23 апреля в рамках XV Пасхального фестиваля в музее автографа центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена открылась выставка литых старообрядческих икон и складней из собрания архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана. Выставка икон дополнена предметами старообрядческой культуры из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.Выставка продолжила разговор о старообрядческой культуре, начатый на презентации книги «Старообрядцы на Гомельщине (1918-1991 годы). Документы и материалы», проходившей в марте в центральной городской библиотеке и организованной совместно с учреждением «Государственный архив Гомельской области» и Церковно-исторической комиссией Гомельской епархии.
В экспозиции представлено 13 литых икон из собрания архиепископа Стефана, книги, прориси и предметы обихода из собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Наиболее распространенным богородичным сюжетом в старообрядческом литье является образ «Всех скорбящих радость». Возможно, это связано с тем, что эта икона была одной из последних чудотворных икон, прославленных на Руси до раскола. Образ "Всех скорбящих радость" был написан в 1683 и прославлен в 1688 году, после раскола Русской Церкви в середине XVII века. В отличие от икон на дереве, где Богородица чаще всего изображается с Младенцем, в литье Она всегда представлена без Младенца со скипетром в руках. В навершие куполовидных отливок помещен образ Иисуса Христа в короне и с распростертыми благословляющими руками; этот извод в иконографии известен под названием «Царь царем».
В экспозиции, помимо иконы «Всех скорбящих радость» (медь, литье, эмаль. ХIХ в.), представлен также Канон Пресвятой Богородицы «Всех скорбящим радость» (нач. ХХ в.).
Богоматерь Казанская — еще одна широко известная на Руси икона Божией Матери. Обретенная в 1579 году, она оставалась в числе местночтимых, то есть не почитаемых вне определенного региона икон, до осени 1612 года. Народное ополчение, освободившее Москву от поляков и литовцев, двигалось к столице с этой чудотворной иконой. С этого времени Казанская становится национальной святыней Русского государства: большинство храмов и монастырей, построенных в XVII столетии, были освящены в честь этой иконы.
В своем почитании Казанской иконы старообрядцы были не менее усердны, чем православные, согласившиеся с реформами Патриарха Никона. В медном литье образ Казанской Божией Матери представлен в изделиях разных размеров с самыми разнообразными навершиями. Широко распространены складни, в которых средник (реже одна из створок) представляют собой Казанскую икону.
В экспозиции представлено несколько икон ХIХ в. Казанской Богоматери, Богоматери «Одигитрия», «Три святых: Харлампий, Иоанн Воин, Вонифатий», складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники» (фрагменты), Псалтири, нач. ХХ в., предметы культуры и обихода старообрядцев.
Приветствуя собравшихся в зале музея автографа, Высокопреосвященейший Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский рассказал историю собирания коллекции. Владыка отметил, что первая икона появилась у него более 30 лет назад, другие иконки были найдены в металлоломе или в мусорных баках, на развалинах домов отселенных деревень, люди приносили от умерших родственников или были куплены в комиссионных магазинах. Последнее приобретение — это иконка 19 века, которую сдали в металлолом на БМЗ в Жлобине. Владыка пожелал присутствующим смотреть на иконы и наслаждаться искусством наших предков, впитывать их культуру и духовность.
Сотрудник Ветковского музея, бакалавр богословия Андрей Валерьевич Скидан рассказал о центрах и традициях литья старообрядческих икон.
Традиция изготовления меднолитых ювелирных украшений сложилась на Руси еще в дохристианскую эпоху.
Медное литье после правительственных указов 1722 и 1723 годов "О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы" было признано официально нелегальным. Однако, несмотря на запреты, "лиятельное иже из меди" дело продолжило свое существование: оно было монополизировано старообрядцами и получило самостоятельное направление в искусстве.
Крупнейшими центрами по производству медного культового литья на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. были Поморье (Выговский монастырь, в первую очередь), Урал (сначала до реформ XVII-XVIII вв. Невьяновский Богоявленский, Тагильский Преображенский, Далматовский Успенский мужские монастыри, а потом заводы, связанные с обработкой меди - Екатеринбургский, Суксунский, Быноговский, Сысертский, Троицкий и другие).
Для самой ветковской культуры архивных данных о существовании местной культуры литья не зафиксировано. Имеются устные воспоминания об отдельных мастерских, ливших кресты. Сотрудниками Ветковского музея в регионе были обнаружены технологические рукописи 18-19 веков с рецептами изготовления финифтей, а также с описанием многочисленных приёмов обработки металлов, золочения и серебрения.» /Источник: Живая вера. Ветка /сост. Г.Г. Нечаева, О.Д. Баженова. – Минск, 2012/
В открытии выставки принял участие гомельский краевед и выходец из старообрядческой семьи Ласица Александр. Он поделился воспоминаниями о духовной культуре и быте семьи, в которой вырос.
Порадовал гостей выставки прекрасными музыкальными номерами Лауреат Международных конкурсов, учащийся "Гомельского государственного колледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского" Ревенок Александр.
В заключение директор библиотеки Власова Татьяна Савельевна выразила искреннюю благодарность владыке Стефану за предоставленную возможность еще раз прикоснуться к теме старообрядчества на Гомельщине, Ветковскому музею старообрядчества и белорусских традиций в лице Петра Михайловича Цалко – за оказанную помощь в оформлении экспозиции.
Приглашаем горожан посетить выставку и познакомиться с уникальными изделиями старообрядческих мастеров.
Больше фото по ссылкескачать dle 10.4фильмы бесплатно