герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Гомель в сердце моём : Эссе

Гомель в сердце моём!

Гомель в кадреVideoВзгляд

Машина времени, работающая на акварели

Автор: Хамков Артём Анатольевич, 24 года

507
Филиал №10
 

К сожалению, многие телеканалы и интернет-ресурсы наполняют своё пространство программами, которые порождают злобу, жадность, погоню за сомнительными ценностными ориентирами под аккомпанемент таких же сомнительных авторитетов.

Интересно. Интересно. На фоне этого гремящего в буффонаде, украшенного цветной бумагой и блёстками ржавого и гнилого ведра… А что ж на фоне, сквозь шум? Внезапно. «Во весь голос» – Маяковское. Того, который «певец кипячёной и ярый враг воды сырой» и гордый тем, что «и рубля не накопили строчки».

Можно назвать этих людей старомодными и ретроградами, выпавшими из времени и «не ощутившими всех ужасов системы». А кроме того, просто отставшими от жизни. Однако жизненная позиция ярчайшего поэта советской эпохи им ближе. Как среди людей помнящих, так и среди тех, кто родился после. Несмотря на всю жестокость того века, подлинная ценность и заслуга соцреализма состоит в том, что он прославлял бескорыстие и устремление к чему-то общему и близкому всем, а не шаблонным социальным конструкциям алчности, которые подаются под соусом индивидуализма и собственничества. Не без проблем и достоинств по обе стороны баррикад, разумеется. Сомневаюсь, что многие верят в возможность создания чего-то идеального, но значимый положительный маркер в соцреализме всё же выделяется. Дело здесь не в аскезе, а в большем перевесе на чаше духовных и общечеловеческих ценностей. Жаль, конечно, что многие талантливые и харизматичные журналисты- ведущие распыляются на поиск и преподнесение информации, пропагандирующей пороки. А не той, к примеру, информации, которая бы помогла вырасти личностно и помогла бы стать любому человеку добрее и порядочнее.

Однако нужно кое-что прояснить. Более семидесяти лет на наших землях царствовал советский социалистический строй, который сначала подарил надежду всем бесправным людям, а потом обернулся тоталитаризмом, который, в свою очередь, перешёл в категорию авторитаризма «с человеческим лицом», а ещё чуть позже попросту развалился. Все эти годы жизнь страны была неразрывно связана с таким эстетическим явлением как социалистический реализм – ведущим художественным направлением. Несмотря на все ужасы с лагерями и воронками тоталитаризм нельзя выбросить на свалку истории и забыть. Как, например, жестокий режим Медичей во Флоренции не перечёркивает Возрождение. Как жестокие действия Петра Первого не обнуляют успехи и наследие его преобразований. Примеров у Клио можно найти много.

Так и в нашем случае с веком двадцатым. Ведь помимо социальной ангажированности направления искусства, которая давила и утомляла тематикой великих строек с мудрейшими вождями, всегда жило и развивалось романтическое направление – то самое «человеческое лицо», которое как нельзя лучше передаёт срез эпохи, так как за сюжетами произведений стояли обычные люди. На фабриках, в жерлах забоев. С их надеждами и мечтами.

Вообще – это явление очень интересное и оно требует тщательного изучения. Особенно, когда социалистический реализм уже перестал быть, собственно, реальностью и ушёл в чертоги исторических воспоминаний. Однако сталкиваемся с некоторыми проблемами. И дело не в источниках и материалах, а, скорей, в идеологической плоскости. Любой исследователь или просто интересующийся может быть записан в ретрограды или «любителя тоталитаризма». У кого-то могут быть свои исторические счёты и желание как-то выслужиться, но объективность в отношении истории (а соцрелизм – неотъемлемая часть истории) – главный принцип. Благо, что на всякое злорадство и кривотолки находятся люди, которые с удовольствием с головой погружаются в изучение. Как бы ни было социально ангажировано и идеализировано искусство, сколько бы оно ни было ориентировано на мудрых вождей, если произведения художественны и вызывают отклик, то они всегда «с человеческим лицом».

Да-да, он разноплановый и пёстрый, этот соцреализм. И славится не только образом Ленина и описанием строек. Из всего многообразия хочется выделить одну красивую и близкую ветвь яблони. В Гомельском случае было бы правильней написать «цветущий каштан». На ваше усмотрение… 1958 год. Бабушка в то время с подругами крутила так называемое «буги на костях». Это переписанная на рентгенограмму «буржуазная» музыка. Слушали, надо сказать, с риском – чемодан с самым необходимым стоял у входа и после достопамятного съезда. Но «Оттепель» уже цвела и пахла… Именно тогда на улице Советской, или у театра, или даже на Вокзальной площади писал серию картин «Гомель» прославленный белорусский живописец Иван Васильевич Медведев (1913–1998 гг.) Несведущий человек с первого просмотра утверждал бы, что это работы молодого художника, которого ждёт большое будущее. Но Ивану Васильевичу на тот момент было уже за сорок. Видимо, весна в душе и внутренняя молодость не отбиваются по документам.

Иван Медведев был участником Ленинградской блокады. Думаю, не стоит лишний раз напоминать, каково это (а интересующимся рекомендую «Блокадную книгу» Гранина и Адамович). В 1946 г. окончил отделение архитектуры Академии искусств в победившем и выстаявшем Ленинграде. После этого работал главным художником в театре оперы и балета в Вильнюсе, преподавал в Виленском художественном институте. Медведев являлся членом Союза художников и Союза архитекторов СССР, даже был главным художником г. Минска при Мингорисполкоме в 1959-1967 гг. Он был приглашен правительством БССР в Минск для работы по реконструкции города и разработке малых архитектурных форм. А это говорит о высоком уровне.

Значительное место в творческом наследии И. Медведева занимают серии акварельных и пастельных городских пейзажей: «Ленинград», «Самарканд», «Вильнюс», «Рига», «Паланга», «Дзинтари», «Вечера на море», «Крым», «Гурзуф», «Сочи», «Гагра», «Львов», «Минск», «Гомель», «Гродно», «Брест», «Беловежская пуща», «Брестская крепость» и др. Мягкая и лирическая акварель с пастелью – кроме всего прочего – замечательный исторический источник.

Действительно. Будь это площадь у театра с поднимающимися над недавним пеплом и битым кирпичом вверх – ближе к небу цвета голубого вертолета. А там, вниз по Советской, лавируя меж девушек в цветастых платьях, вальяжно поворачиваешь к кинотеатру Калинина. Так на что там у нас ближайшие сеансы? Есть ли билеты вообще? Ах, да он тогда был синим – ближе к цвету сирени. Потом, минуя дворы и доски с кирпичами на новой стройке – выходишь на Комсомольскую. Там же общежитие БелИЖТ – за другом зайти. А потом – куда угодно! Хоть к вокзалу с атмосферой кипучести и вечного муравейника, или в парк и набережную к лодкам и шлюпкам на берегу. И все такие же цветастые, как платья у девушек. Ах, да – гитару же захватить в общежитии – само собой! Что это были за годы! Перед нами открыты все пути-дороги. Бесконечные тусовки. Актеры, поэты, танцовщики. Интенсивная работа. Спорт. Штанга. Плавание. Каратэ. Путешествия по огромной стране. Море впечатлений.

Представили?! Хорошую образность даёт – машина времени, работающая на акварели. Стоит недорого – комплект Открыток «Гомель в рисунках Ивана Медведева» в магазине за пару рублей. Плюс ваше воображение.

Всё ж лучше, чем бесконечный угар телепередач и вирусный контент с банерной рекламой в сети – не правда ли?

скачать софт