Хата, а тем более древний город – это дело глубочайшего сакрального смысла. Ведь недаром наши предки, живущие в лесах, строили свои хаты таким образом, чтобы внутри оказалось живое древо. И не просто любое, а лишь «благородное» − дуб, клён, ясень или береза. Они, по мнению древних поселян, обладали божественной благодатью.
Главное также – это выбрать место для селения. Очевидно, Боги указали людям, пришедшим вместе с Радимом из «ляхов», этот мыс на берегу неизвестной реки. Красота вокруг заворожила радимичей.
Недобрых признаков на облюбованном месте не обнаружилось. Юго-восток будущей Беларуси не предвещал здесь ничего разбойничьего.
Молодая корова спокойно улеглась на поляне, пережёвывая жвачку. От неё так и повеяло покосом, крестьянским уютом и парным молоком. Древние вещуны точно знали, что корова ни за что не уляжется на месте, которое неблагоприятно для человека.
О «доброте» места говорили и магические свойства шерсти. Сухую шерсть накрывали горшком и оставляли там до самого утра. С восходом солнца горшок снимали и убеждались в том, что шерсть отсырела, будет способствовать жизни.
На месте будущего дома оставляли перевёрнутую глиняную сковородку. Под ней появлялась роса. Это верный признак «хорошего уровня» жизни в будущей хате.
Еще одним символом домовитости почитались у радимичей муравьи. Они забирались ночью под круглый кусок дерева – значит, место счастливое.
Начинали строить хату в день Бога Грозы. К таким «лёгким» дням исстари относились вторник или четверг. Радимичи верили, что хата, строительство которой начата в эти дни, всегда будет под покровительством Перуна и, живущие в ней, могут не опасаться грозы.
Главным инструментом радимичского плотника был топор. Им, а не пилой, хотя она известна уже с IX века, сознательно пользовались древние плотники. Надруб, сделанный топором, был блестящим и гладким. В него с трудом проникала вода. Не то, что после пилы, которая разлохмачивает древесные волокна и делает их легкой добычей гнили.
Радимичские плотники предпочитали топор даже для выделки досок. Не случайно они назывались «тёсом». Топор, рассекая бревно, так уплотнял и сплющивал его сосудистую ткань, что полученные доски, казалось, будут служить вечно.
И вот хата готова. Получилась маленькая домашняя Вселенная. И прежде чем жить в ней, надо было вначале освоить её.
Радимичи – люди недоверчивые. Они до конца не уверены в том, что действительно не нарушили ни одного мистического запрета при выборе места, сроков и материала строительства. Да если и соблюдено всё это, разве можно быть уверенным в том, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение, сопроводив нехорошим помыслом притворно-ласковые слова.
Теперь надо было испытать, «добро» ли получилась хата? Не завелось ли там зло, которое потребует жертвы, убив первого вошедшего в неё?
Радимичи умели видеть и прогонять злобную нечисть.
На первую ночь в новой хате закрывали кота с кошкой. На вторую – петуха с курицей. На третью – поросёнка. На четвёртую – овцу. На пятую – корову. На шестую – коня.
И только на седьмую в хате решался заночевать человек. И то лишь в том случае, если все животные, переночевавшие в хате, были живы, веселы и здоровы.
Но даже и теперь радимич остерегался злых духов. Он считал, что первому вошедшему в хату всё равно грозит опасность. Поэтому, если в семье были «уставшие от жизни» глубокие старики, они старались войти в хату поперёд молодых.
Если же не было древних стариков, на пороге хаты отсекали курице голову. И эту курицу потом никогда не употребляли в еду.
После этого в хату входили все члены семьи. Но вначале в приоткрытую дверь бросали внутрь клубок ниток. Затем, держась за нитку, порог переступал глава семьи. И, подавая нитку, втаскивал по старшинству остальных членов семейства.
После этого в хате растапливали печь. Загорелся очаг, – значит, обжито место! Но окончательно освоенной, «священной», полностью «прирученной» и обжитой считалась хата лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых действий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба.
Только после этого новая хата становилась воистину родной хатой, где, как говорится «и стены помогают».
Мы, отодвинутые от тех времён больше, чем на тысячелетие, не можем в полной мере осознать то, что сделали для нас когда-то далёкие предки. Именно они из глубины седых времён несут к нам тепло родной Хаты. А также тепло того места, которое они когда-то выбрали для своей жизни и жизни своих потомков.
И хотя древнеславянское слова «хата» для нас теперь стала привычным домом, но никуда не исчезли из него та сухость, та теплота, что были присущи первым жилым постройкам. И сидя возле современного камина и смотря, как горят ольховые дрова – в старину самыми лучшими считались ольховые, берёзовые и дубовые поленья, – мы стараемся навечно сохранить тот неповторимый очаг жизни, идущий из глубины веков. И не только сохранить, но и передать в дар своим детям.
В третьей четверти с I тысячелетия нашей эры на высоком мысу в устье Гомеюка были возведены первые постройки радимичского поселения. Древние жители текущую рядом большую реку назвали Сожем, а свой город нарекли Гомием.
Радимичи умели не только строить, но и защищать своё поселение.
Недаром для жизни они выбрали крутой холм на берегу реки. Ту часть, которая выходила на поле, обнесли валом и тыном. Отсюда к крепости только и мог подобраться враг. Обрыв же требовал минимальной защиты.
Укрепленный городок являлся резиденцией профессиональных воинов племени, а также в случае опасности убежищем для жителей, обитавших в мирное время в неукрепленных селениях, расположенных рядом.
В Гомеле под защитой крепостных стен находилась резиденция главы племени, который на площадке для народных собраний решал вопросы войны и мира. На вече также устанавливались дани и вершился суд.
В древляной крепости также помещался святилище, где радимичи поклонялись своим языческим богам. Они тогда не считали себя «царями природы», которым дозволено грабить её как угодно. Они жили в самой природе и полагали, что у каждого живого существа на земле есть права на жизнь. Как и у самого человека. Может нам, нынешним, стоит вернуться к истокам этой мудрой философии? Думаю, что природа отблагодарила бы нас за это сторицей.