герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Промышленные свидетели эпохи



Закрытое акционерное общество

«Гомельский вагоностроительный завод»



ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» является одним из старейших промышленных предприятий Беларуси. Его история ведет свое начало с создания в 1874 году Гомельских железнодорожных мастерских, которые обеспечивали базу для ремонта всех видов паровозов, пассажирских и грузовых вагонов, обслуживавших железные дороги Северо-Западного края. В то время железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием в Гомеле. В начальный период на нём работало более 600 человек. Вскоре в мастерских строится парокотельная с электростанцией, которая вплоть до 1934 года обеспечивала электроэнергией не только мастерские, но и весь железнодорожный узел станции Гомель. С началом первой мировой войны на площадях Гомельских железнодорожных мастерских были размещены производственные мощности эвакуированных Либавских мастерских. Совместными усилиями ремонтники обеспечивали нужды фронта в подвижном составе. Гражданская война привела к нарушению нормальной деятельности мастерских. Оборудование неоднократно эвакуировалось, работники покидали рабочие места. Однако к 1924 году мастерские удалось восстановить и даже увеличить производственные мощности, причём выпуск продукции достиг довоенного уровня.

В период 1925-1940 годов Гомельские железнодорожные мастерские реконструируются, расширяются цеха, вводится новое оборудование.

В 1941 году завод эвакуируется в глубокий тыл. Когда в 1943 году Красная Армия освободила Гомель, завод лежал в руинах. Начинается восстановление производства, первый этап которого был завершен к 1946 году.

В 1948-1957 годах завершается полное восстановление завода, происходит наращивание производственных мощностей. В 1954 году объём продукции, выпускаемой заводом, превзошел довоенный.

В 1961-1967 годах создаётся отделение по покрытию поверхностей деталей вагонов, осваивается подводное полирование, вводится в строй травильное отделение, организуется эмалировочное отделение. В этот период проводится газификация завода, создаётся участок отливки деталей из алюминия. В 1964 году вводится цех по разборке вагонов и комплектованию деталей и узлов, отопление завода переводится с парового на водяное. Строится жильё для работников завода. В 1968-1979 годах на заводе создаётся участок точного стольного литья, электроремонтный цех, строится здание роликового отделения, вводится в эксплуатацию вычислительная техника. Активно развивается социальный сектор: строится детсад-ясли, столовая, спортзал, клуб, база отдыха, модернизируется здравпункт.

В 1980-1991 годах внедряются сетевые графики ремонта вагонов, вводятся прогрессивные технологические процессы, осваивается выпуск непродовольственных товаров народного потребления (ТНП).

В 1991-1999 годах проводится внедрение мероприятий по совершенствованию производства в рыночных условиях, осваивается выпуск новых ТНП.

В 2000-2012 гг. в истории коллектива завода перевернута новая страница - завод приступил к строительству пассажирских вагонов совместно с ОАО «Крюковский вагоностроительный завод».

В 2008 г. освоена сборка купейного вагона, в 2009 г. выпущен первый спальный вагон, а в конце 2010 г. с завода вышел первый жёстко-открытый плацкартный вагон.

Новым направлением деятельности завода является ремонт и изготовление специализированной самоходной путевой техники.

Учитывая изменившеюся специфику производства, переход от ремонта вагонов к их изготовлению, в ноябре 2011 года завод реорганизован в Закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод».

Гомельский вагоноремонтный завод 1874 – 1999 / сост. П.Ф. Титков, Н.П. Ерёмин. — Гомель, 1999. — 188 с.

Гомельский вагоноремонтный. — Минск, 1966. — 116 с.

Закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод». — Минск, 2014. —32 с., ил.

Закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод» / [автор-составитель и художник С.Г. Ноздрин-Плотницкая]. — Минск, 2014. — 162 с., ил.

скачать софт