герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Гомель в сердце моём : Эссе

Гомель в сердце моём!

Гомель в кадреVideoВзгляд

С мыслью о родном городе.

Автор: Алейникова М.А., 65 лет

853
Филиал №3
 

Мы с вами живем в городе, ходим по его улицам мимо самых разных строений: больших и маленьких, старых и новых и даже не предполагаем, что же здесь было раньше, во времена наших дедушек и бабушек, которые являлись ровесниками прошлого века и свидетелями многих исторических событий.

Сегодня мне хочется вернуться к событиям первой половины 20 века, непосредственно связанным с одной из улиц Гомеля – проспектом Ленина, которая вначале прошлого века называлась ул. Замковая, затем в марте 1923г. была переименована в ул. Луначарского, в сентябре 1923 г. – в ул. Комсомольскую, а в марте 1960 г. получила нынешнее название. События, о которых мне хочется рассказать, происходили в 30-е годы прошлого века на пересечении пр. Ленина и ул. Крестьянской (ранее ул. Троицкая). Здесь, на левой стороне улицы, находилось старое законсервированное римско-католическое кладбище. В апреле 1923 г. согласно решению Гомельского горсовета на данной территории был разбит городской сквер.

Первые послереволюционные годы в городе массово открывались культурные учреждения: библиотеки, клубы, кинотеатры, планировалось строительство рабочего дворца, Дома крестьянина, цирка и др. Для руководства театра деятельностью при Гомельском губернском отделе народного образования была создана дирекция театрально-зрелищных предприятий (гостеатров), которая инициировала строительство в городе здания цирка. Горсовет в ноябре 1925г. выделяет под строительство территорию городского сквера и находившийся рядом участок земли возле школы им. Карла Либкнехта. Техническое руководство и надзор за возведением постройки было поручено управлению губернского инженера и технической части губкоммунотдела. Строительство велось ускоренными темпами и уже к началу 1927г. деревянное здание цирка-театра на 1030 мест было введено в эксплуатацию. На протяжении 1927-1931гг. в помещении цирка в основном демонстрировались кинофильмы и цирковые представления. Чтобы разнообразить культурную жизнь города, дирекция гостеатров в течение нескольких лет неоднократно пыталась организовать местную драматическую труппу, которая являлась бы культурно-просветительным центром. В 1931г. в городе был создан Гомельский театр рабочей молодежи (ТРАМ) с еврейским и белорусским отделениями. В штате театра числилось 46 человек. За время его существования было подготовлено несколько пьес, однако из-за отсутствия средств состоялась постановка только одной. Председатель Гомельской горнацкомиссии Кондратенко неоднократно обращался в Нацкомиссию ЦИК БССР о включении ТРАМа в бюджетное финансирование на 1932г., однако обращение не получило поддержки. Еврейское отделение просуществовало около двух лет, а белорусское – немногим более года.

Театральная жизнь в городе оживилась в 1932г., когда Гомель был «определен базой» для Третьего Белорусского государственного тетра (БГТ-3) под руководством Народного артиста Беларуси Владислава Голубка. Художественным руководителем театра являлся К. Санников. Театр был создан в Минске в 1920г. на базе белорусского клуба и из белорусских артистов. В его репертуаре драматическое искусство сочеталось с вокальным и танцевальным. Коллектив разместили в здании цирка-театра по ул. Комсомольской, 42. Штат театра состоял из 60 человек, из них 32 - художественный персонал. Вниманию гомельской публики были предложены следующие спектакли: «Контратака» Д. Курдина, «Мой друг» Н. Погодина, “Суд” В. Голубка, “Энтузиасты “Н. Серебрякова и Е. Тарвида, “Диктатура” И. Никитенко и др.

Помещение цирка-театра не имело необходимого театру оборудования и несмотря на то, что было недавно построено, требовало значительного ремонта. Артистам приходилось репетировать и выступать в довольно сложных условиях, так как здание “плохо отапливалось и продувалось ветром.” Основной состав труппы составляли приезжие артисты, поэтому жилье им предоставлялось в Доме актеров по ул.Комсомольской, 55.

Театральный сезон в Гомеле, как правило, длился 3 месяца, а затем труппа уезжала на гастроли в другие города Беларуси: Минск, Могилев, Бобруйск, Полоцк, Дзержинск. На период гастролей БГТ-3 в здании цирка-театра выступали артисты разных театров,приезжавшие на гастроли в Гомель (БДТ-2, Белорусского ТРАМа, Киевского театра им. Шевченко, Московского ТРАМа, Еврейского театра Западной области и цирковые коллективы). Театральным труппам весьма некомфортно было выступать после цирковых гастролей, так как “звери подрывали основные стойки здания, купол проседал, а песок с арены выбирался. Все помещение требовало дезинфекции и длительного проветривания.”

В декабре 1935г. в связи с 15-летием БГТ-3 приказом Народного Комиссариата просвещения БССР за активное участие в общественной жизни страны директор театра В.Голубок, художественный руководитель К. Санников и 6 ведущих артистов были награждены Почетными грамотами ЦИК БССР.Двум ведущим артистам театра Былич К.Ф. и Згировскому А.А. присвоены звания Заслуженных артистов Беларуси. 15 артистов театра, а также авторы пьес “Контратака”Д. Курдин и “Сержант Дроб” Э. Самуйленок были премированы ценными подарками. В этом же году “за проведение праздников к освобождению Белоруссии от белополяков” Голубок был награжден второй Почетной грамотой и легковым автомобилем.

Однако уже в конце 1936г. эти пьесы были запрещены к показу и изъяты из репертуара с формулировкой “за политически неправильный показ крестьянства и низкое художественное качество”. Эта же участь постигла пьесу Голубка “Рикошет” и ряд других постановок. На протяжении 1936г. артисты театра сыграли 247 спектаклей, из них -121 в Гомеле.Одновременно они готовили к показу пять новых постановок. Этим планам не суждено было осуществиться. Весной 1937г. директор БГТ-3 Владислав Голубок и Заслуженный артист Беларуси Антон Згировский были арестованы и впоследствии репрессированы.

Приказом управления по делам искусств при СНК БССР от 27 мая 1937г. БДТ-3 был переименован в Гомельский городской театр, затем в августе и вовсе расформираван, а артисты распределены в другие театральные коллективы.

Здание цирка-театра по-прежнему находилось в аварийном состоянии. В годы Великой Отечественной войны оно было полностью разрушено.

Шли годы. Город восстанавливался, строился и в нем появились новые красивые здания театра и цирка.

скачать софт