герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Космические дороги, ведущие в Гомель

История с фотографией космонавта N 2


О сверхсекретности советской космонавтики до сих пор ходят легенды. Однако информация, которую многие годы пытались тщательно скрывать от нас, чаще всего была хорошо известна за рубежом. Так, например, рисунки и даже фотографии лунной ракеты- носителя «Н-1» и «Бурана» сначала были напечатаны в зарубежных газетах и журналах, и только потом их увидели мы.

О сверхсекретности советской космонавтики до сих пор ходят легенды. Однако информация, которую многие годы пытались тщательно скрывать от нас, чаще всего была хорошо известна за рубежом. Так, например, рисунки и даже фотографии лунной ракеты-носителя «Н-1» и «Бурана» сначала были напечатаны в американских, английских, немецких газетах и журналах, и только потом их увидели мы.

Не менее поучительная история этого снимка. Впервые он появился в книге Петера Штахе «Советские ракеты», изданной в Берлине (ГДР) еще в 1987 году. А газета «Труд» опубликовала его лишь в январе 1989 года, да еще и с «загадочной» подписью: «Летчики-космонавты СССР Ю. Гагарин, А. Николаев, П. Попович и В. Быковский около одной из моделей многоразового корабля». И дальше: «Снимок сделан более 20 лет назад (в редакцию фото прислал один из читателей «Труда». Автор снимка (или кинокадра?) в письме не указан).

Согласитесь, задуматься есть над чем, тем более что на газетной фотографии... нет Г. Титова. Куда же пропал космонавт N 2?

Поиски ответа на этот вопрос привели меня на Байконур. Здесь я встретился с Германом Степановичем Титовым, который сопровождал пятерку американских астронавтов, прилетевших посмотреть старт космического корабля «Союз ТМ-9».

– Да, я хорошо помню этот момент. А снимок – Шитова.

– Герман Степанович, но почему же вас нет на газетной фотографии?

– К сожалению, неоправданной секретности и тех, кто ее старательно охраняет, в нашем государстве еще хватает.

Замолчал на минуту, еще раз посмотрел на фотографию:

– Дали бы нам закончить эту работу, «Буран» полетел бы значительно раньше.

Теперь все стало на свои места. Время (когда был сделан снимок): начало февраля 1968 года. Место: аэродинамическая лаборатория Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Автор: Виталий Алексеевич Шитов – тогда начальник этой лаборатории, кандидат технических наук.

Это была комплексная дипломная работа первого отряда советских космонавтов – проект аэрокосмического аппарата (по современной терминологии «Шаттла» или «Бурана»), то есть космического корабля многоразового использования. Каждый из космонавтов-слушателей академии – Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Алексей Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов, Георгий Шонин и Виктор Горбатко – при этом получил свой персональный солидный раздел, который строго увязывался со всеми остальными. По предложению Сергея Павловича Королева Юрию Гагарину предоставили права Главного конструктора.

Для оживления фантазии Алексей Леонов, как и подобает в таких случаях художнику, нарисовал две картины. Сделал это умело, с фантазией, но в то же время точно по проекту. Позднее появились первые макеты, были выполнены модели. Около одной из них, перед продуванием ее в аэродинамической трубе, и сфотографировал группу дипломников В.А. Шитов.

В то время в СССР серьезно занялись воздушно-космическими самолетами. Созданный в ОКБ имени Микояна экспериментальный Миг совершил полеты к границам стратосферы с последующей посадкой на аэродром. В испытаниях сверхсекретной техники по проекту «Спираль», предусматривавшей создание так называемой воздушно-орбитальной системы, состоящей из самолета-разгонщика и пилотируемого воздушно-космического самолета, принимал участие и Титов. Поэтому, чтобы «враг» не догадался, чем занимается Герман Степанович, даже запустили «утку», что космонавт N 2 якобы облучился, стал седым, затем лысым, поэтому его жена бросила... Правда, когда у Титова родились две дочки, сплетен стало меньше. Но «на всякий случай» его лицо аккуратно убрали с этой фотографии. Благо, что потом был «Буран», создание которого от Министерства обороны курировал ставший впоследствии первым заместителем начальника космических частей МО СССР Герман Степанович Титов...

Еще недавно фамилию космонавта N 2 можно было услышать в связи с аттракционом в московском парке им. М. Горького – «Полет на «Буране» – и даже некой фирмой «Космос-Земля», торговавшей... звездами! Время такое.

Жить-то надо и Титову, который подписывал «сертификат на право владения». И, говорят, неплохо на этом зарабатывал.

Гомель

Ларионов, В. История с фотографией космонавта № 2 / В. Ларионов // Республика. – 27 авг. – 1999. – С.10.



Этот таинственный Титов


... Слышал, что в Гомель приезжал космонавт-2 Герман Степанович Титов. Якобы инспектировал ракетные части, расположенные на территории области. Поэтому и газеты ничего об этом не писали... Может быть, теперь «пришло время рассказать»?

Л. Степанов, инженер.

Мы обратились к нашему внештатному корреспонденту Владимиру Ларионову. Он многие годы собирает материалы по истории космонавтики, встречался и беседовал с Германом Степановичем Титовым.

– Я тоже не раз слышал, что знаменитый космонавт, первый из землян, сутки отлетавший по орбите на космическом корабле «Восток-2», побывал в нашем городе. Более того, сам Герман Степанович во время нашей встречи на Международной конференции юных космонавтов, проходившей в Москве, утверждал, «что был в Гомеле проездом». Однако детей (да и взрослых), желавших взять автограф у «самого Титова», было столько, что, к сожалению, узнать подробности мне тогда не удалось.

А недавно в коллекции автора появился снимок печально известной ракетно-космической системы «Буран» – «Энергия», застывшей перед своим первым и последним стартом к звездам. На нем автограф Титова и дата 4.10.1989 г. Фото привезли в Гомель в качестве сувенира от Германа Степановича, бывшего в ту пору первым заместителем начальника космических частей Министерства обороны СССР. Хотя сегодня уже не секрет, что тогда Титову «по должности» было и на Гомельщине что посмотреть. (Через несколько лет бравые «дембеля» ходили по нашему городу с пятиугольными значками на подвесках с надписью «Космические части МО СССР»).

А пока однозначно ответить на заданный вопрос трудно. Напомню, что Германа Степановича Титова постоянно сопровождали всякого рода «секреты». Люди старшего поколения, наверное, помнят, как обсуждался вопрос о здоровье космонавта-2. Якобы он облучился, стал седым, затем лысым, поэтому даже жена бросила... Правда, когда у Титовых родились две дочки, сплетен стало меньше.

Потом Титов и вовсе исчез. Закончил учебу в академии имени Н. Е. Жуковского, якобы ушел из отряда космонавтов... чтобы заняться разработкой и испытанием новой космической техники. Это был проект «Спираль», предусматривавший создание так называемой воздушно-орбитальной системы, состоящей из самолета-разгонщика и пилотируемого воздушно-космического самолета. Чтобы «враг» не догадался, чем занимается Герман Степанович, его лицо даже аккуратно убрали с фотографии, на которой первые советские космонавты в аэродинамической лаборатории готовились «обдувать» свою модель «космолета», хотя этот фотоснимок с Титовым в 1987 году появился в изданной в Берлине книге Петера Штахе «Советские ракеты».

– К сожалению, неоправданной секретности и тех, кто ее старательно охраняет, в нашей стране еще хватает, – так прокомментировал эту историю Г.С. Титов во время нашей беседы на Байконуре в 1990 году.

А потом был «Буран», создание которого от Министерства обороны курировал Титов, штаб космических частей в сверхсекретном Краснознаменске (где автору посчастливилось побывать в числе первых журналистов) и, наконец, заслуженный отдых. Впрочем, фамилию космонавта-2 еще недавно можно было услышать в связи с аттракционом в московском ПКиО им. М. Горького «Полет на «Буране» и даже некой фирмой «Космос – Земля», продававшей... звезды! Время такое. Жить-то надо и Титову, который подписывал «сертификат на право владения». И, наверное, неплохо зарабатывал.

Ларионов, В. Этот таинственный Титов / В. Ларионов // Гомельская правда. – 10 дек. – 1998. – С. 3.



Самые, самые…


С мыса Канаверал 29 октября в составе экипажа космического корабля «Дискавери» стартовал 77-летний американский астронавт Джон Гленн. Свой первый орбитальный полет на капсуле «Меркурий» он совершил еще 20 февраля 1962 года.

А самым молодым посланцем Земли в космос остается советский летчик Герман Титов (на фото слева). В возрасте 26 лет он стал пилотом космического корабля «Восток-2», запущенного с Байконура 6 августа 1961 года.

Герман Титов был удостоен звания Героя Советского Союза, избирался депутатом Верховного Совета СССР, стал лауреатом Ленинской премии. Генерал-полковник в отставке.

Джон Гленн ушел из НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США) в 1964 году. Награжден золотой медалью НАСА «За выдающиеся заслуги». С 1974 года трижды избирался сенатором от демократической партии (штат Огайо). Второй полет, осуществляемый скорее в рекламных, нежели научных целях, позволит Джону Гленну стать самым великовозрастным космонавтом мира. Параллельно будет побит еще один рекорд: разница во времени между полетами – 36 лет и 8 месяцев.

Подготовил Владимир Ларионов, преподаватель Гомельского областного лицея.

Фото из архива автора.

Ларионов, В. Самые, самые… / В. Ларионов // Гомельская правда. – 3 окт. – 1998. – С. 3.

скачать софт