Привет, Гость
  • Нравится
  • 10

Литературный хронограф. Март


Литературный хронограф напомнит о юбилейных датах известных писателей и популярных книг.


Литературный хронограф. Март5 марта – 125 лет /1896-1991/ со дня рождения Кондрата Крапивы (Кондрата Кондратовича Атраховича), белорусского советского писателя, баснописца, сатирика, драматурга, языковеда, переводчика, литературоведа и общественного деятеля.

Кондрат Крапива был не только Народным писателем Белорусской ССР, первым удостоенным этого звания, но и академиком АН Белорусской ССР, доктором филологических наук. С 1947 по 1989 год он работал в Академии наук Беларуси: заведовал сектором языкознания Института языка, литературы и искусства, возглавлял Институт языкознания, был вице-президентом, ведущим научным сотрудником-консультантом Института языкознания имени Якуба Коласа, редактором «Диалектологического атласа белорусского языка», «Белорусско-русского словаря», «Русско-белорусского словаря».
Началом литературной деятельности знаменитого баснописца стала публикация в прессе в 1922 году фельетона в стихах на русском языке «Жили-были» и сатирического стихотворения «Сваты» на белорусском языке. Сатирическо-юмористические стихи и басня стали основными жанрами поэзии на первом этапе творчества писателя. Басни – одна из вершин в творчестве Кондрата Крапивы. В классический фонд белорусской литературы вошли басни поэта «Коршун и тетерев», «Дипломированный баран», «Сова, осел и солнце» и многие другие.
Уже в первых юмористических и сатирических книгах Кондрата Крапивы «Ости» («Асцё») и «Крапива» проявился яркий, самобытный талант писателя.
В 1931 году было опубликовано одно из крупнейших сатирических произведений Крапивы – поэма «Федос – Красный нос». Несмотря на сказочно-фантастический сюжет, поэма отражала действительность 20-х - начала 30-х годов.
Первым драматическим произведением писателя была психологическая драма «Конец дружбы», в которой поднимались сложные морально-этические проблемы. Вскоре писатель обратился к жанру сатирической комедии, из-под его пера выходит пьеса «Кто смеется последним», ставшая ярким явлением не только в белорусской, но и советской драматургии. Эта комедия была поставлена более чем в 120 театрах бывшего Советского Союза и многих зарубежных театрах, экранизирована киностудией «Беларусьфильм».
В годы Великой Отечественной войны Кондрат Крапива снова обратился к оперативному боевому жанру – сатирическому стихотворению. Он писал басни, памфлеты, фельетоны в стихах. В это время появилась пьеса «Проба огнем». Тема войны волновала Кондрата Крапиву и в послевоенное время (драмы «С народом» и «Люди и дьяволы»).
В послевоенный период Кондрат Крапива создал пьесы «Поют жаворонки», «Заинтересованная личность», «Врата бессмертия», «На острие». Одни из них лиричны, другие остросюжетны, насыщены живым народным юмором. Они отличаются ярко выраженной национальной самобытностью и глубинной народностью, изобличают и остроумно высмеивают распространенные предрассудки, бытовое бескультурье, сплетничанье, пьянство, шарлатанство, претенциозность.
Драматические произведения Крапивы широко ставятся в театрах Беларуси, большинство из них вышло на подмостки далеко за ее пределами. Произведения Кондрата Крапивы переведены на многие языки мира. Сам писатель широко известен как переводчик русской и зарубежной классики.


Литературный хронограф. Март13 марта – 85 лет /1936-2005/ со дня рождения Геннадия Машкина, русского советского прозаика, детского писателя, журналиста.

Иркутский писатель Геннадий Машкин – автор широко известной читателю повести «Синее море, белый пароход», а также сборника рассказов и повестей «Секрет», романа «Открытие» и других произведений для детей и взрослых.
Первое крупное произведение автора – повесть «Синее море, белый пароход», (опубликована в 1965 году в журнале «Юность») – было премировано на Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей. Автор повествует о непростом проживании бок о бок на Южном Сахалине русских и японцев после окончания Второй мировой войны. Ненависть к недавнему врагу и раны, нанесенные войной, еще свежи в сознании героев повести. Жизнь сталкивает русских и японских детей, сначала они враждуют, но постепенно между ними зарождается дружба. Повесть неоднократно переиздавалась в СССР, а также за рубежом, переведена на многие языки мира, издаётся и в современной России.


Литературный хронограф. Март14 марта – 90 лет /1931-2011/ со дня рождения Павла Мисько, белорусского детского писателя, поэта, публициста, переводчика и драматурга.

Павел Андреевич Мисько долгое время работал в журналистике: являлся корреспондентом газеты «Сцяг Леніна» (Давид-Городок), «Звязда», заведующим отделом культуры издания «Літаратура і мастацтва», завотделом науки и искусства журнала «Полымя» и заместителем главного редактора издательства «Мастацкая літаратура».
Но более известен Павел Мисько как детский писатель, автор книг прозы для детей: «Путешествие в колхоз» (1970), «Земля у нас такая» (1971), «Новосёлы…») (1972), «Приключения Бульбобов» (1977), «Грот афалины» (1985), «Эрпиды на планете Земля» (1987), «Колодец» (1967) «Жесткая листва» (1974), «Приговоренный к жизни» (2007).
Особой популярностью пользуются сказки и фантастические произведения автора. Среди них – повести «Грот афалины» и «Эрпиды на планете Земля». Его повесть «Приключения Бульбобов» о приключениях забавных собачек Бульки и Боба также можно отнести к фантастике, а повесть «На волшебном острове, или Баба Яга – Золотая Нога» (1978) представляет собой ненаучный фантастический детектив для детей. На страницах книги писателя «Приговоренный к жизни» (2007) увидели свет еще две фантастические повести – «Остров «Мертвая голова» (исповедь астронавта) и антиутопия «Ниль адмирары, или Я выбираю смерть».
Павел Мисько написал три романа «Море Геродота» (1976), «Градобой» (1980) и «Хлопцы, чьи вы будете…» (1990). Проявил себя также и как драматург, публицист, переводчик, в 1990-м перевёл на белорусский язык «Мёртвые души» Николая Гоголя. Переводил с русского, украинского, болгарского, польского языков.


Литературный хронограф. Март23 марта – 200 лет /1821-1881/ со дня рождения Алексея Писемского, русского прозаика, драматурга.
Алексей Феофилактович Писемский – один из значительных русских писателей гоголевского направления. Автор повестей из жизни дворянско-чиновничьей провинции «Комик», «Богатый жених», «Фанфарон», «Виновата ли она?» и других, комедий «Ипохондрик» и «Раздел», рассказов из крестьянской жизни, пьес «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений» и др. Произведения автора «Тюфяк», «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Брак по страсти», «Москвич в Гарольдовом плаще», (запрещен цензурой; вышел под назв. «М-r Батманов») и др. раскрывают трагизм бесцельного существования «лишних» людей, затянутых тиной повседневности.
Вершины творчества А.Ф. Писемского – роман «Тысяча душ» и пьеса из народной жизни «Горькая судьбина». В романе «Тысяча душ» автор создал обширную картину русской предреформенной (имеется в виду крестьянская реформа 1861 г.) жизни и особенно «деловых» отношений между людьми.
Многие острокритические рассказы, повести, драмы писателя имели широкую известность среди современников и не утратили художественную ценность в наше время.


Литературный хронограф. Март25 марта – 110 лет /1911-1976/ со дня рождения Алексея Мусатова, русского советского писателя, публициста.

Алексей Иванович Мусатов написал много повестей, рассказов и очерков для юных и взрослых читателей. Более всего известен как детский писатель. Особенностью творчества Алексея Мусатова является то, что большинство его повестей посвящены жизни русской советской деревни.
Мусатов пишет преимущественно о сельской молодежи, об участии детей в общественном труде, о верности делу отцов. Основные темы: школа, труд человека на земле, природа и отношение человека к ней. Жизни на селе посвящены первые повести автора – «Шанхайка» и «Шекамята», а также последующие – «Черемуха», «Большая весна», «Земля молодая», «Дом на горе», «Зеленый шум» и др. Герои Мусатова деятельны и мечтательны, они умеют приближать мечту к сегодняшнему дню. Они во что бы то ни стало стараются сделать ее реальностью.
Известность Алексею Мусатову принесла повесть «Стожары» (1948) о послевоенной деревне, о детях, помогающих взрослым восстанавливать разрушенное хозяйство. Повесть «Стожары», как лучшая книга для детей, получила первую премию на конкурсе Детгиза в 1949 г., а в 1950 г. была удостоена Государственной премии СССР. Переведена почти на 100 языков. По мотивам повести создана пьеса «Драгоценное зерно» (1950).
Книги, обращенные к юным, сделали писателя известным не только в СССР, но и за его пределами.


Литературный хронограф. Март26 марта – 100 лет /1911-1983/ со дня рождения Теннесси Уильямса (Томаса Ланира Уильямса), американского драматурга, писателя, сценариста.

Теннесси Уильямс всемирно известен как мастер психологической драмы. Его пьесы «Трамвай «Желание», «Кошка на раскалённой крыше», «Стеклянный зверинец», «Сладкоголосая птица юности», «Орфей опускается в Ад» и др. неоднократно ставились на мировых театральных сценах и экранизировались.
Одним из известнейших произведений автора стала пьеса «Трамвай «Желание»», которая была экранизирована в 1951 году при участии Марлона Брандо и Вивьен Ли, популярен был и фильм по пьесе «Кошка на раскаленной крыше» с Полом Ньюманом и Элизабет Тейлор. Именно эти произведения принесли автору всемирную славу и престижные награды. Теннесси Уильямс является двукратным лауреатом Пулитцеровской премии за пьесы «Трамвай «Желание» (1948г.) и «Кошка на раскалённой крыше» (1955г.) Драматург дважды был номинирован на «Оскар» за сценарий к фильму «Трамвай «Желание»» в 1952 году, за фильм «Куколка» в 1957 году.
В течение всего творчества Теннесси вдохновлялся работами Антона Павловича Чехова. Незадолго до смерти, в 1980 году, он написал «Дневник Тригорина» – адаптацию чеховской «Чайки». Автор продолжал работать каждый день до последнего дня жизни, хотя его поздние сочинения уже не имели успеха пьес 50-х годов.


Литературный хронограф. Март27 марта – 140 лет /1881-1925/ со дня рождения Аркадия Аверченко, русского писателя, сатирика, драматурга и театрального критика.

Аркадий Тимофеевич Аверченко многие годы с успехом работал в коллективе журнала «Сатирикон» с известными людьми – Тэффи, Сашей Чёрным, Н.В. Ремизовым (Ре-ми) и др. В период с 1908 по 1913 гг. он был редактором журнала «Сатирикон», с 1913 по 1918 гг. – «Нового Сатирикона».
За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, он был уникальной трибуной социальной сатиры и значимым культурным явлением.
Именно в «Сатириконе» появились самые блестящие юмористические рассказы писателя. Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главные – это быт и жизнь обитателей Петербурга.
После выхода в 1912 году книг писателя «Круги по воде», «Рассказы для выздоравливающих», «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу» за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха».
В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аркадий Аверченко сначала покидает столицу и 2 года живёт и работает в родном Севастополе, а в 1920 году писатель навсегда покидает родину.
В 1921 году в парижском издательстве выходят второе издание памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного». Последней работой стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году и изданный в 1925 в Праге, уже после смерти писателя.


Литературный хронограф. Март27 марта – 150 лет /1871-1950/ со дня рождения Генриха Манна немецкого писателя, публициста, общественного деятеля, критика.

Для творчества Генриха Манна характерно постоянное внимание к политическим вопросам. Генрих Манн был сторонником социал-демократических и коммунистических идей, призывал к борьбе против фашизма. Публицистика занимает обширное место в творческом наследии немецкого писателя. Выпустил сборники статей, направленных против нацизма: «Ненависть» (1933), «Настанет день» (1936), «Мужество» (1939). Гитлер лишил его гражданства в 1933 г., когда вступил в политическую должность. Автор уехал в Чехию, жил в Праге, затем жил во Франции и США, умер в Санта-Монике (Калифорния) 12 марта 1950 года.
Генрих Манн – автор многих реалистических романов: «Земля обетованная» (1900), «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905), «Маленький город» (1909). За месяц до начала Первой мировой войны закончил одно из самых значительных своих произведений – сатирический роман «Верноподданный», которым открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917) и «Голова» (1925). Вершина позднего художественного творчества Генриха Манна – дилогия о Генрихе IV– «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938).
Один из последних трудов – «Обзор века» – отличается автобиографическими чертами.скачать dle 10.4фильмы бесплатно
дата: 1.03.2021
автор: Zhanna


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.
  • Комментарии