева, писателя, переводчика, драматурга.
Участник Великой Отечественной войны. Учился в Литературном институте им. А.М. Горького. Работал в военных газетах (1945-1956), заместитель главного редактора журнала «Литературная Грузия» (1956-1959). Печатался с 1940 г.
Автор романов, повестей, пьес о жизни Советской Армии, о событиях, связанных с Великой Отечественной войной: «По свежему следу», Тбилиси, 1955, «Так наступает весна». Роман. (1958), «Тревога» (1964), «Дети становятся взрослыми» (1965), в переиздании «Одиннадцатый класс» (1967) – автобиографический роман, «Смена караулов» (1967), «Первые советские гвардейцы» (1971), «Поле боя». Роман. Минск, 1979, «Год службы» (1979), «Час переклички». Документальная повесть, (1981), «Ночная проверка». Повесть. Минск, 1982, «Юго-Запад». Роман-хроника. М., 1983, «Тревога». Романы, повесть. Минск, 1984, «Запечатленные навек». Документальная повесть, (1984), «Подпольная кличка – Янош». Роман. Минск, 1987, «Год рождения – сорок первый» Документальная повесть. М., 1989, «Южный бастион». Роман-хроника, посвящен героической обороне Тулы осенью 1941 г. В 3 кн. Минск, 1991-1995.
Член Союза писателей СССР (1952). Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Жил в Минске с 1967 г.
21 мая – 75 лет (1948)
Александру Атрушкевичу, гомельскому поэту, прозаику, драматургу.
С 1975 года публикации в газетах: «Знамя юности», «ЛiМ», «Известия» и др.
Лауреат Первого областного литературного конкурса имени Кирилла Туровского (2007).
С 2008 года член Союза писателей Беларуси. Пишет на русском языке. Первые публикации в областных и республиканских газетах появились в 1970-х годах – это были очерки, юморески и рассказы.
Публиковался в белорусских и российских альманахах и сборниках: «Святло шчымлівай памяці», «Магістраль», «Зовут дороги дальние», «Славянские колокола» и др., а также в различных периодических изданиях.
Писатель известен гомельчанам как автор книги о гомельском парке «Дорожками старого парка» (1988), книг поэзии «Четыре времени трудов» (2000), «Роза Азора» (2004), «Зори ветра» (2007), книги поэзии и прозы «Мирали» (2009) и книги прозы «Камушки» (2011).
Александр Атрушкевич заявил о себе и как драматург, из-под его пера вышли пьесы «Волчица», «Пирамида», «Папа вернулся», «Игра».
25 мая – 85 лет со дня рождения (1938-2005)
Михаила Стригалева, белорусского поэта.
Окончил заочно отделение поэзии Литературного института им. А. М. Горького (1969). Работал литконсультантом Пермской областной писательской организации Союза писателей РСФСР (1970-1971), заведующим фольклорно-издательским отделом Пермского Дома народного творчества (1971-1972). С 1978 г. жил в Борисове.
В 1980-1982 гг. – сценарист киностудии «Беларусьфильм». С 1980 г. руководит литобъединением «Беразiна».
Первая публикация М. Стригалева появляется в 1956 г. в студенческой многотиражке «Советский инженер». Первое стихотворение в республиканской печати опубликовано в 1960 г. в газете «Знамя юности». С 1961 г. печатал стихотворения на белорусском языке. Первый сборник «Хмель» вышел в 1966 г.
Автор поэтических сборников «Белая Русь», «Перекресток», «Красные казармы», «Колесо фортуны», «Девятый кордон». В них высказывается любовь к Родине, к человеку труда. Поэта беспокоит сохранение мира, человеческой духовности. Выступал и как критик. На страницах журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Урал», «Нёман» публиковались его статьи по вопросам литературы. Работал и в качестве переводчика.
25 мая – 80 лет со дня рождения (1943-1997)
Николая Федюковича, белорусского поэта, переводчика с французского, болгарского, румынского, грузинского и других языков.
После окончания средней школы (1960) работал литературным работником дрогичинской районной газеты «Красная звезда», фотокорреспондентом лунинецкой межрайонной газеты «Ленінскі шлях» в Брестской области. В 1962-1965 гг. служил в Советской Армии. В 1970 году окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. С 1970 года – редактор издательства «Народная асвета», с 1971 года – литсотрудник, затем заведующий отделом литературы и искусства газеты «Чырвоная змена», с 1975 по 1976 год – редактор редколлегии журнала «Служба быту Беларусі», 1979-1983 гг. – снова в «Чырвонай змене». С 1993 года – литературный консультант газеты «Белорусская нива» и одновременно руководитель литературного объединения при «Чырвонай змене».
Первые стихи опубликовал в 1962 году (межрайонная газета «Ленінскі шлях»). Автор сборников стихов «Зямля-магніт» (1968), «Мілавіца» (1971), «Птушыны грай» (1976), «Макаў цвет» (1979). Переводил с русского, французского и украинского языков.
В 1976 году в переводе И. Бурсова в Москве вышел сборник стихов «Птичье дерево». Стихи также были переведены на литовский, украинский и другие языки.
В 2009 году в серии «Беларуская паэзія ХХ стагоддзя» вышел посмертный сборник избранных стихов «Красадзён» (автор Виктор Хардей).
26 мая – 115 лет со дня рождения (1908-1986)
Алексея Арбузова, русского советского драматурга.
В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. Осенью, окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актеров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда. Появляются новые друзья: В. Плучек, И. Шток и другие актеры и режиссеры.
Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия «Шестеро любимых» (1935). В этом же году написана новая комедия «Дальняя дорога». Арбузов всегда восхищался талантливой игрой актрисы театра Вахтангова Бабановой и пьесу «Таня» писал специально для нее. «Таня» была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960-1970-е годы многие советские театры.
Премьера пьесы «Город на заре» состоялась 5 февраля 1941, но война помешала долгой жизни этого спектакля.
После войны Арбузов пишет комедию «Встреча с юностью» (1947), около пяти лет работает над драмой «Годы странствий» (1954). Арбузов становится одним из самых известных драматургов страны, чьи пьесы ставятся во многих театрах. Долгие годы совместного творчества связывали драматурга с театром им. Е. Вахтангова, в котором шли семь пьес Арбузова: «Иркутская история», «Двенадцатый час» (1959), «Потерянный сын» (1961) и др. За границей начинают ставить пьесы А. Арбузова: в Лондоне – «Счастливые дни несчастливого человека», «Старомодную комедию», ее же ставят в Париже.
26 мая – 85 лет со дня рождения (1938)
Людмилы Петрушевской, российской писательницы и драматурга.
Окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года – редактором на Центральной студии телевидения.
Людмила Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 г. в журнале «Аврора». Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» была поставлена Р. Виктюком в 1979 г. в театре-студии ДК «Москворечье», напечатана в 1983 году. Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе.
В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман».
Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской, «Бессмертная любовь», был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина. Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию. В 1996 году московское издательство «АСТ» совместно с харьковским издательством «Фолио» выпустило пятитомное собрание сочинений писательницы.
26 мая – 85 лет (1938)
Владимиру Каризне, известному белорусскому поэту.
Владимир Каризна – автор слов белорусского гимна, автор многочисленных сборников для взрослых и детей, а также более двухсот текстов к песням, среди которых – известные всем «Азеры дабрынi», «Зорачка мая», «Салавей спявае», «Люблю цябе, Белая Русь». Лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Лауреат литературной премии «Залаты купідон». Лауреат премии профсоюзов Республики Беларусь. Член Союза писателей СССР.
Окончив учебу на филологическом факультете Белорусского государственного университета в 1961 году, уехал на Браславщину, в Опсу. Учительствовал в сельской школе. Одновременно с этим он возглавлял литературное объединение при районной газете «Браслаўская звязда». Затем Владимир работал на Белорусском радио, в журналах «Полымя», «Крыніца», издательстве «Юнацтва».
Первое стихотворение Владимира Каризны было опубликовано еще в 1956 году в газете «Чырвоная змена». В 1963 году вышел его первый сборник лирики «Край мой синеокий». Затем увидели свет книги поэзии «Журавлиный рассвет», «Шумят вербы...» и другие.
Признание к Владимиру Каризне пришло именно как к поэту-песеннику. Искренняя, душевная, по-настоящему лирическая поэзия легко ложится на музыку. Это давно заметили композиторы, поэтому многие стихотворения поэта стали популярными песнями, а отдельные из них воспринимаются и как народные. На стихи Каризны написано около двухсот песен. Их исполняли Валентина Пархоменко и Наталья Гайда, ансамбли «Песняры», «Сябры» и «Верасы».
В творческом багаже поэта-песенника десятки песен со словами и музыкой автора: «Годы молодые», «Вишенка», «Ты скажи, моя береза», «Песня о Браславе» и многие другие. Их отличает светлая лирика и эмоциональная непосредственность. За песни «Зямля мая» и «Звон часу» композитору присвоено звание лауреата республиканских конкурсов патриотической песни (1986, 1987).
Владимир Каризна также написал прекрасные детские книги. «На сяле ў бабулі» – его первая книга о детях. Она была издана в 1975 году. Позднее были и другие – «Малююць дзеці», «Мір і сонейка для ўсіх», «Хітры і мудры», «Чароўнае вочка». Поэт перевел немало детских произведений для «Библиотеки детской литературы народов СССР». За участие в создании «Библиотеки...» в 1996 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии Беларуси.
27 мая – 120 лет со дня рождения (1903-1989)
Елены Благининой, советской поэтессы, переводчика, мемуариста.
Приобрела известность как автор весёлых детских стихотворений, а также всевозможных считалок, дразнилок и скороговорок. Елена Благинина внесла большой вклад в советскую детскую литературу.
После окончания средней школы Елена Благинина поступила в Курский педагогический институт. Во время учёбы она впервые познакомилась с поэтами Серебряного века. Находясь под большим впечатлением от их творчества, Елена начала писать лирические стихотворения под псевдонимом Елкич. Когда же Благинина узнала об открытии Высшего литературно-художественного института в Москве, она тайком от родных прошла собеседование и с лёгкостью поступила.
Своё первое стихотворение «Девочка с картинкой» Елена Благинина опубликовала в 1921 году. Год спустя свет увидели её новые стихотворения в сборниках «Золотое зерно» и «Альманах первый», издаваемых «Курским союзом поэтов». Эти произведения были замечены столичными литературными критиками, и о них тепло отзывался Всеволод Рождественский.
Обосновавшись в Москве, Елена Благинина устроилась на работу в экспедицию газеты «Известия». В начале 1930-х годов Елена Александровна окончательно выбрала свой творческий путь – быть детским писателем. Её произведения начали публиковать на страницах популярного журнала «Мурзилка», где печатались такие маститые советские поэты, как Михалков, Маршак, Барто.
Благинина писала простым, ясным языком о понятных вещах, и дети очень полюбили её творчество. Вслед за журнальными публикациями последовали книги Благининой. В 1936 году была напечатана её первая книга для детей под названием «Осень». Следом за ней были изданы сборники «Сорока-белобока», «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Радуга», «Огонёк» и другие. Кроме того, Елена Александровна писала сказки и пьесы для детского театра кукол. Она показала себя и прекрасной переводчицей, открыв для русскоязычных детей волшебный мир произведений Тараса Шевченко, Леси Украинки, Юлиана Тувима, Льва Квитко. К началу 1940-х годов Благинина стала одним из ведущих писателей в СССР. Интересный факт: поэтессу часто путали с Агнией Барто, но творчество её было абсолютно самобытным.
Стоит отметить, что писала она не только для детей, но и для взрослых. К таким произведениям относятся лирические циклы «Окна в сад», «Складень», а также роман «Люблю мучителя своего все неистовее», который был опубликован уже после смерти писательницы.
28 мая – 150 лет со дня рождения (1873-1961)
Ольги Форш, русской писательницы, выдающегося мастера исторического романа.
Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. Первый удачный рассказ «Был генерал» (1908) напечатан в журнале «Русская мысль». В ранних произведениях: «Рыцарь из Нюрнберга» (1908), незавершённый роман «Богдан Суховской» («Дети земли», 1910) – определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью и духовные поиски.
Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: «Одеты камнем» (1924-1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана; «Горячий цех» (1926) о революции 1905-1907; «Радищев» (ч. 1 – «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 – «Казанская помещица», 1935; ч. 3 – «Пагубная книга», 1939), «Первенцы свободы» (1950-1953) о декабристах. Судьба творческой личности в условиях деспотического режима изображена в романах «Современники» (1926) о Н.В. Гоголе и А.А. Иванове и «Михайловский замок» (1946) о трёх поколениях русских зодчих (В.И. Баженов, А.Н. Воронихин, К.И. Росси).
В художественно-мемуарных книгах «Сумасшедший корабль» (1930) и «Ворон» («Символисты», 1933) писательница рисует жизнь петроградской художественной интеллигенции двух первых десятилетий XX века, создаёт портреты современников (М. Горький, А. А. Блок, Ф. Сологуб и др.). Эта оригинальная дилогия о модернистах – плод художественной обработки реальных происшествий, свидетелями которых была Форш. Обе книги подвергались нападкам со стороны пролетарской критики и долгое время не переиздавались. На склоне лет Ольга Форш пользовалась заслуженным почтением со стороны коллег; её произведения часто переиздавались многомиллионными тиражами. После перестройки её имя было забыто не только в литературных, но и в читательских кругах. Форш принадлежат также рассказы, изображающие предреволюционный быт города и деревни, книги сатирических рассказов на зарубежные темы, киносценарии, пьесы. Произведения писательницы переведены на языки народов СССР и иностранные языки.
28 мая – 115 лет со дня рождения (1908-1964)
Яна Ланкастера Флеминга, британского писателя, журналиста и офицера морской разведки, наиболее известного по серии шпионских романов о Джеймсе Бонде.
Работая в отделении морской разведки Великобритании во время Второй мировой войны, Флеминг участвовал в планировании операции «Золотой глаз», а также в планировании и контроле двух разведывательных подразделений, 30 штурмовых подразделений и T-Force. Его служба во время войны и его карьера журналиста во многом послужили подробностями и глубиной романов о Джеймсе Бонде.
Флеминг написал свой первый роман о Бонде, «Казино Рояль», в 1952 году. Его ждал успех: три тиража были заказаны, чтобы удовлетворить спрос.
В период с 1953 по 1966 год вышли одиннадцать романов о Бонде и два сборника рассказов. Главный герой романов – Джеймс Бонд – офицер Секретной разведывательной службы, широко известный как МИ-6. Бонд также известен своим кодовым номером 007 и был командиром в Королевском военно-морском добровольческом резерве.
Книги о Бонде входят в число самых продаваемых серий художественных книг всех времен, тираж которых превышает 100 миллионов экземпляров по всему миру.
Среди других известных произведений Флеминга: «Бриллианты вечны», «Доктор Но», «Из России с любовью». Последняя книга вышла в 1966 году – «Осьминожка и искры из глаз».
В 2008 году «The Times» поставила Флеминга на 14-е место в своем списке «50 величайших британских писателей с 1945 года».
31 мая – 250 лет со дня рождения (1773-1853)
Людвига Тика, немецкого писателя, поэта, переводчика, драматурга.
В 1792-1795 гг. учился в университетах в Эрлангене, Галле и Гёттингене. В 1799-1800 гг. был членом йенского кружка романтиков.
В 1802 Людвиг Тик с семьей переселяется в Цибинген – город неподалеку от Франкфурта-на-Одере, и живет там до 1819 года. В этот период он пишет переработки средневековой немецкой поэзии и подготавливает собрания пьес елизаветинской эпохи и немецкой драматургии 16–17 вв.
В 1819 Людвиг Тик переезжает в Дрезден, где с 1825 по 1830 годы заведует литературной частью в придворном театре. Он полностью отходит от романтизма в эти годы и пишет целый цикл новелл, в которых реалистичный сюжет служит морализаторству на общественные темы. В 1842 прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Тика в Берлин. Там под руководством Людвига были организованы постановки античных и елизаветинских драм.
Первым его значительным произведением стал роман в письмах «Вильям Ловель» (1795-1796).
Позже им были написаны пьесы-сказки: «Кот в сапогах» (1797), «Принц Цербино» (1799), «Мир наизнанку» (1799), «Синяя Борода» и сказки-новеллы: «Шильдбюргеры» (1796), «Абрахам Тонелли» (1798).
Людвиг Иоганн Тик написал также несколько исторических повестей, переводил драмы Шекспира и «Дон Кихота» Сервантеса, писал работы о драматургии и театре.
Последнее известное произведение Тика – роман «Виттория Аккоромбона» (1840) из эпохи итальянского Возрождения.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно