герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Космические дороги, ведущие в Гомель

Пилот «Бурана»

Немногие знают, что Игорь Петрович Волк, Герой Советского Союза, летчик-космонавт и заслуженный летчик-испытатель СССР, готовившийся к полету на «Буране», трижды побывал в Гомеле. Первый раз это было в конце апреля 1988 года, когда он участвовал в научно-технической конференции «Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты». Еще дважды Игорь Петрович приезжал в наш город по приглашению Центра «Звездный мир».

Встречался и беседовал я с будущим пилотом советского шаттла «Буран» и в Гомеле, и в Москве, но интервью хотелось напечатать сразу после нового полета Волка. Увы, он так и не состоялся. А записи сохранились, самое интересное из которых я сегодня и хотел бы предложить нашим читателям. Тем более, что у Игоря Петровича Волка необычный день рождения — 12 апреля.

– Необычным он был в 1961 году, – заметил космонавт, – тогда второй раз в истории Земли всех жителей нашей планеты объединила гордость за то, что они – люди! Первый раз это было 9 мая.

В аэроклуб я попал случайно. Позвал нас, девятиклассников, инструктор, который зашел в школу. А когда втянулся в учебу, понял, что без авиации уже не смогу. Скажу откровенно, мать была против, да и отец-инженер мечтал о том, что сын пойдет по его стопам. Поэтому, чтобы не расстраивать родителей, я не сразу признался им в том, что поступил в летное училище. А когда тайна все же раскрылась, отец сказал: «Пусть. Хуже от этого он не станет, а дальше... Дальше видно будет».

После окончания училища служил в боевом авиационном полку, затем поступил в школу летчиков-испытателей, завершив обучение в которой, был принят в Летно-исследовательский институт.

...На медицинскую комиссию (для новой космической программы отбирали летчиков-испытателей) шел без особого удовольствия. Хорошо знал, что случалось и так – человека не только не брали в отряд космонавтов, но и вообще отстраняли от летной работы. Из 500 кандидатов вместе со мной осталось только девять.

Потом, как и у всех, был курс общекосмической подготовки, разнообразные, порой не доставляющие никакого удовольствия (скорее наоборот), тренировки... Если бы я так готовился к каждому полету на самолете – много бы машин испытал? Поэтому профессиональным космонавтом я бы, наверное, не стал.

Но один полет в космос Игорь Петрович Волк совершил. Это было в июле 1984 года. Он стал 58 советским космонавтом и 143 посланцем человечества в космос.

– Тогда многим мое участие в полете показалось странным: побывал в кратковременном отпуске за счет государства! Но если для Владимира Джанибекова и Светланы Савицкой (напомню, первой из женщин, вышедшей в открытый космос) посадкой корабля работа практически завершилась, то меня с места приземления сразу увезли на вертолете, затем усадили за штурвал «ТУ-154» и... Раньше я испытывал технику, а теперь медицина испытывала меня – как я буду управлять самолетом после пребывания в невесомости. Ведь пути авиации и космонавтики пересекаются – космические корабли многоразового использования летают и в атмосфере, и на орбите. И управлять ими непросто.

Наша планета из космоса? Впечатление такое, как будто смотришь на огромный глобус, и это величественное зрелище доставляет сравнимую с детской радость. Особенно красиво выглядят грозовые тучи в экваториальном поясе и зарождающиеся циклоны.

...Побывав в Гомеле, больше всего запомнилось ваше гостеприимство. Мне пришлось посетить ряд учреждений города, и каждая встреча с гомельчанами была хорошо организована. Впечатления от них остались самые теплые.

Владимир ЛАРИОНОВ. На снимке: И.П. ВОЛК (справа) вручает юбилейные медали федерации космонавтики СССР А.С. Шатиняну (слева) и А. И. Свириденку. Гомель, 1988 г.

Ларионов, В.С. Пилот «Бурана» / В. Ларионов // Гомельские ведомости. – 2007. – 11 апреля.


Вожак-испытатель

Не многие знают, что Игорь Петрович Волк, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-космонавт СССР, трижды побывал в Гомеле. Первый раз это было в конце апреля 1988 года, когда он участвовал в научно-технической конференции «Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты». Еще два раза Игорь Петрович приезжал в наш город по приглашению некогда известного Центра «Звездный мир».

Мне приходилось беседовать с будущим пилотом советского космического корабля многоразового использования «Буран» и в Гомеле, и в Москве. Сохранились записи, самое интересное из которых я хотел бы предложить нашим читателям. Кстати, у Игоря Петровича необычный день рождения – 12 апреля.

– Необычным он был в 1961 году, – заметил Волк. – Тогда второй раз в истории Земли всех жителей нашей планеты объединила гордость за то, что они – люди. Первый раз это было 9 мая 1945 года.

«... В аэроклуб я попал случайно. Позвал инструктор, который пришел в школу. А когда втянулся в учебу, понял, что без авиации уже не смогу. Правда, родители были против. Поэтому, чтобы не расстраивать их, я не сразу признался в том, что поступил в летное училище. А когда тайна все же раскрылась, отец сказал: «Пусть, хуже от этого он не станет».

После окончания училища И. П. Волк служил в боевом авиационном полку, затем поступил в школу летчиков-испытателей, завершив обучение в которой, был принят в летно-исследовательский институт имени М. М. Громова.

«Когда для новой аэрокосмической программы набирали группу (затем был создан отряд только из летчиков-испытателей), на медицинскую комиссию я шел без особого удовольствия. Хорошо знал, что случалось и так – человека не только не брали «в космонавты», но и вообще отстраняли от летной работы. Из 500 кандидатов вместе со мной осталось только девять.

Потом был курс общекосмической подготовки: разнообразные, порой не доставляющие никакого удовольствия (скорее наоборот) исследования, испытания, тренировки. Ну и, конечно, зачеты, экзамены. Если бы я так готовился к каждому полету на самолете – много бы машин испытал? Поэтому профессиональным космонавтом я бы. наверное, не стал».

«Волчья стая» (Игорь Петрович стал ее вожаком) должна была научить летать советский «Шаттл». Как и положено командиру отряда, Волк первым побывал на орбите. В июле 1984 года он летал на «Союзе» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя, став 143-м посланцем человечества в космос.

«Многим тогда мое участие в полете показалось странным: побывал на экскурсии за счет государства. Но если для моего командира Владимира Джанибекова и Светланы Савицкой (напомню, она стала первой женщиной, работавшей в открытом космосе) посадкой корабля программа полета успешно завершилась, то меня с места приземления сразу увезли вертолетом на аэродром и хотели усадить за штурвал ТУ-154.

Вот только оказалось, что забыли привезти мои комбинезон и обувь. Пришлось воспользоваться необходимым аварийным запасом (НАЗом) космонавта. А вот обуви в нем нет. Поэтому под удивленные взгляды присутствующих побежал по бетонке к самолету... босиком! Под Москвой сделал посадку, тут же был переодет в высотный костюм и поднял уже сверхзвуковой МиГ. Через два часа был снова на Байконуре.

Раньше я испытывал технику, а теперь медицина испытывала меня – как я буду управлять самолетом после 12 суток невесомости. Ведь такая же проблема возникнет при возвращении «Бурана» на землю.

История «волчьей стаи» еще ждет своего летописца. Реализация амбициозного проекта затягивалась. Поэтому будущие пилоты советского космического корабля многоразового использования продолжали заниматься испытаниями самолетов, теряя своих товарищей. Лишь после трагедии, когда Александр Щукин разбился на спортивном самолете Су-26, мы узнали, что он не только белорус, но и наш земляк, побывавший уже дублером космонавта-исследователя космического корабля «Союз ТМ-4».

Сегодня от «волчьей стаи» остались лишь пятеро летчиков-испытателей, включая «вожака», которые числятся (именно так) в отряде космонавтов ЛИИ имени М. М. Громова. Фамилия Волка недавно прозвучала в связи с проведением очередной международной конференции Ассоциацией участников космических полетов. А о «Буране» вспомнили только после обвала крыши монтажно-испытательного корпуса Байконура...

Ларионов, В.С. Вожак-испытатель / В. Ларионов // Гомельская правда. – 2003. – 12 апреля.

Мужская работа

Наш гость – Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк. В конце апреля он был участником I научно-технической конференции «Безракетная индустриализация космоса, проблемы, идеи, проекты», проходившей в Гомеле.

– Игорь Петрович, в июле с 1984 года, совершив орбитальный полет продолжительностью в 11 суток 19 часов, вы стали 58-м советским космонавтом и 143-м посланцем человечества в космос. Каковы ваши впечатления от этой командировки на орбиту?

– Многим может показаться неправдоподобным утверждение, что при старте космического корабля особого волнения я не ощущал. Но медики, принимавшие «телеметрию», не дадут соврать. Легко перенес и перегрузки –ведь, испытывая самолеты, мне приходилось встречаться и с большими. Сложнее было с невесомостью, хотя с ней я познакомился задолго до полета. Это было во время тренировок кандидатов на первые полеты в космос, в которых мне пришлось участвовать в качестве пилота, а затем и испытателя (отрабатывал выход из корабля в скафандре в Самолете-лаборатории, то есть ту самую операцию, которую с блеском выполнил в марте 1965 года в открытом космосе А. А. Леонов).

Первое впечатление от встречи с невесомостью на орбите: кажется, что тебя подвесили за ноги. (Попробуйте проделать подобный эксперимент, встав на голову, и вы поймете, почему у космонавтов, особенно в первые сутки, наблюдается покраснение и одутловатость лица). Нелегко поначалу было и на борту станции «Салют-7». Чуть толкнешься сильнее – пролетишь или ударишься (веса-то нет, а масса остается прежней). Так что без синяков и шишек никто не обходится. Постоянно старался найти «пол» и «потолок». Только тогда, когда заставил себя не обращать внимания на эти понятия, все стало на свои места. Даже понравилось такое необычное состояние.

В целом нормально проходило и возвращение. И здесь особых перегрузок я не чувствовал. Вот только при раскрытии купола парашюта нас здорово потрепало. Но без этого посадка пока не обходится.

– Какой вы увидели нашу планету из космоса?

– Впечатление такое, как будто смотришь на огромный глобус, и это величественное зрелище доставляет сравнимую с детской радость. Особенно красиво выглядят грозовые тучи в экваториальном поясе и зарождающиеся циклоны.

– Многим тогда ваше участие в полете показалось странным...

– Действительно, побывал в отпуске за счет государства! Но если для В.А. Джанибекова и С.Е. Савицкой посадкой работа практически завершилась, то меня с места приземления увезли на вертолете, затем усадили за штурвал «ТУ-154» и... Раньше я испытывал технику, а теперь медицина испытывала меня – как я буду управлять самолетам после пребывания в невесомости. Ведь в ближайшее время пути авиации и космонавтики пересекутся. Космические корабли многоразового пользования должны летать как в атмосфере, так и на орбите. И управлять ими будет непросто.

– Многие летчики говорят: мечтал о небе с детства. А вы?

– А я в аэроклуб попал случайно. Позвал нас, девятиклассников, инструктор, который зашел в школу. А когда втянулся в учебу – понял, что без авиации не смогу. Скажу откровенно, мать была против, да и отец-инженер мечтал о том, что сын пойдет по его стопам. Поэтому, чтобы не расстраивать родителей, я не сразу признался им в том, что поступил в летное училище. А когда тайна все же раскрылась, отец сказал: «Пусть, хуже от этого он не станет, а дальше... дальше видно будет».

– Как сложилась ваша судьба в дальнейшем?

– После окончания училища служил в боевом авиационном полку, мечтал поступить в школу летчиков-испытателей. Как видите, удалось.

Нехитрая заповедь испытателей – чем больше летаешь, тем лучше летаешь, пришлась по душе. После окончания школы был принят в Летно-исследовательский институт.

– Были в вашей работе критические ситуации?

– Случаются, но не такие драматичные и не так часто, как об этом обычно думают. Однажды во время испытаний почувствовал, что с самолетом что-то происходит, и решил идти на посадку. А когда колеса коснулись земли, увидел, как в хвосте начинается пожар. Пламя, конечно, погасили.

– А полеты в космос?

– На медицинскую комиссию шел без особого удовольствия. Хорошо знал, что вовремя отбора случалось и так – летчика не только не брали в отряд космонавтов, но и вообще отстраняли от летной работы. Из 500 кандидатов вместе со мной осталось лишь 9.

Потом, как и у всех, был курс общекосмической подготовки, разнообразные, порой не доставляющие никакого удовольствия (скорее наоборот) тренировки. Представьте, что вас полностью раздевают, укладывают на простыню, заворачивают в прорезиненную ткань и в таком виде опускают в ванну с водой, где нужно провести неподвижно несколько суток. Но самым тяжелым испытанием была длительная «отсидка» в скафандре в барокамере – своеобразная имитация разгерметизации космического аппарата. А теперь представьте, если бы я так готовился к каждому полету на самолете – много бы машин испытал? Поэтому профеосиональным космонавтом я бы, наверное, не стал.

– Несколько слов о вашей семье.

– Наших дочерей жене, Валентине Александровне, пришлось воспитывать практически одной. Старшая, Марина, закончила пединститут во Владимире, сейчас работает в обкоме комсомола, Ирина учится в педучилище.

– У вас бывает отпуск, свободные от полетов и занятий дни...

– Так уж случилось, что с горными лыжами и большим теннисом пришлось познакомиться в уже солидном возрасте. Зато сейчас и катаюсь неплохо, и играю где-то на уровне первого разряда. После полетов с удовольствием I смотрю «мультики» или беру в руки гитару.

– У вас необычный день рождения – 12 апреля.

– Необычным он был в 1961 году. Тогда второй раз в истории Земли всех жителей нашей планеты объединила гордость за то, что они – люди! Первый раз это было 9 мая.

– Вы в Гомеле впервые.

Поэтому не могу не задать вопрос – что больше всего вам запомнилось во время пребывания в нашем городе?

– Гостеприимство! За полтора дня мне пришлось побывать в ряде учреждений Гомеля, и каждая встреча с гомельчанами была хорошо организована. Впечатления от них остались самые теплые.

В эти дни Игорь Петрович Волк вновь продолжает подготовку по программе перспективных летных испытаний.

Гостя расспрашивал В. Ларионов.

Ларионов, В.С. Мужская работа / В. Ларионов // Нефтяник. – 1988. – 21 мая.

скачать софт