Сентябрь – особый месяц для белорусских библиотекарей.
15 сентября мы отмечаем профессиональный праздник – День библиотек Беларуси. В этот день в разные годы родились Агата Кристи, Адольфо Биой Касарес, Джеймс Фенимор Купер, Франсуа VI де Ларошфуко и многие другие не менее известные люди, но речь пойдёт
о юбилярах прекрасного месяца сентябрь.
2 сентября – 115 лет (1906–2002) со дня рождения
Александра Казанцева, советского и российского писателя-фантаста
Александр Петрович Казанцев – инженер по образованию, в фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа «Пылающий остров». Публикация романа (в 1940-1941 годах) стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева.
В 1946 году опубликован его роман «Арктический мост». В 1952 году издается роман «Мол „Северный “» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году – в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году издаётся роман «Льды возвращаются».
Александр Казанцев боролся против гегемонии так называемой «фантастики ближнего прицела», в пользу «космической» фантастики. Роман «Внуки Марса» (1959, другое название – «Планета бурь»), был экранизирован в 1962 году. Уже в 1960-е годы проза Александра Казанцева стала выглядеть архаичной по сравнению с произведениями авторов, начавших публиковаться после выхода революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова.
Казанцев чувствовал происходящие в литературе изменения, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. А. Казанцев был фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений.
Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии.
Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые были архаичны по стилистике и наивны по языку, однако по-прежнему строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.
В 1981 году Казанцев публикует автобиографию – документ, по которому можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же 1981 году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».
В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы – это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым.
2 сентября – 110 лет (1911-1971) со дня рождения
Чеслава Янчарского, польского поэта-сказочника
Чеслав Янчарский – один из талантливейших польских поэтов XX в., более широко он известен как детский писатель-сказочник, известен также своими литературными переводами с русского языка.
Чеслав Янчарский родился в Грушвице Волынской губернии Российской империи (в наши дни разделена между государственными территориями Украины и Польши). Он очень любил свою малую родину, живописный край его детства. В 1933 г. Чеслав выпустил первую книжку стихов «Акварель», открывавшуюся стихотворением «Будь у меня талант художника», в котором молодой поэт воспевал красоту родных пейзажей. Вскоре появился на свет сборник «Поэтическая Волынь», а через три года – еще одна книга стихов – «Синий платок».
Трагические события военных лет оставили глубокий след в душе поэта, и он решил все свое творчество посвятить детям. Чеслав Янчарский – автор целой серии книг о Мишке Ушастике. Персонаж его книг Мишка Ушастик – один из любимейших героев польских детей. Он также писал сценарии для мультфильмов об этом герое.
В 1957 г. Чеслав основал журнал «Mis» («Мишка») и долгие годы был его главным редактором. В каждом номере он размещал новую историю про доброго и веселого плюшевого мишку-недотёпу с опущенным ушком, которого все называли Мишка Ушастик. Из этих историй и складывались книжки «Приключения Мишки Ушастика», «Новые друзья Мишки Ушастика», «Мишка Ушастик в детском саду», «Сказки Мишки Ушастика», «Волшебное колесо Мишки Ушастика». Книжки были оформлены рисунками художника Збигнева Рыхлицкого, лауреата премии Г. Х. Андерсена, и переведены на многие иностранные языки. Мишка Ушастик стал знаменитым, и его полюбили ребята во всем мире.
За свою серию книг о Мишке Ушастике он был удостоен многочисленных наград и премий. Его книги интересны всем – и тем детям, которым нравится слушать сказки, и тем, которые хотят читать сами. Эти трогательные, простые и незатейливые маленькие истории дарят читателям ощущение тепла и уюта.
3 сентября – 80 лет (1941-1990) со дня рождения
Сергея Довлатова, русского писателя
Сергей Донатович Довлатов – виртуозный мастер слова со склонностью к неприкрытой иронии, в советские времена практически не издавался. Довлатов оказался ненужным советской культуре. Его способность высказывать горькую правду с насмешливой улыбкой весьма раздражала чиновников любого ранга.
С конца 60-х Сергей Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР.
В 1978 году из-за преследования властей Сергей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк, где издавал либеральную эмигрантскую газету «Новый американец». Одна за другой выходят книги его прозы – «Невидимая книга» (1978), «Соло на ундервуде» (1980), повести «Компромисс» (1981), «Зона» (1982), «Заповедник» (1983), «Наши» (1983) и др. К середине 80-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале «New-Yorker».
За двенадцать лет жизни в эмиграции издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе.
Герои Довлатова – его современники, и они найдут общий язык, независимо от того, живут ли они в Америке или в России. И в то же время, при всей общительности, они страшно одиноки.
Довлатов – замечательный стилист, точность довлатовского художественного слова оставляет впечатление большей силы и достоверности, чем живая речь. Вся проза Довлатова в той или иной мере автобиографична.
При жизни Довлатов был переведён на английский, немецкий, датский, шведский, финский, японский.
5 сентября – 120 лет (1901-1988) со дня рождения
Виталия Вольского, белорусского советского писателя, драматурга, литературоведа, краеведа
Виталий Фридрихович Вольский начал публиковаться с 1926 года. Писал пьесы по мотивам белорусского фольклора, поэтизируя героические народные характеры: «Чудесная дудка» (1938), «Дед и журавль» («Дзед і жораў», 1939), «Нестерка» (1940), «Машека» (1946). Его пьесы написаны с юмором, отличаются богатством и сочностью языка.
Виталий Вольский написал для детей несколько книг очерков и рассказов о белорусской природе и животном мире Белоруссии: «По лесным стежкам» (1948), «В лесах над Берёзой» (1955), «Месяц за месяцем» (1956), «Чайки над Нарочью» (1959), «Родной край» (1961), «Три путешествия в страну белорусов» (1967), «Полесье» (1970)); книги зарубежных впечатлений: «Африканское путешествие» (1963), «Эль Махриб» (1965).
Виталий Вольский – кандидат филологических наук. Заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1971). Им написаны работы по истории белорусской литературы и театра («Очерки по истории белорусской литературы эпохи феодализма»).
Перевёл на белорусский язык «Рейнеке-Лис» И. В. Гёте. По сценариям Виталия Вольского поставлены кинофильмы «Беловежская пуща» (1946) и «Нестерка» (1955), мультфильм «Нестерка» (1980).
12 сентября – 100 лет (1921-2006) со дня рождения
Станислава Лема, польского писателя-фантаста
Станислав Герман Лем – ведущий представитель польской научной фантастики, философ, футуролог, эссеист, автор реалистической прозы и сатирических текстов, родился 12 сентября 1921 года во Львове. В 1946 году, не желая принимать советское гражданство, вся семья переехала в Краков.
Книги Станислава Лема переведены на 41 язык, продано более 30 млн экземпляров. Провидец Лем – автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие.
Литературная карьера Станислава Лема началась с сотрудничества с польскими журналами («Кузница», «Тыгодник Повшехны, «Новы Свят Пшигуд»). Вначале он публиковал стихи, а также рассказы о периоде оккупации. В «Новом Святе Пшигуд» был напечатан в отрывках его первый фантастический роман под названием «Человек с Марса».
Первый литературный успех пришёл к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 году. Роман неоднократно издавался за рубежом.
В 1962 году на русский язык Дмитрием Брускиным был переведён роман Лема «Солярис», после чего книги писателя стали издаваться в Советском Союзе регулярно большими тиражами. Уже в 1963 году Лем получил предложение от «Мосфильма» об экранизации «Соляриса», однако сомневался в возможностях воплощения этого романа из-за трудностей с натурой и понимания замысла. «Солярис» был экранизирован в СССР в 1972 г., режиссёр Андрей Тарковский.
По произведениям С. Лема снято большое количество фильмов, осуществлено много радиопостановок и телеспектаклей.
Станислав Лем писал о (часто выглядящих непреодолимыми) трудностях общения человечества с внеземными цивилизациями, о технологическом будущем планеты. Более поздние его работы посвящены также идеалистическому и утопическому обществу и проблемам существования человека в мире, в котором нечего делать из-за технологического развития. Его сообщества внеземных миров включают рои механических самоорганизующихся «насекомых» («Непобедимый»), разумный Океан («Солярис») и др. Проблемы технологической утопии рассматриваются в романах «Возвращение со звёзд», «Мир на Земле», «Осмотр на месте» и немного в цикле «Кибериада».
Произведения Лема изобилуют интеллектуальным юмором, игрой слов, всевозможными аллюзиями.
Станислав Лем являлся почетным доктором нескольких университетов (в частности, Вроцлавского политехнического, Ягеллонского, Львовского и Университета в Билефельде). В 1973 году писатель стал почетным членом американского союза Американской ассоциации писателей-фантастов, однако в связи с процедурными пертурбациями отклонил предложенное ему в 1975 году действительное членство.
Фамилией фантаста назвали планетоид 386 Лем.
14 сентября – 85 лет (1936) со дня рождения
Александра Кушнера, русского поэта
Александр Семёнович Кушнер – советский и российский лирический поэт, которого друг и коллега Иосиф Бродский, оказавший немалое влияние на творчество Кушнера, поставил в один ряд с выдающимися лириками 20 века и чьи стихи рекомендовал читать каждому, кому дорог русский язык.
Первая книга стихов Кушнера «Первые впечатления» опубликована в 1962 году солидным для молодого поэта тиражом в 10 тыс. экземпляров. Следующий сборник – «Ночной дозор» – вышел в 1966-м, и затем произведения Кушнера печатались с завидной регулярностью.
Творческий багаж поэта насчитывает свыше 50 сборников стихов, его книги переведены на основные европейские языки, а также на японский, китайский и иврит.
Александр Кушнер – автор поэтических книг «Приметы» 1969, «Письмо» 1974, «Прямая речь» 1975, «Голос» 1978, «Таврический сад» 1984, «Дневные сны» 1985, «Живая изгородь» 1988, «Ночная музыка» 1991, «На сумрачной звезде» 1994, «Тысячелистник» 1998, «Летучая гряда» 2000, «Кустарник» 2002, «Холодный май» 2005, «Облака выбирают анапест» 2008 и др.
Вышли восемь книг избранных стихов А. Кушнера.
Поэт с удовольствием писал стихи для детей и выпустил для маленьких читателей книги «Город в подарок», «Веселая прогулка», «Бoльшая новость».
Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого города.
Стихотворения Александра Кушнера – это отсутствие бурных страстей и жизни напоказ. Кушнер воспевает жизнь, отмечал академик Д. С. Лихачев, «поэтому настолько заманчиво сверкают весенние облака и явственен аромат сирени, так ритмично накатывают на берег морские волны и так много значит земная любовь».
Лирика Александра Кушнера с легкостью превращалась в песни, использовалась в мультфильмах и спектаклях.
19 сентября – 110 лет (1911-1993) со дня рождения
Уильяма Голдинга, английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе
Уильям Джеральд Голдинг за почти сорокалетнюю литературную карьеру издал 12 романов; всемирную известность ему обеспечил первый из них, «Повелитель мух», считающийся одним из самых выдающихся произведений мировой литературы XX века.
В 1952 году Голдинг приступил к работе над романом, озаглавленным «Незнакомцы, явившиеся изнутри». Двадцать один издатель вернул рукопись автору, а затем редактор Чарльз Монтейт почти в буквальном смысле слова вынул роман из мусорной корзины и уговорил Faber & Faber купить произведение за смехотворную сумму в 60 фунтов стерлингов.
Аллегорический роман о группе школьников, оказавшихся на острове во время некой войны (разворачивающейся, скорее всего, в недалёком будущем), в жёстко отредактированном Монтейтом варианте и под новым заголовком «Повелитель мух» вышел в сентябре 1954 года и стал в Великобритании бестселлером. Популярность в США пришла к писателю после очередного переиздания «Повелителя мух» в 1959 году.
Голдинг всю свою жизнь считал свой самый знаменитый роман «скучным и сырым», а его язык — «школярским». Писатель искренне не понимал, как мог этот роман оставить в тени его более сильные книги: «Наследники», «Шпиль» и «Воришку Мартина».
В 1955 году вышел его второй роман «Наследники»; тема «общественный порок как следствие изначальной порочности человеческой природы» получила здесь новое развитие. В 1956 году был опубликован роман «Воришка Мартин»; одно из самых сложных произведений писателя в США вышло под заголовком «Две смерти Кристофера Мартина». Исследование основных тем двух первых романов здесь было продолжено в новом ключе, в экспериментальной структуре и с изощрённым вниманием к мельчайшим деталям.
В 1959 году был опубликован роман «Свободное падение»; произведение, основной идеей которого, по замыслу автора, была попытка показать, что «жизнь изначально нелогична, и остаётся таковой до тех пор, пока мы сами не навяжем ей логику», многими считается сильнейшим в его наследии.
Одним из важнейших произведений Голдинга считается «Шпиль» (1964). В романе, прочно сплетающем миф и реальность, автор обратился к исследованию природы вдохновения и размышлениям о том, какую цену приходится человеку платить за право быть созидателем.
В 1979 году роман Голдинга «Зримая тьма» был удостоен мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка. За романом «Зримая тьма» последовали «Ритуалы плавания» (1980), принесшие автору Премию Букера и положившие начало «Морской трилогии» – социально-философскому иносказательному повествованию об Англии, «плывущей в неизвестность по волнам истории».
В 1982 году Голдинг опубликовал сборник эссе, озаглавленный «Движущаяся мишень», а год спустя стал обладателем наивысшей литературной награды – Нобелевской премии по литературе – «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».
20 сентября — 230 лет (1791–1859) со дня рождения
Сергея Аксакова, русского писателя, поэта, литературного и театрального критика, мемуариста.
Сергей Тимофеевич Аксаков – великий русский писатель, общественный деятель, а также великий семьянин, отец большого и уважаемого в обществе семейства, любитель природы, заядлый охотник и рыбак.
Большим событием в русской литературе стал выход в свет «Семейной хроники», над которой автор трудился почти полтора десятилетия. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука» имели грандиозный успех у читающей публики XIX века.
Про книги Сергея Тимофеевича Аксакова Чернышевский говорил, что в них «правда чувствуется на каждой странице».
С конца двадцатых годов восемнадцатого века дом писателя стал культурным центром жизни Москвы, сюда приходили Щепкин, Гоголь, Герцен, Белинский, Чаадаев и другие выдающиеся литературные деятели и актёры. Аксаков много писал об охоте и рыбалке: «Записки о рыбалке», «Записки охотника» и многочисленные рассказы на любимую тему. Из-под пера Аксакова вышли мемуары, посвящённые Гоголю, Загоскину, Державину.
Однако, не смотря на множество гениальных произведений, Аксаков запомнился нам своей прекрасной сказкой «Аленький цветочек», которую он услышал в детстве от ключницы Пелагии.
Самобытный язык произведений, полный «самоцветов народного словаря», и способность изображать природу и человека в одном неразрывном единстве — вот достоинства, благодаря которым его произведения читают и сейчас.
21 сентября – 155 лет (1866-1946) со дня рождения
Герберта Уэллса, английского писателя-фантаста и публициста
Политический деятель и сторонник социальных и научных течений, исследователь, доктор биологических наук, представитель критического реализма, писатель-фантаст и публицист Герберт Уэллс на протяжении своей творческой жизни написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества. Издано около 30 томов с его политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружениях, национализме, всеобщем мире и др.
Герберт Джордж Уэллс был разносторонним человеком, много путешествовал и его багаж знаний постоянно пополнялся. Писатель трижды посещал Россию, где встречался с Максимом Горьким, Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным. Тогда и было написано произведение 1920 года – «Россия во мгле».
Используя свои знания и возможности, ученый нашел применение науке в литературных изданиях. Как прозаик, автор романов предпочитал издавать научную и фантастическую литературу. Вышедшие один за другим романы «Машина времени (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897) и «Война миров» (1898) обеспечили Уэллсу славу новатора в зарождавшемся жанре научной фантастики и антиутопии.
Идеалистической вере современников в способность науки разом решить все проблемы человечества Уэллс противопоставил тезис об опасностях, которые может нести прогресс, и существовании материй, неподконтрольных разуму и технологии. Вместе с тем, сам писатель оставался верен идее постепенной трансформации человеческого общества в направлении справедливого «всемирного государства». В книге «Ожидания» (1901) Уэллс предсказал рост больших городов, экономическую глобализацию и контуры неизбежных военных конфликтов.
Многие идеи, образы и сюжетные повороты из книг Уэллса опередили время. За 10 лет до Эйнштейна он объявил, что реальность есть четырехмерное пространство-время («Машина времени»). На рубеже веков предсказал войны с применением отравляющих газов, танков, авиации и устройств вроде лазера («Война миров», «Когда Спящий проснется», «Земля броненосцев», «Война в воздухе»). В романе «Мир освобожденный» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы; там же есть «атомная бомба», сбрасываемая с самолета и основанная на расщеплении атома. В 1923 году Уэллс первый ввел в фантастику параллельные миры («Люди как боги»). Писатель открыл также такие идеи, позднее тиражированные сотнями авторов, как антигравитация («Первые люди на Луне»), человек-невидимка, ускоритель темпа жизни и многое другое.
Литература этого человека являлась настолько востребованной и занимательной, что по многочисленным просьбам и рекомендациям она переводилась на 17 языков.
В последние десятилетия творчества Уэллс полностью отошел от фантастики. Оптимизм и воодушевление писателя разрушила Вторая мировая война. Отчетливо заметно его упадническое настроение в книге «Разум на краю своей натянутой узды» (1945), где он предсказывает конец человечества.
Сам Уэллс особо выделял собственное произведение «Что мы творим со своими жизнями?» (1931), утверждая, что именно в нем изложил все самые существенные жизненные идеи. А самой важной книгой считал «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (1932), хотя наиболее успешным сочинением Уэллса формально стал трехтомник «Очерк истории» (1920), разошедшийся тиражом в четверть миллиона экземпляров.
22 сентября – 130 лет (1891-1972) со дня рождения
Рувима Фраермана, русского писателя, уроженца Беларуси
Рувим Исаевич Фраерман родился в Беларуси, в городе Могилеве, учился в Харьковском технологическом институте. В 1917 для прохождения производственной практики отправился на Дальний Восток, где его застали события революции и Гражданской войны.
Истоки творческого пути писателя лежат в Сибири, именно здесь началась его литературная деятельность, сначала на страницах партизанских газет, затем в «Советской Сибири», где было напечатано его первое стихотворение «Белоруссия», и далее – в журнале «Сибирские огни».
В 1921 Фраерман был принят на работу в Российское телеграфное агентство: начался новый – московский – период его жизни.
Но уехав из Сибири, Фраерман долгое время не порывал с ее литературной жизнью. На страницах «Сибирских огней» в 1924 появляется первое прозаическое произведение писателя – повесть «Огневка» (№3), в 1925 – повесть «На мысу» (№1), в 1926 – рассказ «Соболя» и большое сюжетное стихотворение «На рассвете» (№1-2), в 1933 (№3-4, 5-6) –– повесть «Афанасий Олешек (Охотская повесть)», выходившая позднее под названием «Никичен».
Уже став широко известным литератором, Фраерман признается в «добром чувстве» к известному в стране сибирскому журналу, подчеркнет, какой хорошей творческой школой явилось сотрудничество с ним. Сибирь в целом стала мощной побудительной силой его творческого развития. Почерпнутый здесь жизненный опыт, необыкновенной глубины и яркости впечатления стали неисчерпаемым источником мотивов, сюжетов и образов, определили эмоциональный тон и внутренний пафос его произведений. Тяготение к лирико-поэтической тональности повествования, эмоционально-приподнятому изобразительному стилю дало основание К. Паустовскому причислить его к писателям социалистического романтизма. В полной мере это относится к лучшим его повестям «Васька-гиляк» (1929), «Афанасий Олешек» (1933).
Более всего Фраерман известен читателю как автор повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939). Вышедшая из печати в суровые для страны годы сталинских репрессий и предвоенного напряжения международной обстановки, она захватывала глубиной лирико-романтического тона в изображении свежести и чистоты первой любви, сложного мира «переходного возраста» – расставания с детством и вступления в мятежный мир юности. Привлекала авторская убежденность в непреходящей ценности простых и естественных человеческих чувств – привязанности к родному дому, семье, природе, верности в любви и дружбе, межнациональному сообществу. В 1962 по мотивам повести был создан одноименный фильм.
Военная тема нашла отражение в рассказе-очерке «Подвиг в майскую ночь» (1944) и повести «Дальнее плавание» (1946). В первые послевоенные годы написана (совместно с П. Зайкиным) историко-биографическая повесть «Жизнь и необыкновенные приключения капитана-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (1946-1948), где тщательности архивных изысканий не противоречит такая устойчивая черта творческого почерка писателя, как использование элементов приключенческого жанра.
Произведения Фраермана переведены на языки народов СССР и иностранные языки.
23 сентября – 85 лет (1936) со дня рождения
Эдварда Радзинского, русского писателя, историка, драматурга
Эдвард Станиславович Радзинский – советский и российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий. Автор ряда популярных книг по истории России, изданных крупными западными издательствами и ставшими мировыми бестселлерами.
В 1960 году дебютировал как драматург на сцене Московского театра юного зрителя пьесой «Мечта моя Индия». Его перу принадлежит более двух десятков пьес, с успехом шедших в театрах страны и за рубежом («Она в отсутствии любви и смерти», «Загадка Моцарта», «Иван Грозный», «Игры писателей», «Дон-Жуан жив-здоров и прописан в Москве», «Наш Декамерон», «Продолжение Дон Жуана», «Монолог женщины» и другие; историческая трилогия – «Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки»).
Широкая известность пришла к Радзинскому в 1960-х годах, после постановки режиссером Анатолием Эфросом двух его пьес: «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» в Театре имени Ленинского комсомола. Пьесу «104 страницы про любовь» играли в 120 театрах Советского Союза, по ней был снят культовый фильм 1960-х годов «Еще раз про любовь», поставлен балет, опера, а через годы вышел римейк картины – «Небо, самолет, девушка» (2003).
Пьеса «Старая актриса на роль жены Достоевского», впервые поставленная во Франции в Театре Европы, шла в 12 странах мира.
В кино по сценариям Радзинского были сняты фильмы «Улица Ньютона, дом 1» (1963), «День солнца и дождя» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «Чудный характер» (1970), «Ольга Сергеевна» (1975) и другие.
С 1990-х годов Радзинский пишет произведения о трагических периодах русской и мировой истории и о знаменитых исторических личностях. Его книги были напечатаны в крупных мировых издательствах, переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, финский, шведский, иврит и другие языки.
Мировыми бестселлерами стали написанные им биографии последнего российского императора Николая II, Иосифа Сталина и Григория Распутина, Александра II.
Вышли его книги «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин. Начало», «Апокалипсис от Кобы. Иосиф Сталин. Последняя загадка», «Апокалипсис от Кобы. Воспоминания разведчика», «Князь. Записки стукача», «Берегитесь, боги жаждут!».
Эдвард Радзинский – член Академии Российского телевидения. Более 10 лет вел телевизионный цикл «Загадки истории». На телеканале «Культура» он также был автором и ведущим проекта «Боги жаждут», «Династия без грима» о представителях императорского Дома Романовых.
Эдвард Радзинский – лауреат Международной премии святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия; Лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» (1997, 1999). Лауреат Российской национальной актерской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «За служение русскому репертуарному театру» (2012).
24 сентября – 125 лет (1896-1940) со дня рождения
Френсиса Скотта Фицджеральда, американского писателя
Френсис Скотт Фицджеральд – крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд первым в американской литературе обратился к изображению «потерянного поколения» американской молодежи 1920-х годов. Этой теме, одной из главных в его творчестве, посвящено большинство его рассказов 1920-х годов и роман «Прекрасные и обреченные» (1922).
Литературной деятельностью Фицджеральд занялся во время учёбы в Принстонском университете. Фицджеральд играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах. К этому времени у него уже сформировалась мечта стать писателем и автором музыкальных комедий
Незадолго до окончания Принстонского университета Фицджеральд отправился добровольцем в армию, где дослужился до звания генеральского адъютанта.
Свой первый роман «По эту сторону рая» Фицджеральду удалось опубликовать после череды отказов в 1920 году. Книга стала бестселлером и открыла дорогу к публикациям в престижных литературных журналах.
В 1922 году Фицджеральд издал второй роман «Красивые и проклятые». В 1924 году отправился в путешествие по Европе, где познакомился в Париже с Эрнестом Хэмингуэем. Там же ему удается закончить и издать свой самый популярный роман «Великий Гэтсби».
В 1934 году вышел его роман «Ночь нежна» о таланте, загубленном богатством и богемой. В 1935 году опубликован последний сборник его рассказов «Побудка на заре», куда вошли такие известные рассказы, как «Опять Вавилон», «Две ошибки», «Безумное воскресенье».
В 1937 году Фицджеральд для заработка устроился писать сценарии для Голливуда.
В 1939 году начал писать роман «Последний магнат», оставшийся незавершенным. После смерти писателя в 1941 году были опубликованы главы незаконченного романа, где описаны быт и нравы Голливуда 1930-х годов.
С середины 1950-х годов Фицджеральд обрел новую популярность. Его роман «Великий Гэтсби» стал программным при изучении американской литературы. В 1998 году «Великий Гэтсби» занял вторую позицию в списке 100 лучших англоязычных романов ХХ века по версии издательства Modern Library.
Роман был неоднократно экранизирован в 1926, в 1949, в 1974, в 2000 годах. Последняя экранизации – 2013 года, режиссером Базом Лурманом с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
Также по произведениям Фитцджеральда были сняты фильмы «Когда я в последний раз видел Париж» (1954), «Ночь нежна» (1962), «Последний магнат» (1976), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) и др.
28 сентября – 115 лет (1906-1993) со дня рождения
Александра Штейна, русского советского драматурга, сценариста, журналиста
Александр Петрович Штейн (настоящая фамилия Рубинштейн) русский советский писатель, драматург, сценарист, автор пьес на военно-исторические темы.
Литературную деятельность начал в 1929 году, первые пьесы («Нефть» и «Утопия») написаны совместно с братьями Тур и Я. Горевым (поставлены в ленинградских театрах, 1930).
Автор пьес «Талант» (1936), «Весна двадцать первого» (1939), «Вдовец», «Флаг адмирала» (1950), «Персональное дело» (1954), «Гостиница «Астория» (1956), «Океан» (1961), «Между ливнями» (1964), «Аплодисменты» (1967), «Жил-был я» (1977), «Чёрный гардемарин» (1980), литературно-биографических драм «У времени в плену» (1970), «Версия» (1976) и др.
Его лучшим пьесам свойственны острота коллизий, сложный психологический рисунок характеров, открытая тенденциозность и публицистичность: «Талант», «Океан», «Между ливнями», «Аплодисменты», «Жил-был Я». Пьеса «Между ливнями» подверглась критике в «Правде» за то, что Ленин в ней изображён авторитарным руководителем.
Пьеса «Весна двадцать первого» (1939) посвящена трагическим событиям Кронштадтского восстания 1921 года, пьеса «Флаг адмирала» (1950; Сталинская премия, 1951) – флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. В пьесу «Пролог» (1939) Штейн первоначально вставил сцену с участием Сталина, но при переработке в 1955 убрал её. Пьеса «Закон чести» (1948) разоблачает космополитизм в академической среде. В центре пьес «Персональное дело» (1954), «Гостиница «Астория» (1956) затронуты драматические судьбы людей, попавших в жернова сталинских репрессий.
А.П. Штейн работал в кино, написал сценарии фильмов «Суд чести» (1948; Сталинская премия, 1949), «Адмирал Ушаков» (1952), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Версия» (1977). Кроме того, он написал ряд рассказов, воспоминания.
30 сентября – 90 лет (1931-2016) со дня рождения
Нила Гилевича, советского и белорусского поэта
Народный поэт Беларуси, драматург, литературовед, переводчик, ученый, кандидат филологических наук, профессор Нил Семенович Гилевич оставил после себя богатое творческое наследие – сборники стихов, пьесы, повести. Значительны его достижения в литературоведческой науке. Нил Гилевич перевел на белорусский со славянских языков – болгарского и словацкого – свыше 400 произведений.
«Интеллектуальность, культура чувств, широта взглядов, глубина лично пережитого – важные черты творчества Нила Гилевича. Его произведения впитали в себя все, что принадлежит белорусской земле: ее историю, характер, душу, дух ее высоких облаков и стремительных ручьев, просторных дорог и узеньких тропинок, безграничных полей и маленьких пылинок» (из статьи «ДОСЬЕ: К 85-летию со дня рождения народного поэта Беларуси Нила Гилевича» на БЕЛТА, 29 сентября 2016 г.).
Первый сборник Нила Гилевича под названием «Песня ў дарогу» вышел в 1957 году. В произведениях сборников «Прадвесне ідзе па зямлі» (1959) и «Неспакой» (1961) проявились эскизы основных сюжетов и образов, которые позже стали поэтической доминантой Нила Гилевича: мотивы мамы и родного маминого языка приравниваются к малой Родине, к маме-Беларуси, белорусской народной песне, которая символизировала душу нации, ее самобытную культуру.
Стихи и поэмы Нила Гилевича отличаются задушевным лиризмом. Его перу принадлежат роман в стихах «Родныя дзеці» (1985), первый в белорусской поэзии венок сонетов «Нарач» (1956), автобиографическая повесть «Перажыўшы вайну».
Многие лирические стихотворения Нила Гилевича вдохновили белорусских композиторов на создание музыкальных произведений. Более 100 стихов поэта положены на музыку и изданы в песенных сборниках. Среди ярких примеров совместного творчества Нила Гилевича и композитора Эдуарда Ханка – песня на произведение «Вы шуміце, бярозы», которая стала настоящим хитом в исполнении ансамбля «Сябры» под названием «А я лягу-прылягу».
Поэт много сил отдал сбору наследия устного народного творчества, не один раз выезжал в фольклорные экспедиции. Под редакцией Нила Гилевича вышли несколько томов белорусского фольклора в современных записях. Среди них «Песні сямі вёсак» (1973), «Песні народных свят і абрадаў» (1974), «Лірычныя песні» (1976), «Лірыка беларускага вяселля» (1979), «Народныя казкі, байкі, апавяданні і мудраслоўі» (1983).
Издано 23-томное собрание сочинений Нила Гилевича. В 2015 году вышел сборник эссе и воспоминаний «У віры быцця».
скачать dle 10.4фильмы бесплатно