21 век стал эпохой огромного влияния человека на окружающую среду, что привело к тому, начались использоваться растения и животные для оценки состояния окружающей среды, биондикации. В качестве индикатора степени загрязнения используются бактерии, растения, животные.
В библиотеке-филиале №6 учащиеся 7 «В» класса ГУО «Средняя школа №22 г. Гомеля» стали участниками
урока-исследования «Биологическая индикация загрязнений: зелёные извещатели» в рамках проекта по экологическому краеведению «На этой земле жить мне и тебе».
Роман Хлебин, заведующий отделом научно-исследовательской и проектной деятельности ГУО «Гомельский областной центр туризма и экологии детей и молодёжи», объяснил подросткам, какие растения выступают в качестве индикаторов загрязнения.
Так ребята узнали, что не каждое растение может быть индикатором. Лучшими индикаторами являются так называемые стенобионты – виды, приспособленные к существованию в строго определённых условиях и не выносящие больших колебаний окружающей среды по сравнению с видами, существующими при значительных изменениях или в различных условиях окружающей среды.
Роман Федорович рассказал, что с их помощью можно определить уровень примесей в воздухе, воде, почве. Важным свойством биоиндикаторов является чувствительность к токсичным выбросам. С помощью растений намного дешевле и проще следить за состоянием окружающей среды.
Когда в качестве индикаторов используют растения, то такая биоиндикация называется фитоиндикацией. По цветам на окнах мы можем сразу же определить и микроклимат комнаты, и привычки хозяев к проветриванию. А по деревьям-долгожителям восстанавливаются климатические условия за тысячелетия целых стран.
Ребята узнали, что определить уровень загрязнения водоёма помогает ряска – маленькое водное растение, которое зеленым ковром покрывает поверхность практически любого озера. Ряска чутко реагирует на загрязнение благодаря своим листочкам – в грязных водоемах они начинают болеть и меняют свой цвет с зеленого на желтый.
Роман Федорович познакомил ребят с:
– растениями-индикаторами месторождений полезных ископаемых;
– растениями-индикаторами степени плодородности почвы;
– растениями-индикаторами химического состава почвы;
– растениями-индикаторами степени влажности почвы;
– растениями-индикаторами загрязнения воздуха.
Чтобы закрепить изученный материал, Роман Федорович предложил подросткам принять участие в онлайн-викторине. Ученики, которые дали наибольшее количество правильных ответов, были награждены книгами.
скачать dle 10.4фильмы бесплатно