Привет, Гость
» » Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…
  • Нравится
  • 0

Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…

Категория: Детям и подросткам / Литературные новости Просмотров: 1252
О современной детской литературе

История детской литературы не такая уж длинная. Специалисты сходятся в том, что первые книги, написанные специально для детей, появились только в XVIII веке. Два следующих века педагоги и критики проспорили – какие взрослые книги можно и должно читать детям. Может быть, им все-таки надлежит читать только особые, детские книжки? К XXI веку ситуация изменилась коренным образом. Во многих странах наблюдается обратный процесс – взрослые охотно читают не только подростковую литературу, но и книги, написанные явно для детей помладше. Трудно сказать точно, сколько взрослых прочли «Гарри Поттера», но очевидно немало. Недавно выяснилось, что, по крайней мере в Соединенных Штатах, так называемая «young adult» литература занимает чуть ли не первое место по продажам среди всей художественной литературы. Что, подростки вдруг начали читать? Нет, секрет прост – взрослые увлеклись книгами для подростков.

Подростковая книга – это история взросления, превращения ребенка если не во взрослого, то, по крайней мере, в существо, готовое к взрослой жизни. Впрочем, в последнее время появилось немало и взрослых романов о детях. Популярная подростковая книга в наши дни может быть предельно реалистичной или же фантастической или даже антиутопической.

Реалистическая литература пишет о трудных и страшных вещах, таких, как неумение общаться со сверстниками, депрессия, наркотики, алкоголь, смерть в дорожной катастрофе – всего этого предостаточно в замечательной книге теперь всемирно известного писателя Джона Грина «В поисках Аляски» (Рипол-Классик, 2014). Но прославила его другая книга. «Виноваты звезды» (АСТ, 2014) рассказывает историю подростков, больных раком и обреченных на смерть. Невозможно не переживать за героев, невозможно не идентифицироваться с ними, хотя описаны в книге события экстремальные, случающиеся, к счастью, не каждый день. Проблему наркотиков обсуждает и роман израильского писателя Давида Гроссмана «С кем бы побегать» (Розовый жираф, 2011). Подростки борются за свою жизнь и за жизнь тех, кого они любят. В каком-то смысле книга эта оптимистическая, кое-чего удается добиться, хотя и дорогой ценой.

Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…Об антиутопической литературе стоит поговорить отдельно. Когда-то она считалась уделом взрослых (вспомним «Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла). Ситуация переменилась после появления в 1993 году книги американской писательницы Лоис Лоури «Дающий» (Розовый жираф, 2014). В этой книге описано общество будущего, где все прекрасно организовано, где царит идеальный порядок, но только жить там совершенно невозможно. Главному герою Джонасу, который видит то, чего не видят другие, необходимо взорвать это общество, застоявшееся в своем благополучии.

Интересно, что современные авторы предпочитают в качестве главного героя уже не мальчика, а девочку. Образ сильной девочки, способной преодолеть все препятствия, появляется в североамериканской литературе еще в начале XX века («Поллианна» Э. Поттер, «Аня из Зеленых Мезонинов» Л. М. Монтгомери). В конце века тенденцию подхватывает англичанин Филип Пулман в трилогии «Темные начала» (Росмэн, 2004). Лира – настоящий боец, она не только рационально осмысляет происходящее и хранит верность друзьям, но и сражается с бесчисленными злыми силами. В современной американской (и не только) литературе теперь преобладает образ девочки-подростка, спасающей мир от нового тоталитаризма в тяжелой, часто кровавой борьбе, в которой погибают многие друзья и соратники.

«Дивергент» (Эксмо, 2014) Вероники Рот в каком-то смысле повторяет главный мотив «Дающего». Беатрис – другая, отличная от всех, что, с одной стороны, делает ее очень уязвимой, а с другой – придает силы противостоять злу. Главное, она «думает своей головой». Она знает, какое дело – правое, и сражается за него. Труднее борьба Китнисс в «Голодных играх» (АСТ, 2014) Сьюзен Коллинз. Отец погиб во время аварии на шахте, мать впала в полнейшую апатию. Китнисс вызывается вместо младшей сестры участвовать в смертельно опасных Голодных играх.

Как и в книгах, написанных более ста лет назад, главное – свойства самой героини, ее воля к победе и безупречные моральные качества. И Беатрис, и Китнисс борются с фракциями, захватившими власть и угнетающими тех, кто лучше и чище их (хотя, может быть, беднее и слабее). Обе девочки побеждают, но победа эта немножко сомнительная. Антиутопия для детей и подростков заняла прочное место в литературе XXI века, что неудивительно – спокойной жизни этот век тоже не обещает. Не отстает и кино – современная антиутопия зрелищна.

Другой тип книг – тоже читаемый и детьми, и взрослыми, а лучше всего и теми, и другими вместе – на вид схож с книжками-картинками. Часто автор и художник – одно и то же лицо. Но эти книжки-картинки совсем не для маленьких. Философский текст и сложные, абстрактные, по-настоящему артистические рисунки понятны умным детям и интересны не менее умным взрослым. Иногда такие книги называют графическими романами. Может быть, наиболее известен в этой области австралиец Шон Тан, художник/автор книг «Ничья вещь» (Мир Детства, 2010) и «Прибытие» (Комильфо, 2013).
Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…
Шон Тан «Прибытие»


Но вернемся в более реальный мир – современная детская литература не боится разговаривать с детьми, даже с самыми маленькими, на очень сложные темы. В этих случаях графический роман или простая книжка-картинка часто совершенно незаменимы. Прошло то время, когда считалось, что с детьми нельзя говорить о смерти. В наши дни написано множество книг, которые помогают маленькому человечку, потерявшему близкого – дедушку, бабушку, родителей, а то и брата или сестру – разобраться в собственных чувствах. Об этом книга Амели Фрид «А дедушка в костюме?» (КомпасГид, 2010). Бруно любит дедушку, но дедушки больше нет. Нигде нет? Или все-таки где-то есть?

Страшная тема войны у писателя Давида Кали и художника Сержа Блока преображается во «Врага» (КомпасГид, 2014), серию рисунков о двух солдатах – своего и чужого – которые ненавидят друг друга. Но стоит им случайно поменяться окопами, оказывается, что они, на самом деле, совершенно неотличимы друг от друга. Чем может кончиться война, совершенно ясно из книги Тоси и Ири Маруки «Хиросима» (КомпасГид, 2011). Страшнее атомной бомбы ничего нет. Эти рисунки были созданы уже довольно давно, но к нашему читателю книжка, с помощью которой можно рассказать ребенку о страшной трагедии, пришла совсем недавно.

Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…


«Коричневое утро» (КомпасГид, 2011) француза Франка Павлоффа и «Украденные имена» (КомпасГид, 2011) испанца Хосе Антонио Тассиеса обсуждают конформизм – и на уровне гражданина в государстве, и на уровне школьника в классе. Если ты не такой, как все, ты становишься «белой вороной», ботаником, трусом. А если такой, как все – предаешь самого себя, своего кота, свою собаку и, в конце концов, лучшего друга.

Философские притчи не обязательно должны быть о войне и насилии. Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…«Простодурсен. Зима от начала до конца» (Самокат, 2015) норвежского писателя Руне Белсвика – нежный и задумчивый рассказ о немножко нелепых, но таких привлекательных обитателях приречной страны – равным образом интересен и детям, и взрослым.

Другая новая тема в книжках для маленьких – усыновление. Об этом – чудесно иллюстрированная Дарьей Герасимовой книжка-картинка Дины Сабитовой «Сказки про Марту» (Мир Детства Медиа, 2011). История эта, строго говоря, не про людей, а про кошек, вернее, про котенка Марту, которую родители взяли из Дома котят. Но Марта не воспринимается, в сущности, как котенок, она просто маленькая шаловливая девочка, чьи прекрасные родители ни за что не дадут ей снова потеряться.

Детские книги часто рассказывают о прошлом, но XIX и XX века норовили описывать лишь героические его аспекты. Современная детская книга решается пересмотреть историю, переосмыслить ее, рассказать по-новому. В США это история Вьетнамской войны, давно уже лишенная героизма для многих взрослых. На первый взгляд книга Гэри Шмидта «Битвы по средам» (Розовый жираф, 2012) – обычная школьная повесть, но самое интересное в ней именно то, как по-разному видят войну разные поколения. А заодно выясняется, что Шекспир – это куда увлекательнее, чем полагают многие американские школьники.

О Войне Севера и Юга немало вспоминается в книге Жаклин Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт» (Самокат, 2015). Техас, самый конец XIX века – американской девочке по-прежнему приходится бороться за право не только пироги печь, да носки вязать. Кэлпурния мечтает стать ученым и с помощью любимого дедушки, натуралиста-любителя, изучает «Происхождение видов» Дарвина и ведет свой собственный дневник наблюдений за природой. Дедушке с внучкой даже удается открыть новый вид.

В современной отечественной литературе происходит подобный процесс – пересмотр истории Великой отечественной войны совершенно необходим; количество книг о пионерах-героях и военных подвигах разведчиков в советское время зашкаливало. Вот и появляется «Облачный полк» (КомпасГид, 2014) Эдуарда Веркина – тоже история пионера-героя, но рассказанная совсем по-другому. Это не слава и победа (хотя бы и ценою смерти), но страдание, жестокость, голод, холод и ужас войны. Детское жюри конкурса «Книгуру» присудило книге Веркина первую премию в 2012 году.

В книге Евгения Ельчина «Сталинский нос» (Розовый жираф, 2013) жизнь Саши Зайчика, советского мальчика, который готовится стать пионером, меняется за одну минуту – отец его, верный чекист, арестован. Теперь Саша уже не примерный ученик, любимчик учителей, а сын врага народа, которому не место в школе. Эта написанная по-английски книга стала первой, рассказывающей младшим школьникам о сталинизме, и получила почетную американскую премию «Ньюбери».

Однако не надо думать, что современные детские книги говорят только о трудном и грустном. Обычная жизнь детей – в школе, на каникулах, в семье – никуда не исчезла из детской литературы. Но если в книге нет проблем – ее чаще всего неинтересно читать. Многие книги продолжают классическую реалистическую традицию детской литературы, например, «Где папа?» (ИД Мещерякова, 2013) Юлии Кузнецовой. Отец Лизы попал в тюрьму за чужое экономическое преступление, и девочке приходится очень туго, ведь отец – самый главный ее друг, и без него весь мир как будто становится врагом. В повести Дарьи Вильке «Шутовской колпак» (Самокат, 2013) тоже обсуждаются трудные темы – подростку нелегко разобраться в том, кто он, каково его место в жизни. Гришка – сын актеров кукольного театра, и ему нередко приходится играть не те роли, которые бы он сам выбрал – и не в театре, а в жизни. «Вафельное сердце» (Самокат, 2014) норвежской писательницы Марии Парр – история о множестве забавных и опасных приключений сорви-головы Лены и ее приятеля Трилле, которые живут на маленьком острове. Жизнь большого семейства в «Пендервиках» (Розовый жираф, 2011) американки Джин Бёрдселл тоже не обходится без трагедии – мама умерла, и теперь отец-профессор один воспитывает четырех дочек. Но впереди летние каникулы и новые друзья.

Ольга Бухина. КОГДА Я СНОВА СТАНУ МАЛЕНЬКИМ…Другие книги вовсю используют фантазию и даже элементы магического реализма, как повести Екатерины Мурашовой. В «Классе коррекции» (Самокат, 2014) собраны «социальные сироты», отстающие, неуспевающие, больные дети. Действие происходит и в реальном мире, и в мире воображения, куда способен попадать сам и приводить других один из героев, новенький Юра. Нелегко приходится и героям книги «Одно чудо на всю жизнь» (Нарния, 2012), они – «отбросы общества». Конфликт между ютящимися в пригороде малолетними бандитами и «чистенькими» городскими детьми все еще может кончиться мирно, если им удастся взглянуть друг другу в глаза. Не обходится дело и без вмешательства космических пришельцев, близнецов Аи и Уи. Огромный роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» (Гаятри, 2014) – для подростков и о подростках, но читатель так и не узнает их имен, только прозвища. В завораживающей прозе о Доме-интернате постоянно сталкиваются реальность и фантасмагория.

Обыкновенных детей подчас ждут совершенно необыкновенные происшествия, а то и путешествия, и не простые, а во времени. «Когда мы встретимся» Ребекки Стед (Розовый жираф, 2012) и «Время всегда хорошее» (Время, 2014) Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак – школьные повести о том, как тяжело, когда окружающие тебя не понимают, родители тобой недовольны, в школе у тебя неприятности. Но только вдобавок к обычным событиям, эти школьники – и в Америке, и в России – обретают новых друзей из другого времени.

Не забывают писатели и о сказках, традиционном жанре детской литературы. Американка Грейс Лин пересказала чудесные китайские легенды в книге «Где гора говорит с луной» (Розовый жираф, 2011). Связующей нитью служит путешествие – не во времени, но в сказочном пространстве – в которое отправляется добрая и храбрая Миньли. Почти как сказка читается и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (Махаон, 2010) другой американки, Кейт Ди Камилло. Кролику Эдварду, чтобы обрести почти человеческое, по-настоящему любящее сердце, понадобилось немало поколесить по миру – и в конце концов вернуться к старой хозяйке, теперь уже совсем взрослой. «Цирк в шкатулке» (Самокат, 2011) Дины Сабитовой – еще одна веселая сказка о мальчике-сироте Марике, которого с благословения короля и королевы страны усыновляет целый цирк – а это ли не мечта каждого мальчишки?

Классическая для детской литературы тема сиротства постоянно присутствует в книгах современных авторов. «Где нет зимы» (Самокат, 2014) Дины Сабитовой начинается с того, что брат и сестра теряют и маму, и бабушку, и теперь им грозит детский дом и разлука. Но Павел ни за что не расстанется с младшей сестренкой Гуль. Где найдется тот дом с оранжевыми занавесками, который позволит им остаться вместе? В книге «Король воров» (Махаон, 2014) немецкой писательницы Корнелии Функе двум осиротевшим братьям приходится, чтобы их не разлучили, бежать из Гамбурга в Венецию. Младшего хочет усыновить противная тетушка (всем нравятся кудрявые, белокурые малыши), а вот старший ей ни к чему, его можно за ненадобностью отправить в сиротский приют.

Появились в детской и подростковой литературе и совсем новые темы – дети, страдающие аутизмом, особые дети с синдромом Дауна или другими врожденными проблемами. Литература, и детская, и взрослая, долго обходила их молчанием. О таких детях «Правила. Не снимай штаны в аквариуме» (МД Медиа, 2011) Синтии Лорд, «Записки воображаемого друга» (Азбука, 2013) Мэтью Грина, «Планета Вилли» (Самокат, 2015) Бирты Мюллер и «Привет, давай поговорим!» (Розовый жираф, 2012) Шэрон Дрейпер.

А еще книжка может быть просто веселой, как трилогия о «Манюне» (Астрель, 2012) Наринэ Абгарян. Это чудесные воспоминания о детстве в маленьком армянском городке Берде, о подружках Нарке и Манюне, их родных, друзьях и соседях. Откровенно приключенческой литературы тоже никто не отменял. Ее, по-прежнему, немало – от бесчисленных ужастиков Лемони Сникета в серии «33 несчастья» (Азбука, 2003-2007), породивших целое новое направление в литературе, до эпического «Ванго. Между небом и землей» Тимоте де Фомбеля (КомпасГид/Самокат, 2014), захватывающих приключений таинственного подкидыша, каким-то образом вмешавшегося в мировую политику XX века (так и вспоминается Александр Дюма).

И сколько же еще замечательных книжек не поместилось в этот обзор!

Источник: literratura.orgскачать dle 10.4фильмы бесплатно
дата: 19.05.2016
автор: Darya


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.
  • Комментарии