герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Ноябрь

Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.

Литературный хронограф. Ноябрь3 ноября – 140 лет со дня рождения (1882-1956) Якуба Коласа (Константина Мицкевича), классика белорусской литературы, педагога, переводчика, заслуженного деятеля науки и культуры, Народного поэта Беларуси.

Якуб Колас – основоположник белорусской литературы и белорусского литературного языка.

Уже в 10-летнем возрасте, под влиянием басен Крылова, написал свое первое произведение «Ворона и лисица». В 12 лет написал свое первое стихотворение «Весна». Впервые на белорусском языке пробует писать во время учебы в учительской семинарии. На родном языке были написаны поэмы «Каля кастра» и «Страх», а также прозаическое произведение «Наша сяло, людзі і што робіцца ў сяле». К сожалению, эти тексты не сохранились до нашего времени. В семинарии на талант Мицкевича обратил внимание один из преподавателей – Федот Кудринский. Он прочитал рассказы Коласа и заметил, что белорусскоязычные произведения гораздо лучше русскоязычных.

Первое опубликованное стихотворение, “Край радзімы”, появилось 1 сентября 1906 года в газете “Наша доля”. Тут поэт впервые использовал свой псевдоним – Якуб Колас. А уже 15 сентября в этой же газете, но под другим псевдонимом, Дзядзька Карусь, опубликовано прозаическое произведение “Слабода”. Сотрудничает писатель и с другим известным белорусским изданием – “Нашай Нівай”.

Активный этап творчества у Якуба Коласа начинается в заключении, когда он был оторван от учительской работы. Первый сборник стихов – “Песні жальбы” – выходит в 1910 году. В 1912 году он издает сборник прозы “Апавяданні”. Ранние стихи Коласа высоко оценил Максим Горький. Также в 1909 году в Санкт-Петербурге выходит учебник его авторства «Другое чытанне для дзяцей беларусаў». В 1910 Колас, еще будучи в заключении, начал создавать поэмы “Сымон-музыка” и “Новая зямля”.

В 1912 году на хуторе Смольня впервые встречается с Янкой Купалой. Эта встреча положила начало их долгой дружбе. Но многие исследователи сходятся во мнении, что в общении больше преобладал дух соперничества. В 1913 году в Санкт-Петербурге выходят сразу три книги писателя –– «Нёманаў дар», «Тоўстае палена» и сборник стихотворных рассказов «Прапаў чалавек». В 1914 году в Вильне выходит сборник прозы «Родныя з’явы». А в 1916 году в Санкт-Петербурге выходит из печати первое драматическое произведение Якуба Коласа – «Чарка ўсё на свеце робіць».

После революции в 1922 году в Минске выходит сборник стихов поэта «Водгулле». Он проникнут антивоенными настроениями, а также стихотворениями о работе на пользу родной земле. В 1923 году публикуется один из главных трудов в жизни Коласа – поэма «Новая зямля». А в 1925 в журнале «Полымя» печатается еще одна знаковая поэма – «Сымон-музыка». В эти же годы писатель создает две большие повести – «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927). В будущем они войдут в состав романа «На ростанях». Это самый большой и значительный прозаический текст писателя. Он основан на биографических воспоминаниях. Кстати, в это время Колас создает много произведений, основанных на воспоминаниях. Например, пьеса «Забастоўшчыкі” (1925) (о нелегальном учительском съезде), повесть «На прасторах жыцця» (1926) (о проблемах образования и творческого развития молодежи).

Считается, что уже в конце 20-х годов из-за сильной цензуры, а также постоянного давления на писателя его творчество претерпевает серьезные изменения. Его заставляют создавать исключительно те произведения, которые пойдут на пользу советской власти. Появляются произведения направленные на поддержку коллективизации. Например, повесть «Адшчапенец» (1932). В ней, вопреки своим взглядам, описанным в поэме «Новая зямля», автор показывает, что коллективизация для крестьянина – благо. В 1933 году выходит повесть «Дрыгва» (1933), посвященная гражданской войне. Во время войны стихи писателя, его публицистические заметки, поэмы посвящены прославлению советского героизма и разоблачения фашистов.

В 1953 году Колас принимает активное участие в создании «Руска-беларускага слоўніка». В 1954 году закончил работу над повестью “На ростанях”. Вместе с повестями «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927) они войдут в роман «На ростанях», в котором рассказывается о событиях из жизни писателя в 1906-1911 годах. Писатель занимался и переводческой деятельностью. Работал с текстами на русском, украинском и польском языках. Произведения самого Коласа переведены более чем на 40 языков мира. Чаще всего поэт переводился на русский (более 80 книг) и украинский языки.

В 1972-1978 годах вышло собрание сочинений писателя в 14 томах. Произведения поэта не раз были экранизированы. В 1929 году – «Песня весны» (по повести «На прасторах жыцця»), в 1960 – «Первые испытания» (по мотивам трилогии «На ростанях»), в 1976 – телеспектакль «Сымон-музыка», в 1982 – двухсерийный фильм «Новая зямля», 2012 – четырехсерийный фильм «Талаш» (по повести «Дрыгва»).


Литературный хронограф. Ноябрь3 ноября – 135 лет со дня рождения (1887-1964) Самуила Маршака, советского детского поэта, драматурга, переводчика.

Трудно представить детство любого ребенка без этих весёлых, радостных, смешных строчек поэта, которые так легко запоминаются. На его стихах выросло не одно поколение.

Первый раз произведения поэта увидели свет в 1907-м. Его дебютный сборник получил название «Сиониды». Помимо написания стихов Маршак вплотную занимался переводами.

Свои первые произведения Маршак писал для взрослых читателей. По мнению критиков, лучшим из того, что было создано в те годы, можно назвать сборник стихотворений под названием «Палестина», созданный во время его путешествия на Ближний Восток. В годы обучения в Лондоне, Самуила увлекло народное творчество Шотландии и Британии, он переводил баллады и произведения классиков.

Однако в годы правления большевиков, а потом во времена сталинских репрессий, поэты и писатели периодически ощущали немилость власти, их подвергали репрессиям и гонениям. Маршак придумал, как выйти из положения в этом случае, и начал писать детские стихи.

В 1920-м Маршак приложил максимум усилий для организации первого детского театра, в репертуаре которого появились постановки на основе его пьес «Теремок» и «Двенадцать месяцев».

Начиная с 1923-го года в Петрограде постоянно выходят книги Маршака, и не только его авторства («Вот такой рассеянный», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж»), но и переводы, к примеру, «Дом, который построил Джек».

Когда началась Великая Отечественная война, Маршака не взяли в действующую армию, у него было слишком слабое зрение. Поэт занимается написанием сатирических памфлетов и фельетонов, создает антифашистские плакаты.

За огромный вклад в развитие литературы Самуил Маршак получил четыре Сталинских и одну Ленинскую премии, он удостоился Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Ленина.

В 60-е годы, когда он уже стал именитым писателем, и не боялся репрессий, Маршак выпустил сборник произведений для взрослого читателя под названием «Избранная лирика». В 1960-м Маршак опубликовал свою автобиографию, которую назвал «В начале жизни».


Литературный хронограф. Ноябрь3 ноября – 220 лет со дня рождения (1797-1837) Александра Бестужева-Марлинского, русского писателя, декабриста.

В 1824 г. вступил в Северное общество. После восстания 14 декабря 1825 г. приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Якутск. В 1829 г. переведен рядовым на Кавказ.

Начал печататься в 1818 г.: стихотворения и небольшие рассказы в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения»; в 1821 г. отдельной книгой «Поездка в Ревель».

Совместно с К.Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда» (1823-1825). В ссылке опубликовал несколько так называемых светских повестей – «Испытание» (1830), «Фрегат „Надежда”» (1833).

В кавказских повестях – «Аммалат Бек» (1832), «Мулла Нур» (1836) – рисовал романтические исключительные характеры. До 1825 г. написал несколько романов в духе романтизма. Ему также принадлежит ряд критических работ, направленных против классицизма.

Стиль и характер произведений А.А. Бестужева-Марлинского имели большое влияние на русскую «изящную» литературу.


Литературный хронограф. Ноябрь5 ноября – 110 лет со дня рождения (1912-1995) Павла Ковалёва, белорусского писателя, драматурга.

Первые очерки П. Ковалёва были опубликованы в Климовичской газете «Камуна» (1929). В 1930 году в республиканской газете «Піянер Беларусі» вышло его первое стихотворение «Жыццё імчыцца».

До войны в основном выступал в печати со стихами, очерками и статьями. В годы войны проявил себя как публицист (публикации в «Савецкай Беларусі»).

В 1945 издал сборник рассказов и очерков «Прага бою», одноактные пьесы «Подзвіг», «Родная кроў», где показал героику Великой Отечественной войны. Склонен к документальному отображению событий.

В произведениях на современные темы поднимал морально-этические вопросы, стремился к созданию полнокровных характеров, правильности психологической мотивации поступков.

Писал произведения для детей. Самые значительные произведения П. Ковалёва – повести «Падзенне Хвядоса Струка», «Дзень першы, ноч апошняя», «Пакінь нас, трывога».

Выступал в жанре сатиры и юмора. Известен как переводчик. Произведения П. Ковалева переводились на русский, украинский и другие языки.


Литературный хронограф. Ноябрь6 ноября – 170 лет со дня рождения (1852-1912) Дмитрия Мамина-Сибиряка, русского писателя, драматурга.

В широкую литературу вошёл серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881-1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и другие). Многие были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк», чтобы его не путали с господином Томским, написавшим неудачный роман.

Один из первых романов – «В водовороте страстей», опубликованный Маминым в малоизвестном журнале и подписанный псевдонимом «Е. Томский» был очень раскритикован, вследствие чего он решает пока не писать.

Первым крупным произведением писателя стал роман «Приваловские миллионы» (1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 году в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.

Продолжительные выезды в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи Мамина-Сибиряка. Он познакомился с В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским, В. А. Гольцевым и другими писателями. В эти годы писал и печатал много небольших рассказов и очерков.

Последние крупные произведения писателя – романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.

В нескольких произведениях Мамин-Сибиряк, как и ряд других писателей – А. П. Чехов («Ванька», «Спать хочется»), В. Г. Короленко («В дурном обществе»), Д. В. Григорович («Гуттаперчевый мальчик») – рассказывает о горькой доле детей из бедных семей, а также сирот. Детям, лишённым детства, учёбы, заботы со стороны взрослых, обречённым на тяжкий труд, постоянный голод, а нередко и на раннюю смерть, посвящены, в частности, его рассказы «Кормилец» (1885), «В ученье» (1892), «Вертел» (1897).


Литературный хронограф. Ноябрь7 ноября – 95 лет со дня рождения (1927-2015) Анатолия Томилина, русского писателя.

Член Союза писателей СССР с 1973 года. Автор научно-популярных книг для детей и юношества (в том числе – в серии «Эврика») об ученых и об истории науки (астрономии, физики, географии).

Семнадцать лет был составителем альманаха «Хочу все знать», который выходил в Ленинградском отделении издательства «Детская литература».

Написал несколько научно-фантастических произведений – повесть «Проект Альфа К-2» (1966), рассказы «Возвращение» (1962), «Гаррис, который вернулся» (1967), «Кто раз тонул» (1967).

Соавтор фантастической повести-буриме «Летающие кочевники» (1968).


Литературный хронограф. Ноябрь10 ноября – 155 лет со дня рождения (1867-1957) Николая Телешова, русского писателя.

В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда».

Первые стихотворения Телешова появились в журнале «Радуга» в 1884 году. В рассказах Телешова 80-х – н. 90-х XIX в. господствует чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта, обличение пошлости, мелочности интересов, собственнической морали и психологии обывателя («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины», «Счастливый день», «Чужой человек» и др.). Лучшие рассказы Телешова посвящены изображению быта и злоключений переселенцев.

С 1925 по 1943 Телешов работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими атмосферу литературной жизни России конца XIX – начала ХХ в.

Телешов был преимущественно новеллистом. Его реалистические рассказы отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой повествования. В новеллах-легендах Телешов щедро использует фантастику, символику, иносказание, гиперболизм образов и др. художественные условности.

С 1923 работал в качестве заведующего музеем Московского академического ордена Ленина художественного театра им. Горького.

Отдельно он напечатал: «На тройках» (М., 1895), «За Урал» (М., 1898), «Повести и рассказы» (М., 1899), «Маленький роман» (М., 1898). Изданы для народа фирмою «Посредник» книжки Телешова: «Домой» и «С Богом!» (рассказы из быта переселенцев).

Из рассказов Телешова в журнале «Детское чтение» вышли отдельными изданиями: «Елка Митрича» и «Белая цапля». Некоторые рассказы Телешова переведены на немецкий, датский и французский языки.


Литературный хронограф. Ноябрь11 ноября – 100 лет со дня рождения (1922-2007) Курта Воннегута, американского писателя, сатирика.

В 1943 г. Воннегут записался добровольцем в армию. Принимал участие во Второй мировой войне. Впечатления от войны и плена отразились во многих произведениях автора, в частности в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», принёсшем ему известность. Курта Воннегута освободили в мае 1945 г. войска Советской Армии. После возвращения домой получил от правительства США медаль «Пурпурное сердце», но к награде относился скептически.

В Америке Воннегут возобновляет учёбу, поступая по специальности «антропология» в Чикагский университет. Одновременно работает полицейским репортёром в Чикагском бюро новостей. Пытается защитить диссертацию на степень магистра под названием «Неустойчивое соотношение между добром и злом в простых сказках», но её отклоняют, и Воннегут остаётся без диплома. В 1971г. Чикагский университет все же присуждает ему степень по антропологии за книгу «Колыбель для кошки».

В 1947 г. молодой человек переезжает в г. Скенектеди, где устраивается в General Electric. Пишет для компании статьи об их новых открытиях. В это же время впервые пробует себя в литературе. Продав два рассказа в газету Collier’s Weekly по цене, значительно превышающей его зарплату, принимает решение заниматься писательской деятельностью.

В 1951 г. Воннегут бросает работу и с семьёй перебирается в штат Массачусетс в маленькое селение Западный Барнстейбл. Здесь он сочиняет свой первый роман, опубликованный в 1952 г. под названием «Механическое пианино». Чтобы обеспечить жену и детей писатель дополнительно работает преподавателем английского языка в соседнем городке, пишет рекламные статьи, а также продаёт автомобили.

Книги Воннегута были очень популярны в СССР, он даже дважды посещал в Советский союз и встречался с поклонниками – в 1974 г. и 1977 г.


Литературный хронограф. Ноябрь14 ноября – 115 лет со дня рождения (1907-2002) Астрид Анны Эмилии Линдгрен, шведской детской писательницы, лауреата Международной премии им. Х. К. Андерсена (1958).

Первая повесть Линдгрен – «Пеппи Длинный Чулок» – увидела свет в 1945-1952 гг. Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве. С той поры истории Астрид Линдгрен «одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир».

Линдгрен написала более ста книг, часть из них переведены на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах.

«Карлсон, который живёт на крыше» (1955-1968 гг.) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых.

Обращалась Линдгрен и к романтическим историям («Братья Львиное Сердце», 1979 г.; «Ронни, дочь разбойника», 1981 г.), и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946 г.), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых – озорной Эмиль из Лённеберги (1963-1970 гг.).

В 1957 г. Линдгрен стала первым детским писателем, получившим от Королевства Швеция медаль за литературные достижения.

Ей присуждено огромное количество наград и премий, в том числе Международная золотая медаль X. К. Андерсена, которую называют «малой Нобелевской», премия имени Льюиса Кэрролла, Международная золотая медаль Льва Толстого, награды ЮНЕСКО, «Серебряный медведь» (за фильм «Ронни, дочь разбойника»).


Литературный хронограф. Ноябрь14 ноября – 210 лет со дня рождения (1812-1891) Павлюка Багрима, белорусского поэта.

Широко известна оригинальная металлическая люстра-жирандоль, выкованная Багримом в родной деревне в 1881 году. Люстра до сих пор находится в Крошинской католической церкви.

Из его творческого литературного наследства сохранилось только одно стихотворение «Зайграй, зайграй, хлопча малы…», написанное им в юношеском возрасте и напечатанное в воспоминаниях новогрудского адвоката И. Яцковского «Повесть моего времени» (Лондон, 1854, с. 257—265).


Стихотворение Багрима – настоящий шедевр белорусской лирики XIX века – трогает глубиной и непосредственностью чувств, народно-песенным колоритом, силой протеста против крепостничества.

В 1985 в Крошине был открыт музей народных искусств и ремесел имени П. Багрима.

В Барановичах в микрорайоне Боровки одна из улиц названа в честь Павлюка Багрима.


Литературный хронограф. Ноябрь14 ноября – 95 лет со дня рождения (1927-2007) Сергея Мосияша, писателя-историка, члена Союза российских писателей, члена Международной ассоциации писателей-баталистов.

В 1944 году, окончив неполную среднюю школу, добровольно ушел в армию, служил в авиации. После окончания войны отдал срочной службе более восьми лет. После демобилизации в 1952 году работал на заводе ст. Пашино Новосибирской области испытателем и одновременно заканчивал десятый класс в вечерней школе. Затем поступил в педагогический институт на заочное отделение. В течение жизни трудился на шахте, учителем в школе, редактором в издательстве, в газете, на телевидении, преподавал в пединституте.

По словам писателя, он начал сочинять, как только научился писать. Первые свои опусы посвящал школьным друзьям. Желание издаваться пришло немного позднее в 1956 году, когда вышла первая книга стихов для детей «Эх, возьми меня, пилот». С тех пор свет увидели 35 книг автора общим тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Выйдя на пенсию, стал работать над серией исторических романов, ориентируя их на читателей-школьников. Поэтому его книги, прежде всего, отвечают воспитательным и познавательным целям. В своих произведениях, несущих воинскую, боевую направленность, автор воспевает не насилие, а борьбу добра со злом, правды с коварством.

Писатель, не будучи свидетелем захватывающих исторических событий, повествует о них легко и убедительно, поэтому его романы пользуются популярностью и выдержали множество переизданий.

Последние годы своей жизни жил в Беларуси, в городе Гомеле, где работал над неоконченными романами.

В родном посёлке Мосияша Чистоозёрное именем писателя названа библиотека.


Литературный хронограф. Ноябрь16 ноября – 85 лет со дня рождения (1937-2012) Валентина Лукши, белорусского писателя, публициста.

Автор книг поэзии для взрослых, сборников стихов и сказок для детей, пьес, текстов популярных песен, публицистики.

С 1961 года – литсотрудник полоцкой газеты «Сцяг камунізма», заведующий отделом межрайонной газеты «Ленінская іскра» (Полоцк), корреспондент Белорусского радио, заведующий отделом литературы и искусства республиканской газеты «Чырвоная змена», ответственный секретарь ежемесячника «На экранах Беларусі».

C 1973 года – старший редактор, с 1975 года – главный редактор Главной редакции литературно-драматического вещания Белорусского радио, в 1980-1998 годы – директор издательства «Юнацтва».

Библиография. На русском языке: «Лето круглый год». На белорусском языке: «Як ліса вучылася лётаць», «І родны дом, і цэлы свет», «Як праўду шукалі», «Калі даў слова…», «У полацкім музеі кнігадруку», «Апошні сон Францыска Скарыны».


Литературный хронограф. Ноябрь18 ноября –120 лет со дня рождения (1902-1976) Михася Мшары, белорусского писателя.

Начал печататься в 1927 году. Поэтизация природы родного края, труда и быта крестьянина сочетались в его творчестве в это время с протестом против национального и социального гнета, с призывом к борьбе за лучшую долю. С помощью друзей из освободительного движения были выпущены стихи, написанные в тюрьме, и в 1928 году был составлен первый сборник «Малюнкі».

Затем были изданы сборники «На сонечны бераг!», «Напрадвесні», поэмы «Вяселле», «Смерць Кастуся Каліноўскага», «Мамчына горка», пьесы «Вось тут і зразумей», «Лёгкі хлеб», «Чорт з падпечча». Сборние Михася Мшары «З-пад стрэх саламяных» (1937) был конфискован польскими властями, а рукопись сборника «З ваколіц Сініх Балот» вообще не печаталась.

Военно-патриотическая лирика М. Машары, вошедшая в сборник «Беларусь», относится к числу лучших творческих достижений поэта. Тема Родины, преклонение перед красотой ее пейзажей, прославление труда народа легли в основу поэзии Михася Машары в послевоенные годы (сборники «Праз навальніцы», «Урачыстасць», «Ад родных аселіц», книга избранной лирики «Мая азёрная краіна»). Стихи поэта отличает лиризм и песенность. Многие из них были положены на музыку.

В 60-е годы М. Машара выступал с произведениями для детей, издал сказки в стихах «Зязюльчыны слёзы», «Зелянушка і Кракатушка». В 60-х и 70-х годах он в основном работал как прозаик. Написал трилогию об освободительном движении в Западной Белоруссии, в которую вошли романы «Крэсы змагаюцца», «Сонца за кратамі», «Лукішкі», а также романы «Ішоў дваццаты год», «І прыйдзе час...», посвященные событиям гражданской войны. В прозаических произведениях писатель использовал множество фактов из своей жизни, описывал события, происходившие в родной среде, создавая широкую панораму событий 20-х и 30-х годов. Перевел на белорусский язык произведения П. Бажова, Н. Гогала, Г. Сенкевича и др.


Литературный хронограф. Ноябрь20 ноября – 85 лет (1937) Виктории Токаревой, прозаику и кинодраматургу.

Виктория Токарева – современный российский автор, представитель так называемой женской прозы, член Союза писателей СССР и Русского Пен-центра.

В 1964 году в журнале «Молодая гвардия» был опубликован первый рассказ Токаревой «День без вранья». Сразу же пришел большой успех: начинающему автору предложили написать сценарий для полнометражного фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина «Урок литературы».

Виктория Токарева продолжала много писать, ее произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 году была опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы.

В 1970-е–1980-е годы Виктория Токарева почти не публиковалась: очередной сборник ее рассказов выходил раз в 5 лет. Основные темы, которые затрагивала писательница: женщина и мегаполис, личная жизнь и работа, чувство и долг, фантазия и реальность. В то время, когда о личном говорить было не принято, в произведениях автора находилось место любви и дружбе, боли и грусти, нежности и одиночеству. Именно поэтому, по мнению критиков, они находили большой отклик в сердцах читателей. Практически все, что выходило из-под ее пера, становилось бестселлерами. Наиболее ярко это проявилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. В те годы были написаны получившие известность произведения «Хэппи энд», «Вместо меня», «Лошади с крыльями», «Антон, надень ботинки!», «Это лучший из миров».

Виктория Токарева – едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги и сегодня регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами.

За последние годы автор выпустила несколько сборников: «Дома стоят дольше, чем люди»;
«Кругом один обман»; «Муля, кого ты привез?»; «Мои мужчины»; «Так плохо, как сегодня»; «Сволочей тоже жалко».

Виктория Токарева известна также как сценарист. По ее работам снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Урок литературы», «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» (оба – в соавторстве с Георгием Данелия), «Шла собака по роялю» и другие.


Литературный хронограф. Ноябрь22 ноября – 60 лет (1962) Виктору Пелевину, российскому писателю.

Началом литературной карьеры Виктора Пелевина принято считать зиму 1991 года, когда автор принес свою первую рукопись в редакцию журнала «Знамя». Это был роман «Омон Ра», впоследствии ставший культовым. Затем писатель издал «Жизнь насекомых» и получил Букера за малую прозу в сборнике «Синий фонарь», чем привлек внимание критиков.

Теперь каждая новинка автора производит фурор. Писатель обеспечил себе успех благодаря романам: «Чапаев и Пустота»; «Generation «П»; «Священная книга оборотня»; «Empire V»; «t»; «S.N.U.F.F»; «Бэтман Аполло»; «Любовь к трём цукербринам»; «Смотритель»; «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»; «iPhuck 10».

В 1996 году впервые серьезно заговорили о буддистских мотивах в творчестве Пелевина. Поводом послужил роман «Чапаев и Пустота», который окрестили «дзен-буддистским». Спустя три года прозаик прогремел на весь мир с книгой «Generation П», которую относят к литературе постмодерна. Этот грандиозный театр абсурда в рамках одного произведения стал основой для успешной экранизации в 2011 году.

С каждым новым романом Пелевин все больше раскрывает грани своего таланта. Произведением «Empire V» он доказал, что персонажи не обязаны существовать только в одной книге или серии. В романе «t» Виктор Пелевин смешал русскую историю и восточный мистицизм, чем в очередной раз взбудоражил общественность. Десятый роман писателя «S.N.U.F.F» нарисовал утопическую картину постапокалиптического будущего и стал настоящим событием в русской литературе.

Виктор Пелевин знаменит далеко за пределами России. Его книги переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Главные театры ставят его рассказы на своих сценах. Журнал «French Magazine» включил писателя в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры. В конце 2009 года по результатам опроса он был признан самым влиятельным интеллектуалом России.


Литературный хронограф. Ноябрь25 ноября – 460 лет со дня рождения (1562-1635) Феликса Лопе де Вега и Карпио, испанского драматурга, поэта и прозаика.

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе де Вега велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., – пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Вега построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляют стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой – даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются сосредоточением комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» – Бомарше.


Литературный хронограф. Ноябрь26 ноября – 115 лет со дня рождения (1907-1991) Михася Скрипки, белорусского писателя-сатирика, драматурга.

Дебютировал в печати в 1927 году. Автор сборников баек, стихов, миниатюр «Сатыра і гумар» (1958), «Сатырычны калаўрот» (1967), «Ад смеху не ўцячэш» (1975), сборников повестей, рассказов и юморесок «Мая хата не з краю» (1959), «Пад корань» (1962), «Усяк бывае…» (1963), «Шануючы вас» (1982), книг антирелигиозных очерков «Сцеражыся цемрашалаў!» (1964), «Дзіва ў кошыку» (1983), «Злазьце – прыехалі!» (1985), «З сэрцам і перцам» (1987), книги рассказов для детей «Дзіва ў рэшаце» (1963) и стихотворного сборника «Пад смешнай вясёлкай» (1971). Издана книга избранных произведений «І з перцам і з сэрцам» (1977).

Выступал как драматург. Автор сценария короткометражной телекомедии «Акадэмік» (поставлена в 1963). Автор более тридцати одноактных пьес, комедий для художественной самодеятельности «Дадому» (1958), «Тэлеграма» (1959), «Землякі» (1962), «Чорт дапамог» (1963), «Навагодняя сустрэча» (1963), «Небяспечны госць» (1964), «На сваю галаву» (1966) и др.

Переводил с русского и украинского языков. Перевел отдельные стихи А. Твардовского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, С. Алейника, А. Вишни, П. Глазового и других.


Литературный хронограф. Ноябрь27 ноября – 75 лет (1947) Григорию Остеру, русскому писателю и поэту.

Дебютным произведением Остера стала книга стихов, написанных еще в 16-летнем возрасте. Они предназначались для взрослых читателей и претендовали на статус серьезной лирики.

Широкую известность писателю принес детский сборник «Как хорошо дарить подарки». Именно в нем впервые появились 4 героя – Удав, Слоненок, Попугай и Мартышка, которые потом стали персонажами мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка удава». Вскоре пришло и признание в сфере драматургии: пьеса «Человек с хвостом» в 1976 году с успехом прошла в кукольных театрах.

Через два года Остер написал знаменитого «Котенка по имени Гав». Сказка легла в основу полюбившегося советским детям мультипликационного фильма.

Серия «Вредные советы» начиналась как отдельные небольшие стихотворения, предназначенные для публикации в журналах. Первый совет «Храбрый повар» опубликовали в «Колобке» в 1983 году. Идея давать советы «наоборот» очень понравилась маленьким читателям, а вот родители оценили их не сразу – потребовалось время, чтобы шутки «дошли» до взрослой аудитории. Позже «Вредные советы» превратились в отдельный литературный жанр – у Остера появилось множество последователей и подражателей.

Лучшим своим произведением Григорий Бенционович считает «Сказку с подробностями», написанную в духе гипертекстуального романа, но, как он однажды посетовал в интервью, издатели «не спешили рвать ее из рук».

Важной частью творческой биографии Остера является работа в кино и мультипликации. С 1980-х годов он работает сценаристом детского кино и сказок. Первыми работами в этой сфере стали «Мальчик и девочка» и «Как гусенок потерялся». В анимации писатель работал с именитыми режиссерами – Вячеславом Котеночкиным, Львом Атамановым, Майей Мирошкиной, Владимиром Пекарем.

Сюжеты его рассказов легли в основу полноценных спектаклей, например, «Школа современной пьесы» создала постановку на основе «Вредных советов». Также Остер писал сценарии сюжетов для киножурнала «Ералаш».

В 1996 году автор получил первую награду – приз конкурса читательских симпатий «Золотой ключик». В 2002-м ему достались Государственная премия России в области литературы и искусства и престижная литературная премия имени Корнея Чуковского, а в 2007-м Григорий Остер стал Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.

Григорий Бенционович – автор серии шутливых учебников по физике и математике, которые он сам называет «ненаглядными пособиями». Остер придумал для детей новые науки, например, «Конфетоедение», «Вритература», «Ничеговедение», и выпустил по ним задачники.


Литературный хронограф. Ноябрь28 ноября – 265 лет со дня рождения (1757-1827) Уильяма Блейка, английского поэта и художника.

С 1787 г. началось увлечение Блейка мистикой. Оно было вызвано, во-первых, впечатлением от смерти любимого брата Роберта, а во-вторых, дружбой с художником И. Г. Фюсли, разрабатывавшим фантастические темы, и продлилось всю жизнь.

Блейка можно назвать одним из первых теоретиков романтизма. Его поэзия и живопись словно связующее звено между просветительством и романтизмом. Первые два сборника стихов – «Поэтические наброски» (1783 г.) и «Песни невинности» (1789 г.) – по духу вполне оптимистичны. Тогда Блейк по убеждениям был близок к демократическому Лондонскому корреспондентскому обществу.

Его увлёк дух Великой французской революции, и в 1791 г. Блейк начал работать над поэмой «Французская революция», которая осталась незаконченной. Впоследствии он у напишет «Пророческие книги» (1791-1820 гг.), в которых расскажет о Французской революции и о борьбе американских колоний Англии за независимость, прибегая к библейским аллегориям.

Со временем оптимизм постепенно начинают сменять сумеречные настроения («Песни опыта», 1794 г.) и сатира («Пословицы Ада», 1793 г.). Основной идеей Блейка становится приведение человечества к золотому веку через религию-искусство, через поиск высшего разума и красоты не вне человека, а в нём самом.


Литературный хронограф. Ноябрь29 ноября – 220 лет со дня рождения (1802-1827) Вильгельма Гауфа, немецкого писателя, сказочника.

Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Принадлежал к Швабской школе поэзии (воздействие лирики Уланда). Унаследовал свободомыслие. Сказка получила в его творчестве наибольшее развитие. Основные черты: внимание к этнографическим подробностям быта. Моральная оценка жизни и поведения. Ситуации реальны. Вера в победу добра.

Волшебные сказки впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-Аист» и другие, сразу приобретшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки.

Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобретает огромную популярность в Германии. Новелла – оперативный жанр: краткость, четкая композиция. Включает собственные современные истории. Композиционная инверсия. Проблематика больше граничит с реальностью: социальная атмосфера Германии 19 века.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгардской утренней газеты.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока.

Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.


Литературный хронограф. Ноябрь29 ноября – 75 лет (1947) Софье Шах, белорусской поэтессе.

Первое стихотворение С. Шах «Осень» (на русском языке) напечатано в 1972 г. в районной газете «Прыпяцкая праўда». С 1984 года начала печататься в республиканских изданиях на белорусском языке.

Ее стихотворения помещались в коллективных сборниках «Дзень паэзii», в республиканской периодике.

Автор сборников поэзии «На скрыжаваннi спеўных дзён» (1988), «I не пакiне спадзяванне».

Автор поэтических книг «І не пакіне спадзяванне» (1989), «Пад высокай лагодай нябёс» (1995), «Наш двор» (1997), «Вучым гаварыць і думаць» (1998), «Ад імгнення – да стагоддзя» (1998), «Адухаўленне» (2000), «Прысвячэнне» (2001), «Займальная граматыка для пачатковых класаў» (2002), «Займальная граматыка для сярэдніх класаў» (2002), «Прызначэнне» (2002), «На ўсё дабро ў адказ» (2003), «Увасабленне» (2003), «Спасціжэнне» (2004), «Кругаспеў» (2006), «Азарычы» (2007), «Перазоў=Перезов» (2009), «Малітваспеў» (2010), «Кнігалюбка» (2012) и др.


Литературный хронограф. Ноябрь30 ноября – 355 лет со дня рождения (1667-1745) Джонатана Свифта, английского писателя-сатирика, публициста, философа, поэта.

Наиболее известен по своей фантастической книге в четырех томах «Путешествие Гулливера».

После общеобразовательной школы Джонатан поступил Тринити-колледж, где защитил степень бакалавра. С началом войны в Ирландии, он на два года перебрался в Англию, где работал секретарем состоятельного дипломата – Уильяма Темпла.

В Ирландию он вернулся с отличным рекомендательным письмом на руках и сразу принялся искать новую работу. Темпл, будучи известным эссеистом, сумел по достоинству оценить литературный талант молодого Свифта. В 1692 году он окончил учебу в Оксфорде и был назначен сановником в одном ирландском поселке. Такой пост ему быстро надоел и в 1696 году он стал писать сатирические повести. К ним относятся «Битва книг» и «Сказка бочки», опубликованные в 1704 году. Почти все его работы выходили анонимно либо под разными псевдонимами. После смерти Темпла, писатель был вынужден искать новую работу, из-за чего обращался ко многим лондонским вельможам. Вскоре он был назначен служителем собора Святого Патрика. В этом же соборе он впоследствии стал деканом.

Работа над «Путешествиями Гулливера» началась в 1720-е годы. Тогда же он анонимно написал «Письма суконщика» и стал неофициальным главой католической Ирландии. Вскоре вышел в свет его сатирический памфлет «Скромное предложение», который вызвал бурную реакцию по всей Англии.

Первые два тома «Путешествий Гулливера» появились в 1726 году. Через год были опубликованы два других тома. Книги пользовались необычайным успехом и были переведены на многие языки.скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.11.2022
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.