Привет, Гость
  • Нравится
  • 8

Новинки литературных журналов. Июль 2021 года


Сотрудник отдела обслуживания центральной городской библиотеки им. А. И. Герцена Ирина Маркова в рамках авторского проекта «Новинки литературных журналов» предлагает вашему вниманию обзор номеров за июль 2021 года. Приятного чтения!


ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА ИЮЛЬ 2021 ГОДА

В июльском номере журнала «Звезда» начинает публиковаться роман российского писателя Бориса Голлера «Синий цвет вечности».

Новинки литературных журналов. Июль 2021 годаБорис Александрович Голлер (род. в 1931 году) – прозаик, драматург, эссеист и исследователь русской литературы и истории XIX века. Автор пьес «Десять минут и вся жизнь», «Поколение 41», «Сто братьев Бестужевых», «Плач по Лермонтову», «Венок Грибоедову», сборника пьес «Сто братьев Бестужевых», книги эссе «Девятая глава», а также романа в четырех книгах «Возвращение в Михайловское», повести «Мастерская Шекспира». Лауреат премии журнала «Вопросы литературы» (2009), премии имени Н.В. Гоголя (2010) и премии журнала «Звезда» (2016).

Роман «Синий цвет вечности» посвящен жизни и творчеству русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Действие романа начинается в феврале 1841 года, когда поэт приезжает в Санкт-Петербург в свой последний отпуск после тяжелых боев на Кавказе и сражения при Валерике. События, происходящие в 1841 году, соседствуют с отступлениями, в которых Лермонтов вспоминает свою недолгую жизнь: детство в Тарханах, смерть матери и отца, недолгое обучение в благородном пансионе и университете в Москве, затем подготовку в юнкерской школе в Петербурге, распространение стихотворения «Смерть поэта» и последующую ссылку на Кавказ, историю любви к Варе Лопухиной и Марии Щербатовой.

Автор романа создает портрет очень талантливого и невероятно сложного человека, который не терпел никакого насилия над собой и доверял свои мысли только листу бумаги. У него было мало друзей и множество врагов и недоброжелателей, которые не видели в нем и искры таланта, все время сравнивая его с Александром Сергеевичем Пушкиным. Характер Лермонтова был соткан из противоречий. Он никого не хотел обидеть – и многих обижал, он хотел душевного тепла – и сам всех отталкивал. «Лермонтов ненавидел свет, – пишет Борис Голлер, – но не мог без него обойтись. И презирал себя за это. Он ненавидел светских женщин, ибо не верил в их любовь. Но внимание их ему нравилось, более того, он в нем нуждался». Поэт жаждал признания общества, но в обществе казался чудаком и мятежником. Перед своим последним отъездом на Кавказ поэт начал писать повесть «Штосс» – совершенно мистическую: роковой номер квартиры, которая снится его герою, роковое стечение обстоятельств, роковая игра с судьбой в карты. Обыграл его герой судьбу или нет, так и осталось неизвестным: повесть Лермонтов не дописал. Летом в страшную грозу погиб на дуэли, убитый своим старым товарищем по юнкерской школе.

Автор предлагает читателю свою версию причины гибели русского поэта. Для Лермонтова дуэль Пушкина и его смерть стали «гласом судьбы». «Странно, – пишет Борис Голлер, – но Лермонтов сразу примерил эту судьбу на себя. И продолжал примерять до самого конца. Можно сказать, что потом он даже тянулся к дуэли – не только как к разрешению каких-то противоречий, но и чтоб снова увериться, что судьба и на сей раз обошла его». Лермонтов не смог отыграть у злой судьбы и лиру, и жизнь. И не раз писал об этом пронзительные и горькие стихи:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.



Июльский номер журнала «Иностранная литература» называется «14 июля» и, разумеется, посвящен французской литературе. Открывает выпуск роман Адриена Боска «Звездный рейс» в переводе Юлии Рац.

Новинки литературных журналов. Июль 2021 годаАдриен Боск (род. в 1986 году) – прозаик, редактор. Основатель издательства Sous-sol. Обладатель Гран-при Французской академии (2014), лауреат французской литературной премии «Призвание» (2014). Автор романов «Звездный рейс» (2014), «Капитан» (2018).

Повествование в романе французского писателя основано на реальном событии: 27 октября 1947 года на одном из Азорских островов произошло крушение самолета «Созвездие» компании «Эр Франс», следовавшего в США. Авиакатастрофа оборвала сорок восемь судеб. Автор романа знакомит читателя с пассажирами «звездного рейса» и членами экипажа. На борту самолета оказался боксер Марсель Сердан, чемпион мира в среднем весе, возлюбленный знаменитой французской певицы Эдит Пиаф. Марсель разрывался между семьей, любимой женщиной и тренировками. У него был билет на пароход, но Пиаф позвонила и, соскучившись, попросила вылететь самолетом (она находилась в Америке на гастролях). Среди пассажиров была выдающаяся французская скрипачка-виртуоз Жинетт Невё, которую называли «Моцарт в юбке», собиравшаяся своей игрой завоевать Америку. Здесь был и американский миллионер Кен Камей, который разбогател на стратегии «эксплуатации» персонажей Диснея. По странному стечению обстоятельств на борту оказался французский художник Бернар Буте де Монвель. Конечно, среди пассажиров были не только «звезды». Так, пятеро эмигрантов-басков мечтали разбогатеть в Америке и вернуться на родину, а юная Амели была счастлива, что богатая тетя объявила ее своей наследницей и пригласила в США.

Как же получилось, спрашивает автор, что самолет сбился с курса и оказался над соседним островом Сан-Мигель, в 75 километрах от Санта-Марии, на которой он должен был приземлиться, и какое стечение обстоятельств привело к тому, что он разбился о вершину утеса? Переплетение случайностей (подобно случайностям, приведшим к гибели «Титаника») привело к гибели «Созвездия»: неблагоприятные погодные условия, не замеченный экипажем неожиданный сбой в приеме сигналов от радиопередатчиков в последние минуты полета, наконец, оптическая иллюзия в темное время суток.

В постскриптуме к роману Адриен Боск пишет о судьбе поэта Блеза Сандрара, который в 1947 году возвращается на родину в Швейцарию после многолетних скитаний: «Если любишь, надо возвращаться. Наступает день, когда надо разбить компас, открыться всем сторонам света, а потом, на краю земли, прийти к простым истинам. Если любишь, надо возвращаться. Играть в прятки с жизнью, обманывать скуку, смерть, а на исходе существования вернуться к тому, что дороже всего – к родному дому». Пассажиры обреченного рейса так и не вернулись из своего путешествия домой.



В июльском номере журнала «Нёман» опубликована «Повесть уходящей любви» белорусской писательницы Елены Чижевской.

Новинки литературных журналов. Июль 2021 годаВ центре внимания автора жизнь современной белорусской семьи. Муж – успешный бизнесмен в области строительства, жена работает в библиотеке, дети учатся в старших классах минской школы. Отец семейства постоянно находится в раздраженном состоянии. Его раздражает все, что его окружает: жена, которую он разлюбил; дети, на которых он не обращает внимания; собственная работа, которую он ненавидит и занимается ею только ради денег. Его раздражают даже незнакомые люди, с которыми он встречается на улицах. Они кажутся ему «бездельниками, бесполезно коптящими небо, тогда как он вечно занят серьезными проблемами, трудолюбивый, полный ответственности за свое дело, за свою семью…». Жена не понимает, почему прошла их с мужем любовь и решает, что, наверное, ее «никогда по-настоящему и не было. Ведь любовь – она не только, когда все хорошо… в трудностях она еще нужнее».

Семья сталкивается с серьезными трудностями, когда сыну Жене (хорошему, честному юноше) одноклассник подкидывает в сумку наркотики. Этот момент становится решающим для каждого члена семьи и их окружения. Женя сталкивается с предательством своего друга и любимой девушки, равнодушием учителей и собственного отца. Утешением для него становится безусловная любовь матери, которая спасает его от смерти…

Большое внимание автор, педагог по образованию, уделяет проблемам воспитания подрастающего поколения, тем трудностям, с которыми сталкиваются учителя. «Воспитание, – пишет Елена Чижевская, – это тяжелейший труд… мало кто из современных родителей хочет им заниматься. Поэтому и стремятся любыми способами избавить себя от этого труда. Кто-то даже требует от школы, чтобы она, по сути, заменила родителей их детям!» Так не должно быть, утверждает автор, потому что «родительской любви и заботы никто и ничто не заменит».



У ліпеньскім нумары часопіса «Маладосць» надрукавана аповесць беларускага пісьменніка Ягора Конева «Беларускі Дудар».

Новинки литературных журналов. Июль 2021 годаЯгор Фёдаравіч Конеў (нарадз. у 1970 годзе ў Мінску) – пісьменнік, драматург, публіцыст. У 1988-1990 гадах вучыўся ў Інстытуце культуры. Перавёўся на факультэт журналістыкі Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта (БДУ), які скончыў у 1994 годзе. Працаваў карэспандэнтам у рэдакцыях газет «Літаратура і мастацтва», «Чырвоная змена», у часопісах «Беларуская думка», «Беларусь», «Бярозка». У 1998 годзе скончыў аспірантуру БДУ. З 1999 года выкладае на факультэце журналістыкі БДУ.

Аповесць Ягора Конева прысвечана жыццю і творчасці беларускага празаіка, паэта, драматурга, заснавальніка нацыянальнай драматургіі і тэатра Вінцэнту Дуніну-Марцінкевічу. Аўтар распавядае чытачу пра класіка беларускай літаратуры ў дзвух часавых пласкасцях. Седзячы ў Мінскай турме ў 1864-1865 гадах, Дунін-Марцінкевіч узгадвае асноўныя вехі свайго жыцця: раннюю смерць бацькі, вучобу ў Бабруйскім павятовым вучылішчы, няўдалае навучанне ў медыка-хірургічнай акадэміі, працу служачым ў Мінскай крымінальнай палаце і памочнікам адваката, жаніцьбу па каханні ў маладыя гады на Юзэфе Бараноўскай, куплю маёнтка Люцынка ў Пяршайскай воласці Мінскага павета, пісьменніцкую дзейнасць пад псеўданімам Беларускі Дудар.

«Ён зведаў, – піша Ягор Конеў, – тое творчае шчасце, калі мог з асалодаю займацца любімай справай… Вершаваныя і празаічныя радкі, якія раней успыхвалі маланкай у галаве, цяпер ліліся з-пад пяра радками на чысты аркуш…». Аўтар адзначае папулярнасць творчасці беларускага пісьменніка: «Чым болей ягоных кніг выходзіла з друку, тым больш прыхільна іх сустракала адукаваная грамадскасць. Усе экзэмпляры яго кніг былі раскуплены і распаўсюджваліся ў рукапісных сшытках. Яго вершы завучвалі на памяць. Чытанне беларускіх твораў сталася модай на абшарах ад Нёмана да Бярэзіны».

Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч выступіў арганізатарам першага ў краі прафесійнага тэатра, які дзейнічаў на беларускай мове. Аднак у 1852 годзе дзейнасць калектыва была забаронена ўладамі, і ён паказваў спектаклі фактычна нелегальна. І пакуль не супыняў дзейнасці тэатр, не згасала ў драматурга жаданне ствараць п`есы. У мінскай турме выспелі сюжэты яшчэ дзвух камедый, сярод якіх – знакамітая «Пінская шляхта». Аўтар стварае прывабны вобраз свайго героя: сумленнага чыноўніка – «рыцара законнасці», кахаючага мужа, пяшчотнага бацькі, таленавітага пісьменніка і натхнёнага пастаноўшчыка.




У ліпеньскім нумары часопіса «Полымя» надрукавана апавяданне беларускай пісьменніцы Таццяны Дземідовіч «Калі выпадзе снег…».

Новинки литературных журналов. Июль 2021 годаТаццяна Анатольеўна Дземідовіч (нарадз. у 1979 годзе ў Брэсце) – паэт і празаік. Скончыла філалагічны факультэт Брэсцкага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.С. Пушкіна. Працавала карэспандэнтам інфармагенцтва «Інтэрфакс», кіраўніком гарадскога літаратурнага клуба «Літара». З 1 студзеня 2017 года – старшыня Брэсцкага абласнога аддзялення грамадскага аб`яднання «Саюз пісьменнікаў Беларусі». Аўтар зборніка прозы «Соломенный дом», кнігі для дзяцей «Эх, Ромашкин» (2021). Друкавалася ў рэспубліканскім перыядычным друку, у калектыўных зборніках і часопісах Расіі, Украіны, Польшчы, Нідэрландаў. Лаўрэат шматлікіх літаратурных прэмій.

Невялікі па аб`ёме аповед «Калі выпадзе снег…» ставіць перад чытачом сур`ёзныя пытанні для разважання: якімі павінны быць узаемаадносіны паміж мужчынай і жанчынай, што ўяўляе сабой каханне і якім розным бывае гэтае пачуццё. Для адных кахаць – значыць дапамагаць іншаму раскрыць сваё ўнутранае «я», даць магчымасць рэалізаваць сябе ў жыцці. Такой была Ніка, першая жонка галоўнага героя Івана, якая выступае ідэалам жаноцкасці. «Яна валодала, – піша аўтар, – унікальным дарам – ціха кахаць, не ставячы ніякіх умоў, не патрабуючы больш, чым магла даць сама…». Іван, таленавіты фатограф, шмат падарожнічаў па свеце. Яго фотаздымкі друкавалі ў вядомых навукова-папулярных часопісах. Ніка ганарылася ім. Пасля яе нечаканай смерці Іван перастаў займацца фатаграфіяй, прадаў Нікіна кафэ і адкрыў мясную лаўку.

Праз час Іван ажаніўся з другой жанчынай. Для Вольгі, якая з`яўляецца супрацлегласцю Нікі, кахаць – значыць перакраіць аб`ект кахання пад сябе і сваё ўяўленне аб жыцці. Іван, ажаніўшысь, здаваўся «няшчасным, нікчэмным, чужым і нейкім нябачным». Вольга знішчае ўсе фотаздымкі Нікі, жадаючы цалкам сцерці з памяці Івана ўсе ўспаміны пра мінулае жыццё. «Вольга, як наглядчык з пугай, трымае гэтыя ўспаміны, але дарэмна. Кавалак жыцця не выразаць нажніцамі, не выцягнуць, як тонкія правадкі, з галавы Івана». І нарэшцэ, Вольга пазбаўляецца ад Нікінай сабакі Джулькі, як ад старай непатрэбнай рэчы. На прапанову падруг рассказаць Івану пра гэты ўчынак жанчыны, апавядальніца, былая сяброўка Нікі, адказваецца: «Ніка ніколі б не стала разбураць шчасце Івана, якім бы яно ні было». Ніка, са сваёй самаадданай любоўю, ніколі не прычыніла б боль і расчараванне каханаму чалавеку.


* Все журналы вы можете найти в библиотеках ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля». Карта расположения библиотек

Подробнее о проекте «Новинки литературных журналов»скачать dle 10.4фильмы бесплатно
дата: 23.09.2021
опубликовано: Darya


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.
  • Комментарии