Юлия Ковальчук в рамках авторского проекта «Новинки литературных журналов» предлагает обзор номеров за октябрь.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА ОКТЯБРЬ 2022 ГОДА
Давид Шахназаров «Девяностые»Давид Александрович Шахназаров родился в 1979 году в Москве. Окончил экономический факультет МГИМО (2000) и Литературный институт (2022). Начал писать прозу в 2014 году. Часто публикуется в «Новом мире» и других литературных журналах.«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Антуан де Сент-Экзюпери
Рассказ о своей жизни маленький Давид, главный герой повести, начинает с сообщения о частых болезнях в детстве. Таким образом, автор сразу погружает читателя в пространство главной темы произведения – одиночества. Давид редко выходит из дома, не видит родителей, общение со сверстниками не складывается. Он часто становится предметом насмешек и унижений. В жестоком детском мире герой вынужден искать утешение в занятиях борьбой, единственном месте, где взрослые воспринимают его всерьёз и где лишний вес не вызывает липкое чувство стыда.
На фоне личной трагедии мальчика разворачивается другая – развал Советского Союза. Автор проводит параллель между катастрофой огромной страны и жизнью ребёнка, где рушится семья, а вместе с ней и привычный мир героя. Давид не до конца понимает, что означают эти страшные слова «инфляция», «дефицит», но знает, что избежать реальности, состоящей из ссор родителей и жестокости сверстников, помогает пустыня романа Герберта и подвиги храброго Пола Айтрейдеса.
Изолированность мальчика подчёркивается в повести вереницей сменяющих друг друга бессмысленных попыток отца наладить контакт с сыном, которые, как правило, проваливаются. Амбиции матери построить собственный бизнес в опасной среде 90-х заглушают возможность услышать потребности своего ребёнка в любви и заботе. Давид не видит смысла давать отпор обидчикам, а когда в финале произведения это всё же происходит, судьба, которая, казалось бы, уже изрядно испытала героя на прочность, снова оставляет его без уверенности в завтрашнем дне.
Погрузиться в мир детства с героем Давида Шахназарова вы можете в
журнале «Новый мир».Дмитрий Лиханов «Обрубок»Дмитрий Лиханов – журналист, прозаик. Окончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах «Советская Россия», «Совершенно секретно», журнале «Огонёк». Автор повести «Прощай, Сирокко!», сборника новелл «Idee Fixe», сборника журналистстких расследований «Жанры жизни» и др.Образ Мирового Древа в мировой культуре является архитепичным. В скандинавской мифологии его называют Иггдрасиль, в традиции тюркских народов – это Байтерек. В представлениях древних славян оно располагается на острове Буяне на Алатырь-камне, который является и центром мироздания, соединяющим Небо, Землю и Загробный мир. Пока оно стоит, существуем и мы.
В рассказе Дмитрия Лиханова центром мира является небольшая липа. Она появилась в те времена, «когда, казалось, и солнце было ярче, и жирнее земля, и влага у корней – слаще». Автор использует приём персонификации, с целью наделить главную героиню мыслями и чувствами, представить читателю повседневность с точки зрения природы.
Ежедневно мимо липы проносятся люди, оставляя за собой мусор и едкий горький запах автомобильного топлива. В её корнях находят дом животные. Весной вьют гнёзда жаворонки, а зимой – прилетают отдохнуть снегири.
Когда началась война, она стала молчаливой свидетельницей человеческих страданий и бессчетных смертей. Её оглушали снаряды, пока однажды окончательно не разорвали на части. И без того хрупкое дерево превратилось в обрубок, опаленный войной. Липовый сок сочился из каждой поломанной ветви, и не было конца ужасу, страху и багровому пламени проливающейся крови.
Вторым основополагающим образом мировой культуры, важным для анализа произведения, становится вечный круговорот жизни. К примеру, Энтони Дорр в романе об ужасах Второй Мировой войны успокаивает читателя, что смерть не конечна и что «мы возродимся в цветах». Уолт Уитмен «завещает себя грязной земле» и просит у природы позволения «вырасти любимой травой» его возлюбленной, чтобы всегда быть с ней рядом. Или ещё один пример. Книга Бытия 3:19. Бог говорит Адаму: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Использует этот образ и Дмитрий Лиханов. Он не ставит точку на смерти главной героини. Колесо жизни продолжает свой ход, и на единственной оставшейся ветви Мирового Древа распускается липовый цвет. Ещё вчера на этой искалеченной земле, прислонившись к хлипкому стволу, умирал солдат, а сегодня началась новая жизнь. И невозможно представить смерть липы, ведь пока она стоит и пока на ней распускаются цветы, а по жилам течёт сладкий сок, будем жить и мы.
О войне человеком было сказано уже многое. Увидеть её глазами небольшого деревца, одного из тысячи, при этом неповторимо-уникального, можно благодаря рассказу Дмитрия Лиханова «Обрубок» в
журнале «Наш современник».Поэзия Изяслава КотляроваИзяслав Котляров – поэт, публицист, переводчик. Родился в 1938 году. Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета. Автор ряда книг поэзии, публиковался в России и Беларуси. Живёт в Светлогорске.Задаваться вопросами о смысле существования, обращаться к Богу за ответами и смиренно принимать невозможность их получения. Сменяется поколение за поколением, а сценарий духовных человеческих поисков остаётся неизменным. Творцам искусства повезло больше, чем остальным. Им был дан инструмент для выражения душевных терзаний.
Творчество Изяслава Котлярова – это поэзия рассуждения. О предназначении и судьбе поэта, земном существовании, немного о Боге и, конечно, о любви. Они переплетаются друг с другом из стихотворения в стихотворение, создавая полотно холодных оттенков.
Спутники жизни героя Котлярова – отчуждение и одиночество, которое воспринимается, как «незаметное исчезновение в себя». Любовь, описываемая автором, – это не первое незабываемое чувство. Это совместный долгий путь, тяжёлый труд и «угрюмая тяжесть», набрасываемая судьбой.
Земной божественный свет, который так будоражит умы поэтов, у Котлярова обязательно погаснет, от этого не спастись. И даже при внешнем благополучии, «всё на свете не то и не так». Для передачи трагического мироощущения героя автор использует выразительный оксюморон «холод тепла». Тепло недоступно герою, а вместе с ним и радость, и добро, и любовь. Герой не борется. Смиренно существует, ощущая «даже в радости только угрюмость».
Хоть в заключении и произносит, что «хотелось бы жизнь ощущать» во всей её полноте, но глаза отражают лишь пустоту. От молодого юноши с жадным, предвкушающим долгую счастливую жизнь взглядом, в настоящем не осталось и следа.
Покорный, сумрачный и тихий. Так герой Котлярова описывает себя читателю. И таким рисуется на протяжении всех стихотворений, представленных в выпуске. Кто-то скажет, что чересчур веет безнадёжностью и перелистнёт страницу, лишь бы не погружаться в тоску, кто-то увидит в этом потерявшемся мечтателе себя. Какие бы эмоции ни вызывала поэзия Изяслава Котлярова, хочется верить, что в это холодное, серое полотно переживаемых чувств однажды будет вплетена золотая нить надежды и любви.
Познакомиться с внутренним миром лирического героя Изяслава Григорьевича вы можете в
журнале «Нёман».Нататкі жыцця Адама Глобуса Адам Глобус – вядомы сучасны беларускі пісьменнік, мастак, выдавец. Скончыў педагагічнае адзяленне Мінскага мастацкага вучылішча ў 1977 годзе і Беларусі дзяржаўны тэатральна-мастацкі інстытут у 1983. Доўгі час займаўся выдавецкай дзейнасцю, мае 35 арыгінальных кніжак.Калі вы адкроеце «Полымя» на старонках з творчасцю Адама Глобуса, то знойдзеце невялічкія нататкі на зусім розныя тэмы. «Воспа», «Саборы», «Смерць і цікаўнасць». Здаецца, што аўтар доўгі час запісваў свае думкі і разважанні, каб аднойчы сабраць іх ў адзіны сборнік.
Яшчэ у дзяцінстве прышчэпка воспы пашкодзіла аўтару правае вока. Фатальны недахоп, які павінен быў перакрэсліць шлях да творчасці, зрабіў аўтара толькі мацнее. Неабходнасць напружацца, как разглядзець увесь свет, дапамагла захоўваць кожны, нават самы маленькі аб’ект рэчаіснаці. Па гэтай жа прычыне чытач можа адчуваць, што Адам Глобус у сваіх творах выступае ў першую чаргу як мастак. Фарбы, якімі ён малюе вобразы, не могуць пакінуць абыякавым нікога.
Адна з тэм, якую аўтар развівае ў некалькіх нататках, – гэта вера. Так, на думку Адама Глобуса, шчыра верыць у Бога толькі той, хто робіць гэта моўчкі, інтымна. Бо узаемаадносіны паміж Стваральнікам і чалавекам – сакральны саюз, дзе не павінен стаяць нехта трэці.
Аўтар шчыра распавядае пра свае пачуцці. Піша, як змяняяецца яго погляд на многія рэчы, калі с кожным годам ён становіцца больш дарослым. Як усё, што раней здзіўляла, зараз здаецца звычайным. Як усё, што здавалася новым і арыгынальным, на сам рэч ужо даўно было прыдумана і існавала, толькі называлася іншымі словамі. Разважае, што, калі даходзішь да такіх разуменняў, больш пачынаешь шанаваць штодзённасць і маленькія радасці.
Дзеліцца Адам Глобус і лекамі ад дрэннага настрою. Аўтар кажа, што смех і слёзы заўсёды будуць ісці побач. Нам застаецца толькі выбіраць: пачаць раніцу з усмешкі ці з горкіх слёз. Здаецца, што у тыя часы, калі няма сіл, каб нават падняцца з ложка, адзінае, што можа спасці, – гэта шырока ўсміхнуцца, расцягваючы рот да самых вушэй.
Пакуль усё здаецца аднакратным, нетрывалым, калі свет стаіць на парозе катастрофы, ёсць тое, што вечна. І гэта – Любоў.
Пазнаёміцца з Адамам Глобусам і яго творчасцю можна ў
часопісе «Полымя».Поэзия Дана ПагисаДан Пагис – израильский поэт, литературный критик, исследователь еврейской поэзии Средневековья и Ренессанса. Автор поэтических книг «Солнечные часы», «Метаморфозы», «Последние стихи». Уже не в первый раз его творчество публикуется в «Иностранной литературе».Опыт чтения может быть разным. Одни книги увлекают читателя в фантазийный мир со своими законами, необычными героями и сложными именами. Другие нужно смаковать, как растаявший пломбир. Поэзия Дана Пагиса, подобно ветру, простирается на шёлковом покрывале из аллегорий и аллюзий, скользя уверенно и игриво, пока однажды не натыкается на неровно сшитые лоскуты. И, вроде бы, движение продолжается, но избавиться от ощущения инородности уже не получится.
Дан Пагис возвращает своего читателя к истокам существования нашего мира. Его герой – древнее божество Северного ветра, место действия – пещера Альтамира, хранительница рисунков первых людей на протяжении 35 тысяч лет. А времени и вовсе не существует. Оно скрывает свою сущность от строгого языка физических формул, вновь оставляя человека беспомощным перед разгадкой законов природы, а растаявший снеговик под конец зимы оказывается единственным, кто способен предсказать будущее.
Пространство Дана Пагиса всегда замкнуто. Ветер, обыкновенно представляемый символом свободы, воспринимает себя отшельником. Он осторожно ворошит занавески на окнах домов, озорливо срывает с голов детей панамки и по-ребячьи играется с розой ветров. Лишь бы отвлечься от повседневного ужаса окружающей его пустоты и одиночества. Он может путешествовать куда угодно, но мечтает о вселенском покое замкнутого пузыря. Он устал, утомлён, сломлен. И оказывается, что бесконечный путь, его личная свобода, на самом деле ни что иное, как иллюзия. Ветер не может замедлиться или вовсе прекратить существование. Он, по-толстовски, вынужден отказаться от несуществующей свободы и покориться высшей силе, породившей его.
Как может тогда человек играть в Бога, если даже древнее божество вынуждено вечно быть в пути. Как может человек заблуждаться, что он – Центр мира, когда на самом деле – лишь окраина, лишь отблеск той силы, которая даёт ему жизнь. Как может один человек решать, кто достоин жить, а кто нет. Дан Пагис, переживший трагедию Второй Мировой войны, смог перенести в свою поэзию смиренное отчаяние обыкновенного человека перед ужасом пустоты и нечеловеческой жестокости.
Познакомиться с творчеством израильского поэта вы можете в
журнале «Иностранная литература».* Все журналы вы можете найти в библиотеках ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля».
Карта расположения библиотекПодробнее о проекте «Новинки литературных журналов»скачать dle 10.4фильмы бесплатно