Любите ли вы Банную Аллею, как люблю её я? Вы даже не знаете, где она находится? Вы о ней впервые слышите? Обидно, конечно, за мою улицу детства, но постараюсь вам тогда о ней рассказать.
Если вы пересечёте железнодорожные пути по пешеходному мосту, направляясь от вокзала, вы как раз и попадёте прямиком на искомую Аллею.
Гомельский исследователь старины А. Рогалев утверждает, что Банная Аллея, вообще, одна из первых улиц залинейного района. В старину она называлась Казённой аллеей, потому что сразу после прокладки Либаво-Роменской железной дороги именно здесь были построены дома для её чиновников. Но наименование «казённая» раздражала Советскую власть, так как ассоциировалась с дореволюционным прошлым, потому в 20-е годы и была переименована. Мы, жители этой крохотной улочки, никогда об этом не слышали. К сожалению…А дома, в которые после войны мы все заселились, возможно и были построены ещё до революции. По крайней мере, два дома из красного кирпича, как я сейчас припоминаю, имели вычурную кладку: карнизы над окнами и под крышей.
Когда-то, возможно при царе Горохе, она представляла собой действительно полноценную аллею, обсаженную с двух сторон кустами сирени и акации. Чуть поодаль, ближе к домам, тянулись в небо свечи высоченных осокорей, с пятнами вороньих гнёзд в кронах. Вороны, когда им что-то не нравилось, страшно галдели. Но что значил птичий крик в сравнении с гудками паровозов? Проезжая часть улицы была засыпана шлаком, этакой отработкой паровозной топки. Если упадёшь с велосипеда, коленки и локти все в крови… На крошечной улице было всего три дома – два из добротного старого красного кирпича и один желтый, с отштукатуренным фасадом. От железнодорожных путей Аллея была отгорожена двухметровым кирпичным забором. За ним, пыхтели днём и ночью неугомонные паровозы. Эти монстры, питающиеся углём, вызывали у нас – малолетних аборигенов улицы, не уважение, а трепет. Нынешний пешеходный мост, о котором мы уже упоминали, стоял в другом месте, метров на восемьсот ближе по направлению к Новобелице.
Ребятня любила стоять на мосту и смотреть сверху на спешащий по своим делам паровоз. Видя зрителей, машинист часто, прямо под мостом, приветствовал всех гудком и выпускал дым из трубы. Мир исчезал, нечем было дышать, но именно в этом и заключалось удовольствие.
Железная дорога, проходящая через Гомель, была построена в 1876 году. Теперь думайте: баня железнодорожная, улица, ведущая к ней, Банная Аллея. Что ещё в этой топонимике требуется понять? Машинисту и кочегару, смахивающим на чертей из ада, никак нельзя в таком виде домой показываться – дети папку не узнают, а может, вообще, заиками на всю жизнь останутся. Надо мыться, надо. Согласны?
Ещё на нашей улице были развалины, по-видимому, от попавшей в дом бомбы. Там мы часто копались, играли в войну. Однажды нашли пистолет, но совершенно ржавый, кто-то из родителей отобрал его у нас и выбросил в уличный туалет. Хорошо помню найденную военную медаль, была она без подвесной колодки, забрал её кто-то из старших копателей. В полуразрушенном подвальчике нам на глаза попался ящик с бутылками. Их содержимое мы, слава Богу, не пробовали. Этикетки были на немецком языке, бутылки тёмного стекла, почти чёрные. Информация просочилась к взрослым, и найденное добро тут же было конфисковано.
В наших трёх домах обитало чуть более десяти семейств. У каждой был небольшой земельный надел, хотя и не много, но на столе были свои овощи и фрукты. Отопление было печное, еду готовили на керогазе.
На улице детства, на Банной Аллее,
Где русские жили, где жили евреи,
Мы жили все мирно, совсем не богато.
Так жили в то время, так было когда-то.
У жёлтого дома, на старой аллее
В сирени, как слёзы росинки блестели,
И пух тополиный летел словно вата.
Я всё это помню, так было когда-то.
На улице детства, на нашей Аллее,
Мы в школу ходили, взрослели, умнели…
Не плач моя память, не ты виновата,
Что детство и юность уходят куда-то.