«Гомельский вагоностроительный завод»
ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» является одним из старейших промышленных предприятий Беларуси. Его история ведет свое начало с создания в 1874 году Гомельских железнодорожных мастерских, которые обеспечивали базу для ремонта всех видов паровозов, пассажирских и грузовых вагонов, обслуживавших железные дороги Северо-Западного края. В то время железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием в Гомеле. В начальный период на нём работало более 600 человек. Вскоре в мастерских строится парокотельная с электростанцией, которая вплоть до 1934 года обеспечивала электроэнергией не только мастерские, но и весь железнодорожный узел станции Гомель. С началом первой мировой войны на площадях Гомельских железнодорожных мастерских были размещены производственные мощности эвакуированных Либавских мастерских. Совместными усилиями ремонтники обеспечивали нужды фронта в подвижном составе. Гражданская война привела к нарушению нормальной деятельности мастерских. Оборудование неоднократно эвакуировалось, работники покидали рабочие места. Однако к 1924 году мастерские удалось восстановить и даже увеличить производственные мощности, причём выпуск продукции достиг довоенного уровня.
В период 1925-1940 годов Гомельские железнодорожные мастерские реконструируются, расширяются цеха, вводится новое оборудование.
В 1941 году завод эвакуируется в глубокий тыл. Когда в 1943 году Красная Армия освободила Гомель, завод лежал в руинах. Начинается восстановление производства, первый этап которого был завершен к 1946 году.
В 1948-1957 годах завершается полное восстановление завода, происходит наращивание производственных мощностей. В 1954 году объём продукции, выпускаемой заводом, превзошел довоенный.
В 1961-1967 годах создаётся отделение по покрытию поверхностей деталей вагонов, осваивается подводное полирование, вводится в строй травильное отделение, организуется эмалировочное отделение. В этот период проводится газификация завода, создаётся участок отливки деталей из алюминия. В 1964 году вводится цех по разборке вагонов и комплектованию деталей и узлов, отопление завода переводится с парового на водяное. Строится жильё для работников завода. В 1968-1979 годах на заводе создаётся участок точного стольного литья, электроремонтный цех, строится здание роликового отделения, вводится в эксплуатацию вычислительная техника. Активно развивается социальный сектор: строится детсад-ясли, столовая, спортзал, клуб, база отдыха, модернизируется здравпункт.
В 1980-1991 годах внедряются сетевые графики ремонта вагонов, вводятся прогрессивные технологические процессы, осваивается выпуск непродовольственных товаров народного потребления (ТНП).
В 1991-1999 годах проводится внедрение мероприятий по совершенствованию производства в рыночных условиях, осваивается выпуск новых ТНП.
В 2000-2012 гг. в истории коллектива завода перевернута новая страница - завод приступил к строительству пассажирских вагонов совместно с ОАО «Крюковский вагоностроительный завод».
В 2008 г. освоена сборка купейного вагона, в 2009 г. выпущен первый спальный вагон, а в конце 2010 г. с завода вышел первый жёстко-открытый плацкартный вагон.
Новым направлением деятельности завода является ремонт и изготовление специализированной самоходной путевой техники.
Учитывая изменившеюся специфику производства, переход от ремонта вагонов к их изготовлению, в ноябре 2011 года завод реорганизован в Закрытое акционерное общество «Гомельский вагоностроительный завод».